ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-186/2014 от 18.04.2014 Муйского районного суда (Республика Бурятия)

  РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 18 апреля 2014 года пос. Таксимо

 Муйский районный суд Республики Бурятия в составе:

 председательствующего - судьи Тумуровой А.Т.,

 при секретаре – Бадмаевой Н.В.,

 с участием истца ФИО1

 представителя ответчика филиала ОАО «МРСК Сибири – Бурятэнерго» ФИО2,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к филиалу ОАО «МРСК Сибири – Бурятэнерго» о признании незаконными действия по установке общедомовых приборов учета электрической энергии,

 УСТАНОВИЛ:

 Истец обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением к ответчику. Исковые требования мотивированы тем, что дом, в котором живет истец, признан ветхим, подлежащим сносу. Установка на такие дома общедомовых приборов учета электрической энергии не предусмотрена федеральным законом № 261 от 23.11. 2009 года «Обеспечение учета использованных электрических ресурсов и применение учета при осуществлении расчетов на энергетические ресурсы».

 В судебном заседании истец ФИО1 свои исковые требования поддержала в полном объеме, и суду пояснила, что их сборно-щитовой дом, 1983 года постройки решением межведомственной комиссии от 28 октября 2008 года признан аварийным. В связи с тем, что возможности расселения живущих в нем граждан у муниципалитета нет, то статус дома в 2012 году получил иную форму – ветхий дом, подлежащий сносу. Проживающие в нем семьи являются участниками подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия».

 31 мая 2012 года установили общедомовой счетчик учета расходов электроэнергии. Согласно показаниям этого счетчика ей с мая 2013 года ежемесячно предъявляют к оплате суммы. Она с этими начислениями не согласна поскольку:

 - дом является многоквартирным, в 5 квартирах проживают 5 семей. Все квартиры имеют отдельный вход, места общего пользования проектом не предусмотрены. Чердак и подвал не имеют электрического освещения и не оборудиваны другими электроприборами;

 - в 2008 году дом признан аварийным, однако в 2012 году заключение было пересмотрено и отменено. Дом включили в реестр ветхого жилья;

 - решение об установке общедомого счетчика не был доведен до сведения жильцов, собственники многоквартирного дома не принимали участие в акте съема первоначальных показаний прибора учета.

 Просит исковые требования удовлетворить и признать установку общедомового прибора учета электрической энергии незаконным, осуществить перерасчет начислений по электроэнергии по индивидуальному прибору учета, без учета показаний общедомового.

 Представитель ОАО «МРСК Сибири – Бурятэнерго» ФИО2, действующая по доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что установка общедомовых приборов учета электрической энергии предусмотрена ФЗ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», п.5 которого устанавливает обязанность собственников жилых домов установить такие приборы учета до 1 июля 2012 года.

 Согласно ч. 12 этой же статьи в случае невыполнения требований по установке коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии до 01.07.2012 г., в отношении данных объектов действия по оснащению общедомовыми приборами учета электрической энергии обязана совершить сетевая организация. Во исполнение требований вышеуказанного закона на многоквартирный <адрес> 31.05.2012 г. филиалом ОАО «МРСК Сибири – Бурятэнерго» был установлен общедомовой прибор учета электрической энергии типа СЕ-303. Фактическое начисление расходов на общедомовые нужды производились только с 1 мая 2013 года. Приборы установлены на безвозмездной основе, в рамках инвестиционной программы.

 Дом, в котором проживает ФИО1, не может считаться ветхим или аварийным, поскольку истцом не представлено заключение межведомственной комиссии о признании дома аварийным и подлежащим сносу, по форме утвержденной Постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г.

 Согласно позиции ОАО «МРСК Сибири» в законе об энергосбережении в качестве обязательного признака для признания объекта исключением при установке общедомовых приборов учета, является установление срока, в течение которого аварийный или ветхий дом должен быть снесен или подвергнут капитальному ремонту – до 01.01.2013 года.

 Считает, что установка общедомового прибора учета в <адрес> произведена законно, расчеты начислений соответствуют установленным правилам их расчета и показаниям общедомового прибора учета, данных индивидуальных приборов учета, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

 Кроме этого положения п.1 ст.13 закона об энергосбережении не содержат норм, запрещающих оборудование аварийного дома, подлежащего сносу до 01.01.2013 года, коллективными приборами учета.

 Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично.

