ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1872/19 от 17.06.2020 Городецкого городского суда (Нижегородская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Городец 17 июня 2020 года

Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пеговой Ю.А., при секретаре судебного заседания Саковой Н.С., с участием представителя истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Городецкого района» к А. А. А. о взыскании излишне полученных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Городецкого района» обратилось в суд с иском к А. А.А. о взыскании излишне полученных денежных средств.

В обоснование исковых требований истец указал, что семья ответчицы А. А.А., состояла на учете в ГКУ Нижегородской области Управление социальной защиты населения Городецкого района» (далее - УСЗН Городецкого района) в качестве получателей мер социальной поддержки как многодетная семья. На основании заявлений * от 27.02.2019г., * от 01.03.2018г. на назначение пособий, ежемесячных денежных выплат, субсидий и компенсаций А. А.А. были назначены меры социальной поддержки в соответствии с законами Нижегородской области от 28.12.2004 № 158-3 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» в виде ежемесячной денежной выплаты на обеспечение питанием детей из многодетных семей, ежемесячной денежной выплаты на обеспечение проезда детей многодетных семей, единовременной денежной выплаты к началу учебного года детей из многодетных семей на детей: ФИО2 и ФИО3 и ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг многодетной семье:

- от 08.01.2004г.№ 1-3 «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» в виде ежемесячного пособия малоимущим семьям;

- от 19.05.1995г.№ 130-3 «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» в виде ежемесячного пособия на ребенка ФИО2.

Назначение и выплата вышеназванных мер социальной поддержки осуществляются в соответствии с Положением о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года № 158-3 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2004 г. № 303, Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 июля 2008 г. N 281 "Об утверждении положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", Порядком оказания адресной государственной социальной поддержки малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 г. N 27.

Также на основании Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2012 г. N 374, ФИО4 была назначена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка до достижения возраста трех лет по уходу за ФИО5, *** года рождения.

Решением Городецкого городского суда Нижегородской области от 29.01.2018 года было определено место жительства ФИО6 ФИО7, *** г.р., по месту жительства отца - ФИО8 по адресу: ........ Судебный акт вступил в законную силу ***. О данном факте УСЗН Городецкого района стало известно только ***.

Семья А. А.А. не может быть признана многодетной, так как на содержании и воспитании ответчица имеется только двоих детей: ФИО3, *** г.р. и ФИО5*** г.р., соответственно у А. А.А. образовалась переплата денежных средств по излишне выплаченным мерам социальной поддержки:

- на ребенка ФИО2, *** года рождения, в виде: пособия на ребенка за период с *** по *** в размере 100 руб.: ежемесячно (6*100) в сумме 600 рублей; ежемесячной денежной выплаты на обеспечение питанием детей из многодетных семей за период с *** по *** в размере 760 рублей ежемесячно (2*760) в сумме 1520 рублей; ежемесячной денежной выплаты на обеспечение проезда детей из многодетных семей за период с *** по *** в размере 567 рублей ежемесячно (5*567) в сумме 2835 рублей; ежегодной денежной выплаты к началу учебного года ребенку из многодетной семьи за 2018-2019 учебный год в размере 844 рублей.

- на ребенка ФИО3, *** года рождения, в виде: ежемесячной денежной выплаты на обеспечение питанием детей из многодетных семей за период с *** по *** в размере 760 рублей ежемесячно (2*760) в сумме 1520 рублей; ежемесячной денежной выплаты на обеспечение проезда детей из многодетных семей за период с *** по *** в размере 567 рублей ежемесячно (5*567) в сумме 2835 рублей.

- на ребенка ФИО5, *** года рождения в виде ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка до достижения возраста трех лет за период с *** по *** 8802 руб. ежемесячно (5*8802) в сумме 44010 рублей;

- переплата денежных средств по излишне выплаченным мерам социальной поддержки в виде ежемесячного пособия малоимущим семьям за период с *** по *** в размере 1700 руб. ежемесячно (5*1700) в сумме 8500 рублей. При этом на основании заявления А. А.А. от *** об удержании суммы образовавшейся переплаты из вновь назначенных пособий, сумма переплаты уменьшилась и составила 100 рублей, оставшуюся задолженность А. А.А. обязалась вернуть по квитанции. Удержание подтверждает справка о суммах по дулу ***. удержанию ежемесячного пособия малоимущим семьям.

