ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1871/20 от 17.02.2021 Привокзального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Привокзальный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Свиреневой Н.А.,

при секретаре Большукиной Ю.С.,

с участием

старшего помощника прокурора Привокзального района г. Тулы Чиненовой Е.В.,

представителя ответчика по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-276/21 по исковому заявлению прокурора Привокзального района г.Тулы в интересах муниципального образования город Тула к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования №43» о возложении обязанности по обеспечению соблюдения требований к уровню образования контрактного управляющего,

установил:

прокурор Привокзального района г.Тулы обратился в суд в интересах муниципального образования город Тула к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Центр образования №43» о возложении обязанности по обеспечению соблюдения требований к уровню образования контрактного управляющего. В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Привокзального района города Тулы проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 43» (далее - МБОУ ЦО № 43, Учреждение), при проведении которой установлено следующее. На основании сведений официального сайта Единой информационная система в сфере закупок в сети Интернет (<...> МБОУ ЦО № 43 (ИНН <***>) зарегистрировано в качестве заказчика дата

Согласно Уставу МБОУ ЦО № 43, утвержденному приказом управления образования администрации города Тулы дата Учредителем Центра образования является муниципальное образование город Тула. Функции и полномочия учредителя в отношении Центра образования осуществляет управление образования администрации города Тулы (УО администрации г. Тулы), именуемое в дальнейшем Учредитель.

Согласно п.3.9-3.10 Устава финансовое обеспечение Центра образования осуществляется из городского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации; центр образования составляет и исполняет план финансово- хозяйственной деятельности.

Финансовое обеспечение Центра образования поступает в виде субсидий в соответствии с муниципальным заданием Учредителя, бюджетных инвестиций и субсидий на иные цели. Финансовое обеспечение осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

Директором МБОУ ЦО № 43 дата утверждено Положение (Регламент) о контрактном управляющем.

Таким образом, контрактным управляющим Учреждения выполняются трудовые функции, предусмотренные профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок», утвержденным приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, а также функции, предусмотренные профессиональным стандартом «Эксперт в сфере закупок», утвержденным приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 626н.

Приказом руководителя организации от дата ФИО1 принят на работу в МБОУ ЦО № 43 на должность заместителя директора по АХР.

Приказом руководителя организации от дата на заместителя директора по АХР ФИО1 возложены функции контрактного управляющего.

Согласно представленным документам об образовании контрактного управляющего ФИО1 имеет диплом о высшем образовании по специальности «юриспруденция» от дата, прошел повышение квалификации дата по программе «Управлением государственными и муниципальными заказами» объемом 120 часов, а также по программе «Реформа системы государственных и муниципальных закупок. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг» в объеме 72 часа дата, то есть всего в объеме 192 часа.

Вместе с тем в соответствии с частью 23 статьи 112 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2017 г. работник контрактной службы или контрактный управляющий должны иметь любое высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Таким образом, должностное лицо, имеющее непрофильное высшее образование и прошедшее дополнительную профессиональную переподготовку в сфере закупок по программе повышения квалификации или программе профессиональной переподготовки, может являться работником контрактной службы, трудовые функции которого определены вышеназванными профессиональными стандартами, определяющими профессиональные требования к специалистам в сфере закупок (письмо Минэкономразвития РФ от 17.04.2017 № Д28-И-1636).

Таким образом, контрактный управляющий МБОУ ЦО № 43, не имея высшего и среднего образования в сфере закупок, не прошедший профессиональную переподготовку по программе профессиональной переподготовки в сфере закупок в объеме не менее 250 часов, не соответствует по уровню образования занимаемой должности контрактного управляющего.

Просит обязать муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение «Центр образования № 43» в течение пяти месяцев со днявступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдениетребований к уровню образования контрактного управляющего Учреждения всоответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дляобеспечения государственных и муниципальных нужд».

В судебном заседании старший помощник прокурора Привокзального района Чиненова Е.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО1 в рамках делегированных ей доверенностью * полномочий исковые требования признал в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст.ст. 39, 173 ГПК РФ, разъяснены и понятны.

Представитель 3-его лица Управления образования администрации г.Тулы в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен установленным законом порядком.

В силу положений ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения участников процесса, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) - государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", публично-правовая компания "Единый заказчик в сфере строительства", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

На основании части 2 статьи 9 Федерального закона № 44-ФЗ Заказчики, специализированные организации принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, в том числе путем повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Общие требования к контрактной службе закреплены в статье 38 Федерального закона № 44-ФЗ, а также в Типовом положении (регламенте) контрактной службы, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 №631.

