Дело №2-186/2019
<данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Богучар 03 апреля 2019 г.
Богучарский районный суд Воронежской области в составе
судьи Гузевой О.А.,
при секретаре Сумской А.С.,
с участием помощника военного прокурора Воронежского гарнизона Западного военного округа ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Воронежского гарнизона к ФГУП «Главное военно-строительное управление №14» об обязании провести судебную работу,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в суд с исковым заявлением к ФГУП «Главное военно-строительное управление №14» об обязании провести судебную работу, в котором просит суд:
Обязать ФГУП «ГВСУ № 14» провести судебную работу с ООО «Стиль-1», путем направления искового заявления об обязании ООО «Стиль-1» произвести замену поставленных кроватей в казармы Н 8.1, Н 8.2, Н 8.3, Н 8.4 в количестве 1 200 штук на кровати соответствующие ГОСТу 2056-77 (тип «А») и в соответствие с условиями государственного контракта, нормативно-правовыми актами МО РФ, договорам подряда и договорам поставки и монтажа технологического оборудования, ссылаясь на следующие обстоятельства:
Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о капитальном строительстве и ремонте при осуществлении капитального строительства и реконструкции объектов военных городков № и №, расположенных по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный Заказчик), в лице заместителя руководителя Департамента строительства Министерства обороны РФ и ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Центрального федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (далее - ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России) (Генпордрядчик), в лице начальника ФИО2ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № (далее – Контракт) на выполнение проектно-изыскательских работ по первому и второму этапам и строительно-монтажных работ первого этапа по объекту: «Капитальное строительство и реконструкция объектов военных городков № и №» по адресу: <адрес> (шифр объекта Т-42/15-121).
ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России переименован в ФГУП «Главное военно-строительное управление № 1» (далее – ФГУП «ГВСУ №1»), и в дальнейшем ГВСУ № 1 прекратил деятельность при присоединении к ФГУП «Главное военно-строительное управление № 14» (далее – ФГУП «ГВСУ № 14»). Таким образом, в настоящее время ФГУП «ГВСУ № 14» является правопреемником ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России и отвечает по всем обязательства, имеющиеся ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России.
В соответствии с п. 2.5 Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения Работ, осуществления контроля и надзора за производством работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 Контракта, ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (Заказчик). При осуществлении прав и обязанностей по Контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате Работ, Заказчик действует от имени Государственного заказчика. Ответственность за действия и (или) бездействие заказчика при осуществлении им функций Государственного заказчика несет Государственный заказчик.
В соответствии с подп. 2.15 п. 23.2 раздела 23 (Требования к работам) Государственного контракта указано о необходимости в сводном сметном расчете предусмотреть затраты на обеспечение технологическим оборудованием, мебелью и инвентарем в соответствии с нормами, установленными приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и тактико-техническим заданием.
В свою очередь, ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России» во исполнение государственного контракта заключил с ООО «Стиль-1» договор субподряда № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор) на выполнение проектно-изыскательских работ по первому и второму этапам и строительно-монтажных работ первого этапа по объекту: «Капитальное строительство и реконструкция объектов военных городков № и №» по адресу: <адрес> (шифр объекта Т-42/15-121).
В соответствии с п. 2.15 Технического задания к Договору также указано о необходимости в сводном сметном расчете предусмотреть затраты на обеспечение технологическим оборудованием, мебелью и инвентарем в соответствии с нормами, установленными приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и ТТЗ.
ООО «Стиль-1» в рамках исполнения договорных обязательств перед ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России», в части касающейся обеспечения объектов технологическим оборудованием, мебелью и инвентарем заключило с ООО «МастеРеал» ряд договоров поставки и монтажа технологического оборудования (от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№), все вышеперечисленные договора предусматривали, в том числе поставку кроватей армейских разборных одноярусных (ГОСТ 2056-77, тип А).
В соответствии с п. 12 спецификации к вышеназванным договорам, каждым в отдельности, (от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№) ООО «МастеРеал» приняло на себя обязательство по поставке и сборке кроватей армейских разборных одноярусных ГОСТ 2056-77 (тип «А») в количестве 300 штук в казарму Н 8.1- 300 штук в казарму Н 8.2 - 300 штук в казарму Н 8.3 - 300 штук в казарму Н 8.4 – 300 штук соответственно.
