ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-186/2017 от 02.02.2017 Майминского районного суда (Республика Алтай)

Дело <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

02 февраля 2017 года <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>

Майминский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего Усольцевой Е.В.,

при секретаре Шкоровой С.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации МО «Соузгинское сельское поселение» о признании незаконным и отмене распоряжения о сокращении должностей и ставок в штатном расписании, признании незаконным и отмене распоряжения об увольнении, восстановлении в должности, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации МО «Соузгинское сельское поселение» о признании незаконным и отмене распоряжения <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> «О внесении изменений в штатное расписание или о сокращении должностей и ставок в штатном расписании», признании незаконным и отмене распоряжения <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-к от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> «Об увольнении», восстановлении в должности аналитика, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по день восстановления на работе, компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование иска указала, что с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> года она работала у ответчика в качестве бухгалтера, с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> была переведена на должность аналитика. Распоряжением главы администрации МО «Соузгинское сельское поселение» <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> уволена в связи с сокращением штата. Основанием увольнения явилось распоряжение главы администрации <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-к от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, согласно которого с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> сокращается штатная должность аналитик – 1 штатная единица. На основании данного распоряжения истцу <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> было вручено уведомление. Истец считает вышеуказанные распоряжения и уведомления незаконными, поскольку глава поселения не имеет полномочий на единоличное изменение муниципальных правовых актов сельского совета, в связи с чем просит удовлетворить заявленные требования.

Определением суда от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> приняты к производству суда уточненные требования о признании незаконным и отмене распоряжения главы администрации МО «Соузгинское сельское поселение» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-к «О внесении изменений в штатное расписание или о сокращении должностей и ставок в штатном расписании», признании незаконным и отмене распоряжения главы администрации МО «Соузгинское сельское поселение» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-к «Об увольнении», восстановлении ФИО1 в должности аналитика администрации МО «Соузгинское сельское поселение» с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек за период с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, морального вреда в размере 30 000 рублей, судебных издержек по договору возмездного оказания услуг от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в сумме <данные изъяты>.

Истец ФИО1 и ее представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержали заявленные требования с учетом их уточнений в полном объеме, просили их удовлетворить. Уточнили взыскание заработной платы за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> за период с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Истец дополнительно пояснила в судебном заседании, что за <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> год ее пытались уволить <данные изъяты> раза, в связи с чем она испытывала сильный стресс и переживания, премии и материальной помощи к отпуску руководителем ей не начислялись.

Представитель истицы ФИО2 дополнительно пояснила, что оснований для проведения оргштатных мероприятий в администрации не имелось, в Устав изменения не вносились, полномочия ФИО1 из Устава поселения не исключались. Согласно ст. 26 Устава глава поселения вносит на обсуждение Совета депутатов структуру администрации поселения, что им не было сделано, и он вышел за рамки своих полномочий. Кроме того, была нарушена процедура увольнения истицы, поскольку она была уволена до истечения 2-х месяцев со дня вручения уведомления.

Представитель ответчика администрации МО «Соузгинское сельское поселение» ФИО3, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что структура администрации не менялась. Изменение штатной численности относится к компетенции Главы поселения. Процедура увольнения ФИО1 нарушена не была, поскольку трудовые отношения были прекращены с ней с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>. После ее увольнения на работу был принят юрист, однако его должность ФИО1 не предлагалась, поскольку у нее нет юридического образования. С расчетом заработной платы за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> копеек за период с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> согласны, он произведен верно.

Глава администрации МО «Соузгинское сельское поселение» ФИО4 в судебном заседании иск не признал, пояснил, что еще в сентябре <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> года ФИО1 предлагалась должность главного бухгалтера, от которой она отказалась. Должность аналитика была сокращена в связи, с отсутствием потребности в ней.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав доказательства, выслушав заключение помощника прокурора <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>ФИО5, об удовлетворении требований о восстановлении на работе, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> между Соузгинской сельской администрацией муниципального образования Соузгинское сельское поселение в лице Главы администрации ФИО4, действующего на основании Решения Майминской территориальной избирательной комиссии Республики Алтай от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, Устава и ФИО1 заключен трудовой договор, по условиям которого ФИО1 принята на должность бухгалтера.

В связи с принятием решения Соузгинским сельским Советом депутатов от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> «Об утверждении структуры и штатной численности администрации МО Соузгинское сельское поселении на 2016 год» с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> истец переведена на должность аналитика администрации МО «Соузгинское сельское поселение».

Распоряжением главы Соузгинского сельского поселения <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>к от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> в связи с уменьшением объема работы и отсутствием возможности обеспечения прежними объемами в бухгалтерском отделе и аналитической работе, а также реорганизации штатной структуры, произведено сокращение штатной должности аналитика (1 штатная единица) и ставки.

