ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1869/2014 от 06.05.2014 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

 Дело № 2-1869-14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 06 мая 2014 года Центральный районный суд г.Читы в составе:

 председательствующего судьи Калашниковой Т.А.,

 при секретаре ФИО5,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Забайкальского края, действующего в защиту интересов ФИО1 к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств,

 У с т а н о в и л :

     Прокурор обратился в суд с вышеназванными требованиями, ссылаясь на следующие обстоятельства. По обращению ФИО1 проведена проверка о невыплате ОАО СК «Ростра» страхового возмещения в связи с наступлением страхового случая при прохождении службы в органах внутренних дел. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, осуществляются в соответствии со ст.43 Закона «О полиции» на основании обязательного государственного страхования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год и в порядке, установленном федеральным законодательством о страховании. ФИО1 проходила службу в органах внутренних дел с 2003г. В связи с получением заболевания в период военной службы, на основании заключения ВВК ФГУЗ «МСЧ УВД по Забайкальскому краю» от 24.09.2009г. признана негодной к прохождению военной службы, в соответствии с приказом № л/с от 26.04.2011г. уволена из органов внутренних дел. ФИО1 установлена 1 группа инвалидности. В нарушение требований законодательства о страховании и государственного контракта ОАО СК «РОСТРА» страховые выплаты не выплачены. Определением Арбитражного суда <адрес> от 27.02.12г. в отношении ОАО СК «РОСТРА» введена процедура наблюдения. В связи с наступлением страхового случая ФИО1 обратилась в Арбитражный суд с заявлением о включении ее в реестр кредиторов. Определением от 15.05.13г. требования признаны судом обоснованными и подлежащими удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ОАО СК «РОСТРА». Финансирование расходов на обязательное страхование согласно ст.8 ФЗ № осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов. К бюджетным полномочиям РФ в соответствии со ст.7 БК РФ относится определение порядка установления и исполнения расходных обязательств РФ. В настоящее время процедура признания ОАО СК «РОСТРА» несостоятельным (банкротом) не завершена, считает, что суммы страхового возмещения необходимо произвести из средств федерального бюджета за счет средств казны РФ в лице УФК по Забайкальскому краю. Просит взыскать с Министерства РФ за счет казны РФ в лице УФК Забайкальского края за счет средств федерального бюджета 2.538.018,75 руб. в счет возмещения страховой выплаты в пользу ФИО1 с перечислением денежных средств на расчетный счет в отделении Сбербанка России.

     В судебном заседании прокурор ФИО6, заявленные требования поддержала по изложенным основаниям.

     ФИО1 в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила, извещена надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.

     ФИО11 ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, как не основанные на законе.

     Представитель УМВД России по Забайкальскому краю ФИО8, действующий на основании доверенности, полагал требования не подлежат удовлетворению как не имеющие законных оснований для удовлетворения.

     Представитель Министерства Забайкальского края ФИО9, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворению, представив письменные пояснения(л.д._____).

     Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований по следующим основаниям.

 Всеобщая декларация прав человека провозглашает право каждого на жизнь (статья 3). Обязательность установления такого жизненного уровня, который необходим для поддержания здоровья его самого и его семьи, и обеспечения в случае болезни, инвалидности или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам предусмотрена в статье 25 Всеобщей декларации прав человека и статье 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

 Положения названных международных актов отражены и в Конституции Российской Федерации.

 Право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите; Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека (статьи 2 и 7, часть 1 статьи 20, статья 41 Конституции Российской Федерации).

 В развитие положений Конституции Российской Федерации приняты соответствующие законодательные акты, направленные на защиту здоровья граждан и возмещение им вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья. Общие положения, регламентирующие условия, порядок, размер возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, содержатся в Гражданском кодексе Российской Федерации (глава 59).

 Согласно пункту 2 статьи 927 ГК РФ в случаях, когда законом на указанных в нем лиц возлагается обязанность страховать в качестве страхователей жизнь, здоровье или имущество других лиц либо свою гражданскую ответственность перед другими лицами за свой счет или за счет заинтересованных лиц (обязательное страхование), страхование осуществляется путем заключения договоров в соответствии с правилами настоящей главы. Для страховщиков заключение договоров страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным.

