Дело № 2-186/2014
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 мая 2014 года с. Зональное
Зональный районный суд Алтайского края в составе:
судьи Мартьяновой Ю.М.,
при секретаре Аверкеевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Зонального района» к ФИО1 о возврате суммы целевой финансовой помощи и взыскании расходов по оплате банковских услуг,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Центр занятости населения Зонального района» (далее также – КГКУ ЦЗН Зонального района, Центр) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании с ответчика суммы финансовой помощи в размере 58800 рублей, расходов по оплате банковских услуг по зачислению суммы субсидии в размере 294 рубля.
В обоснование иска указано, что 04 июля 2012 года между Краевым государственным казенным учреждением «Центр занятости населения Зонального района» и ФИО1, в соответствии с законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», законом Алтайского края от 28 ноября 2011 № 156 - ЗС «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», долгосрочной целевой программой «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году» (далее - Программа), утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 17.02.2012 №81, и порядком реализации долгосрочной целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края 2012 году», утвержденным приказом управления Алтайского края по труду и занятости населения от 30.03.2012 №10-01/074 (далее по тексту - Порядок), был заключен договор №1 стимулирования создания гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональной программы содействия занятости населения в 2012 году, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан (далее по тексту - Договор). Согласно Договора осуществлялось стимулирование создания ФИО1, как гражданином из числа безработных, открывших в 2012 году собственное дело в рамках региональной программы содействия занятости населения, дополнительного рабочего места для трудоустройства безработного гражданина, посредством предоставления ФИО1, субсидии за счет средств краевого бюджета.
В соответствии с условиями Договора, центр занятости обязан был перечислить на лицевой счет ФИО1, как участника Программы, субсидию на создание одного постоянного дополнительного рабочего места для трудоустройства безработного гражданина в сумме 58 800 рублей, в течение 60 дней с даты предоставления документов, подтверждающих трудоустройство безработного гражданина на указанное дополнительное рабочее место.
В соответствии с пунктом 3.3.2., 3.3.3., 3.3.4. договора ФИО1, обязан был создать одно дополнительное рабочее место для трудоустройства безработного гражданина, заключить с безработным гражданином трудовой договор, представить в центр занятости документы, подтверждающие трудоустройство направленного центром занятости безработного гражданина на созданное дополнительные рабочее место, осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес - планом не менее 12-месячного срока фактического осуществления бывшим безработным гражданином, направленным центром занятости, трудовой деятельности. Также, согласно п. 7.12 Порядка, гражданин, получивший субсидию обязан не прекращать осуществление предпринимательской деятельности ранее окончания 12-месячного срока фактического осуществления бывшими безработными гражданами, направленными центром занятости населения, трудовой деятельности
Во исполнение п. 3.3.4. Договора, трудовой договор с безработным гражданином, направленным центром занятости, был заключен 06.08.2012 года. Копия приказа о приеме работника на работу, ФИО1 была представлена в центр занятости. В свою очередь центром занятости, в соответствии с платежным поручением от 08.08.2012 года №6276333 на лицевой счет ФИО1 была перечислена субсидия на сумму 58 800 рублей.
В соответствии с п.п. 3.3.5., 3.3.6., 3.3.7. Договора ФИО1 обязан был обеспечить фактическое осуществление бывшим безработным гражданином трудовой деятельности на рабочем месте в течение не менее чем 12 месяцев, осуществить использование перечисленной центром занятости субсидии в соответствии с целевым назначением, а также в течение срока действия Договора представлять в центр занятости соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации документы, подтверждающие:
ведение предпринимательской деятельности с соблюдением условий бизнес- плана в части вида и места (населенный пункт) осуществления предпринимательской деятельности, количества создаваемых дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
трудовую деятельность направленных Центром безработных граждан в соответствии с условиями бизнес-плана (заверенные работодателем копии трудовых договоров, приказов о приеме на работу, переводе, об увольнении (в случае наличия факта увольнения), справок о трудовой деятельности бывших безработных граждан за весь истекший период с указанием периода трудовой деятельности, должности (профессии, специальности, трудовой функции гражданина) (в случае продолжения трудовых отношений).
В соответствии с п. 3.3.8. Договора, ФИО1 обязан был представить в центр занятости в течение 5 рабочих дней со дня истечения 12 - месячного срока трудовой деятельности бывшим безработным гражданином, принятым на дополнительное рабочее место, документы, подтверждающие выполнение своих обязательств в полном объеме, а также представить в комиссию по отбору бизнес-планов, созданную органом местного самоуправления, отчет об исполнении условий предоставления субсидии с приложением копий подтверждающих документов. 12 - месячный срок осуществления трудовой деятельности бывшим безработным гражданином, истек 06.08.2013 года. Однако до настоящего момента ФИО1, документы, подтверждающие целевое расходование сумм субсидии и выполнение вышеперечисленных обязательств по Договору, в центр занятости не представил.
09 июля 2013 г. в адрес ФИО1 было направлено уведомление № 1024 о необходимости, в целях осуществления контроля эффективного использования средств субсидии, предоставить в Центр занятости документы, подтверждающие ее целевое использование, а также документы, подтверждающие осуществление трудовой деятельности принятым на созданное дополнительное рабочее место безработным гражданином.