- переплата в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как многодетной семье (ЕДК) за период с *** по *** в размере 3699,57 рублей. Суммы начисления ЕДК подтверждаются данными реестра имеющих право на полученного автоматизировано из базы данных «Соцпомощь» от 19.11.2019г. Из справки о суммах по делу * о назначении и выплате ЕДК: март 2018 - 1869,23 рублей (выплачено), 1493,6 рублей (назначено), (при этом сумма за март уменьшилась в связи с перерасчетом по показаниям приборов учета), к возврату 375,63 рублей, суммы к возврату: апрель 2018 года - 575,01 рублей, май 2018 - 621,39 рублей, июнь 2018 - 732,87 рублей, июль 2018 года - 671,83 рублей, август 2018 года - 722,84 рублей, всего 3699,57 рублей. Данные суммы были перечислены на расчетный счет А. А.А.

Таким образом, общая сумма излишне полученных А. А.А. денежных средств, с учетом текущих удержаний, за период времени с *** по *** составила 57963,57 рублей, в том числе:

- ежемесячная денежная выплата на питание учащегося общеобразовательного учреждения из многодетной семьи в сумме 3040 рублей за период с *** по ***;

- ежемесячная денежная выплата на обеспечение проезда детей из многодетных семей в сумме 5670 рублей за период с *** по ***;

- ежемесячная денежная выплата к началу учебного года ребенку из многодетных семей в сумме 844 рубля за период 2018 – 19 учебный год;

- ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка до достижения возраста трех лет в сумме 44010 рублей за период с *** по ***;

- ежемесячная денежная компенсация на оплату коммунальных услуг как многодетной семье в сумме 3699,57 руб. за период с *** по ***;

- пособие на ребенка за период с *** по *** в размере 600 рублей;

- ежемесячное пособие малоимущим семьям за период с *** по *** в размере 100 рублей

При обращении в УСЗН Городецкого района, с заявлениями на назначение социальных выплат, А. А.А. была предупреждена об ответственности за достоверность предоставленных сведений, и об обязанности своевременно извещать УСЗН Городецкого ....... о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров оказываемой социальной поддержки либо ее прекращение.

Специалистами УСЗН Городецкого района были направлены в адрес ответчицы А. А.А. письма от 19.11.2018г.*, от ****, от ****, от **** с предложением о возврате излишне полученных денежных сумм. ***А. А.А. написала заявление о том, что с суммой образовавшейся задолженности согласна и обязуется ежемесячно возвращать задолженность в сумме 2000 рублей до полного погашения. В настоящее время сумма излишне полученных денежных средств не возвращены.

На основании изложенного, руководствуясь Законом Нижегородской области от 28.12.2004 г. № 158-З «О мерах социальной поддержки многодетных семей», Законом Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. N 130-3 "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей", постановлением Правительства Нижегородской области от 28 декабря 2004 г. № 303 «О порядке реализации Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года № 158-3 «О мерах социальной издержки многодетных семей», постановлением Правительства Нижегородской области от 10 июля 2008 г. N 281 "Об утверждении положения о порядке доставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан", постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2012 г. N 374 "Об утверждении положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет", постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2004 г. N 27 "О социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан"истец просит взыскать с ФИО4 в пользу Государственного казенного учреждения Нижегородской области Управление социальной защиты населения Городецкого района» излишне полученные денежные средства в виде:

- ежемесячной денежной выплаты на питание учащегося «образовательного учреждения из многодетной семьи в сумме 3040 рублей за период с *** по ***; - ежемесячной денежной выплаты на обеспечение проезда детей из многодетных семей в сумме 5670 рублей за период *** по ***; - ежемесячной денежной выплаты к началу учебного года ребенку из многодетных семей в сумме 844 рубля за период 2018 -19 учебный год; - ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка до достижения возраста трех лет в сумме 44010 рублей за период *** по ***; - ежемесячной денежной компенсации на оплату коммунальных услуг как многодетной семье в сумме 3699,57 руб. за период с *** по ***; также истец просит взыскать с А. А.А. расходы по оплате в размере 1939 рублей.