Кроме того в соответствии с условиями вышеуказанных договоров особым условием их исполнения являлось изготовление мебели и оборудования в соответствии с приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Приказ).
В соответствии с п. 6 Приказа запрещается приобретать мебель и инвентарь, не предусмотренные Приложениями № и № к Приказу.
В соответствии с Приложением № к Приказу в общевойсковые здания соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации предусмотрена поставка кроватей армейских разборных типа «А» и «Б».
Также в соответствии с Приложением № к Приказу срок службы указанных кроватей составляет 15 лет.
В соответствии с ГОСТ 2056-77 «Кровать армейская разборная. Технические условия (с Изменениями №, с Поправкой)» (далее - ГОСТ) кровать должна иметь следующие характеристики: длина спального места 1900±10 мм; ширина спального места 700±5 мм; высота до основания спального места 420±5 мм; высота кровати в изголовье 1140±5 мм, высота кровати в ногах 850±5 мм.
Более того, в соответствии с ГОСТ 2056-7 также предусмотрены следующие характеристики кровати армейской разборной тип «А»:
- кровать должна изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам и образцам (эталонам), согласованным с заказчиком и утвержденным в установленном порядке;
- детали спинок кровати должны изготовляться из стальных труб по ГОСТ 10705-80диаметром в миллиметрах: колонки 28-33, стойки 10-12, поперечины 14-22, дуги 28-33, подножники 32-40. Допускается изготовление подножников из пластмасс по ГОСТ 16337;
- соединение колонок и стоек с поперечинами, дуг с колонками должно выполняться запрессовкой, сквозными заклепками, сваркой, кернением или винтами. Допускается отклонение дуг от вертикали не более чем на 2;
- детали кровати, изготовленные из гнутых труб, не должны иметь гофрированных поверхностей. Допускается нецилиндричность труб не более 1 мм на каждые 10 мм диаметра;
- рама кровати должна быть жесткой и прочной. Детали рамы должны быть изготовлены: продольные и поперечные прогоны - из угловой стали 40х40х5 или 45х45х4 мм по ГОСТ 8509 или из стальных равнополочных и неравнополочных уголков по ГОСТ 19771 и ГОСТ 19772, равнопрочных указанным; материал - сталь марок ст.2-ст.3 по ГОСТ 380 или сталь 10-сталь 20 по ГОСТ 1050; пружины ромбической сетки - из стальной высокоуглеродистой проволоки группы II по ГОСТ 14-4-210 и ГОСТ 9389; материал - сталь 50-сталь 65 по ГОСТ 1050, проволока пружины диаметром 3,0-3,6 мм, наружный диаметр пружины - 20 мм, крючки крепления ромбической сетки - из стальной низкоуглеродистой светлой проволоки общего назначения по ГОСТ 3282, материал ст.2-ст.3 по ГОСТ 380, диаметр проволоки 3,0-3,6 мм;
- собранная кровать должна быть устойчивой. Положение спинок относительно рамы должно быть перпендикулярным. Предельное отклонение не должно превышать 1;
- детали кровати должны быть изготовлены с точностью, обеспечивающей их сборку без дополнительной подгонки и взаимозаменяемость. Внешние поверхности деталей не должны иметь вмятин, раковин, заусениц и острых кромо;
- сварные швы должны выполняться по ГОСТ 5264 и ГОСТ 15878 без трещин, усадочных раковин, прожогов и непроваров. Места сварки на внешних поверхностях должны быть зачищены;
- ромбическая сетка должна быть упругой и при нагружении коробом массой 180 кг не должна иметь прогиб более 150 мм в центральной части рамы. Натяжение сетки должно быть равномерным без слабины отдельных звеньев;
- ромбическую сетку крепят к раме крючками: бортовыми - длиной не более 50 мм; торцовыми - длиной не более 85 мм. Диаметр отверстия для крючков в прогонах рамы 5-7 мм. Центры отверстий должны располагаться на расстоянии не менее 10 мм от внутренней кромки рамы. Концы крючков сетки не должны выступать над ее поверхностью. Ушки пружин должны быть расположены в горизонтальной плоскости, проходящей через ось пружины. Концы ушек должны быть поджаты внутрь пружины. Пружины должны иметь равномерную навивку. Ячейки ромбической сетки должны быть правильной формы, без перекосов и смещений. Отклонение от формы ячеек не должно превышать 4 мм по большей диагонали;
