№ 2-186/2020
УИД 75RS0025-01-2019-002537-06
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Галановой Д.И.,
при секретаре Базаровой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района «Читинский район» к ФИО1 о расторжении договора, взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального района «Читинский район» обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на следующие обстоятельства. Между истцом и Министерством сельского хозяйства Забайкальского края было заключено соглашение № 02-06/22 от 18.04.2017 о предоставлении субсидии бюджету муниципального района на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в целях реализации мероприятий федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период 2020 г.». Согласно соглашению на счет администрации поступили субсидии для перечисления на счета участников муниципальной программы. Одним из получателей является ответчик ФИО1, которой 26.06.2017 были перечислены денежные средства в сумме 775 505 рублей, из них 402 875 рублей средства федеральной бюджета, 292 080 рублей средства краевого бюджета, 77 550 рублей средства местного бюджета. Ответчик не выполнила условия по участию в мероприятиях по улучшению жилищных условий, а именно в течение 6 месяцев со дня истечения срока действия свидетельства не предоставила подтверждающую документацию об оформлении в общую собственность всех членов семьи построенного (приобретенного) жилого помещения. Срок действия свидетельств закончился 27.04.2018, в общую собственность жилой дом должен был быть оформлен в срок до 27.10.2018 включительно. Социальная выплата использована по назначению. При этом в связи с невыполнением условий ФИО1 истец не выполнил обязательства по Соглашению от 18.04.2017. Администрацией ФИО1 направлялось уведомление о возврате суммы субсидии в добровольном порядке, до настоящего времени которое не исполнено. Ссылаясь на то, что ответчиком нарушен порядок использования средств субсидии, с учетом уточненных исковых требований просит расторгнуть договор № 4 от 26.04.2017 об обеспечении жильём молодой семьи (молодого специалиста) в связи с грубыми нарушениями условий договора, взыскать с ФИО2 сумму субсидии в размере 775 505 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 114 050,94 рублей за период с 28.10.2018 по 11.08.2020, производить начисление процентов с 12.08.2020 по день фактической оплаты задолженности в размере ключевой ставки Банка России.
Представитель администрации ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела. Ранее в судебном заседании иск подержал.
Ответчик ФИО1 иск не признала, пояснила, что в настоящее время жилое помещение оформлено в общую долевую собственность.
Третье лицо Министерство сельского хозяйства Забайкальского края в судебное заседание своего представителя не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие, требование истца в части расторжения договора и взыскания суммы субсидии полагало обоснованными, вопрос о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами оставляет на усмотрение суда.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства Забайкальского края и администрацией муниципального района «Читинский район» заключено соглашение №02-06/22 от 18.04.2017, предметом которого является предоставление субсидий из федерального бюджета Забайкальского края на софинансирование расходных обязательств по реализации Программ, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
26.04.2017 между администрацией муниципального района «Читинский район», работодателем МОУ средняя общеобразовательная школа с.Угдан и ФИО1 (именуемой в дальнейшем «Участник») был заключен договор № 4 об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), по условиям которого Администрация выдает Участнику свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, в соответствии с Порядком выдачи свидетельств о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 26.01.2015 № 16, и на основании соглашения между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Забайкальского края и администрацией от 18.04.2017 № 02-06/22. Администрация перечисляет Участнику социальную выплату за счет средств федерального бюджета, бюджета Забайкальского края и бюджета муниципального района «Читинский район» в размерах, указанных в свидетельствах о предоставлении социальной выплаты.
Как следует из выданного Министерством сельского хозяйства Забайкальского края свидетельства № М069-03/2017, ФИО1 предоставляются средства на строительство индивидуального жилого дома в с. Угдан в размере 775 505 рублей, в том числе средства федеральной бюджета в размере 402 875 рублей, средства краевого бюджета в размере 295 080 рублей, средства местного бюджета 77 550 рублей. Численный состав семьи ФИО1 составляет три человека.