Впоследствии истец дополнил требования, просив взыскать с А. А.А. пособие на ребенка за период с *** по *** в сумме 600 рублей, ежемесячного пособия малоимущим семьям за период с *** по *** в сумме 100 рублей, при этом размер исковых требований 57963,57 рублей оставлен без изменений.

В ходе рассмотрения данного дела *** в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен А. И.В.

Представитель истца УСЗН Городецкого района ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, дополнительно пояснила, что расчет образовавшейся задолженности в виде ежемесячного пособия малоимущим семьям за период с 01.04.2018г. по 31.08. 2018 года основан на следующем. При обращении *** за назначением пособия малоимущим семьям А. А.А. заявила в состав семьи свою дочь ФИО2, хотя на тот момент ее дочь по решению суда уже проживала с отцом. Доход А. А.А. в расчетный период состоял из алиментов, пособий и помощи от родственников (справка Г. РО от ***, справка о выплатах по личному делу * за период с *** по ***, декларирование помощи от родственников - акт от 01.03.2018г. * материально - бытового обследования условий проживания заявителя). Среднедушевой доход семьи А. А.А. на *** составил 4025,50 рублей. Величина прожиточного минимума по Нижегородской области за IV квартал 2017 года в расчете на душу населения установлена Постановлением Правительства Нижегородской области от 7 февраля 2018 г. N 88 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Нижегородской области за IV квартал 2017 года" и составляла 8739 рублей и по основным социально-демографическим группам населения.

На основании протокола * от *** заседания комиссии по установлению размера ежемесячного социального пособия малоимущих семей (одиноко проживающих граждан) А. А.А. было назначено ежемесячное пособие в размере 1700 руб. с учетом ее дочери ФИО2, по основанию возникновения трудной жизненной ситуации, а именно наличие в многодетной семье ребенка дошкольного возраста.

В связи с тем, что А. А.А. предоставила недостоверные сведения о составе семьи, она была лишена права на получение выплаты в виде ежемесячного пособия малоимущим семьям за период с *** по *** в размере 1700 рублей, в связи с чем образовалась переплата в общей сумме 8500 руб.

На основании протокола * от *** заседания комиссии по установлению размера ежемесячного социального пособия малоимущих семей, А. А.А была назначена выплата в виде ежемесячно пособия для малоимущих семей на период с *** по *** в размере 1400 руб. (1400* 6 месяцев = 8400 рублей). Среднедушевой доход на *** составил 2862,22 рублей; доход А. А.А. состоял только из пособий (справка о выплатах по личному делу * за период с 01.1 1.2018г. по 31.01.2019г.). Величина прожиточного минимума по Нижегородской области за IV квартал 2018 года в расчете на душу населения установлена Постановлением Правительства Нижегородской области от 28 января 2019 г. N 33 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Нижегородской области за IV квартал 2018 г." и составляла 9222 рублей и по основным социально-демографическим группам населения. На основании заявления А. А.А. от *** образовавшаяся задолженность в сумме 8500 руб. была удержана из вновь назначенных пособий. Сумма задолженности уменьшилась и составила 100 рублей, оставшуюся задолженность А. А.А. обещала вернуть по квитанции. Просит иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчик А. А.А., третье лицо А. И.В. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. О причинах неявки суду не сообщено, об отложении рассмотрения дела ходатайств не поступало.

Лицо, участвующее в рассмотрении дела самостоятельно определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции" при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие (п. 3).

