РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации 9 июля 2014 года г.Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Бухашеева Д.А., при секретаре судебного заседания Бадаевой А.Р., с участием представителя истца - старшего помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Крытцовой М.Ю., представителя ответчика МБУК «Дворец культуры имени И.И. Наймушина» Боброва С.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1870/2014 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «город Усть-Илимск» к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Дворец культуры имени И.И. Наймушина», администрации г. Усть-Илимска об обязывании предпринять необходимые действия,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований, с учетом заявления об уточнении исковых требований от 03 июля 2014 года, прокурор указал следующее. По результатам проверки соблюдения требований законодательства в части обеспечения доступа инвалидов к объектам социальной сферы города установлено, что доступ инвалидов в здание МБУК «Дворец культуры имени И.И. Наймушина» по адресу: , значительно затруднен. В учреждении нарушаются требования СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (утверждены приказом министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011г. N2 605): Участок территории от тротуара до центрального входа имеет покрытие из бетонных плит с толщиной швов между плитами от 5 до 10 сантиметров, что не соответствует п. 4.1.11 СНиП 35-01 -2001 Зрительный зал находится на втором этаже, лестница не продублирована пандусами. В зрительном зале не оборудованы специальные места для инвалидов с кресло-колясками, что не соответствует п. 7.1.7 СНиП 35-01-2001. Доступная кабина в общей уборной не организована, что не соответствует п.п. 5.3.2., 5.3.3 СНиП 35-01-2001. Запасной вход-выход на улицу на уровне первого ряда зрительного зала имеет ступеньку высотой 20 см, что не соответствует нормам СНиП 35-01-2001.
По указанным основаниям прокурор просит суд обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры имени И.И. Наймушина» в срок до 30 сентября 2015 года устранить нарушения законодательства в используемом нежилом здании Дворца культуры имени И.И. Наймушина, расположенном по адресу: а именно: обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в учреждение культуры, привести его в соответствие с требованиями СНиП35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Обязать Администрацию муниципального образования г.Усть-Илимск в срок до 30 января 2015 года профинансировать указанные мероприятия.
В судебном заседании старший помощник Усть-Илимского межрайонного прокурора Крытцова М.Ю. заявленные требования поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика МБУК ДК имени И.И. Наймушина Бобров С.В. с исковыми требованиями согласился, а также указал, что по инициативе учредителя была создана комиссия по согласованию мер, обеспечивающих потребности инвалидов в услугах, предоставляемых МБУК «ДК имени И.И. Наймушина». Комиссией было принято решение: мероприятия по приведению запасного выхода в соответствие с п. 5.1.4 СНиП 35-01-2001 не осуществлять; лестницу, ведущую на второй этаж в зрительный зал, пандусом не дублировать.
В судебное заседание не явился представитель ответчика администрации г. Усть-Илимска, о времени и месте проведения судебного заседания извещался надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, исследовав доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям)
Муниципальное образование город Усть-Илимск наделено статусом городского округа Законом Иркутской области от 02.12.2004 N 65-оз "О статусе и границах муниципального образования город Усть-Илимск Иркутской области".
В силу пункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" здание Дворца культуры имени И.И. Наймушина, являющееся муниципальной собственностью, отнесено к объектам социальной инфраструктуры, условия для беспрепятственного доступа инвалидов в которое возлагается, в том числе, на органы местного самоуправления.
Названными Федеральными законами предусматривается прямая обязанность органов местного самоуправления обеспечить объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности, средствами доступа для инвалидов.
Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16 июля 2001 г. N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что покрытие пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов должно быть из твердых материалов, ровным, шероховатым, без зазоров, не создающим вибрацию при движении, а также предотвращающим скольжение, то есть сохраняющим крепкое сцепление подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски при сырости и снеге. Покрытие из бетонных плит должно иметь толщину швов между плитами не более 0,015 м. Покрытие из рыхлых материалов, в том числе песка и гравия, не допускается (п. 4.1.11); лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема, технические требования к установленным пандусам закреплены п.п. 3.29-3.33 СНиП.
Согласно п. 7.1.7 Правил в зрительных залах, на трибунах спортивно-зрелищных сооружений и других зрелищных объектах со стационарными местами должны быть предусмотрены места для людей на креслах-колясках из расчета не менее 1% общего числа зрителей.
Выделенная для этого площадка должна быть горизонтальной с уклоном не более 2%. Каждое место должно иметь размеры не менее, м:
при доступе сбоку - 0,55 x 0,85;
при доступе спереди или сзади - 1,25 x 0,85.
В многоуровневых зрелищных помещениях общественных зданий, где на втором этаже или промежуточном уровне размещается не более 25% мест и не более 300 сидений, все места для кресел-колясок могут размещаться на основном уровне.
Залы вместимостью более 800 мест рекомендуется дополнительно оснащать телемониторами.
В каждом зале со звуковой системой должна быть система усиления звука, индивидуальная или коллективного пользования.
При использовании в зале затемнения в зоне зрительских мест пандусы и ступени должны иметь подсветку.
В соответствии с п. 5.3.2 Правил в общем количестве кабин уборных общественных и производственных зданий доля доступных для МГН кабин должна составлять 7%, но не менее одной.
В применяемой дополнительно универсальной кабине вход следует проектировать с учетом возможной разницы полов сопровождающего и инвалида.
