Дело № 2-1869/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2014 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Зрелкиной Е.Ю.,
при секретаре Охрименко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО7 <А.Н.>, ФИО4 <С.А.>, ФИО4 <А.Т.> к Администрации г. Горно-Алтайска, Министерству труда и социального развития Республики Алтай, ГУ МЧС РФ по Республике Алтай, Министерству по чрезвычайным ситуациям РФ об установлении факта постоянного проживания в жилом помещении на момент ЧС - затопления, признании права на получение материальной помощи и пострадавшими от ЧС, о понуждении включить в список граждан на получение материальной помощи (затопление), по иску ФИО5 к Администрации г.Горно-Алтайска о признании отказа незаконным, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи в связи с утратой имущества, по иску ФИО6 к Администрации г.Горно-Алтайска о признании отказа незаконным, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной и финансовой помощи в связи с утратой имущества,
УСТАНОВИЛ:
ФИО7, ФИО5, ФИО6 обратились в суд с исковым заявлением об установлении факта постоянного проживания на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении по адресу: <адрес>, признании права на включение в список граждан на получение материальной помощи в размере 110 000 рублей каждый, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обязании включить в список граждан на получение финансовой помощи, обязании Комиссии Республики Алтай по ликвидации последствий паводка выполнить в 30-дневные сроки берегоукрепительные работы, восстановлению дороги, капитального ремонта жилья, взыскании судебных расходов. В обоснование требований указали, что 29-30 мая 2014 года в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильными осадками и резкого подъема уровня рек на территории МО «г.Горно-Алтайск» было затоплено домовладение, расположенное по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении проживают ФИО7, ФИО6, ФИО5, бабушка ФИО1 паводок не дает вести приусадебное хозяйство, смыло грядки с посаженными семенами и картофелем, на берегу скопились деревья и прочий мусор. В список граждан на получение материальной помощи (финансовой помощи) включена только истец ФИО7, поскольку зарегистрирована в пострадавшем доме. При изложенных обстоятельствах истцы просят установить факт постоянного проживания ФИО7, ФИО6, ФИО5, бабушки ФИО1 на момент чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, признать их право на получение материальной помощи в размере 110 000 рублей, в итоговом исчислении 440 000 рублей, признать истцов пострадавшими от ЧС, обязать МО «г.Горно-Алтайск» включить ФИО6, ФИО5, ФИО1, ФИО7 в список граждан, которые имеют право на получение материальной помощи (финансовой помощи), обязать комиссию Республики Алтай по ликвидации последствий паводка выполнить в 30 дневные сроки берегоукрепительные работы, восстановлению дороги, капитального ремонта жилья, пострадавшего от паводка по адресу: <адрес>, взыскать судебные расходы на оплату доверенности в сумме 1200 рублей.
Также, ФИО5 обратился в суд с иском к Администрации г.Горно-Алтайска о признании отказа незаконным, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости), в котором указывает, что он 24 июня 2014 года обратился в Администрацию г.Горно-Алтайска с заявлением о включении его в список граждан на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости). Администрацией г.Горно-Алтайска было отказано в связи с тем, что истец не зарегистрирован по адресу <адрес>. Однако данный дом вошел в границы зоны чрезвычайной ситуации, что подтверждается справкой Отдела ГО и ЧС Администрации г.Горно-Алтайска. По указанному адресу истец фактически проживает, там находится его имущество первой необходимости.
ФИО6 обратилась с иском в суд к Администрации г.Горно-Алтайска о признании отказа незаконным, обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества (имущества первой необходимости), в котором указывает, что она 25 июня 2014 года обратилась в Администрацию г.Горно-Алтайска с заявлением о включении ее в список граждан на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости). Администрацией г.Горно-Алтайска было отказано в связи с тем, что истец не зарегистрирована по адресу <адрес>. Однако данный дом вошел в границы зоны чрезвычайной ситуации, что подтверждается справкой Отдела ГО и ЧС Администрации г.Горно-Алтайска. По указанному адресу истец фактически проживает, там находится ее имущество первой необходимости.
