Ленинский районный суд г. Смоленска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Смоленска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-187/11
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 января 2011 года
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
Председательствующего судьи Бобриковой Л.В.
при секретаре Руденок А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании заработной платы, процентов, компенсации морального вреда, включении в стаж государственной службы периода работы,
У с т а н о в и л :
ФИО1 обратилась с иском к Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании заработной платы в сумме ., процентов в размере ., компенсации морального вреда в размере руб., ссылаясь на то, что в нарушение раздела 5 Положения «О порядке выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, стимулирующих профессиональную служебную деятельность работников Департамента…» ответчик с июня 2010г. прекратил ей начислять и выплачивать дополнительное ежемесячное денежное поощрение. Кроме того, ей необоснованно отказано во включении в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, выплачиваемой лицам, замещающим должности государственной гражданской службы, периода работы в Управлении в качестве , составившего .
Впоследствии от требований в части включения ей в стаж государственной службы периода работы в отказалась, определением суда производство по делу в этой части прекращено.
В судебном заседании истица, ее представитель ФИО2 поддержали заявленные требования, пояснив, что в период работы истицы к ней со стороны руководства отдела не имелось никаких претензий, она не подвергалась дисциплинарным взысканиям, в связи с чем неначисление ей указанной выплаты является необоснованным. Согласны с тем, что данная выплата является необязательной, однако оснований для ее неначисления, предусмотренных п.5.7. Положения о порядке выплат, не имелось.
Представители ответчика ФИО3, ФИО4 исковые требования не признали, поскольку в соответствии с областным законом, Положением, на которое ссылается истица, ежемесячное денежное поощрение не относится к числу выплат, которые должны производиться в обязательном порядке. Истице не начислена в июне-августе 2010г. указанная выплата в результате проведенной начальником отдела оценки эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности ФИО1 По требованиям за июнь2010г. истицей пропущен срок исковой давности.
Суд, исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения сторон, показания свидетелей, не находит оснований для удовлетворения иска ввиду следующего.
В соответствии со ст.144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений устанавливаются в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.8 Областного закона от 03.05.2005г. №29-з «О государственных должностях Смоленской области и о государственной гражданской службе Смоленской области», денежное содержание лица, замещающего государственную должность Смоленской области, государственного гражданского служащего Смоленской области состоит из: 1) оклада месячного денежного содержания (месячный должностной оклад и месячный оклад за классный чин); 2) ежемесячных и иных дополнительных выплат, установленных указанным областным законом.
В силу п.5 указанной статьи областного закона к дополнительным выплатам (для государственных гражданских служащих Смоленской области) относятся: 1) ежемесячная надбавка к месячному должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к месячному должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы (для государственных гражданских служащих Смоленской области) в размере 50% (включительно) этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к месячному должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых федеральным законодательством; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа Смоленской области, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение в размере до 100 процентов (включительно) оклада денежного содержания по замещаемой должности. Порядок выплаты ежемесячного денежного поощрения определяется правовым актом представителя нанимателя. Правовым актом представителя нанимателя может быть установлено дополнительное ежемесячное денежное поощрение в пределах фонда оплаты труда, определенного в соответствии со статьей 9 настоящего областного закона. Дополнительное ежемесячное денежное поощрение может быть заменено единовременной денежной выплатой; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух окладов денежного содержания и материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих Смоленской области.
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала в Департаменте бюджета и финансов Смоленской области, с ДД.ММ.ГГГГ в должности (л.д.44). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволена по сокращению численности штата.
Как следует из объяснений истицы, последней с июня по август 2010г. не выплачивалось дополнительное ежемесячное денежное поощрение в соответствии с разделом 5 Положения о порядке выплаты ежемесячных и иных дополнительных выплат, стимулирующих профессиональную служебную деятельность работников Департамента бюджета и финансов Смоленской области.
Согласно разделу 5 названного Положения, утвержденного приказом начальника Департамента бюджета и финансов Смоленской области от 28.10.2008г. №52, дополнительное ежемесячное денежное поощрение выплачивается гражданским служащим в целях материального стимулирования добросовестного и эффективного выполнения своих должностных обязанностей, развития их творческой инициативы, улучшения качества работы, повышения ответственности за результаты служебной деятельности, укрепления исполнительной дисциплины. Дополнительное ежемесячное денежное поощрение в отношении каждого гражданского служащего определяется по показателям результативности и эффективности, установленным в должностном регламенте, с учетом специального режима работы и соблюдения гражданским служащим служебного распорядка Департамента. Конкретный размер дополнительного ежемесячного денежного поощрения в отношении гражданского служащего устанавливается по представлению руководителя структурного подразделения Департамента, в чьем непосредственном подчинении находятся соответствующие гражданские служащие. Представление оформляется служебной запиской, которая направляется начальнику Департамента в срок до 25 числа текущего месяца. Решение об установлении и выплате гражданскому служащему дополнительного ежемесячного поощрения и его размере принимается начальником Департамента и оформляется его приказом.