- прочность соединения деталей и сборочных единиц кроватей должна обеспечиваться безотказностью при выполнении не менее 100 циклов: сборка-нагружение-разборка;
- детали кровати должны иметь защитно-декоративное покрытие пентафталевыми эмалями типа ПФ-133 по ГОСТ 926 или ПФ-115 по ГОСТ 6465 или другими, обеспечивающими условия эксплуатации категории 2 группы С по ГОСТ 9.104 класса лакокрасочных покрытий не ниже III по ГОСТ 9.032. Цвет покрытия определяется по согласованию с заказчиком. Адгезия лакокрасочного покрытия к металлической поверхности не должна быть более 2 баллов по ГОСТ 15140. Допускается на поверхности дуг кроватей защитно-декоративное покрытие Н9б (никелевое) или Х9 (хромовое). Качество покрытия должно соответствовать ГОСТ 9.301;
- покрытие должно быть ровным, без пузырей и отслаиваний. На окрашенных поверхностях не должно быть трещин, пятен, морщин, наплывов и непрокрашенных участков. Допускается нарушение лакокрасочного покрытия в местах соприкосновения подвижных деталей;
- покрытие должно обеспечивать стойкость против коррозии при хранении и после обработки дезинфицирующими и моющими средствами;
- требования к окраске кроватей, предназначенных для использования в условиях тропического климата, устанавливаются заказчиком;
- кровати должны комплектоваться соединительными пластинами для обеспечения большей устойчивости при установке четырех кроватей в два яруса.
- кровати должны легко собираться и разбираться;
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 307 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. При установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
В соответствии с ч. 1 ст. 307.1 ГК РФ к обязательствам, возникшим из договора (договорным обязательствам), общие положения об обязательствах (настоящий подраздел) применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре (подраздел 2 раздела III).
Как следует из ч. 2 ст. 308 ГК РФ если каждая из сторон по договору несет обязанность в пользу другой стороны, она считается должником другой стороны в том, что обязана сделать в ее пользу, и одновременно ее кредитором в том, что имеет право от нее требовать.
Статья 309 ГК РФ определяет, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условийи требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Также в соответствии с ч.1 ст. 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Согласно ч.ч. 1-3 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 71 раздела II Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 1082 от 16 августа 2004 года, Министерство обороны Российской Федерации (далее - Министерство) осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 № 1053«О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В ходе проверки установлено, что поставленные ООО «МастеРеал» кровати и в последствии принятые ООО «Стиль-1» и переданные в эксплуатацию для нужд МО РФ не соответствуют заявленным требованиям ГОСТа, а именно: ширина спального места 685 мм; высота до основания спального места 380 мм; высота кровати в изголовье 820 мм, высота кровати в ногах 820 мм.
Кроме того, продольные и поперечные прогоны – изготовлены из угловой стали 40*40*2 мм, вместо установленных 40х40х5 или 45х45х4 мм.
Также в нарушение ГОСТа спальное место кровати выполнено из электросварной сетки с ячейкой не менее 50*50 мм, выполненное из проволоки 0,4 мм, вместо ромбической сетки пружины ромбической сетки - из стальной высокоуглеродистой проволоки группы II по ГОСТ 14-4-210 и ГОСТ 9389; материал - сталь 50-сталь 65 по ГОСТ 1050, которая не прикреплена к раме крючками: бортовыми - длиной не более 50 мм; торцовыми - длиной не более 85 мм.
Кроме того, в соответствии с паспортом изделия гарантийный срок эксплуатации данной кровати составляет лишь 1 год, а в соответствии с Приложением № к Приказу срок службы указанных кроватей составляет 15 лет.
Более того, в соответствии с разделом 4 к ГОСТу определен порядок и методы испытаний данных кроватей для определения их дальнейшей эксплуатации, однако каких-либо сведений о проведенных испытаниях на поставленные ООО «МастеРеал» кровати не представлено.
