ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-187-2018 от 31.12.9999 Тисульского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2-187-2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Тисульский районный суд Кемеровской области

В составе председательствующей И.В. Егеровой,

при секретаре М.А. Лисицыной,

а также с участием прокурора И.В. Нестеровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.г.т. Тисуль Тисульского района Кемеровской области

13 августа 2018года

дело по иску прокурора Тисульского района в интересах неопределенного круга лиц к отделу МВД России по Тисульскому району о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тисульского района обратился в Тисульский районный суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к отделу МВД России по Тисульскому району о понуждении к совершению действий, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с требованиями главы 4 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура района осуществляет надзор за соблюдением установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания в изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых отдела Министерства внутренних дел России по Тисульскому району Кемеровской области (далее ИВС ОМВД России по Тисульскому району). Проведенной прокуратурой района проверкой выявлены нарушения действующего законодательства, касающиеся порядка содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также отбывающих административный арест в ИВС ОМВД России по Тисульскому району.

Так в соответствии со ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ), содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Согласно ст. 6 Федерального закона № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. Согласно ст. 7 ФЗ № 103-ФЗ, местам содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, изоляторы временного содержания органов внутренних дел. В соответствии со ст. 9 ФЗ № 1-3-ФЗ, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. В соответствии со ст. 15 ФЗ № 103-ФЗ, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законном ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. В соответствии со ст. 16 ФЗ № 103-ФЗ, в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которыми помимо прочего, устанавливается и порядок медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых. Согласно ст. 17 ФЗ № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые имеют право получать материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. В соответствии со ст. 24 ФЗ № 103-ФЗ, оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей, организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. В случае получения подозреваемым или обвиняемым телесных повреждений, его медицинское освидетельствование проводится безотлагательно медицинскими работниками медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в месте содержания под стражей. При ухудшении состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого сотрудники мест содержания под стражей безотлагательно предпринимают меры для организации оказания подозреваемому или обвиняемому медицинской помощи. Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 2 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (далее – приказ МВД России от 22.11.2005г. № 950), в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом РФ. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами РФ порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. В соответствии с п. 3 Приказа МВД России от 22.11.2005г. № 950, организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка, возлагается на соответствующего начальника территориального органа Министерства внутренних дел РФ, его заместителя-начальника полиции, заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка), начальника ИВС. В соответствии с п. 122 приказа МВД России от 22.11.2005г. № 950, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Совместным приказом МВД РФ № 1115 и Министерства здравоохранения РФ № 475 от 31.12.1999г. утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС органов внутренних дел (далее – Инструкция). В соответствии с п. 1 Инструкции, медицинские работники ИВС органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в изоляторах внутренних дел государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Согласно п. 2 указанной Инструкции, при оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №5487-1, другими нормативными правовыми актами РФ о здравоохранении, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также настоящей Инструкцией. При этом, согласно п. 7.1. Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС. В обязанности медицинского работника входит, в том числе, оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи (п. 8.2. и 8.3. Инструкции). Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС. В силу п. 46 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с указанным законом. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково»), утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), (далее – Положение), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями. В соответствии с п. 3 Положения, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню, согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной, скорой медицинской помощи, оказании медицинской помощи при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и др. В соответствии с указанным перечнем работ (услуг), к медицинской деятельности, подлежащей лицензированию относятся работы (услуги) по оказанию неотложной медицинской помощи, по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), по медицинским осмотрам профилактическим, по оказанию скорой медицинской помощи. В ОМВД России имеется изолятор временного содержания. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что лицензия на осуществление медицинской деятельности в ОМВД России по Тисульскому району отсутствует. Данный факт подтверждается информацией врио. Начальника ОМВД России по Тисульскому району и иными документами. Прокуратурой Тисульского района 05.12.2016г. вносилось представление в адрес начальника ОМВД России по Тисульскому району об устранении нарушений законодательства по поводу отсутствия лицензии, однако нарушение до настоящего времени не устранено. Из штатного расписания ИВС ОМВД России по Тисульскому району следует, что в ИВС имеется должность заведующего медицинской частью ИВС ОМВД России по Тисульскому району. Согласно должностной инструкции заведующего медицинской частью ИВС ОМВД России по Тисульскому району, в его должностные обязанности входит, в том числе, оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; осуществление ежедневных медицинских осмотров для определения здоровья, в частности для выявления инфекционных и паразитарных заболеваний и наличия телесных повреждений у поступающих, в том числе после проведения процессуальных действий вне ИВС; проведение медицинских осмотров. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В соответствии с федеральным законом от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами РФ. Наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности является подтверждением соответствия оказываемой деятельности установленным нормам. Обязанность на принятие мер по получению лицензии на осуществление медицинской деятельности должна быть возложена на ОМВД России по Тисульскому району. ... В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с ч. 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

С учетом изложенного, прокурор просит суд обязать ОМВД России по Тисульскому району оформить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания ОМВД России по Тисульскому району.

