ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1871/18 от 12.11.2018 Белорецкого городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2 –1871 /2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 ноября 2018 года с. Старосубхангулово

Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мустафиной З.З.,

при секретаре: Валиуллиной Р.А.,

с участием истца заместителя прокурора Бурзянского района РБ Шамигуловой Н.М.,

ответчиков:

главы администрации сельского поселения Старомунасиповский сельский совет муниципального района Бурзянский район РБ Байтимировой Г.Т., ее представителя Махмутова И.И,

представителя Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ Фархиева А.Т.,

представителя третьего лица - ГБУ «Научно- производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ Гиззатова Д.З., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Бурзянского района РБ к администрации сельского поселения Старомунасиповский сельский совет муниципального района Бурзянский район РБ, Управлению по государственной охране объектов культурного наследия РБ, Министерству лесного хозяйства РБ об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия,

У С Т А Н О В И Л:

прокурор Бурзянского района РБ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Старомунасиповский сельский совет муниципального района Бурзянский район РБ, Управлению по государственной охране объектов культурного наследия РБ, Министерству лесного хозяйства РБ об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия, указав, что прокуратурой Бурзянского района на основании плана работы прокуратуры района на второе полугодие 2017 года проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства об объектах культурного наследия. Согласно ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. К объектам археологического наследия относятся частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации, о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются, в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои. В силу ст. 16.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на территории сельского поселения имеются объекты включенные в перечень выявленных объектов культурного наследия. Согласно статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» после принятия решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия региональный орган охраны объектов культурного наследия обеспечивает проведение государственной историко-культурной экспертизы. В части 4 статьи 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» указано, что объекты, являющиеся на день вступления в силу настоящего Федерального закона вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, относятся к выявленным объектам культурного наследия. В силу статьи 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия; объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации; объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования. Соответственно, на данный момент решение об отнесении объекта культурного наследия к той или иной категории историко-культурного значения не принято, и как следствие этого является безхозяйным имуществом, так как собственник его неизвестен. В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Пункт 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1 статьи 17 настоящего Федерального закона, в том числе имущество необходимое для сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. Статья 9.3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» относит к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственную охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения; обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Согласно п. 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались. Пунктом 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, предусмотрено принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Как следует из Перечня выявленных объектов культурного наследия, на территории сельского поселения Старомунасиповский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ имеются три объекта культурного наследия, Набиевская, Старосунасиповская и Новомунасиповские стоянки. Следовательно, обязанность обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, лежит на администрации сельского поселения. Как указано в статье 6 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда. Соответственно, охрана объекта культурного наследия включает в себя учет объектов культурного наследия и принятие иных мер предусматривающих финансовое и иное материально-техническое обеспечение, которое невозможно без соответствующей регистрации объекта культурного наследия. Кроме того, согласно ст.3 Закона РБ от 07.11.2005 года № 224-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РБ» под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда. В соответствие со ст.20 Закона РБ от 07.11.2005 года № 224-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РБ» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя: государственный учет объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия; установление ограничений (обременений) права собственности или иных вещных прав на объект культурного наследия требованиями в отношении объекта культурного наследия; разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений органов исполнительной власти и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима; установление предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в реестр, и границ территории такого объекта; ) установку на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений. Солгано ст.17 Закона установка информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия регионального значения, не имеющий собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на который собственник отказался, осуществляется Республиканским органом исполнительной власти в области охраны объектов культурного наследия. В 2017 году в адрес главы администрации сельского поселения Старомунасиповский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ внесено представление с требованием принять меры по постановке на кадастровый учет объектов культурного наследия, принять меры по установлению их фактического местонахождения, с целью установления охранной зоны объектов культурного наследия, установки информационных надписей и обозначений на объекте культурного наследия. С целью выполнения указанного вида работ сельскому поселению разъяснено о необходимости обратиться в Управление по государственной охране объектов культурного наследия Республики Башкортостан. Между тем, в удовлетворении представления прокуратуры района администрацией сельского поселения Старомунасиповский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ отказано, на сегодняшний день меры с целью охраны объектов культурного наследия находящихся на территории данного сельского поселения не приняты. Также, в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела поступили возражения от ответчиков, в которых они указывают о необходимости постановки на кадастровый учет и земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия. В связи с чем, прокуратурой Бурзянского района принято решение о признании Министерства лесного хозяйства РБ ответчиком. Поскольку определить круг лиц, чьи права нарушаются вследствие допущенных нарушений невозможно, прокурором в силу ст. 45 ГПК РФ принято решение обратиться в суд в интересах неопределенного круга лиц в целях устранения нарушений законодательства регулирующего вопросы учета и охраны муниципального имущества.