Таким образом, поставленные ООО «МастеРеал» кровати не соответствуют ГОСТу 2056-77, не прошли соответствующие испытания, установленные разделом 4 ГОСТа 2056-77, а соответственно могут потерять свои свойства, ранее установленного приказом МО РФ от 30.04.2004 № 120 срока эксплуатации.
Однако, ФГУП «ГВСУ № 14», несмотря на несоответствие поставленных кроватей условиям государственного контракта, договора субподряда, а также требованиям ГОСТа и нормативно-правовых актов Министерства обороны РФ, судебно-претензионную работу с субподрядной организацией ООО «Стиль-1», направленную на поставку товара соответствующего качества (кровати ГОСТ 2056-77, «тип А») и исполнения требований и условий Государственного контракта не проводит, а согласно условиям Государственного контракта за действия и (или) бездействие Заказчика при осуществлении им функций Государственного заказчика несет Государственный заказчик.
В соответствии со ст.ст. 9, 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495 « Об утверждении Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащие находятся под защитой государства. Права военнослужащих и порядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - общевоинские уставы) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государство гарантирует правовую и социальную защиту военнослужащих, осуществляет охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.
Командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако, несмотря на то, что казармы Н 8.1-Н 8.4 не сданы в эксплуатацию установленным порядком, до настоящего времени не получено свидетельство о праве собственности на данные казармы, руководством Западного военного округа в мае 2017 года принято решение о заселении в данные казармы личного состава воинских частей Богучарского гарнизона, а соответственно с указанного времени данные казармы используются в интересах МО РФ, а также находящиеся в данных казармах кровати эксплуатируются военнослужащими в повседневной деятельности, а соответственно ежедневно нарушаются их права на достойные условия прохождения военной службы и использование названных кроватей ненадлежащего качества в последствии могут влиять на здоровье военнослужащих, что недопустимо.
Кроме того использование данных кроватей в интересах МО РФ нарушают права как военнослужащих по призыву и по контракту на достойные условия прохождения военной службы, так и неопределенного круга лиц, так как на территории в/частей проводятся военно-патриотические игры с привлечением школ и организаций Воронежской области, а также мобилизационные сборы с гражданским населением, находящимся в мобилизационном резерве и иные мероприятия при участии, в том числе гражданского населения, чем также нарушается их права на отдых.
Согласно ч. 9 ст. 29 ГПК РФ иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального конституционного закона«О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 №1-ФКЗ военным судам подсудны: гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Вместе с тем, данное дело не относится к названной категории и подлежит направлению в Богучарский районный суд по месту исполнения государственного контракта и договоров поставки и монтажа технологического оборудования.
В соответствии ч.1 ст.45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В судебном заседании представитель истца - помощник военного прокурора Воронежского гарнизона Западного военного округа ФИО1 поддержал исковое заявление и просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика ФГУП «Главное военно-строительное управление №14» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель третьего лица Министерства обороны Российской Федерации не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От представителя поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что согласно п. 1 ст. 22 ГПК РФ, судами общей юрисдикции рассматриваются исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Предметом искового заявления является требование о понуждении по замене поставленного товара (кроватей), что прямо затрагивает экономическую деятельность юридических лиц.
В силу ст. 27 АПК РФ, Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Подведомственность как часть компетенции - это совокупность процессуальных полномочий арбитражных судов по рассмотрению споров, которые не могут быть рассмотрены судами общей юрисдикции.
Основных критериев подведомственности, перечисленных в АПК РФ, два:
характер дела (спор должен возникнуть в ходе осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности;
субъектный состав участников (сторонами в споре являются/могут являться либо юридические лица, либо индивидуальные предприниматели).
Обращает внимание суда на то, что согласно ст. 35 АПК РФ, иск предъявляется в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства ответчика.