 Пункт 1 статьи 935 ГК РФ предусматривает, что законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать: жизнь, здоровье или имущество других определенных в законе лиц на случай причинения вреда их жизни, здоровью или имуществу; риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.

 В соответствии со ст.43 Закона «О полиции» жизнь и здоровье сотрудника полиции подлежат обязательному государственному страхованию за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год(ч.1).

 Обязательное государственное страхование жизни и здоровья сотрудника полиции осуществляется на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (ч.2).

 Закон № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» определяет условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы.   

 Как установлено в п. 1 ст. 1 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», объектами обязательного государственного страхования являются жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц.

 Согласно п. 2 указанной статьи жизнь и здоровье данных лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала службы в органах внутренних дел РФ по день окончания службы. Там же предусмотрено, что при наступлении страховых случаев, предусмотренных абзацами 2 (гибель (смерть) застрахованного лица до истечения одного года после увольнения со службы) и 3 (установление застрахованному лицу инвалидности до истечения одного года после увольнения со службы) ст. 4 названного Закона, лица считаются застрахованными в течение одного года после окончания службы, если смерть или инвалидность наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, имевших место в период прохождения службы.

 В пункте 3 ст. 1 названного Закона предусмотрено, что в случае, если жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц, за исключением оснований, предусмотренных данным Законом, подлежат обязательному государственному страхованию также в соответствии с иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, то указанным военнослужащим и приравненным к ним в обязательном государственном страховании лицам или членам их семей страховые суммы выплачиваются по их выбору только по одному основанию.

 Во исполнение Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» и Постановления Правительства РФ от 29 июля 1998г. № 855 «О мерах по реализации Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» (наименование в ред. Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 674) издан Приказ МВД России от 16 декабря 1998г. № 825 «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья в системе МВД России», которым утверждена Инструкция о порядке проведения обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, в системе МВД России.

 В соответствии с п.1 ст.969 ГК РФ в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.

 Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

 В силу пункта 2 статьи 969 ГК РФ обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями.

 Статья 6 Федерального закона №52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» устанавливает, что обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц осуществляется на основании договора, заключаемого между страхователем и страховщиком в пользу третьего лица - застрахованного лица (выгодоприобретателя), в письменной форме на один календарный год.

 В соответствии с пунктом 3 статьи 6 указанного Закона, договор страхования включает соглашение о застрахованных лицах, размерах страховых сумм, сроке действия договора, размере, сроке и порядке уплаты страховой премии (страхового взноса), правах, об обязанностях и ответственности страхователя и страховщика, перечень страховых случаев и способы перечисления (выплаты) страховых сумм застрахованному лицу (выгодоприобретателю).

 Исходя из содержания приведенных норм, обязательства страховщика по государственному обязательному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц возникают на основании соответствующего договора, которым должен быть определен перечень застрахованных лиц, страховых случаев и иные существенные условия договора.

 Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).

 В соответствии с п.65 Положения Министерство внутренних дел организует государственное страхование жизни и здоровья сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск.

 В соответствии с выше установленным, государство выделяет финансирование на уплату страховой премии при заключении договоров страхования (ст.8 ФЗ-52, что обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых страхователям на эти цели из соответствующих бюджетов) и не предусматривает возмещение ущерба за счет средств государства при банкротстве страховой компании, поскольку государство не является правопреемником страховой компании и не брало на себя обязательства в данном случае перед страхователями.

     К тому же, согласно определения Арбитражного суда <адрес> от 15.05.12г. требование ФИО1 в размере 2.538.018,75 руб. страховая сумма признана обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов ОАО СК «РОСТРА», т.е. истцом не исчерпана возможность получения страхового возмещения.

     Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р е ш и л :

 заместителю прокурора Забайкальского края, действующего в защиту интересов ФИО1 в удовлетворении требований к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств отказать.

 Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд <адрес>.

 Судья: Калашникова Т.А.