Принимая во внимание то обстоятельство, что ответчица А. А.А. извещена о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, выбрала именно такой способ защиты своих прав как неявка в судебное заседание, признает неявку ответчицы неуважительной, и находит возможным, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в ее отсутствие в общем порядке, а также в отсутствие третьего лица ФИО8

Ранее в судебном заседании ответчица А. А.А. исковые требования признала, пояснила, что консультировалась у юристов, которые сказали, что поскольку она не лишена родительских прав, и не ограничена в родительских правах, она имеет право на соответствующие выплаты. Однако впоследствии она разобралась с возникшей ситуацией, и поняла, что поскольку место жительства дочери ФИО6 Яны было установлено с отцом, на полученные выплаты она не имеет права. В добровольном порядке не могла выплатить указанные истцом суммы, поскольку не работала, в настоящее время работает и имеет возможность выплатить сумму иска.Изучив доводы истца, ответчика, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Нижегородской области от 28.12.2004№ 158-З «О мерах социальной поддержки многодетных семей» многодетной семьей признается семья, имеющая на содержании и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Ответчица А. А.А. имеет троих детей: ФИО2, *** года рождения, ФИО3, *** года рождения, ФИО5, *** года рождения.

***А. А.А. выдано удостоверение * многодетной семьи, она состояла на учете в ГКУ Нижегородской области Управление социальной защиты населения Городецкого района» в качестве получателей мер социальной поддержки как многодетная семья, что подтверждается данными выплатного дела.

На основании заявлений * от ***, * от *** на назначение пособий, ежемесячных денежных выплат, субсидий и компенсаций, А. А.А. были назначены меры социальной поддержки в соответствии с законами Нижегородской области: от **** «О мерах социальной поддержки многодетных семей» в виде ежемесячной денежной выплаты на обеспечение питанием детей из многодетных семей, ежемесячной денежной выплаты на обеспечение проезда детей многодетных семей, единовременной денежной выплаты к началу учебного года детей из многодетных семей на детей: ФИО2, ФИО3, и ежемесячной денежной компенсации по оплате коммунальных услуг многодетной семье; от 08.01.2004 года № 1-З «Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области» в виде ежемесячного пособия малоимущим семьям; от 19.05.1995 года № 130-З «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» в виде ежемесячного пособия на ребенка ФИО2.

Также на основании Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2012 г. N 374, ФИО4 была назначена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка до достижения возраста трех лет по уходу за ФИО5, *** года рождения.

Согласно п. 1 ст.7 Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 года № 130-З "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" право на пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати (на ребенка, обучающегося в общеобразовательной организации, - до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума в расчете на населения, установленной Правительством Нижегородской области на дату ращения заявителя.

Закон Нижегородской области от 8 января 2004 г. N 1-3 "Об адресной государственной социальной поддержке малоимущих семей или малоимущих одиноко проживающих граждан в Нижегородской области" (далее - Закон) определяет виды адресной государственной социальной поддержки, размеры и условия их оказания малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам в Нижегородской области в целях поддержания уровня их жизни. В соответствии со ст. 8 Закона социальная помощь в виде ежемесячного социального пособия и в виде единовременного социального пособия малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливается дифференцированно с учетом среднедушевого дохода семьи и количества нетрудоспособных членов семьи. Предельные размеры социальной помощи в виде ежемесячного социального пособия и в виде единовременного социального пособия малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам устанавливаются Правительством Нижегородской области. При этом размер такой социальной помощи не может быть менее: 500 рублей на семью или малоимущего одиноко проживающего гражданина, с увеличением размера пособия на 300 рублей на каждого нетрудоспособного члена семьи - для ежемесячного социального пособия; 1500 рублей - для единовременного социального пособия.

На основании ст. 10 Закона расчет среднедушевого дохода и порядок учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, производятся органами социальной защиты населения в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"(далее - Федеральный закон).

В соответствии со ст.4 Федерального закона расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (далее - расчетный период).

Среднедушевой доход семьи А. А.А. на *** с учетом нахождения на содержании дочери ФИО6 ФИО7, составил 4025,50 рублей. Величина прожиточного минимума по Нижегородской области за IV квартал 2017 года в расчете на душу населения установлена Постановлением Правительства Нижегородской области от 7 февраля 2018 г. N 88 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Нижегородской области за IV квартал 2017 года" и составляла 8739 рублей и по основным социально-демографическим группам населения.