В судебное заседание представитель третьего лица ФКП «Управление заказчика капитального строительства» МО РФ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель третьего лица ФКУ «Объединенное стратегическое командование Западного военного округа» МО РФ не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель третьего лица ООО «Стиль-1» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. От представителя поступил отзыв на исковое заявление из которого следует, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 ГПК РФ судам общей юрисдикции рассматриваются исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Предметом иска является обязание ФГУП «ГВСУ № 14» ООО «Стиль-1» провести судебною работу с ООО «Стиль-1», путем направление искового заявления об обязании ООО «Стиль-1» произвести замену поставленных кроватей в казармы Н 8.1, Н 8.2, Н 8.3. Н 8.4 в количестве 1 200 штук на кровати соответствующие ГОСТу 2056-77 (тип «А») и в соответствии с условиями государственного контракта, нормативно-правовыми актами МО РФ, договорами подряда и договорами поставки и монтажа технологического оборудования.
Согласно ч. 1 ст. 27 АПК РФ Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Спор об обязании произвести замену поставляемых кроватей сопряжен с экономической деятельностью. Иск предъявлен к юридическому лицу и субъектами правоотношений являются юридические лица - ФГУП «ГВСУ № 14» и ООО «Стиль-1».
В соответствии с ч. 2 ст. 27 АПК РФ Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами.
Между ФГУП «ГВСУ № 14» и ООО «Стиль-1» в настоящий момент отсутствуют какие- либо экономические споры, претензий от ФГУП «ГВСУ № 14» в адрес ООО «Стиль-1» не поступало, а так же отсутствуют неурегулированные вопросы экономического характера.
На основании вышеизложенного, поданное Военным прокурором Воронежского гарнизона исковое заявление не относится к подведомственности суда общей юрисдикции, а подведомственно арбитражному суду.
В судебное заседание представитель третьего лица ООО «МастеРеал» не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, от представителя поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав сторону, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующим выводам:
В судебном заседании установлено, что между Министерством обороны Российской Федерации (Государственный Заказчик), в лице заместителя руководителя Департамента строительства Министерства обороны РФ и ФГУП «Главное управление специального строительства по территории Центрального федерального округа при Федеральном агентстве специального строительства» (далее - ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России) (Генпордрядчик), в лице начальника ФИО2ДД.ММ.ГГГГ заключен государственный контракт № ДС-Т-42/15-121 (далее – Контракт) на выполнение проектно-изыскательских работ по первому и второму этапам и строительно-монтажных работ первого этапа по объекту: «Капитальное строительство и реконструкция объектов военных городков № и №» по адресу: <адрес> (шифр объекта Т-42/15-121).
ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России переименован в ФГУП «Главное военно-строительное управление № 1» (далее – ФГУП «ГВСУ №1»), и в дальнейшем ГВСУ № 1 прекратил деятельность при присоединении к ФГУП «Главное военно-строительное управление № 14» (далее – ФГУП «ГВСУ № 14»). Таким образом, в настоящее время ФГУП «ГВСУ № 14» является правопреемником ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России и отвечает по всем обязательства, имеющиеся ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России.
В соответствии с п. 2.5 Государственный заказчик в целях обеспечения выполнения Работ, осуществления контроля и надзора за производством работ и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с Генподрядчиком, передал исполнение части своих функций, определенных в разделе 7 Контракта, ФКП «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (Заказчик). При осуществлении прав и обязанностей по Контракту, за исключением обязанности по финансированию и оплате Работ, Заказчик действует от имени Государственного заказчика. Ответственность за действия и (или) бездействие заказчика при осуществлении им функций Государственного заказчика несет Государственный заказчик.
ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России» во исполнение государственного контракта заключил с ООО «Стиль-1» договор субподряда № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор) на выполнение проектно-изыскательских работ по первому и второму этапам и строительно-монтажных работ первого этапа по объекту: «Капитальное строительство и реконструкция объектов военных городков № и №» по адресу: <адрес> (шифр объекта Т-42/15-121).
ООО «Стиль-1» в рамках исполнения договорных обязательств перед ФГУП «ГУССТ № 1» при Спецстрое России», в части касающейся обеспечения объектов технологическим оборудованием, мебелью и инвентарем заключило с ООО «МастеРеал» ряд договоров поставки и монтажа технологического оборудования (от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№), все вышеперечисленные договора предусматривали, в том числе поставку кроватей армейских разборных одноярусных (ГОСТ 2056-77, тип А).