Определением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 августа 2014 года данные гражданские дела объединены в одно производство.
При рассмотрении дела представитель истцов ФИО8 уточнил требования, просил обязать Администрацию г.Горно-Алтайска выполнить в 30 дневные сроки берегоукрепительные работы, работы по восстановлению дороги, капитальному ремонту жилья, пострадавшего от паводка по адресу: <адрес>, также просил взыскать судебные расходы в пользу истцов на ГСМ в сумме 178,50 рублей, канцтовары в сумме 36 рублей, а также судебные расходы на приобретение ГСМ в сумме 335 рублей.
Определениями Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 14 августа 2014 года производство по делу прекращено в части требований ФИО7, ФИО6, ФИО5 о признании права ФИО1 на включение в реестр граждан по г.Горно-Алтайску на получение материальной помощи и финансовой помощи, обязании включить ФИО1 в список граждан, которые имеют право на получение материальной помощи, а также в части требований ФИО7 об обязании включить ФИО7 в список граждан, которые имеют право на получение материальной (финансовой) помощи в размере 440 000 рублей.
ФИО7, ФИО5, представитель ФИО8 в судебном заседании требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. ФИО7 пояснила, что она включена в списки на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи, выплаты в размере 110 000 рублей уже получила.
Истец ФИО6, представитель Администрации г.Горно-Алтайска, представитель Министерства труда и социального развития Республики Алтай в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.
Представитель ответчиков МЧС России, ГУ МЧС России по Республике Алтай ФИО9 требования истцов не признала, полагала их не подлежащими удовлетворению, просила исключить МЧС России и ГУ МЧС России по РА из числа ответчиков.
Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в совокупности, полагает требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.
В силу ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
Подпункт "г" п. 9 Правил предусматривает, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий по оказанию гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; по оказанию гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
29 мая 2014 года на территории Республики Алтай сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с резким ухудшением паводковой обстановки на реках Республики Алтай.
Распоряжением Правительства Республики Алтай № 315-р от 29 мая 2014 года на территории Республики Алтай введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением мэра г.Горно-Алтайска от 29 мая 2014 года № 735-р режим чрезвычайной ситуации введен на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» с 29 мая 2014 года для органов управления сил городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в городе Горно-Алтайске.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 06 июня 2014 года № 161 утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее Порядок).
В соответствии с пунктами 2, 3, 4 указанного Порядка гражданам, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года (далее - граждане), за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий предоставляется: единовременная материальная помощь в размере 10 тыс. рублей на человека; финансовая помощь в связи с утратой ими имущества первой необходимости (за частично утраченное имущество в размере 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Граждане (их законные представители) обращаются в органы местного самоуправления в Республике Алтай с заявлением о предоставлении единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - выплаты), составленным по форме, определенной в приложении N 9 к Правилам, и предъявлением документа, удостоверяющего личность.
Орган местного самоуправления городского округа и муниципального района в Республике Алтай на основании поступивших заявлений в течение 5 рабочих дней со дня их поступления составляет списки граждан на получение выплат по формам, определенным в приложениях № 10, № 12 к Правилам (далее также - списки), и после их утверждения главой городского округа и муниципального района в Республике Алтай обеспечивает и согласовывает подписание их с руководителем Отдела Федеральной миграционной службы России по Республике Алтай, руководителем Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Алтай, и после чего в течение 3 рабочих дней направляет их в Министерство труда и социального развития Республики Алтай.
Из материалов дела усматривается, что 24 и 25 июня 2014 года ФИО5, также 25 июня 2014 года ФИО6, обратились в Администрацию г.Горно-Алтайска с заявлениями о включении их в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества. Администрацией г.Горно-Алтайска истцам было отказано во включении в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества. Отказы уполномоченного органа в формировании списков мотивированы тем, что истцы не имеют регистрации по месту жительства в доме по адресу <адрес>.
