Дело №2-186/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 октября 2020 года пгт. Угольные Копи
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе:
председательствующего судьи Евлановой А.В.,
при секретаре Курученко С.Н.,
с участием: ответчика ФИО1, представителя третьего лица – войсковой части 75715-А по доверенности Л,А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-186/2020 по иску ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» к ФИО1 о взыскании невозвращенных денежных средств, выданных под отчет,
у с т а н о в и л:
ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу») обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании невозвращенных денежных средств, выданных под отчет, указав в обоснование заявленных требований, что ФИО1, работающей в войсковой части 75715-А в должности кладовщика объединенного склада, приказом командира войсковой части 75715-А предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с учётом отпуска без сохранения заработной платы с оплатой проезда по маршруту Анадырь - Пенза и обратно. Платежным поручением ответчику по заявлению в качестве предварительной компенсации расходов по проезду в отпуск перечислен аванс в размере 89 370 руб. 07.07.2019 ФИО1 на работу не вышла, за израсходованную сумму не отчиталась, нахождение ее на больничном не подтверждено соответствующими документами.
Просит суд взыскать с ФИО1 в его пользу денежные средства в размере 89 370 руб., полученные в качестве аванса по компенсации расходов по проезду в отпуск (л.д.1-5).
Определением от 08.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечена войсковая часть 75715-А (л.д.65-66).
В судебное заседание представитель истца ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» не явился. О месте и времени слушания дела извещен в установленном законом порядке. В ходатайстве просит рассмотреть дело без участия представителя (л.д.173).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - войсковой части 75715-А, по доверенности Л,А.В. поддержал исковые требования истца и пояснил, что авансовый отчёт ФИО1 представила 09.10.2020 в ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу».
Ответчик ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что авансовый отчёт предоставила работодателю по возвращению в срок. Оснований для взыскания с неё суммы 89 370 руб. не имеется.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» создано в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 20.09.2010 №1144 в результате реорганизации путем выделения из состава другого юридического лица ФБУ войсковая часть 27135 (л.д.41).
Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации №1266 от 23.09.2010 «О распорядителях бюджетных средств и администраторах доходов бюджета» с 01.01.2011 распорядителем бюджетных средств и администратором доходов бюджета утверждено ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» (л.д.40).
В соответствии с п.11 Устава, предметом и целями деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» является обеспечение реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Минобороны России в сфере государственной, финансовой, налоговой и социальной политики в деятельности Вооруженных Сил РФ в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществление финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта РФ, а также за пределами территории РФ (л.д.47).
Согласно п.12 Устава, ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» в соответствии с законодательством РФ осуществляет начисление и своевременное обеспечение личного состава денежным довольствием, заработной платой и другими установленными выплатами путем зачисления на лицевые счета в банках, банковские карты либо иным установленным в Минобороны России порядком (л.д.48).
Из выписки из приказа заместителя Министра обороны РФ №600 дсп от 30.06.2017 следует, что войсковая часть 75715-А зачислена на финансовое обеспечение в ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» (л.д.39).
В соответствии со ст.232 ТК РФ, сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Согласно ст.233 ТК РФ, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.
В соответствии со ст.238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
Согласно ст.313 ТК РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей.
Как следует из преамбулы Закона Российской Федерации от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», государственные гарантии и компенсации установлены в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.
Согласно ст.33 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской Федерации.
В соответствии со ст.325 ТК РФ лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно. Право на компенсацию указанных расходов возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого отпуска за первый год работы в данной организации.
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, и членов их семей устанавливается Правительством РФ.
Аналогичные положения в части компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту использования ежегодного оплачиваемого отпуска работника и обратно, содержатся в п.2 Постановления Правительства РФ от 12.06.2008 №455 «О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей», которым утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах российской федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее – Правила).
В соответствии с п.12 Правил, для окончательного расчета работник учреждения обязан в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу из отпуска представить отчет о произведенных расходах с приложением подлинников проездных и перевозочных документов (билетов, багажных квитанций, других транспортных документов), подтверждающих расходы работника учреждения и членов его семьи. В случаях, предусмотренных настоящими Правилами, работником учреждения представляется справка о стоимости проезда, выданная транспортной организацией.
Работник учреждения обязан полностью вернуть средства, выплаченные ему в качестве предварительной компенсации расходов, в случае, если он не воспользовался ими в целях проезда к месту использования отпуска и обратно.
Таким образом, Правилами закреплена обязанность работника учреждения представить необходимые отчет и документы в течение 3 рабочих дней с даты выхода на работу, и обязанность полностью вернуть средства, выплаченные ему в качестве предварительной компенсации расходов в случае, если он не воспользовался ими в целях проезда к месту использования отпуска и обратно.
Кроме того, обязанность работника возместить неизрасходованный аванс, выданный работодателем на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно, вытекает из ч.2 ст.137 ТК РФ, согласно которой удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться, в том числе, для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях.