Как следует из объяснений представителей ответчика, в отношении истицы не было принято решение о начислении ей указанной выплаты за июнь-август 2010г. ввиду многочисленных претензий к ее служебной деятельности со стороны руководителя отдела.
Свидетель ФИО6 показала, что в ходе проверки работы истицы после выполнения отчета в мае было установлено, что истица недобросовестно и непрофессионально исполняет свои обязанности, не выполняет отдельные устные распоряжения начальника отдела. Истица вела учет товарно-материальных ценностей, при этом не делала сверки данных учета ТМЦ с данными учета материально ответственных лиц. На основании должностного регламента истица должна осуществлять контроль за ведением бюджетного учета и представлением бюджетной отчетности. На июль-август 2010г. было запланировано 6 проверок, истица произвела только 2. Также в соответствии с должностным регламентом истица должна производить анализ исполнения бюджетной сметы в целях разработки предложений по экономическому и эффективному использованию средств, выделенных на содержание Департамента. Истица не представляла такого рода анализы, хотя она неоднократно ей об этом напоминала. Анализа она делала сама или ее заместитель. Истица также должна участвовать в подготовке и составлении отчета об исполнении областного бюджета и консолидированного бюджета Смоленской области на основании бюджетной отчетности. При составлении отчета на 2009г. истица не принимала участие, хотя все участвовали, истица не способна анализировать, самостоятельно составлять отчеты. Ей поручалось только составление отчетов с небольшим количеством показателей, а именно ф.1-торги, о чем свидетельствуют ежеквартальные планы работ.
Истице нельзя было поручить выполнение работ, так как она недобросовестно относится к своим обязанностям. В последнее время истица изменила свое отношение к ней, как к начальнику отдела, могла вмешаться в ее разговоры с посетителями, бесцеремонно ее прерывала. Неоднократно в июне, июле, августе 2010г. в ее (свидетеля) адрес поступали претензии от первого заместителя начальника Департамента, начальников других структурных подразделений о том, что ФИО1 в рабочее время находилась в других структурных подразделениях Департамента без необходимости, связанной с производительной деятельностью, тем самым отвлекая сотрудников от работы. В устной форме в присутствии сотрудников отдела она неоднократно предупреждала истицу о том, чтобы в рабочее время она находилась на своем рабочем месте. В плане работы на 3 квартал 2010г. истице было поручено составить прогноз объемов продукции, закупаемой для государственных нужд. Истица не выполнила данное задание. Данное задание выполнила ее заместитель ФИО11.
Дополнительное ежемесячное денежное поощрение выплачивается в целях стимулирования добросовестного и эффективного выполнения должностных обязанностей, развития творческой инициативы. Она как начальник отдела представляет сотрудников к дополнительному ежемесячному денежному поощрению, которое не носит обязательный характер. Истица за период с июня по август 2010г. не представлялась на выплату поощрения, о чем она говорила истице. У нее (свидетеля) всегда были к ней претензии. За аналогичные нарушения не были представлены к дополнительному поощрению и другие сотрудники отдела. Кроме того, истица последнее время вела себя недисциплинированно. Ей была предоставлена распечатка входа и выхода с работы, эти отчеты предоставляются ежемесячно. При подсчете установлено, что в июле 2010г. истица отсутствовала на рабочем месте 13 часов без указания причин ухода. Истица соглашалась с нарушениями, она в силу своего характера ее не наказывала.
Как следует из показаний свидетеля ФИО12 документальных подтверждений нарушений истицы в виде докладных записок нет, так как они все длительное время с ней работали, жалели ее. Со стороны начальника отдела ФИО6 к истице имелись постоянные нарекания и замечания, ФИО1 не могла самостоятельно справиться ни с одним заданием, требовалась помощь, контроль. Это было весь период времени ее работы, особенно в июне-августе 2010г. Истица делала ошибки в отчетах, поэтому ей давались самые простые задания. Так, если посмотреть план работы на 3 квартал 2010г., видно, что из 30 пунктов истица задействована только в 6. Однако истица из 6 пунктов сделала только 2. Кроме этого истица согласно своим должностным обязанностям обрабатывает смету, ведет кассу, в связи с передачей полномочий, переходом на карточную оплату труда, объем работы истицы в данных направлениях снизился. Истица составляла минимальные отчеты ф.1-торги. Истица недобросовестно выполняла свои обязанности. Так, ей было поручено запланировать объем закупок, письмо было направлено еще ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 постоянно просила истицу его выполнить. Истица ДД.ММ.ГГГГ ушла на больничный, задание не выполнила, данное задание выполнял другой сотрудник. Истица в период с июня по август 2010г. систематически отсутствовала на рабочем месте, отметку в специальном журнале учета рабочего времени не делала. В июле 2010г. истица отсутствовала 13 часов 15 минут без указания причин ухода в журнале. Помимо указанных нарушений, были и другие нарушения со стороны истицы.