В соответствии с п. 12 спецификации к вышеназванным договорам, каждым в отдельности, (от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№) ООО «МастеРеал» приняло на себя обязательство по поставке и сборке кроватей армейских разборных одноярусных ГОСТ 2056-77 (тип «А») в количестве 300 штук в казарму Н 8.1- 300 штук в казарму Н 8.2 - 300 штук в казарму Н 8.3 - 300 штук в казарму Н 8.4 – 300 штук соответственно.
Кроме того в соответствии с условиями вышеуказанных договоров особым условием их исполнения являлось изготовление мебели и оборудования в соответствии с приказом МО РФ от 30.04.2004 № 120.
Военной прокуратурой Воронежского гарнизона проведена проверка исполнения законодательства о капитальном строительстве и ремонте при осуществлении капитального строительства и реконструкции объектов военных городков № и №, расположенных по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что поставленные ООО «МастеРеал» кровати и в последствии принятые ООО «Стиль-1» и переданные в эксплуатацию для нужд МО РФ не соответствуют заявленным требованиям ГОСТа а именно: ширина спального места 685 мм; высота до основания спального места 380 мм; высота кровати в изголовье 820 мм, высота кровати в ногах 820 мм.
Кроме того, продольные и поперечные прогоны – изготовлены из угловой стали 40*40*2 мм, вместо установленных 40х40х5 или 45х45х4 мм.
Также в нарушение ГОСТа спальное место кровати выполнено из электросварной сетки с ячейкой не менее 50*50 мм, выполненное из проволоки 0,4 мм, вместо ромбической сетки пружины ромбической сетки - из стальной высокоуглеродистой проволоки группы II по ГОСТ 14-4-210 и ГОСТ 9389; материал - сталь 50-сталь 65 по ГОСТ 1050, которая не прикреплена к раме крючками: бортовыми - длиной не более 50 мм; торцовыми - длиной не более 85 мм.
Кроме того, в соответствии с паспортом изделия гарантийный срок эксплуатации данной кровати составляет лишь 1 год, а в соответствии с Приложением № к Приказу срок службы указанных кроватей составляет 15 лет.
Более того, в соответствии с разделом 4 к ГОСТу определен порядок и методы испытаний данных кроватей для определения их дальнейшей эксплуатации, однако каких-либо сведений о проведенных испытаниях на поставленные ООО «МастеРеал» кровати не представлено.
Таким образом, поставленные ООО «МастеРеал» кровати не соответствуют ГОСТу 2056-77, не прошли соответствующие испытания, установленные разделом 4 ГОСТа 2056-77, а соответственно могут потерять свои свойства, ранее установленного приказом МО РФ от 30.04.2004 № 120 срока эксплуатации.
Однако, ФГУП «ГВСУ № 14», несмотря на несоответствие поставленных кроватей условиям государственного контракта, договора субподряда, а также требованиям ГОСТа и нормативно-правовых актов Министерства обороны РФ, судебно-претензионную работу с субподрядной организацией ООО «Стиль-1», направленную на поставку товара соответствующего качества (кровати ГОСТ 2056-77, «тип А») и исполнения требований и условий Государственного контракта не проводит, а согласно условиям Государственного контракта за действия и (или) бездействие Заказчика при осуществлении им функций Государственного заказчика несет Государственный заказчик.
В соответствии со ст.ст. 9, 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495 « Об утверждении Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации» Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащие находятся под защитой государства. Права военнослужащих и порядок их реализации с учетом особенностей военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, а также вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - общевоинские уставы) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Государство гарантирует правовую и социальную защиту военнослужащих, осуществляет охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Реализации прав военнослужащих в соответствии с законодательством Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения.
Командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Однако, несмотря на то, что казармы Н 8.1-Н 8.4 не сданы в эксплуатацию установленным порядком, до настоящего времени не получено свидетельство о праве собственности на данные казармы, руководством Западного военного округа в мае 2017 года принято решение о заселении в данные казармы личного состава воинских частей Богучарского гарнизона, а соответственно с указанного времени данные казармы используются в интересах МО РФ, а также находящиеся в данных казармах кровати эксплуатируются военнослужащими в повседневной деятельности, а соответственно ежедневно нарушаются их права на достойные условия прохождения военной службы и использование названных кроватей ненадлежащего качества в последствии могут влиять на здоровье военнослужащих, что недопустимо.