Согласно платежным поручениям №119551 от 15.06.2017, №119549 от 15.06.2017 и №184234 от 22.06.2017 ФИО1 были перечислены средства субсидии.
В исковом заявлении истец ссылается на нарушение ответчиком порядка исполнения требований Договора №4 и просит расторгнуть договор в судебном порядке.
В силу п. 2.1.3 Договора в случае невыполнения Участником обязательств, предусмотренных подпунктами 2.3.1-2.3.4 настоящего Договора Администрация обладает правом истребовать в судебном порядке от Участника средства в размере предоставленной социальной выплаты.
Так пунктами 2.3.1-2.3.4 предусмотрено, что участник обязуется заключить с Работодателем трудовой договор либо дополнительное соглашение к ранее заключенному трудовому договору на срок не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты и работать у Работодателя по трудовому договору не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты, использовать средства социальной выплаты на цели, указанные в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, в случае досрочного расторжения трудового договора с Работодателем в срок не превышающий 6 месяцев, заключить трудовой договор с другим Работодателем или организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, возвратить средства социальной выплаты в случае невыполнения подпунктов 2.3.1-2.3.4 настоящего Договора в течение 20 рабочих дней со дня получения требования о добровольном возврате предоставленной социальной выплаты.
Обращаясь в суд, администрация указывает на неисполнение ответчиком обязанности по оформлению жилого дома в общую собственность всех членов семьи.
Вместе с тем заключенный договор в подпункте 2.1.3 предусматривает право истребовать социальную выплату только в случаях указанных в п.п. 2.3.1-2.3.4, которые в свою очередь не предусматривают обязанность Участника вернуть социальную выплату в случае не оформления приобретенного жилого помещения в общую собственность членов семьи.
Как следует из пояснений ФИО1, после получения средств субсидии, она начала строить дом, своевременно право общей долевой собственности не было оформлено, в том числе в связи с применением судом обеспечительных мер в виде наложения ареста на имущество. В настоящее время жилой дом оформлен в общую долевую собственность по договору дарения.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН от 01.09.2020, из которых следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находится в долевой собственности ФИО1, ФИО4, ФИО5.
Кроме того, Соглашение №02-06/22 от 18.04.2017 и Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, не устанавливает безусловного истребования полученной социальной выплаты. В виду прочего, Соглашение от 18.04.2017 регулирует отношения между Министерством сельского хозяйства Забайкальского края и администрацией муниципального района «Читинский район».
В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14.01.2020 № 2-П «По делу о проверке конституционности абзацев первого и четвертого пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 4 к федеральной целевой программе «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года № 598), в связи с жалобой гражданки ФИО6», абзацы первый и четвертый пункта 30 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - предполагают, что принятое по иску органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации решение суда о взыскании с получателя социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности денежных средств в размере предоставленной социальной выплаты в случае неосуществления им регистрации права собственности на жилое помещение в срок, определенный нормативным актом субъекта Российской Федерации, должно основываться на установлении и исследовании всех имеющих значение для разрешения дела обстоятельств, в том числе причин пропуска этого срока, разумности и осмотрительности действий получателя социальной выплаты, соблюдения им условий ее использования, предусмотренных нормативными актами и договором о ее предоставлении. Одно лишь отсутствие регистрации права собственности на жилое помещение по истечении определенного срока не может быть основанием для удовлетворения соответствующих требований, поскольку это означало бы сугубо формальный подход к отправлению правосудия и судебной защите прав граждан и вступало бы в противоречие со статьями 18 и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Из текста искового заявления следует и не оспаривается сторонами, полученные в виде субсидии денежные средства использованы ФИО1 на цели, предусмотренные программой.
При этом неисполнение обязанности по оформлению жилого помещения в общую долевую собственность вызваны уважительными причинами. Кроме того, в настоящее время произведена регистрация права на жилое помещение за всеми членами семьи с выделом долей.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.
Судья: Галанова Д.И.