Свидетель ФИО7, , показала, что курирует отдел по методологии бюджетного процесса. Неоднократно наблюдала, что истица находилась в указанном отделе, на ее вопрос, что она здесь делает, она хамила или, ничего не говоря, уходила, хлопая дверью. Служебной необходимости нахождения истцы в указанном отделе не было, так как отдел методологии бюджетного процесса и отдел бюджетного учета и отчетности не взаимодействуют между собой. Появление истицы в отделе приводило к дестабилизации его работы. Она обращалась к ФИО6 с просьбой принять меры к истице, можно было снизить дополнительное поощрение или не выплачивать его, так как дополнительное поощрение выплачивается сотрудникам, которые не имеют нареканий со стороны руководства.
Свидетель ФИО8, Департамента, показала, что истица посещала практически ежедневно ее отдел не по служебной необходимости, т.к. в ее отделе работает приятельница истицы. Ее отдел не взаимодействует с отделом бюджетного учета и отчетности. Истица общалась с сотрудниками отдела на личные темы, могла рассказать анекдот, спеть частушки. Она делала истице замечания, что та отвлекает сотрудников ее отдела от работы, истица либо не реагировала на ее слова, либо отвечала грубостью. Один раз истица должна была донести до всех отделов приказ Департамента, однако в ее отдел не принесла приказ, в связи с этим у них были проблемы по работе. В июне 2010г. она находилась в отпуске, однако может сказать, что истица постоянно находилась у них в отделе. В устной форме она предъявляла истице претензии, что она отвлекала ее сотрудников от работы.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждены ответчиком документально (планы работы отдела бюджетного учета и отчетности Департамента на 2,3 кварталы 2010г., суммарные отчеты рабочего времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за июль 2010г.), другие материалы дела.
Как указывалось выше, по условиям названного Положения дополнительное ежемесячное денежное поощрение выплачивается гражданским служащим в целях материального стимулирования добросовестного и эффективного выполнения своих должностных обязанностей, развития их творческой инициативы, улучшения качества работы, повышения ответственности за результаты служебной деятельности, укрепления исполнительной дисциплины. Дополнительное ежемесячное денежное поощрение в отношении каждого гражданского служащего определяется по показателям результативности и эффективности, установленным в должностном регламенте, с учетом специального режима работы и соблюдения гражданским служащим служебного распорядка Департамент.
Ни областной закон, ни Положение, изданное в его исполнение, не относит дополнительное ежемесячное денежное поощрение к числу выплат, которые должны производиться в обязательном порядке.
Как следует из показаний непосредственного начальника истицы свидетеля ФИО6, с июня по август 2010г. она не включала истицу в список для выплаты дополнительного ежемесячного денежного поощрения в связи с результатами проведенной ею оценки эффективности и результативности ее профессиональной служебной деятельности. В указанный период времени истицей неоднократно нарушался служебный распорядок Департамента, она систематически отсутствовала на рабочем месте, не выполнила предусмотренные планом работы на 3 квартал мероприятия по организации проверок бюджетного учета по санкционированию расходов областного бюджета в областных бюджетных учреждениях, подведомственных Департаменту Смоленской области по культуре. Вместо запланированных для проведения проверок 6-ти учреждений, проверки были проведены истицей лишь в 2-х из них. Халатно относилась к исполнению своих должностных обязанностей, не исполняла поручения руководства.
Таким образом, выплата дополнительного ежемесячного денежного поощрения является правом, а не безусловной обязанностью работодателя. В спорный период времени руководитель отдела бюджетного учета и отчетности ФИО6, где работала истица, ввиду наличия определенных претензий к ее работе не нашла оснований для принятия решения о выплате последней дополнительного ежемесячного денежного поощрения, что соответствовало ее полномочиям и названным нормам.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения требований ФИО1 о взыскании недоплаченного дополнительного ежемесячного денежного поощрения не имеется, соответственно, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании процентов.
По правилам ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом.
Ввиду отсутствия вины ответчика в причиненных страданиях истице оснований для взыскания в ее пользу компенсации морального вреда также не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р е ш и л :
ФИО1 в удовлетворении требований к Департаменту бюджета и финансов Смоленской области о взыскании заработной платы, процентов, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
судья Ленинского районного суда
г. Смоленска Бобрикова Л.В.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