 Из ксерокопии паспорта 8103 № ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес> 29.08.2005 года, состоит в зарегистрированном браке с ФИО3

 Согласно справке Администрации МО «Муйский район» от 19 февраля 2014 года № 766 жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, состоит в реестре ветхого жилищного фонда МО «Муйский район».

 Согласно ответу руководителя администрации МО «Муйский район» от 8 апреля 2014 года № 1570 многоквартирный жилой дом по <адрес>, ранее состоял на обслуживании ТСЖ «Мостовик», которое прекратило осуществление своей деятельности по управлению и содержанию жилищного фонда многоквартирных домов. Многоквартирный дом состоит в реестре ветхого жилья, включен в программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья жилищного фонда в зоне БАМа на 2011-2015 гг., подлежит переселению и в последующем будет снесен.

 Согласно финансовому лицевому счету № <***> за январь 2013 года – декабрь 2014 г. абоненту ФИО3, проживающему по адресу: <адрес>, начисляется плата за электроэнергию, использованную на общедомовые нужды, имеется задолженность по оплате электроэнергии на общедомовые нужды в размере 4303,75 рублей.

 Согласно финансовому лицевому счету № <***> ФИО3 по показаниям общедомовых приборов учета (ОДПУ) начислено за расход электроэнергии на общедомовые нужды (ОДН) 4303,75 за период с 31 октября 2013 года по 31.12.2013 года. Абонент за электроэнергию по начислениям оплаты не производил.

 Из финансово-лицевого счета № 103006 ФИО4, проживающей по адресу: <адрес>, следует, что абоненту начисляются с 22.08.2005 года начисления за электроэнергию по индивидуальному прибору учета, с 31 мая 2013 года производятся дополнительной строкой начисления по показаниям ОДПУ на ОДН, которые абонентом не оплачиваются, имеется задолженность в размере 4831,76 рублей.

 Согласно копии паспорта трансформатора тока Т-0,66 М УЗ, прибор имеет заводской номер 995925, прошел ОТК контроль 28 июля 2011 г., соответствует техническим условиям ТУ 4228-069-22136119-2006 и признан годным для эксплуатации и имеет свидетельство о приемке.

 Согласно акту серии Ю № 070937 проверки работы приборов учета и состояния схемы измерений электрической энергии от 31 мая 2012 г. в присутствии представителя МО «Муйский район» ФИО5 произведен осмотр установленного общедомого прибора учета <адрес>, проверкой установлено, что схема учета выполнена верно, прибор учета годен к коммерческому учету, акт подписан от ОАО «МРСК Сибири» ФИО6, от абонента подписан ФИО5

 Согласно Акту Ю № 009739 от 08 августа 2013 года инспектор 1 кат. Таксимовского РЭС УГЭЭ ФИО7 провел плановую проверку и установил, что прибор учета годен к коммерческому учету.

 Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

 В силу пункта 1 статьи 540, пункта 2 статьи 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. При этом обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учёта потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

 Пунктом 1 статьи 541 ГК РФ установлено, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединённую сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о её фактическом потреблении.

 Порядок оплаты принятой электроэнергии конкретизирован в статье 544 ГК РФ.

 Так, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

 Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

 Пунктом 3 статьи 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

 Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

 Целью данного Федерального закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (часть 2 статьи 1).

 В силу части 1 статьи 11 названного федерального закона здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

 При этом из положений части 5 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ следует, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введённых в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учёта используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учёта используемых воды, электрической энергии.

 Из требований части 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 № 261-ФЗ также следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов. Однако требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии).

 31 мая 2012 года в многоквартирном жилом <адрес> установлен общедомовой прибор учёта потреблённой электроэнергии, что подтверждается актом ввода в эксплуатацию прибора учёта, составленного представителями филиала ОАО «МРСК Сибири – Бурятэнерго», представителя администрации муниципального образования «Муйский район».

 С мая 2013 года по настоящее время собственникам жилых помещений в указанном доме предъявляется к оплате потребление электроэнергии, учтённой по общедомовому прибору учёта, что подтверждается финансово-лицевыми счетами филиала ОАО «МРСК Сибири - Бурятэнерго» с января 2013 года по декабрь 2013 года. из которых следует, что в подлежащий оплате расход электроэнергии включены как подтверждённый указанными абонентами расход электроэнергии, так и расход электроэнергии по общедомовому счётчику.

 Также судом установлено, что <адрес> РБ, внесен в реестр ветхого жилья, жильцы дома являются участниками подпрограммы «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории Республики Бурятия».