В судебном заседании представитель прокуратуры И.В. Нестерова, поддержала ранее заявленные требования, а также заявила об увеличении и уточнении исковых требований, суду показала, что распоряжением начальника ОМВР России по Тисульскому району ... в ИВС ОМВД России по Тисульскому району осуществление медицинской деятельности приостановлено до получения лицензии, дающей право на осуществление такой деятельности. В соответствии со ст. 4 ФЗ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ), содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. В соответствии со ст. 6 упомянутого выше закона, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. В силу ст. 7 упомянутого закона, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В соответствии со ст. 9 данного закона, ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. ИВС органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за свет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Согласно ст. 15 данного закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. В соответствии со ст. 16 ФЗ № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее – Правила внутреннего распорядка). Указанными правилами в том числе устанавливается и порядок медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых. Согласно ст. 17 ФЗ № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые имеют право получать материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. В соответствии со ст. 24 ФЗ № 103-ФЗ, оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей, организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Вместе с тем, медицинская помощь в ИВС ОМВД России по Тисульскому району не оказывается медицинским работником, на которого возложены соответствующие обязанности, таким образом, считает необходимым увеличить заявленные ранее требования и обязать ответчика организовать и осуществлять медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащихся в ИВС ОМВД России по Тисульскому району медицинским работником ИВС ОМВД России по Тисульскому району. По информации ОМВД России по Тисульскому району получить лицензию на осуществление медицинской деятельности в настоящее время не представляется возможным в связи с отсутствием в ИВС ОМВД России по Тисульскому району медицинского кабинета и кабинета медицинского работника. ... Таким образом, считает необходимым увеличить размер ранее заявленных требований и обязать ответчика оборудовать в здании ИВС ОМВД России по Тисульскому району ..., здравпункт в составе кабинета медицинского работника и процедурной, площадью не менее 12 кв. м. каждый.

