ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1870/2016 от 07.11.2016 Ахтубинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2016 года г. Ахтубинск Астраханской области

Ахтубинский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Лубянкиной Ю.С.,

при секретаре Чернышовой И.А.,

с участием представителя истца Османова Р.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ахтубинске в помещении Ахтубинского районного суда гражданское дело по иску Военного прокурора военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть », Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места «техник-лаборант»,

установил:

Военный прокурор военной прокуратуры гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ФКУ «Войсковая часть ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места «техник-лаборант». В обоснование своим требованиям указал, что прокуратурой гарнизона проведена проверка исполнения должностными лицами в/ч законодательства о трудовых правах граждан. Проверкой установлено, что работодателем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в войсковой части на основании трудового договора, является командир в/ч При этом, командиром в/ч , в нарушение закона, мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочего места «техник-лаборант» ЛИЦ в/ч по условиям труда, не выполнены. Несоблюдение и невыполнение работодателем требований по проведению специальной оценки условий труда рабочего места нарушает как права работников, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые отношения, на безопасные условия труда. Просит суд обязать войсковую часть ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» и Министерство обороны Российской Федерации провести специальную оценку условий труда рабочего места «техник-лаборант» ЛИЦ предусмотренного штатом в/ч

Представитель истца – заместитель Военного прокурора военной прокуратуры гарнизона Османов Р.М. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что судебная практика по подобным спорам говорит о том, что имеет место неопределенный круг лиц, который может занимать данную должность. До настоящего времени требуемые мероприятия ответчиками не выполнены, что нарушает право неопределенного круга лиц на безопасные условия труда.

Представитель ответчика войсковой части в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Представлен отзыв, согласно которому просит рассмотреть дело в их отсутствие. Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда. Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. В период с ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Государственной инспекции труда в Астраханской области в отношении ФКУ «Войсковая часть проводилась плановая выездная проверка. За допущенное нарушение, выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда рабочих мест, Государственной инспекцией труда в <адрес> учреждению назначено административное наказание в виде административного штрафа, а также выдано обязательное для исполнения Предписание от ДД.ММ.ГГГГ В рассматриваемом случае круг лиц, в интересах которых обратился военный прокурор военной прокуратуры гарнизона, индивидуализирован и точно определен. Согласно сведениям, предоставленным вр.и.о. начальника отдела кадров войсковой части по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 2 должности техника-лаборанта укомплектованы. Заявления от работников, чьи права могут быть нарушены, отсутствуют. Письма с просьбой оказать содействие в выделении лимитов бюджетных обязательств и организации проведения специальной оценки условий труда рабочих мест ФКУ «Войсковая часть направлялись, в том числе, в адрес начальника Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области, командующего войсками Южного военного округа, главнокомандующего Воздушно - космическими силами, заместителя Министра обороны Российской Федерации по финансово - экономической работе. До настоящего времени информация о выделении лимитов бюджетных обязательств или заключении государственного контракта в интересах ФКУ «Войсковая часть не поступала. Возможность самостоятельно организовать проведение специальной оценки условий труда рабочих мест и, следовательно, выполнить требования федерального законодательства у ФКУ «Войсковая часть отсутствует. Начальником отдела ГСЭН (<адрес>) ФГКУ «1002 ЦГСЭН МО РФ» спланировано обследование объектов войсковой части в ДД.ММ.ГГГГ

Представители ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерства обороны Российской Федерации и в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представлен отзыв, согласно которому органы прокуратуры при проведении надзора не вправе подменять собой иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Ранее данная войсковая часть уже проверялась инспекцией труда. Заявление о понуждении совершить определенные действия, подано военным проктором в интересах неопределенного круга лиц. Однако круг лиц, то есть работников «техник-лаборант» определен и известен. Заявления данных работников отсутствуют. Данная войсковая часть не подчиняется ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», а находиться в прямом подчинении командующего Воздушно-космическими силами России. В связи с этим, командующий войсками Южного военного округа - руководитель ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» не является работодателем для работников войсковой части Положениями приказа министерства обороны РФ №3910 от 29 декабря 2012 года, определено, что представителями министерства обороны РФ, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил российской Федерации,, в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ являются командующие войсками военных округов - в отношении командиров (руководителей) воинских частей (организаций, непосредственно подчиненных органам управления военного округа, и работников органов управления военного округа. Таким образом, работодателем для гражданского персонала войсковой части является командир данной войсковой части в силу положений Трудового кодекса РФ или вышестоящий командир (начальник), в чём непосредственном подчинении состоит данная войсковая часть. При этом требования статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» возлагают обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда на работодателя. К этому же выводу приводит и положение ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно положениям которой организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

1) указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;

2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;

3) наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса

Ни ФКУ «ОСК ЮВО», ни Министерство обороны РФ, не являются организаций проводящей специальную оценку условий труда, так как не отвечают требованиям, предъявляемым к таким учреждениям, не имеют экспертов и уставами определены иные, отличные задачи и цели. Таким образом, военный прокурор, заявляя требования о понуждении ФКУ «ОСК ЮВО» и министерство обороны РФ провести специальную оценку, предъявляет изначально невыполнимые требования. Принятие решения о выделении лимитов денежных средств на данные цели отнесено к компетенции соответствующих управлений и департаментов Министерства обороны России. Начальником Управления финансового обеспечения по Ростовской области войсковой части было доведено о том, что сведения о потребности в денежных средствах на проведение специальных мероприятий оценки условий труда и рабочих мест необходимо направлять в адрес вышестоящего органа военного управления, в порядке подчиненности. Войсковая часть , является частью центрального подчинения, в связи с чем, командующий войсками округа не является вышестоящим начальником для данной воинской организации. Задачей ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» является лишь получение денежных средств направляемых министерством обороны РФ и проведении конкурсов и торгов, просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав представителя истца Османова Р.И., исследовав материалы дела и, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором и также на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложена обязанность по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих нормативным требованиям охраны труда.

Статьей 209 ТК РФ определено, что охрана труда представляет собой систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Как следует из абзаца 10 части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившим в силу с 01 января 2014 года.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статья 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

Судом установлено, что военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами в/ч законодательства о трудовых правах граждан. Проведенной проверкой установлено, что работодателем для лиц, осуществляющих трудовую деятельность в войсковой части на основании трудового договора, является командир в/ч . При этом, командиром в/ч , в нарушение вышеназванных норм закона, мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочего места «техник-лаборант» ЛИЦ в/ч по условиям труда не выполнены, что следует из заключения заместителя военного прокурора военной прокуратуры гарнизона Османова Р.И. от ДД.ММ.ГГГГ - несоблюдение и невыполнение работодателем - командиром войсковой части требований по проведению специальной оценки условий труда рабочего места нарушает как права работников, работающих в настоящее время, так и неопределенного круга граждан, которые вправе вступать с указанной организацией в трудовые отношения, на безопасные условия труда.

Согласно акту проверки выявлены следующие нарушения: командиром в/ч в нарушение вышеназванных норм закона, мероприятия, направленные на проведение специальной оценки труда рабочих мест в/ч по условиям труда не выполнены; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части (<адрес>) проведена аттестация лишь <данные изъяты> рабочих мест (аттестация действует до ДД.ММ.ГГГГ года), в в/ч (<адрес>) проведена аттестация <данные изъяты> рабочих мест (аттестация действует до ДД.ММ.ГГГГ); -не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест военной поликлиники медицинской службы в (всего <данные изъяты> рабочих места); не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест подчиненных подразделений войсковой части (воздухоплавательная комендатура <адрес><данные изъяты> рабочих мест), ИП УНИ <данные изъяты> рабочее место), батальон связи <данные изъяты> рабочих мест), ВИЦ (<адрес>, <данные изъяты> рабочих мест), ЛИЦ (<данные изъяты> рабочих мест), ИСАНА ЛИЦ <данные изъяты> рабочих места), служба тыла (<данные изъяты> рабочее место), СИП 3 УНИ <данные изъяты> рабочих мест), СЦ ЛИЦ (<адрес>, <данные изъяты> рабочих мест), НИУ (<данные изъяты> рабочих мест), батальон охраны (<данные изъяты> рабочих места), <данные изъяты> полигон испытательный <данные изъяты> рабочих места), <данные изъяты> полигон испытательный <данные изъяты> рабочих места), УНИ (6 рабочих мест), РИО (типография, <данные изъяты> рабочих мест), 3 УНИ (10 рабочих мест). Таким образом, в нарушение действующего законодательства в войсковой части не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест.