Исходя из постановления Администрации г.Горно-Алтайска № 43 от 30 мая 2014 года «Об определении границ зоны чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск», возникшей в связи с многодневными дождями и резким подъемом уровня воды в реках Майма и Улалушка», жилой дом № по <адрес> вошел в зону границ чрезвычайной ситуации, объявленной 29 мая 2014 года. Актом обследования от 01 июня 2014 года установлена полная утрата имущества. Также актами от 01.06.2014 года и 05.08.2014 года установлено, что жилой дом по адресу <адрес> затоплен на уровне 80-100 см от пола, пострадала вся мебель, бытовая техника, вещи.
Пункт 1 Порядка не содержит условия для включения в Список граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества наличие регистрации по месту постоянного проживания.
Произвольное расширительное толкование данного пункта противоречит Конституции Российской Федерации, закрепляющей право гражданина на свободу передвижения и выбора места жительства, лишает его права на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в рамках гарантий, закрепленных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», противоречит позиции Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 1996 г. N 9-П и 02 февраля 1998 г. N 4-П, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2000 г. N 185-О и 06 октября 2008 г. N 619-О-П).
Суд полагает установленным факт того, что ФИО7, ФИО6, ФИО5 проживают по адресу <адрес>, при этом не имеет правового значения то обстоятельство, что на момент паводка ФИО6, ФИО5 зарегистрированы не в пострадавшем доме. ФИО7, ФИО6, ФИО5 пользуются и фактически проживают в доме по адресу: <адрес>, на момент затопления проживали именно по данному адресу. Данный факт подтверждается справкой, выданной председателем уличного комитета, а также свидетельскими показаниями ФИО2, ФИО3
При изложенных обстоятельствах, требования истцов об установлении факта постоянного проживания ФИО6, ФИО5, ФИО7 по адресу г Горно-Алтайск, <адрес> на момент чрезвычайной ситуации, признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права истцов на включение в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества, признании отказов администрации г.Горно-Алтайска незаконным, обязании включить ФИО6, ФИО5 в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости) подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, требования истцов об установлении факта проживания по адресу <адрес>ФИО1 удовлетворению не подлежит, поскольку, какие-либо права и законные интересы истцов установление данного факта не затрагивает.
Требования истцов об обязании Администрации г.Горно-Алтайска выполнить в срок 30 дней берегоукрепительные работы, работы по восстановлению дороги, капитального ремонта жилья, также удовлетворению не подлежат. Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены его цели, которыми являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Вместе с тем ликвидацией чрезвычайных ситуаций являются аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Каких-либо положений обязывающих орган местного самоуправления проводить ремонтные работы по восстановлению пострадавшего жилья, берегоукрепительные работы и работы по восстановлению дороги указанный федеральный закон, равно как и Постановление Правительства Республики Алтай № 110 от 06 июня 2014 года, не содержат.
Кроме того, истцами не конкретизированы требования в данной части. Судом неоднократно предлагалось истцам уточнить требования, указать берегоукрепительные работы какой реки, в каких границах, в каком месте необходимо произвести ответчику, работы по восстановлению дороги на какой улице, в каких границах. Однако истцы указанные требования не уточнили.
При изложенных обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении требований истцов ФИО7, ФИО6, ФИО5 в части требований об установлении факта проживания по адресу <адрес>ФИО1, возложении обязанности на Администрацию г.Горно-Алтайска выполнить берегоукрепительные работы, работы по восстановлению дороги, ремонту жилого помещения истцов.
В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Поскольку истцам требуется восстановление имущества, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, суд полагает возможным обратить решение суда в части возложения обязанности на Администрацию г.Горно-Алтайска включить ФИО6, ФИО5 в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости) к немедленному исполнению.