Представитель ответчика М.В. Назаров, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора не признал в полном объеме, суду показал, что считает требования прокурора не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Здание ИВС ОМВД России по Тисульскому району, согласно технического паспорта, было введено в эксплуатацию .... Данное здание было приспособлено, т.е. перестроено. На момент введения в эксплуатацию, здание ИВС соответствовало всем предъявляемым требованиям законодательства. ..., с учетом наполняемости ИВС, разместить спецконтингент, согласно нормам положенности выраженных в квадратных метрах на одного содержащегося не представляется возможным, что в свою очередь приведет к нарушению ст. 23 ФЗ от 15.107.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Т.Е. для оборудования вышеуказанный помещений необходимо осуществить пристройку к зданию ИВС необходимой площади. В соответствии с п. 14 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004г. № 190-ФЗ, изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства проводится в рамках Государственного оборонного заказа (п. 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»). В соответствии с п. 1 ст. 3 данного закона, государственный оборонный заказ это установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях обеспечения обороны и безопасности РФ, а также поставки продукции в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами в соответствии с международными обязательствами РФ. П. 5 данного закона устанавливает, что финансовое обеспечение государственного оборонного заказа утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Учитывая изложенное, ОМВД России по Тисульскому району может только ходатайствовать перед ГУ МВД России по Кемеровской области, как территориального органа МВД РФ на региональном уровне, последние, в свою очередь – ходатайствовать перед МВД России о включении реконструкции здания ИВС ОМВД России по Тисульскому району в государственный оборонный заказ, а МВД, в свою очередь, может только предложить Правительству РФ включить указанный объект в оборонный заказ. ...... Распоряжения начальнику ИВС ОМВД России по Тисульскому району дано указание: В случае обращения лиц, содержащихся в ИВС ОМВД России по Тисульскому району с жалобами на состояние здоровья, обеспечить вызов бригады скорой медицинской помощи. ... П. 10 совместного приказа от 31.12.1999г. Министерства внутренних дел Российской Федерации № 1115, Министерства здравоохранения Российской Федерации № 475 «Об утверждении инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, установлено, что в случае отсутствия медицинского работника в период поступления в ИВС вновь прибывших лиц, дежурный по ИВС, а при отсутствии штатного дежурного по ИВС – дежурный (помощник дежурного) по органу внутренних дел опрашивает их о состоянии здоровья. При наличии жалоб от вновь поступивших лиц на плохое самочувствие или признаках заболевания (травмы), дежурный по ИВС обязан незамедлительно вызвать медицинского работника ИВС, либо бригаду скорой медицинской помощи. О результатах опроса подозреваемых и обвиняемых, заявленных при этом жалобах на состояние здоровья и оказанной нуждающимся в медицинской помощи производятся необходимые записи в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, который хранится в медицинской части ИВС, а в период отсутствия медицинского работника – у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел)». Пунктом 14 вышеуказанного приказа установлено, что о каждом случае выявления инфекционного (паразитарного) заболевания медицинский работник ИВС докладывает начальнику учреждения и вышестоящему медицинскому начальнику. При отсутствии в ИВС медицинского работника дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) докладывает начальнику учреждения (или лицу, его заменяющему) о каждом случае выявления в ИВС лиц, подозрительных на наличие инфекционного (паразитарного) заболевания. Начальник ИВС (или лицо, его заменяющее) принимает меры к изоляции таких лиц и вызову в ИВС медицинских работников. Пункт 15 этого же приказа гласит, что при выявлении в ИВС больных с подозрением на наличие психического, опасного инфекционного заболевания, а также других лиц, нуждающихся в скорой медицинской помощи, медицинский работник ИВС (в случае его отсутствия – дежурный по ИВС (дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) в установленном порядке вызывает бригаду скорой медицинской помощи. При состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), медицинский работник ИВС (в случае его отсутствия – дежурный по ИВС, дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел) немедленно вызывает бригаду скорой медицинской помощи. До момента прибытия бригады скорой медицинской помощи медицинский работник ИВС обязан проводить реанимационные и иные необходимые мероприятия, направленные на сохранение жизни больного. В случае отсутствия медицинского работника дежурный, помощник дежурного по органу внутренних дел обязан оказывать первую помощь до момента прибытия бригады скорой медицинской помощи. П. 16 устанавливает, что если по заключению медицинского работника ИВС или бригады скорой медицинской помощи подозреваемый или обвиняемый нуждается в стационарном лечении, он направляется в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение государственной или муниципальной системы здравоохранения2 Но самое главное установлено п. 1 данного Приказа, что в случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел. Этим же пунктом установлено, что лица, нуждающиеся в скорой медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Таким образом, приостановление медицинской деятельности в ОМВД России по Тисульскому району никаким образом не нарушает ни совместного приказа от 31.12.1999г. Министерства внутренних дел РФ № 1115 Министерства здравоохранения РФ № 475 «Об утверждении инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС органов внутренних дел», ни федеральных законов от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ... и, соответственно, не влечет за собой нарушения прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОМВД России по Тисульскому району. Поскольку решением начальника ОМВД России по Тисульскому району осуществление медицинской деятельности в ИВС ОМВД России по Тисульскому району до получение лицензии, дающей право на осуществление медицинской деятельности при приостановлено, медицинская помощь работником ИВС – заведующей медицинской частью Г. не осуществляется, при этом лица, содержащиеся в ИВС ОМВД России по Тисульскому району получают медицинскую помощь в медицинских организациях государственной системы здравоохранения путем вызова скорой неотложной медицинской помощи, врача, или доставления содержащегося в ИВС в медицинское учреждение, что не противоречит закону и не нарушает действующего законодательства в сфере здравоохранения, не влечет за собой нарушение прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС ОМВД России по Тисульскому району, считает, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований ввиду отсутствия предмета спора.

Третье лицо ГУ МВД России по Кемеровской области, надлежащим образом уведомленное о дне и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствовали, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела или о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд, с согласия сторон, находит возможным рассмотреть материалы дела в отсутствие третьего лица.

Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит требований прокурора с учетом их уточнений обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как было установлено в судебном заседании, в ИВС ОМВД России по Тисульскому району имеется должность медицинского работника, которую занимает в настоящее время Г.. В ее должностные обязанности входит, в том числе, оказание неотложной доврачебной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях; осуществление ежедневных медицинских осмотров для определения здоровья, в частности для выявления инфекционных и паразитарных заболеваний и наличия телесных повреждений у поступающих, в том числе, после проведения процессуальных действий вне ИВС, проведение медицинских осмотров. Однако, медицинский работник не занимается осмотром и оказанием медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей в ИВС ОМВД России по Тисульскому муниципальному району в связи с тем, что у последнего отсутствует лицензия на осуществления медицинской деятельности. В связи с изложенным, на основании распоряжения начальника ОМВД России по Тисульскому району ... в ИВС ОМВД России по Тисульскому району осуществление медицинской деятельности приостановлено до получения лицензии, дающей право на осуществление такой деятельности. Также в судебном заседании было установлено, что получить лицензию не представляется возможным ввиду отсутствия в ИВС ОМВД России кабинета медицинского работника и процедурного кабинета, площадью не менее 12 кв. метров каждый. Данные обстоятельства представитель ответчика не отрицает. Они подтверждаются должностным регламентом Г., приказом ..., Положением ..., Положением ..., приказом ..., выпиской из приказа ... о назначении а должность фельдшера ИВС подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Тисульскому району Г., приказом ... о назначении Г. на должность заведующего медицинской части ИВС ОМВД России по Тисульскому району, сертификатом специалиста Г..