 Ранее, актом обследования от 28 октября 2008 года <адрес> межведомственной комиссией, назначенной руководителем администрации МО «Муйский район» распоряжением № 277 от 24.10.2008 г. жилой дом сборно-щитовой V –группы капитальности, 1983 года ввода, общей площадью 237,1 кв.м. признан аварийным и подлежащим сносу. На его основе заключением № 207 от 28 октября 2008 года дом признан непригодным для постоянного проживания.

 Согласно протоколу совещания Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда администрации МО «Муйский район» от 17.09.2012 года принято решение отменить акты и заключения о признании домов аварийного жилищного фонда МО «Муйский район» в количестве 44 штук и перевести 44 дома аварийного жилищного фонда в реестр ветхого жилищного фонда МО «Муйский район». Распоряжением № 613 от 28 сентября 2012 года отменены акты о признании жилья согласно приложенному реестру аварийным. Согласно реестру перевода жилых помещений из аварийного в ветхое от 17 сентября 2012 года, жилой <адрес> с указанной даты состоит в реестре ветхого жилого фонда администрации МО «Муйский район».

 Анализируя приведённую выше совокупность доказательств и правовых норм, суд приходит к убеждению в том, что требования статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части организации учёта используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие объекты, каковым является многоквартирный жилой дом под <адрес> РБ.

 Доводы ответчика о том, что в законе об энергосбережении в качестве обязательного признака для признания объекта исключением при установке общедомовых приборов учета, является установление срока, в течение которого аварийный или ветхий дом должен быть снесен или подвергнут капитальному ремонту – до 01.01.2013 года, суд считает основанными на неправильном толковании закона.

 Учитывая, что ответчик, установив общедомовой прибор учёта электрической энергии в указанном жилом доме, не предъявлял к оплате собственникам жилых помещений стоимость прибора и расходов по его установке, оснований для признания его действия по установке общедомового прибора учета электрической энергии незаконными, не имеется, поскольку целью Федерального закона об энергосбережении является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности (часть 2 статьи 1).

 В соответствии с ч.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

 Пунктом 40 правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ 06.05.2011 года № 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

 В соответствии с п.1 ст. 36 ЖК РФ и п.2,8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, в состав общего имущества включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

 Согласно п.4 Правил потребителю предоставляется такой вид коммунальных услуг как электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.

 В п.44 Правил указано, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам, при этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составит ноль, то плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за такой расчетный период потребителям не начисляется.

 Из приведенных норм следует, что на потребителе коммунальных услуг лежит обязанность внесения платы только за те услуги, которые реально предоставляются и потребляются в процессе использования общего имущества в многоквартирном жилом доме.

 Вместе с тем, ответчиком производится начисление за электроэнергию собственнику жилого помещения № <адрес> ФИО1 (ФИО3) по показаниям общедомового счётчика. При этом в судебном заседании не подтверждено документами наличие в доме по указанному адресу мест общего пользования, а также установленных в указанных помещениях электроприборов.

 Доводы ответчика о том, что отсутствие в доме мест общего пользования и точек потребления электроэнергии в иных общих помещениях, не являются препятствием для начисления к оплате неучтенных индивидуальными приборами учета электроэнергии расходов, суд находит не состоятельными.

 В отсутствие установленной в законном порядке вины потребителя в убытках ресурсоснабжающей организации, в том числе установленных при помощи общедомового прибора учета, взыскание фактического ущерба путем его распределения между всеми жильцами дома, в котором отсутствует электрооборудование в составе общего имущества действующим законодательством не предусмотрено.

 При таких обстоятельствах исковые требования истца в части признания незаконными начисления по общедомовому прибору учета в отсутствие в многоквартирном доме мест общего пользования кроме неосвещенных чердака и подвала дома и требования обязать филиал ОАО «МРСК Сибири – Бурятэнерго» произвести перерасчёт платы за потреблённую ФИО1 электроэнергию, исключив расходы по общедомовому прибору учёта, законными и обоснованными.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО1 к филиалу ОАО «МРСК Сибири – Бурятэнерго» удовлетворить частично.

 Обязать филиал ОАО «МРСК Сибири – Бурятэнерго» произвести перерасчёт платы за потреблённую ФИО1 электроэнергии, исключив расходы по общедомовому прибору учёта электрической энергии.

 В остальной части исковых требований отказать.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия путём подачи апелляционной жалобы через Муйский районный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

 Судья А.Т. Тумурова