<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>ФИО1 уведомлена о сокращении должности аналитика, в связи с сокращением численности штата по Соузгинской сельской администрации. Уведомление вручено ФИО1<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Распоряжением и.о. главы администрации Соузгинского сельского поселения <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-к от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>ФИО1 уволена в связи с сокращением штата с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Оспаривая увольнение в связи с сокращением должности аналитика истец указывает, что глава поселения не имеет полномочий на единоличное изменение муниципальных правовых актов Сельского совета.

Суд соглашается с доводом истца ввиду следующего.

Согласно ст. 2 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

В силу ст. 34 ФЗ N 131-ФЗ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Пунктами 4, 8 Устава муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» предусмотрено, что к полномочиям Совета депутатов муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» относится утверждение структуры администрации поселения по представлению Главы поселения, а также утверждение регламента, внесение в него изменений.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> «Об утверждении структуры и штатной численности администрации муниципального образования Соузгинское сельское поселение на 2016 год» утверждена структура и штатная численность администрации муниципального образования Соузгинское сельское поселение на 2016 год.

Таким образом, из вышеизложенных норм следует, что вопрос формирования, изменения штатной численности администрации муниципального образования «Соузгинское сельское поселение» является компетенцией Совета депутатов муниципального образования «Соузгинское сельское поселение», а не главы муниципального образования, в связи с чем глава администрации муниципального образования не имел права давать распоряжения о сокращении должностей и ставок в штатном расписании, чем нарушены права истца, что в соответствии с положениями трудового законодательства влечет отмену незаконного распоряжения <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-к от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> «О внесении изменений в штатное расписание или о сокращении должностей и ставок в штатном расписании», и как следствие, распоряжения <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-к от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> «Об увольнении».

Кроме того, на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Из материалов дела следует, что ФИО1 уволена <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, предупреждена об увольнении <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, то есть увольнение произведено до истечения установленного законом двухмесячного срока (истечение срока приходилось на <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>).

В силу частей 1 и 2 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Таким образом, увольнение истицы произведено не уполномоченным на принятие такого решения лицом, с нарушением порядка увольнения, предусмотренного действующим трудовым законодательством, в связи с чем требования ФИО1 о восстановлении на работе в должности аналитика с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> подлежат удовлетворению.

В силу ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться, и в том случае, если заработок не получен в результате незаконного увольнения работника.

Положения ст. 139 ТК РФ устанавливают единый порядок исчисления средней заработной платы для всех случаев определения ее размера, в том числе при исчислении среднего заработка подлежащего взысканию за вынужденный прогул, вызванный незаконным увольнением работника. При этом подлежит зачету выплаченное выходное пособие.

Выходное пособие истцу не выплачивалось, что не оспаривается ответчиком, расчет заработной платы, подлежащей взысканию в пользу истца, ответчиком не опровергнут, с представленным расчетом ответчик согласился.

Таким образом, суд на основании представленных документов приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца заработной платы за время вынужденного прогула в размере в сумме 18 665 рублей 98 копеек.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом (часть 9 статьи 394 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.

Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В соответствии с вышеназванными нормами закона, исходя из обстоятельств дела, суд приходит к выводу о взыскании в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ).

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

На основании договора оказания услуг от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, заключенного между ФИО2 и истцом, последней переданы денежные средства в размере 30 000 рублей, что подтверждается квитанциями к приходному кассовому ордеру <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> и <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

С учетом сложности дела, количества затраченного представителем времени, участия в двух судебных заседаниях, подготовка уточненных требований, принципа разумности, суд считает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на оплату услуг представителя в размере 17 000 рублей, во взыскании 13 000 рублей суд отказывает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к администрации МО «Соузгинское сельское поселение» удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить распоряжение главы администрации МО «Соузгинское сельское поселение» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-к «О внесении изменений в штатное расписание или о сокращении должностей и ставок в штатном расписании».

Признать незаконным и отменить распоряжение главы администрации МО «Соузгинское сельское поселение» от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>-к «Об увольнении».

Восстановить ФИО1 в должности аналитика администрации МО «Соузгинское сельское поселение» с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.

Взыскать с администрации МО «Соузгинское сельское поселение» в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула в размере 18 665 рублей 98 копеек за период с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, моральный вред в размере 10 000 рублей, судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 17 000 рублей.

Решение суда в части восстановления ФИО1 в должности аналитика администрации МО «Соузгинское сельское поселение», взыскании заработной платы за время вынужденного прогула в размере 18 665 рублей 98 копеек подлежит немедленному исполнению.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о взыскании с администрации МО «Соузгинское сельское поселение» морального вреда в размере 20 000 рублей, судебных расходов по оплате услуг представителя в размере 13 000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай через Майминский районный суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Е.В. Усольцева

Мотивированное решение изготовлено <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>.