Однако, до настоящего времени, ФИО1, документы, подтверждающие целевое использование полученной им суммы субсидии, и документы, подтверждающие осуществление трудовой деятельности принятым на созданное дополнительное рабочее место безработным гражданином, в центр занятости не предоставил.
В соответствии с п. 4.1. Договора Участник Программы несет ответственность за нецелевое использование субсидии, неисполнение иных условий Договора в соответствии с действующим законодательством и условиями Договора.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, в нарушение условий договора не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность.
Согласно п. 3.3.11. Договора Участник Программы обязуется в случае непредставления в центр занятости документов, подтверждающих целевое использование субсидии в соответствии с условиями Договора, осуществить возврат суммы субсидии в размере, целевое расходование которой не подтверждено документально.
Истец считает, что ответчик неосновательно обогатился за счет полученных денежных средств, в связи с чем, сумма 58800 рублей подлежит взысканию в пользу истца. Расходы истца по оплате услуг банка по зачислению субсидии на счет ответчика составили 294 рубля, что также подлежит взысканию с ответчика.
В судебное заседание представитель истца не явился, согласно представленному заявлению просил о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования поддержал по вышеуказанным основаниям, новых доводов суду не привел, выразил согласие на рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание также не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, о причинах своей неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
С учетом указанных обстоятельств, суд, полагает возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства.
Изучив материалы гражданского дела и доводы искового заявления, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
В силу положений статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 7.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относится оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственных услуг по содействию самозанятости безработных граждан.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 года N 1146 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.04.2012 N 345) утверждены Правила предоставления в 2012 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту «е» пункта 2 указанных Правил субсидии предоставляются на софинансирование региональных программ, утвержденных в установленном порядке и предусматривающих, в частности, дополнительные мероприятия, направленные на содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, проживающих в субъектах Российской Федерации, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, открывших собственное дело в рамках региональных программ.
Постановлением Администрации Алтайского края от 17 февраля 2012 года N 81 была утверждена долгосрочная целевая Программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году, согласно которой к таким мероприятиям, в частности, отнесено содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации вышеуказанной Программы Постановлением Администрации Алтайского края от 30 декабря 2011 г. N 792 «О реализации органами службы занятости населения Алтайского края полномочий в области содействия занятости населения» утвержден Порядок предоставления гражданам единовременной финансовой помощи в рамках региональной программы содействия занятости населения.
В силу пункта 2.1 Порядка одним из условий предоставления финансовой помощи является наличие договора заключенного между центром занятости населения и гражданином, предусматривающего предоставление финансовой помощи при государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 3.11 Порядка центр занятости населения, комиссия вправе осуществлять проверки выполнения гражданином своих обязательств, в том числе документарные путем истребования документов, подтверждающих целевое использование бюджетных средств финансовой помощи при государственной регистрации, а также выездные проверки.
При этом в силу пункта 3.12 Порядка гражданин, не исполнивший без уважительных причин обязанности, предусмотренные пунктами 3.1, 3.6, 3.8, и 3.9 настоящего Порядка, обязан возместить центру занятости населения понесенные затраты в полном объеме.
Из материалов дела следует, что 04 июля 2012 года между краевым государственным казенным учреждением «Центр занятости населения Зонального района» (по условиям договора также «Центр») и ФИО1, именуемым в договоре как «гражданин» был заключен договор № 1 о предоставлении единовременной финансовой помощи для создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан, гражданами, открывшими собственное дело в 2012 году в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Алтайского края на 2010- 2012 годы, утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 11 мая 2010 года №200, при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктом 1.1 указанного Договора предусмотрено, что он заключен в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Законом Алтайского края от 28.11.2011 № 156-ЗС «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013, 2014 годов», долгосрочной целевой программой «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году», утвержденной Постановлением Алтайского края от 17 февраля 2012 года №81 и Порядком реализации долгосрочной целевой программы «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края в 2012 году», утвержденным приказом Управления Алтайского края по труду и занятости населения от 30 марта 2012 года №10-01\074.
В соответствии с пунктом 1.2 предметом Договора является предоставлении гражданину за счет средств краевого бюджета единовременной финансовой помощи для трудоустройства безработных граждан, гражданами, открывшими собственное дело в 2012 году в рамках долгосрочной целевой программы «Содействие занятости населения Алтайского края на 2010- 2012 годы, утвержденной Постановлением Администрации Алтайского края от 11 мая 2010 года №200, при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства. Предпринимательская деятельность в рамках договора должна осуществляться гражданином в соответствии с бизнес-планом, в отношении которого вынесено положительное заключение от 14 июня 2012 года.
Пунктом 2.1 Договора установлено, что общий размер финансовой помощи гражданину составляет 58 800 руб.
Платежным поручением от 08 августа 2012 года №6276333 истец перечислил ответчику денежные средства в размере 58 800 рублей, указав назначение платежа: субсидия на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных.