Так, согласно части 1 статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).

В силу части 6 указанной статьи работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 273-ФЗ) содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Согласно пункту 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 01.07.2013 № 499, формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и(или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов.

В соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Во исполнение данной статьи приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н утвержден профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок», который призван, в том числе, обеспечить принцип профессиональности заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Федерального закона № 44-ФЗ.

В соответствии с данным профессиональным стандартом, основной целю вида профессиональной деятельности является контроль и управление закупками для эффективного и результативного использования средств, выделенных для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

Указанным профессиональным стандартом (п. 3.3) установлены требования к руководителю контрактной службы: высшее образование -специалитет, магистратура, дополнительное профессиональное образование -программы повышение квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 626н утвержден профессиональный стандарт «Эксперт в сфере закупок», который призван, в том числе, обеспечить принцип профессиональности заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Федерального закона № 44-ФЗ.

Так, в соответствии с данным стандартом в трудовые функции эксперта в сфере закупок входит: консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд, экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд.

К руководителю контрактной службы указанным профессиональным стандартом установлены требования: высшее образование - специалитет, магистратура; дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.

На основании ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В силу положений ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

В соответствии с ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со сведениями с официального сайта Единой информационная система в сфере закупок в сети Интернет (<...>) МБОУ ЦО № 43 (ИНН <***>) зарегистрировано в качестве заказчика дата.

Согласно Уставу МБОУ ЦО № 43, утвержденному приказом управления образования администрации города Тулы от дата Учредителем Центра образования является муниципальное образование город Тула. Функции и полномочия учредителя в отношении Центра образования осуществляет управление образования администрации города Тулы (УО администрации г. Тулы), именуемое в дальнейшем Учредитель.

Согласно п.3.9-3.10 Устава финансовое обеспечение Центра образования осуществляется из городского бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации; центр образования составляет и исполняет план финансово- хозяйственной деятельности.

Финансовое обеспечение Центра образования поступает в виде субсидий в соответствии с муниципальным заданием Учредителя, бюджетных инвестиций и субсидий на иные цели. Финансовое обеспечение осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества.

Директором МБОУ ЦО № 43 дата утверждено Положение (Регламент) о контрактном управляющем.

Таким образом, контрактным управляющим Учреждения выполняются трудовые функции, предусмотренные профессиональным стандартом «Специалист в сфере закупок», утвержденным приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, а также функции, предусмотренные профессиональным стандартом «Эксперт в сфере закупок», утвержденным приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 626н.

Приказом руководителя организации от дата ФИО1 принят на работу в МБОУ ЦО № 43 на должность заместителя директора по АХР.

Приказом руководителя организации от дата на заместителя директора по АХР ФИО1 возложены функции контрактного управляющего.

Согласно представленным документам об образовании контрактного управляющего ФИО1 имеет диплом о высшем образовании по специальности «юриспруденция» от дата, прошел повышение квалификации дата по программе «Управлением государственными и муниципальными заказами» объемом 120 часов, а также по программе «Реформа системы государственных и муниципальных закупок. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг» в объеме 72 часа дата то есть всего в объеме 192 часа.

Таким образом, в судебном заседании установлено и подтверждено документами, что контрактный управляющий ответчика не прошедший профессиональную переподготовку по программе профессиональной переподготовки в сфере закупок в объеме, не менее 250 часов, не соответствует по уровню образования занимаемой должности контрактного управляющего.

Отсутствие необходимого образования не позволяет контрактному управляющему ответчика на основе принципа профессионализма выполнять возложенные на него функции и полномочия в сфере закупок, что может привести к нарушению требований действующего законодательства о контрактной системе, и, как следствие, к нарушению интересов Российской Федерации при расходовании средств федерального бюджета в ходе осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения функционирования Учреждения.

Проанализировав установленные обстоятельства и исследованные доказательства с учетом положений вышеприведенных норм права и дав им оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости и достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд считает возможным принять признание иска ответчиком, в связи с чем удовлетворяет заявленные требования в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Привокзального района г.Тулы удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №43» в течение пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить соблюдение требований к уровню образования контрактного управляющего Учреждения в соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона от 5.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд путем подачи жалобы в Привокзальный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Свиренева