Кроме того использование данных кроватей в интересах МО РФ нарушают права как военнослужащих по призыву и по контракту на достойные условия прохождения военной службы, так и неопределенного круга лиц, так как на территории в/частей проводятся военно-патриотические игры с привлечением школ и организаций Воронежской области, а также мобилизационные сборы с гражданским населением, находящимся в мобилизационном резерве и иные мероприятия при участии, в том числе гражданского населения, чем также нарушается их права на отдых.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 9 ст. 29 ГПК РФ иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.
Вместе с тем, доводы представителя ответчика, а также третьих лиц о том, что поданное военным прокурором Воронежского гарнизона исковое заявление не относится к подведомственности суда общей юрисдикции, а подведомственно арбитражному суду, суд находит несостоятельными по следующим основаниям:
Как следует из искового заявления военный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации к ФГУП «Главное военно-строительное управление №14» не осуществляет в полном объеме свои обязанности о необходимости провести судебную работу с ООО «Стиль-1», путем направления искового заявления об обязании ООО «Стиль-1» произвести замену поставленных кроватей в казармы Н 8.1, Н 8.2, Н 8.3, Н 8.4 в количестве 1 200 штук на кровати соответствующие ГОСТу 2056-77 (тип «А») и в соответствие с условиями государственного контракта, нормативно-правовыми актами МО РФ, договорам подряда и договорам поставки и монтажа технологического оборудования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно части 3 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают дела, предусмотренные частями первой и второй этой статьи, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных указанным кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
Из приведенных положений закона и акта их разъяснения следует, что возникший спор подлежит отнесению к компетенции арбитражного суда. при наличии у гражданина статуса индивидуального предпринимателя и в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности в этом статусе, либо спора хозяйствующих субъектов по экономическим спора.
В силу норм ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.
При этом заявленные требования о возложении обязанности проведения судебной работы с ООО «Стиль-1», путем направления искового заявления об обязании ООО «Стиль-1» произвести замену поставленных кроватей в казармы Н 8.1, Н 8.2, Н 8.3, Н 8.4 в количестве 1 200 штук на кровати соответствующие ГОСТу 2056-77 (тип «А») и в соответствие с условиями государственного контракта, нормативно-правовыми актами МО РФ, договорам подряда и договорам поставки и монтажа технологического оборудования, не относятся к требованиям, которые подлежат разрешению в порядке ст. 52 АПК РФ как связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных названным кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами, поскольку они направлены на понуждение совершения действий по реализации имеющихся полномочий юридическим лицом, так как невыполнение данных действий нарушает права Российской Федерации, что влечет нарушение бюджетного законодательства.
Данные требования не могут быть отнесены к экономической деятельности с учетом специфики заявленных правоотношений, и у военного прокурора отсутствует обращения по заявленным требованиям в рамках арбитражного производства, так как данные требования не поименованы АПК РФ, а значит, они относятся к подсудности суда общей юрисдикции.
Вместе с тем, ч. 1, ч.2 ст. 35 ГПК РФ предусмотрено, что лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
Лица, участвующие в деле, несут процессуальные обязанности, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. При неисполнении процессуальных обязанностей наступают последствия, предусмотренные законодательством о гражданском судопроизводстве.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении настоящего дела представитель ответчика в судебное заседание не явился, не представил каких-либо доказательств в обоснование возражений относительно заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя Военного прокурора Воронежского гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГУП «Главное военно-строительное управление №14» удовлетворить.
Обязать ФГУП «ГВСУ № 14» провести судебную работу с ООО «Стиль-1», путем направления искового заявления об обязании ООО «Стиль-1» произвести замену поставленных кроватей в казармы Н 8.1, Н 8.2, Н 8.3, Н 8.4 в количестве 1 200 штук на кровати соответствующие ГОСТу 2056-77 (тип «А») и в соответствие с условиями государственного контракта, нормативно-правовыми актами МО РФ, договорам подряда и договорам поставки и монтажа технологического оборудования.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.
Судья О.А. Гузева
Мотивированное решение составлено 08 апреля 2019 года.