В судебном заседании заместитель прокурора Бурзянского района РБ Шамигулова Н.М. уточненные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске в полном объеме, просила их удовлетворить и обязать администрацию сельского поселения Старомунасиповский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ и Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет бесхозных объектов культурного наследия, памятников археологии расположенных на территории сельского поселения Старомунасиповский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ, по ориентиру Старо-Мунасиповская стоянка (...); Ново_мунасиповская стоянка (... Набиевская стоянка (...); обязать Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ установить информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия расположенные на территории сельского поселения Старомунасиповский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ, определить границы территории объекта культурного наследия расположенного на территории сельского поселения Старомунасиповский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ, по ориентиру: Старо-Мунасиповская стоянка (...); Ново_мунасиповская стоянка (...); Набиевская стоянка (...); обязать Министерство лесного хозяйства РБ и Управление по государственной охране объектов культурного наследия РБ поставить на кадастровый учет земельные участки, где расположены объекты культурного наследия: Старо-Мунасиповская стоянка (...); Ново_мунасиповская стоянка ...); Набиевская стоянка (...).

В судебном заседании представитель ответчика: Управления по государственной охране объектов культурного наследия РБ Фахриев А.Ф., действующий по доверенности, исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях. Просит суд в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика – Администрации СП Старомунасиповский сельский совет Махмутов И.М., действующий по доверенности исковые требования не признал и пояснил, что исходя из норм действующего законодательства полномочия по включению в перечень выявленных объектов культурного наследия, уведомление владельцев земельных участков об объектах культурного наследия на них, проведение историко-культурной экспертизы для включения в реестр объектов культурного наследия, либо об отказе в включении в реестр, направлению информации в органы регистрации прав, возложены на орган исполнительной власти Республики Башкортостан в области культуры. Выявленные объекты культурного наследия на территории СП Старомунасиповский сельский совет включены в реестр объектов культурного наследия в связи с чем не могут являться бесхозным имуществом. Просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель ответчика: Министерства лесного Республики Башкортостан в суд не явился, надлежащим образом о месте и времени судебного заседания был извещен. Причина неявки неизвестна.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Представитель третьего лица: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан в суд не явился, надлежащим образом о месте и времени судебного заседания был извещен. Причина неявки неизвестна.

В соответствие со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

В судебном заседании представитель третьего лица ГБУ «Научно-произвеодственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ Гиззатов Д.З.., пояснил суду, что согласно результатам проведения архивных и библиографических работ выполненных сотрудниками Государственного бюджетного учреждения Научно- производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан (ГБУ НПЦ) начало археологического изучения территории Бурзянского района Республики Башкортостан связано с открытием наскальных изображений эпохи палеолита в пещере Шульган-Таш в 1959 году. На фоне многочисленных и практически постоянных работ в пещерных объектах окрестностей Шульган-Таш, в начале 1960-х годов археологи приступили к работам по выявлению открытых памятников (поселений и стоянок). Изучение берегов р. Белая в пределах Бурзянского района начато археологом А.П. Шокуровым. В 1961 г. в составе отряда ИИЯЛ БФАН СССР под руководством археолога Г.Н. Матюшина, А.П. Шокуровым было проведено первое обследование горного течения р. Белая (Савельев Н.С. Памятники эпохи раннего железа горного течения р. Белая (разведочные работы А.П. Шокурова 1961-1962 гг. // Наследие веков. Вып. 2. Материалы Регион, науч.-практ. конф. «Историческое краеведение в Башкортостане: история и современность», поев. 100-летию со дня рождения краеведа-археолога Анисима Павловича Шокурова / Отв. ред. В.Г. Котов. Уфа: ИИЯЛ УНЦ РАН, 2011. С. 42-43, 46). В 1962 г. А.П. Шокуровым, входившим уже в состав экспедиции Института археологии АН СССР под руководством О.Н. Бадера и возглавлявшим отдельный разведочный отряд, было проведено обследование ближних и дальних окрестностей пещеры по долине р. Белая. Информация об итогах проведения археологических полевых работ проведенных А.П. Шокуровым содержится в Научных отчетах, оригиналы которых находятся на постоянном, бессрочном хранении в научно-отраслевом архиве ФГБУ науки Институт археологии РАН. Следует отметить, что сведения о выявленных А.П. Шокуровым объектах археологического наследия имеют форму кратких сообщений снабженных условными глазомерными съемками местности. На сегодняшний день, выяснение точного месторасположения этих объектов и определение их границ, невозможно без проведения специальных полевых археологических полевых исследований. Сведения о месторасположении объектов: «Ново-Мунасыповская стоянка», «Старо- Мунасыповская стоянка», «Набиевская стоянка» официально опубликованы в систематизированном своде археологических памятников Башкортостана 1976 года (Археологическая карта Башкирии // Под ред. О.Н. Бадера, Н.А. Мажитова, А.П. Смирнова. М.: Наука, 1976. С. 172). На территории рассматриваемого сельсовета расположены выявленные объекты культурного (археологического) наследия (не включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) в связи с чем требования статьи 27 Федерального закона № 73-ФЗ в их отношении не распространяются. Рассматриваемые выявленные объекты археологического наследия не осматривались с момента их обнаружения. Выяснение точного месторасположения этих объектов и определение их границ, невозможно без проведения специальных полевых археологических полевых исследований. Федеральным и региональным законодательством порядок установки информационных надписей и обозначений на выявленные объекты культурного наследия, в том числе на объекты археологического наследия как-либо не регулируется. Сведения о выявлении объектов археологического наследия на территории муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан во исполнение требований Федерального закона № 73-ФЗ органом охраны объектов культурного наследия Республики Башкортостан были направлены в администрацию данного муниципального образования. При таких обстоятельствах считает иск прокурора Бурзянского района не подлежащим удовлетворению.

Выслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно ст. 33 Закона объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Статьей 48 Закона установлено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом (ч. 1).

В судебном заседании установлено, что на территории сельского поселения Старомунасиповский сельский совет МР Бурзянский район РБ находятся объекты культурного наследия по ориентиру Старо-Мунасиповская стоянка (...); Ново_мунасиповская стоянка (...); Набиевская стоянка (...).

Сведения о месторасположении объектов: «Ново-Мунасыповская стоянка», «Старо- Мунасыповская стоянка», «Набиевская стоянка» официально опубликованы в систематизированном своде археологических памятников Башкортостана 1976 года (Археологическая карта Башкирии // Под ред. О.Н. Бадера, Н.А. Мажитова, А.П. Смирнова. М.: Наука, 1976. С. 172), а также содержатся в каталога «Памятники археологии Башкирской АССР, открытые в 1981-1986 гг.» (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Башкирское республиканское отделение, Уфа, 1988 год).

В соответствии с распоряжением Губернатора Пермской области от 05.12.2000 № 713-р «О государственном учете недвижимых памятников истории и культуры Пермского края регионального значения», указные объекты включены в список памятников истории Пермского края регионального значения.

Согласно выписке из Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации, и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Бурзянского района территории сельского поселения Старомунасиповский сельский совет МР Бурзянский район РБ находятся объекты культурного наследия по ориентиру Старо-Мунасиповская стоянка (РБ, Бурзянский район, в 2 километрах Юго-западнее д.Старо-Мунасипово, на мысу правого берега реки Агидель (Белая) высотой 8 м, у родника); Ново_мунасиповская стоянка (РБ, Бурзянский район, в 0,15 километрах севернее д.Новомунасипово, на правом берегу реки Агидель (Белая) высотой 6-10 метров); Набиевская стоянка (РБ, Бурзянский район, в 3 километрах юго-восточнее д.Набиево, на мысу между правым берегом реки Агидель (Белая) и правым берегом реки Майгашты).

Согласно ответа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ « №... от ... в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения об объектах культурного наследия - Ново-Мунасыповская стоянка, Старо-Мунасыповская стоянка, Набиевская стоянка, расположенных на территории СП Старомунасиповский сельсовет МР Бурзянский район РБ.

В соответствии со ст. 45.1 Федерального закона № 73-ФЗ работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия, включая работы, имеющие целью поиск и изъятие археологических предметов (далее - археологические полевые работы), проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Разрешения (открытые листы) выдаются физическим лицам - гражданам Российской Федерации, обладающим научными и практическими познаниями, необходимыми для проведения археологических полевых работ и подготовки научного отчета о выполненных археологических полевых работах, и состоящим в трудовых отношениях с юридическими лицами, уставными целями деятельности которых являются проведение археологических полевых работ, и (или) связанные с проведением археологических полевых работ научные исследования, и (или) выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций, и (или) подготовка кадров высшей квалификации по соответствующей специальности.