Поскольку войсковая часть находится на финансовом обеспечении Филиала Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Астраханской области вр.и.о. командира войсковой части в адрес руководителя Филиала также направлены указанные выше сведения.

В силу частей 1 и 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями (часть 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).

ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Астраханской области выдано предписание адрес ФКУ «Войсковая часть об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе, в части обеспечения проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Из представленных документов следует, что войсковой частью ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» были направлены все необходимые документы и запрос о планировании выделения денежных средств на проведение аттестации рабочих мест и мероприятий по проведению специальной оценки и общей сумме затрат.

Из письма начальника Управления финансового обеспечения Министерство обороны Российской Федерации по Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ за исх. следует, что все поступившие заявки по определению потребностей в лимитах бюджетных обязательств на проведение специальной оценки условий труда от начальников родов войск, управлений, служб, отделов военного округа в части получены, направлены в адрес Департамента финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации по соответствующей статье сметы расходов; информация о поступлении лимитов бюджетных обязательств будет доведена до должностных лиц управления Южного военного округа для проведения конкурсных процедур.

Исходя из Перечня профессий и должностей, подлежащих специальной оценке условий труда в ДД.ММ.ГГГГ, представленной заместителем штаба войсковой части по должности «техник-лаборант» специальная оценка условий труда рабочего места не проведена. Данные обстоятельства не оспаривались ответчиками.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации. Таким образом, Министерство обороны Российской Федерации является работодателем в отношении работников воинских частей.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников подчиненных воинских частей.

Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделяй, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.

Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.

В соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», утвержденным Министром обороны Российской Федерации от 31 марта 2011 года, исходя из целей, задач и видов деятельности, в полномочия ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» входят заключение в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоров (контрактов) с юридическими и физическим лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещение заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерациями и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации (пункт 29).

Обязанность по исполнению запроса командира войсковой части войсковой части о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», как на юридическом лице, на которого такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Общим Положением о ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа».

Доводы представителя ответчиков ФКУ «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерства обороны Российской Федерации о том, что военный прокурор не вправе обращаться в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку круг работников определен и известен – «техник-лаборант», а выявленные нарушения не затрагивают законные права и интересы в сфере трудового законодательства прочих работников войсковой части, суд также признает несостоятельными, исходя из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.

Как усматривается из представленных материалов, исковое заявление Военного прокурора военной прокуратуры, предъявленное в защиту интересов неопределенного круга лиц, по форме и содержанию отвечает требованиям статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе требованиям, указанным в части 3 названной статьи. Исковое заявление предъявлено Военным прокурором военной прокуратуры в пределах предоставленных ему статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочий к командиру войсковой части ФКУ «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации в целях устранения бездействия последних и понуждения их как работодателя к выполнению возложенной на них статьей 212 Трудового Кодекса Российской Федерации и статьей 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по проведению специальной оценки условий труда рабочего места – «техник-лаборант», невыполнение которой нарушает право работника, занимающего указанную должность и неопределенного круга граждан, которые вправе вступить в трудовые отношения с войсковой частью по указанной должности, на безопасные условия труда.

Принимая во внимание, что в войсковой части специальная оценка условий труда рабочего места - «техник-лаборант», не проведена, а отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить данного работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда, суд полагает заявленные исковые требования удовлетворить.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Военного прокурора военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Войсковая часть Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочего места «техник-лаборант», удовлетворить.

Обязать войсковую часть , Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование «Южного военного округа» и Министерство обороны Российской Федерации провести специальную оценку условий труда рабочего места «техник-лаборант» ЛИЦ, предусмотренного штатом войсковой части

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Ахтубинский районный суд.

Судья Ю.С. Лубянкина