На основании протокола * от *** заседания комиссии по установлению размера ежемесячного социального пособия малоимущих семей (одиноко проживающих граждан) А. А.А. было назначено ежемесячное пособие в размере 1700 руб. с учетом ее дочери ФИО2, по основанию возникновения трудной жизненной ситуации, а именно наличие в многодетной семье ребенка дошкольного возраста.

Кроме того, в соответствии с п.2 Постановления Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 N 374 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет", право на ежемесячную денежную выплату имеют матери либо отцы (в том числе усыновители), фактически осуществляющие уход за третьим или последующим ребенком, родившимся после 31 декабря 2012 г.

Ежемесячная денежная выплата лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, назначается на третьего или последующего ребенка.

При определении права на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

Ежемесячная денежная выплата лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, назначается на следующих условиях: в случае первичного обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты до 31 декабря 2019 г. включительно - имеющим среднедушевой доход семьи ниже величины среднедушевого денежного дохода в Нижегородской области, определяемой по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области в соответствии с последним годовым балансом денежных доходов и расходов населения, утвержденным Федеральной службой государственной статистики;

Согласно ст.10, 11 Закона Нижегородской области от 24 ноября 2004 г. 130-3 "О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" получатели областных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие областные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров областных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращение их выплаты.

Срок, в течение которого получатели областных пособий, установленных настоящим Законом, обязаны сообщить об изменении дохода семьи, дающего право на получение указанных пособий, не может превышать трех месяцев.

Излишне выплаченные суммы областных пособий, установленных настоящим законом, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, и исчисление их размеров). Суммы, излишне выплаченные получателю по вине органа, назначившего областное пособие, удержанию не подлежат. В этом случае ущерб взыскивается с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании п. 28 Положения о порядке реализации Закона Нижегородской области от 28 декабря 2004 года № 158-3 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 31 декабря 2004 г. № 303 суммы денежных выплат на детей из многодетных семей, излишне перечисленные получателю вследствие представления недостоверных документов или вследствие неизвещения (несвоевременного извещения) учреждений социальной защиты о наступлении обстоятельств, влекущих отмену предоставления мер социальной поддержки, возмещаются получателем, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пп.9, 13, 14 Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождений третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 27 июня 2012 г. N 374 ежемесячная денежная выплата не назначается, а ранее назначенная ежемесячная денежная выплата прекращается, в случае если место жительства ребенка (детей), учитываемого (учитываемых) при определении права на ежемесячную денежную выплату, определено с другим родителем судом (соглашением родителей).

Получатели ежемесячной денежной выплаты обязаны извещать органы социальной защиты населения, назначающие ежемесячную денежную выплату, о наступлении обстоятельств, влияющих на право назначения ежемесячной денежной платы, указанных в пункте 9 настоящего Положения, не позднее 15 календарных ей со дня наступления соответствующих обстоятельств. В случае, если заявитель исполняет требования данного пункта, излишне выплаченные суммы подлежат удержанию.

Излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие или несвоевременное позднее 30 календарных дней) представление данных, влияющих на право назначения ежемесячной денежной выплаты).

В случае спора излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 18 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 июля 2008 г. N 281 ответственность за достоверность и полноту доставляемых сведений и документов, являющихся основанием для назначения ежемесячной денежной компенсации, возлагается на заявителя.

Обо всех изменениях, влияющих на право получения ежемесячной денежной компенсации либо на объем и условия предоставления ежемесячной денежной компенсации, заявитель обязан в двухнедельный срок известить учреждение социальной защиты, назначивший ежемесячную денежную компенсацию. Излишне выплаченные по вине получателя суммы ежемесячной денежной компенсации подлежат удержанию из сумм последующих выплат ежемесячной денежной компенсации, а при прекращении ее выплаты - возмещаются получателем добровольно. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются учреждениями социальной защиты в судебном порядке.