Согласно выписке из приказа командира войсковой части 62266-Г от 25.06.2014, ФИО1 принята на должность кладовщика объединенного склада (л.д.126).
Из выписки из приказа командира войсковой части 62266-Г от 25.06.2014 следует, что ФИО1 в связи с переформированием войсковой части 62266-Г переведена с 01.12.2015 в структурное подразделение войсковая часть 75715-А в прежней должности, что следует также из трудового договора от 01.12.2015 и дополнительных соглашений (л.д.128-131).
Из заявления ФИО1 от 20.05.2019 на имя командира войсковой части 75715-А следует, что она просит выдать ей аванс на приобретение билетов к месту проведения отпуска в размере 89 370 руб. со сроком погашения 10.07.2019 (л.д.8).
Из выписки из приказа командира войсковой части 75715-А от 21.05.2019 №90 усматривается, что ФИО1 на основании её заявления от 17.05.2019 предоставлен основной ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 28 календарных дней с 04.06.2019 по 02.07.2019 за период работы с 03.07.2018 по 02.07.2019 с выездом в г.Пензу, а также отпуск без сохранения заработной платы на дорогу в количестве 4 календарных дней с 03.07.2019 по 06.07.2019. Согласно ст.325 ТК РФ, ФИО1 подлежит оплата проезда в отпуск по маршруту а/п Анадырь до а/п Москва, от ст. Москва до ст. Пенза и обратно в сумме 89 370 руб. Право проезда использовано за рабочий период с 25.06.2018 по 24.06.2020 (л.д.7, 98, 154).
Заявка на кассовый расход №0011607 от 28.05.2019, реестр №000010797 от 27.05.2019, платежное поручение №757716 от 29.05.2019, карточка счёта 208.14 за 2019 год подтверждают перечисление ФИО1 89 370 руб. на оплату проезда в отпуск и обратно (л.д.12-15).
Из искового заявления следует, что основанием для обращения ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» в суд явился невыход ФИО1 на работу 07.07.2019, и, соответственно, непредставление ею авансового отчета о целевом расходовании денежных средств в сумме 89 370 руб.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ФИО1 предоставила работодателю авансовый отчет на сумму 89 370 руб., который согласно реестру №63, принят работодателем 09.10.2020 (л.д.144-146).
Представителем третьего лица - войсковой части 75715-А Л,А.В. представлен суду указанный авансовый отчет ФИО1 на сумму 89 370 руб. с приложенными авиабилетами, посадочными талонами, кассовыми чеками, подтверждающими использование ею денежных средств, выданных ей в качестве аванса на приобретение билетов к месту проведения отпуска и обратно в размере 89 370 руб. (л.д.145-153). Представленный авансовый отчет не подписан ответчиком, однако в дальнейшем в судебном заседании факт его подписания и сдачи работодателю подтвердил представитель третьего лица Л,А.В.
Факт перелета ответчика по маршруту Анадырь-Москва и обратно также подтверждается ответом на запрос суда ПАО «Авиакомпания ЮТейр» от 30.09.2020 с указанием тарифов на перелет (л.д.120).
Таким образом, денежные средства, выданные ответчику ФИО1 под отчёт на проезд к месту использования отпуска и обратно в сумме 89 370 руб., были использованы ею по назначению.
Исходя из анализа приведенных норм права, доказательств, представленных сторонами, суд приходит к выводу, что ответчиком ФИО1 представлены достаточные доказательства, подтверждающие использование по назначению выданных ей в качестве аванса денежных средств для проезда в отпуск и обратно, в связи с чем оснований для взыскания с нее суммы 89 370 руб. не имеется.
Приведенные истцом доводы, что ответчик не вышла на работу 07.07.2019, и что нахождение ее на больничном не подтверждено соответствующими документами, не имеют правового значения для рассмотрения данного спора, поскольку для разрешения настоящего иска юридически значимым обстоятельством является факт представления ФИО1 авансового отчета после выхода на работу. Спорные вопросы в отношении сроков ее выхода на работу, достоверности представленных финансовых документов, не подлежат разрешению в рамках настоящего иска.
Таким образом, суд полагает возможным отказать ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» в удовлетворении исковых требований к ФИО1 о взыскании в пользу истца 89 370 руб., полученных в качестве аванса по компенсации расходов по проезду в отпуск.
Поскольку в удовлетворении исковых требований ФКУ «УФО МО РФ по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» отказано, а истец от уплаты государственной пошлины освобожден на основании пп.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ (часть вторая), государственная пошлина, в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу» к ФИО1 о взыскании в пользу истцу 89 370 (восемьдесят девять тысяч триста семьдесят) руб., полученных в качестве аванса по компенсации расходов по проезду в отпуск, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Евланова
Мотивированное решение изготовлено 23 октября 2020 года.