Согласно пунктам 3.3.2., 3.3.3., 3.3.4. договора ФИО1, обязан был создать одно дополнительное рабочее место для трудоустройства безработного гражданина, заключить с безработным гражданином трудовой договор, представить в центр занятости документы, подтверждающие трудоустройство, направленного центром занятости безработного гражданина на созданное дополнительные рабочее место, осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с бизнес - планом не менее 12-месячного срока фактического осуществления бывшим безработным гражданином, направленным центром занятости, трудовой деятельности. Также, согласно п. 7.12 Порядка, гражданин, получивший субсидию обязан не прекращать осуществление предпринимательской деятельности ранее окончания 12-месячного срока фактического осуществления бывшими безработными гражданами, направленными центром занятости населения, трудовой деятельности
Во исполнение п. 3.3.4. Договора, трудовой договор с безработным гражданином Л., направленной центром занятости, был заключен 06.08.2012 года. Копия приказа о приеме работника на работу, ФИО1 была представлена в центр занятости. В свою очередь центром занятости, в соответствии с платежным поручением от 08.08.2012 года №6276333 на лицевой счет ФИО1 была перечислена субсидия на сумму 58 800 рублей.
В соответствии с п.п. 3.3.5., 3.3.6., 3.3.7. Договора ФИО1 обязан был обеспечить фактическое осуществление бывшим безработным гражданином трудовой деятельности на рабочем месте в течение не менее чем 12 месяцев, осуществить использование перечисленной центром занятости субсидии в соответствии с целевым назначением, а также в течение срока действия Договора представлять в центр занятости соответствующие требованиям действующего законодательства Российской Федерации документы, подтверждающие:
ведение предпринимательской деятельности с соблюдением условий бизнес- плана в части вида и места (населенный пункт) осуществления предпринимательской деятельности, количества создаваемых дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
трудовую деятельность направленных Центром безработных граждан в соответствии с условиями бизнес-плана (заверенные работодателем копии трудовых договоров, приказов о приеме на работу, переводе, об увольнении (в случае наличия факта увольнения), справок о трудовой деятельности бывших безработных граждан за весь истекший период с указанием периода трудовой деятельности, должности (профессии, специальности, трудовой функции гражданина) (в случае продолжения трудовых отношений).
В соответствии с п. 3.3.8. Договора, ФИО1 обязан был представить в центр занятости в течение 5 рабочих дней со дня истечения 12 - месячного срока трудовой деятельности бывшим безработным гражданином, принятым на дополнительное рабочее место, документы, подтверждающие выполнение своих обязательств в полном объеме, а также представить в комиссию по отбору бизнес-планов, созданную органом местного самоуправления, отчет об исполнении условий предоставления субсидии с приложением копий подтверждающих документов. 12-месячный срок осуществления трудовой деятельности бывшим безработным гражданином, истек 06.08.2013 года. Однако, до настоящего момента ФИО1, документы, подтверждающие целевое расходование сумм субсидии и выполнение вышеперечисленных обязательств по Договору, в центр занятости не представил
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в районный суд с иском по изъятию суммы финансовой помощи.
09 июля 2013 г. в адрес ФИО1 было направлено уведомление № 1024 о необходимости, в целях осуществления контроля эффективного использования средств субсидии, предоставить в Центр занятости документы, подтверждающие ее целевое использование, а также документы, подтверждающие осуществление трудовой деятельности принятым на созданное дополнительное рабочее место безработным гражданином.
В силу пункта 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что ответчиком нарушены императивные условия договора, а также то обстоятельство, что в добровольном порядке полученная финансовая помощь не возвращена, суд находит исковые требования о взыскании суммы финансовой помощи подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3.1.2 договора от 01 января 2012 года № 02450567 ЦЗН Зонального района осуществил оплату банковских услуг в размере 294 руб., связанных с перечислением ФИО1 финансовой помощи в размере 58800 руб., что подтверждается платежным поручением от 08 августа 2012 года №6276326, с указанием назначения платежа: оплата услуг банка по зачислению финансовой помощи на создание дополнительных рабочих мест.
В данном случае истец, в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понес убытки вследствие перечисления суммы финансовой помощи ответчику, которые подлежат возмещению.
При таких обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
При подаче иска КГКУ ЦЗН Зонального района было освобождено от уплаты государственной пошлины, которая исходя из цены имущественного иска 59094 руб., составила 1972,82 руб.
Поскольку, решение состоялось в пользу истца в полном объёме, ответчик не имеет льгот по уплате государственной пошлины, в силу ст. 103 ГПК РФ с ФИО1 необходимо взыскать указанную сумму с доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 233- 237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Зонального района» удовлетворить в полном объёме.
Взыскать с ФИО1 в пользу краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Зонального района» сумму финансовой помощи в размере 58800 руб., убытки по оплате банковских услуг в размере 294 руб., а всего взыскать 59094 рубля.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета Зонального района Алтайского края сумму государственной пошлины в размере 1972 рубля 82 копейки.
В течение трех дней копии настоящего заочного решения направить сторонам с уведомлением о вручении.
Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца по истечение срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения суда, а в случае, если такое заявление подано,- в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления с подачей жалобы через Зональный районный суд Алтайского края.
Судья Мартьянова Ю.М.