Судом установлено, что при обращении в УСЗН Городецкого района, с заявлениями на назначение социальных выплат, а также в силу приведенных выше норм законодательства Нижегородской области, ФИО4 обязана была предоставить достоверные и полные сведения и документы, являющиеся основанием для назначения ежемесячных денежных выплат и пособий, а также обязалась своевременно извещать орган УСЗН Городецкого района о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров оказываемой социальной поддержки либо ее прекращение (изменение состава семьи, среднедушевого дохода семьи, и т.д.).

Однако решением Городецкого городского суда Нижегородской области от 29 января 2018 года, вынесенным до обращения ФИО4 в орган социальной защиты населения для назначения пособий, определено место жительства ФИО2, учитываемой при определении права ФИО4 на ежемесячные денежные выплаты и пособия, заявленные истцом ко взысканию, с отцом - ФИО8, ответчица ФИО4 не имея на содержании и воспитании троих детей, с момента вступления указанного решения суда в законную силу утратила статус родителя, проживающего совместно с ребенком, который имеет право на получение пособия, предоставив при обращении за назначением ежемесячных денежных выплат и пособий недостоверные сведения в части нахождения на ее содержании и воспитании дочери ФИО6 Яны, учитываемой при определении права на данные выплаты и пособия, с ней - ответчицей, в силу прямого указания в законодательстве Нижегородской области, приведенном выше, излишне получив выплаты и пособия, в отсутствие вины органа социальной защиты населения, назначившего ежемесячные денежные выплаты и пособия, должна возместить излишне выплаченные ей за период времени - с 01.04.2018 года по 01.09.2018 года денежные средства в сумме 57963 рубля 57 копеек, в том числе:

- ежемесячная денежная выплата на питание учащегося общеобразовательного учреждения из многодетной семьи в сумме 3040 рублей за период с *** по ***;

- ежемесячная денежная выплата на обеспечение проезда детей из многодетных семей в сумме 5670 рублей за период с *** по ***;

- ежемесячная денежная выплата к началу учебного года ребенку из многодетных семей в сумме 844 рубля за период 2018 – 19 учебный год;

- ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка до достижения возраста трех лет в сумме 44010 рублей за период с *** по ***;

- ежемесячная денежная компенсация на оплату коммунальных услуг как многодетной семье в сумме 3699,57 руб. за период с *** по ***.

- пособие на ребенка за период с *** по *** в сумме 600 рублей,

- ежемесячное пособие малоимущим семьям за период с *** по *** в сумме 100 рублей.

Расчет взыскиваемых сумм, представленный стороной истца, судом проверен и является арифметически верным, подтвержден материалами дела, основан на нормах действующего социального законодательства Нижегородской области.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение) за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса.

В адрес ответчицы А. А.А. истцом были направлены письма от 19.11.2018г.*, от ****, от ****, от **** с предложением о возврате излишне полученных денежных сумм. ***А. А.А., согласившись с суммой задолженности, обязалась ежемесячно возвращать задолженность в сумме 2000 рублей до полного погашения. Однако до настоящее время сумма излишне полученных денежных средств ответчицей А. А.А. в добровольном порядке не возвращена. Данное обстоятельство стороной ответчика не оспаривается.

В соответствии со ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.

На основании изложенного, исковые требования Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Городецкого района» к А. А. А. о взыскании излишне полученных денежных средств, подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика подлежат взысканию в пользу Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Городецкого района» судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины по делу пропорционально удовлетворенным требованиям в сумме 1939 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Городецкого района» к А. А. А. о взыскании излишне полученных денежных средств, удовлетворить.

Взыскать с А. А. А., *** года рождения, в пользу Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Городецкого района» излишне полученные денежные средства в размере 57963 рубля 57 копеек.

Взыскать с А. А. А., *** года рождения, в пользу Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения Городецкого района» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1939 рублей.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Городецкого городского суда Ю.А.Пегова

Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2020 года.

Судья Городецкого городского суда Ю.А.Пегова