Порядок проведения археологических полевых работ, методы научных исследований объектов археологического наследия, состав и структура научного отчета о выполненных археологических полевых работах, требования к профессиональным знаниям и навыкам исследователя определяются Российской академией наук при осуществлении научной регламентации археологических полевых работ.

Научный отчет о выполненных археологических полевых работах является основным документом, представляющим результаты проведения археологических полевых работ в соответствии с выданным разрешением (открытым листом).

Таким образом, на судебном заседании установлено, что Ново-Мунасыповская стоянка, Старо-Мунасыповская стоянка, Набиевская стоянка, расположенные на территории СП Старомунасиповский сельсовет МР Бурзянский район РБ были выявлены еще в начале 1960 годов и с тех пор не исследовались. Выяснение точного месторасположения этих объектов и определение их границ, невозможно без проведения специальных полевых археологических полевых исследований. На момент рассмотрения дела отсутствует информация о конкретных земельных участках (ориентирах), где расположены выявленные объекты культурного наследия, отсутствует информация о категории земель, где располагаются выявленные объекты культурного наследия (земли государственного лесного фонда либо иные земли).

Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В ч. 3 данной нормы указано, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно статье 3 Федерального закона от ... № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), объект археологического наследия - это частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 49 Федерального закона № 73-ФЗ объект археологического наследия и земельный участок, в пределах которых он располагается, находятся в гражданском обороте раздельно.

Объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.

В соответствии с пунктом 14 статьи 16.1 Федерального закона № 73-ФЗ формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия (государственный учет выявленных объектов культурного наследия), расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия.

Таким образом, выявленные объекты культурного наследия «Новомунасиповская стоянка», «Старомунасиповская стоянка», «Набиевская стоянка» не являются бесхозяйными, находятся в государственной собственности в раздельном обороте от земельных участков.

Постановка на учет выявленных объектов культурного наследия (включение в перечень выявленных объектов культурного наследия) находится в исключительной компетенции Управления, а не органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Управлением на основании приказа от ...№... рассматриваемые выявленные объекты культурного наследия включены в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Башкортостан. Ранее, указанные объекты были включены в аналогичный перечень, утвержденный приказом Главного управления государственной охраны и использования недвижимых объектов культурного наследия Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан от ...№... (отменен приказом Управления от ...№...).

Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи (в том числе земельные участки) принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Согласно статье 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», согласно части 5.1 статьи 15 которого государственный кадастровый учет, в том числе при уточнении границ земельных участков, и (или) государственная регистрация прав на земельные участки, являющиеся в соответствии с лесным законодательством лесными участками, в составе земель лесного фонда осуществляются по заявлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае, если ему переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. В соответствии с частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, бесхозяйные земельные участки могут быть приняты на учет только по инициативе сельсовета. Если земельный участок входит в состав земель государственного лесного фонда, он принимается на учет по инициативе органа государственной власти, которому переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан).

При таких обстоятельствах требования прокурора об обязывании обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество о постановке на учет бесхозных объектов культурного наследия, памятников археологии и поставить на кадастровый учет земельные участки, расположенных на территории сельского поселения Старомунасиповский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ.

Установка информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регламентируется статьей 27 Федерального закона 73-ФЗ из буквального толкования которой следует, что информационные надписи и обозначения устанавливаются только на объекты культурного наследия, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В отношении выявленных объектов культурного наследия требования по установке информационных надписей и обозначений не распространяются.

Также законодательством не регулируется порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты археологического наследия.

Информация об адресе объекта археологического наследия или описание местоположения объекта археологического наследия в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от ...№..., носит ограниченный характер и не подлежит опубликованию.

При таких обстоятельствах суд также не находит основания для удовлетворения требований прокурора установить информационные надписи и обозначения на объекты культурного наследия расположенные на территории сельского поселения Старомунасиповский сельсовет муниципального района Бурзянский район РБ.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении искового заявления заявление прокурора Бурзянского района РБ к администрации сельского поселения Старомунасиповский сельский совет муниципального района Бурзянский район РБ, Управлению по государственной охране объектов культурного наследия РБ, Министерству лесного хозяйства РБ об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия, отказать.

Решение в окончательном виде изготовлено 17 часам 16 ноября 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан постоянное судебное присутствие в селе Старосубхангулово Бурзянского района РБ.

Председательствующий судья: З.З. Мустафина