Согласно п. 5.3.3 Правил доступная кабина в общей уборной должна иметь размеры в плане не менее, м: ширина - 1,65, глубина - 1,8, ширина двери - 0,9. В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство не менее 0,75 м для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей. В кабине должно быть свободное пространство диаметром 1,4 м для разворота кресла-коляски. Двери должны открываться наружу.
Примечание. Габариты доступных и универсальных (специализированных) кабин могут изменяться в зависимости от расстановки применяемого оборудования.
В универсальной кабине и других санитарно-бытовых помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе инвалидов, следует предусматривать возможность установки откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. Размеры универсальной кабины в плане не менее, м: ширина - 2,2, глубина - 2,25.
Один из писсуаров следует располагать на высоте от пола не более 0,4 м или применять писсуар вертикальной формы. Следует применять унитазы, имеющие опору для спины.
Согласно п.3.14 СНиП 35-01-2001 наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.При ширине лестниц на основных подходах к зданию 2,5 м и более следует дополнительно предусматривать разделительные поручни. Входная площадка при входах, доступных МГН, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий - подогрев, что устанавливается заданием на проектирование. Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1 - 2%.
Согласно п.3.23 СНиП 35-01-2001 дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м.
Из справки по проверке соблюдения условий беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры - МБУК «Дворец культуры имени И.И. Наймушина от ДД.ММ.ГГГГ начальника отдела государственных услуг и МСП по оплате услуг ЖКХ управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Усть-Илимску и Усть-Илимскому району ФИО1 следует, что участок территории от тротуара до центрального входа имеет покрытие из бетонных плит с толщиной швов между плитами от 5 до 10 сантиметров, что не соответствует нормам СНиП 35-01-2001; центральный вход для посетителей имеет конструктивный навес, водоотвод, входные двустворчатые двери и двери внутри тамбура соответствуют по размерам нормам СНиП 35-01-2001; зрительный зал находится на втором этаже, лестница не продублирована пандусами; в зрительном зале не оборудованы специальные места для инвалидов с кресло-колясками, что не соответствует нормам СНиП 35-01-2001; на автостоянке на участке около здания не обозначено место для транспорта инвалидов, что не соответствует нормам СНиП 35-01-2001; доступная кабина в общей уборной не организована, что не соответствуют нормам СНиП 35-01-2001; запасной вход-выход на улицу на уровне первого ряда зрительного зала имеет ступеньку высотой 20 см, что не соответствуют нормам СНиП 35-01-2001.
Таким образом, здание Муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры имени И.И. Наймушина» не оборудовано средствами доступа для инвалидов, что препятствует свободному доступу инвалидов в здание учреждения культуры.
Из устава Муниципального бюджетного учреждения культуры «Дворец культуры имени И.И. НАймушина» следует, что учреждение является некоммерческой организацией с организационно-правовой формой - муниципальное бюджетное учреждение. Учредителем учреждения и собственником имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальное образование г. Усть-Илимск. Учреждение создано с целью оказания культурно-досуговых услуг населению муниципального образования город Усть-Илимск.
В соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении имущества на праве оперативного управления за Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Дворец культуры имени И.И. Наймушина» закреплено на праве оперативного управления нежилое здание Дворца культуры им. И.И. Наймушина, расположенное в . При этом учреждение обязано содержать, эффективно использовать и развивать полученные объекты в соответствии с их прямым назначением, осуществлять капитальный и текущий ремонт закрепленного имущества.
Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Применительно к бюджетным учреждениям законодатель оперирует термином "финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания" (статья 9.2 Закона). В данном случае имеется в виду то, что, ставя перед бюджетным учреждением задания, публичные образования принимают на себя необходимые расходы по его выполнению. Так, согласно п. 6 ст. 9.2 Закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, кроме прочего, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Таким образом, важной характеристикой учреждения как юридического лица является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.
В отношении бюджетных учреждений подлежит применению правило ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определяются особенности правового положения бюджетных учреждений. В частности, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Статьей 46 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1 установлено, что учредитель организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, осуществляет, в частности финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковое требование о возложении судом на собственника имущества, учредителя бюджетного учреждения - Администрацию муниципального образования г.Усть-Илимск обязанности по финансированию мероприятий по устранению имеющих место нарушений по обеспечению инвалидам беспрепятственного доступа в учреждение культуры, является обоснованным, поскольку проведение данных мероприятий сводится к значительным финансовым вложениям в переданное собственником недвижимое имущество.
Срок, в течение которого прокурор полагает необходимым исполнить мероприятия по устранению нарушений и профинансировать указанные работы - до 30 сентября 2015 года, то есть более года, суд находит разумным и достаточным.
Оценивая в совокупности представленные доказательства суд приходит к выводу, что исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора заявлены обосновано и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования «город Усть-Илимск» к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Дворец культуры имени И.И. Наймушина», администрации г. Усть-Илимска об обязывании предпринять необходимые действия, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Дворец культуры имени И.И. Наймушина» в срок до 30 сентября 2015 года устранить нарушения законодательства в используемом нежилом здании Дворца культуры им.Наймушина, расположенном по адресу: , а именно: обеспечить инвалидам беспрепятственный доступ в учреждение культуры, привести его в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения"
Обязать Администрацию муниципального образования г. Усть-Илимск в срок до 30 января 2015 года профинансировать указанные мероприятия.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Бухашеев Д.А.