Как усматривается из ст. 4 Федерального Закона от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (далее – Федеральный закон № 103-ФЗ), содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации, и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

В соответствии со ст. 6 упомянутого выше закона, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. В силу ст. 7 данного закона, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

В соответствии со ст. 9 данного закона, ИВС подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности предназначены для содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений. ИВС органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за свет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ст. 15 данного закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей. В соответствии со ст. 16 ФЗ № 103-ФЗ в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее – Правила внутреннего распорядка). Указанными правилами, в том числе, устанавливается и порядок медико-санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых.

В соответствии с п. 9 ст. 17 Федерального Закона № 103-ФЗ, подозреваемые и обвиняемые имеют право получать материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. В силу ст. 24 данного закона, оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей, организуется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.

Как усматривается из ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2005г. № 950 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лица задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы, либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе, в необходимых случаях, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с п. 2 Приказа МВД России от 22.11.2005г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел», в ИВС устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, их изоляцию, исполнение ими своих обязанностей, а также решение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом РФ. Режим представляет собой регламентируемые Федеральным законом от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами РФ порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В соответствии с п. 3 Приказа МВД России от 22.11.2005г. № 950, организация и обеспечение режима в ИВС, поддержание в нем внутреннего распорядка, возлагается на соответствующего начальника территориального органа Министерства внутренних дел РФ, его заместителя-начальника полиции, заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка), начальника ИВС. В соответствии с п. 122 приказа МВД России от 22.11.2005г. № 950, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Совместным приказом МВД РФ № 1115 и Министерства здравоохранения РФ № 475 от 31.12.1999г. утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в ИВС органов внутренних дел (далее – Инструкция). В соответствии с п. 1 Инструкции, медицинские работники ИВС органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в изоляторах внутренних дел государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Согласно п. 2 указанной Инструкции, при оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993г. №5487-1, другими нормативными правовыми актами РФ о здравоохранении, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, а также настоящей Инструкцией. При этом, согласно п. 7.1. Инструкции, одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС. В обязанности медицинского работника входит, в том числе, оказание амбулаторно-поликлинической первичной медико-санитарной помощи, организация оказания скорой медицинской помощи (п. 8.2. и 8.3. Инструкции).

Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что в течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС. В силу пп. 46 п. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», медицинская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с указанным законом. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения на территории инновационного центра «Сколково»), утверждено Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), (далее – Положение), которое определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории РФ медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями. В соответствии с п. 3 Положения, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню, согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной, скорой медицинской помощи, оказании медицинской помощи при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и др. В соответствии с указанным перечнем работ (услуг), к медицинской деятельности, подлежащей лицензированию относятся работы (услуги) по оказанию неотложной медицинской помощи, по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), по медицинским осмотрам профилактическим, по оказанию скорой медицинской помощи.

Согласно пп. 30 п. 19 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 21.12.2016г. № 699 «Об утверждении Положения и Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту РФ», руководитель территориального органа утверждает подчиненным органам и организациям сметы доходов и расходов; распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально-технические средства между структурными подразделениями территориального органа, подчиненными органами и организациями. С учетом изложенного, финансирование мероприятий по приведению ИВС в соответствии с требованиями законодательства возложена на ГУ МВД России по Кемеровской области, поскольку деятельность ОМВД России по Тисульскому району финансируется за счет средств федерального бюджета, поступающих в ГУ МВД России по Кемеровской области, которое распределяет их по отделам области.

В соответствии с п. 14 ч. ч. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Как усматривается из п. 7 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012г. № 275-ФЗ, в состав государственного оборонного заказа могут включаться: работы по строительству, реконструкции, техническому перевооружению объектов, предназначенных для нужд обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что в ИВС ОМВД России по Тисульскому району не нарушаются права подозреваемых и обвиняемых там содержащихся, поскольку при необходимости они получают квалифицированную медицинскую помощь в медицинских учреждениях и при помощи вызова скорой неотложной медицинской помощи, поскольку указанные обстоятельства подтверждаются копиями документов, приложенных к исковому заявлению, а также пояснениями самого представителя в судебном заседании. Отсутствие финансирования указанных учреждений не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Тисульского района в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить в полном объеме.

Обязать Отдел Министерства Внутренних Дел России по Тисульскому району оборудовать в здании изолятора временного содержания здравпункт в составе кабинета медицинского работника и процедурной, площадью не менее 12 кв. метров каждый.

Обязать Отдел Министерства Внутренних Дел России по Тисульскому району оформить лицензию на осуществление медицинской деятельности в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по Тисульскому району.

Обязать Отдел Министерства Внутренних Дел России по Тисульскому району организовать и осуществлять медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся в изоляторе временного содержания Отдела МВД России по Тисульскому району.

Установить срок для исполнения возложенных обязанностей до 01.02.2019г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

...

...

...

Мотивированное решение изготовлено 17.08.2018г.

Судья –