Поскольку истцами каких-либо требований к ответчикам Министерству труда и социального развития Республики Алтай, МЧС России, ГУ МЧС России по Республике Алтай не предъявлено, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ решение суда принято по заявленным истцом требованиям. Требования к указанным ответчикам судом не рассматривались.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Из материалов дела усматривается, что истцами оплачена сумма 1200 рублей за судебную доверенность, выданную на представителя ФИО8, данные денежные средства получены нотариусом по квитанции к реестру № от ДД.ММ.ГГГГ от истцов ФИО7, ФИО6, ФИО5, которые подлежат взысканию с ответчика Администрации г.Горно-Алтайска в пользу истцов, исходя из удовлетворения их требований истцов в части, в сумме 500 рублей, в равных долях, то есть по 166 рублей 67 копеек в пользу каждого.
Требование представителя истцов о взыскании судебных расходов в виде расходов на ГСМ в сумме 178 рублей 50 копеек, 335 рублей, канцтоваров в сумме 36 рублей, суд полагает не подлежащими удовлетворению, так как истцами и их представителем не подтверждена необходимость данных затрат в связи с рассмотрением настоящего дела. Истцы проживают в г.Горно-Алтайске, в месте расположения Горно-Алтайского городского суда, в исковом заявлении, иных материалах дела, в самом заявлении о взыскании судебных расходов, представителем ФИО8 указан адрес его места жительства <адрес>. Заявление о взыскании расходов на ГСМ в сумме 335 рублей не подписано, заявление и чек представлены в электронном виде. В связи с чем, оснований для взыскания расходов на ГСМ не имеется.
Что касается требований о взыскании расходов на канцтовары в сумме 36 рублей, суд также полагает их не подлежащими удовлетворению. Стороной истцов представлен товарный чек <данные изъяты> на сумму 36 рублей за распечатку фотодокументов в количестве 9 штук. Однако из данного товарного чека невозможно установить, когда распечатывались фотодокументы, связаны ли данные распечатки с рассматриваемым делом. Кроме того, в чеке указано количество фотодокументов 9 штук, однако истцами таковые к материалам дела не приобщались.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО7 <А.Н.>, ФИО4 <С.А.>, ФИО4 <А.Т.> удовлетворить частично.
Установить факт постоянного проживания ФИО7 <А.Н.>, ФИО4 <С.А.>, ФИО4 <А.Т.> в жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>.
Признать право ФИО7 <А.Н.>, ФИО4 <А.Т.>, ФИО4 <С.А.> на включение в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости).
Признать ФИО7 <А.Н.>, ФИО4 <А.Т.>, ФИО4 <С.А.> пострадавшими от чрезвычайной ситуации.
Признать незаконным отказ Администрации г.Горно-Алтайска о включении ФИО4 <А.Т.>, ФИО4 <С.А.> в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости).
Возложить обязанность на Администрацию г.Горно-Алтайска включить ФИО4 <С.А.>, ФИО4 <А.Т.> в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости).
Отказать ФИО7 <А.Н.>, ФИО4 <А.Т.>, ФИО4 <С.А.> в удовлетворении требований об установлении факта проживания ФИО1 по адресу: <адрес>, обязании Администрации г.Горно-Алтайска выполнить в 30 дневные сроки берегоукрепительные работы, работы по восстановлению дороги, капитальному ремонту жилого дома по адресу: <адрес>, взыскании судебных расходов в сумме 549 рублей 50 копеек.
Взыскать с Администрации г.Горно-Алтайска в пользу ФИО7 <А.Н.>, ФИО4 <А.Т.>, ФИО10 <С.А.> расходы по оплате доверенности представителя в сумме 500 рублей в равных долях, то есть по 166 рублей 67 копеек в пользу каждого.
Решение суда в части возложения обязанности на Администрацию г.Горно-Алтайска включить ФИО4 <С.А.>, ФИО4 <А.Т.> в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости) подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд.
Судья Е.Ю. Зрелкина
Решение в окончательной форме изготовлено 19 августа 2014 года