ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1872/2014 от 16.09.2014 Советского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

 Дело № 2-1872/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 Советский районный суд города Волгограда в составе

 председательствующего судьи Матюхиной О.В.,

 при секретаре Багдасарян Е.Э.,

 с участием:

 представителя истца Цветкова А.О. – Стромова Д.Н., действующего на основании доверенности,

 представителя ответчика МИФНС России № 10 по Волгоградской области - Тарабановского А.В., действующего на основании доверенности,

 16 сентября 2014 года в городе Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цветкова <данные изъяты> к МИФНС России № 10 по Волгоградской области об обязании произвести перерасчет начисленного земельного налога,

 УСТАНОВИЛ:

 Цветков А.О. с 22.12.2009г. по 19.09.2013г. являлся собственником земельного участка площадью 775 кв.м. кадастровый номер: №, расположенного по адресу: <адрес>, и расположенного на нем жилого дома.

 В соответствии с кадастровым паспортом указанного земельного участка его стоимость составляет 1 690 166 руб. 50 коп. Данная сумма является налоговой базой при исчислении земельного налога. МИФНС № 10 начисляло земельный налог исходя из указанной базы.

 В соответствии со ст. 394 НК РФ

 1.Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

 1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

 отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ), занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ), приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; (абзац введен Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ)

 2)    1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

 На территории г.Волгограда налоговые ставки по земельному налогу установлены п. 1.1. постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 23 ноября 2005 г. N 24/464.

 Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

 0,01 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых жилыми домами многоэтажной застройки, введенными в эксплуатацию до 1962 года включительно и имеющими количество этажей не более чем три;

 0,06 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для огородничества, садоводства, дачного хозяйства;

 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых домами индивидуальной жилой застройки;

 0,155 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, предоставленных для гаражных кооперативов и индивидуальных гаражей для хранения личного автотранспорта;

 0,13 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых жилыми домами многоэтажной застройки (кроме жилых домов многоэтажной застройки, введенных в эксплуатацию до 1962 года включительно и имеющих количество этажей не более чем три), жилыми домами повышенной этажности застройки и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;

 0,25 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, на которых отсутствует инженерная инфраструктура, приобретенных (предоставленных) для строительства объектов капитального строительства в общественно-деловой зоне, за исключением жилищного строительства и строительства гаражей, в рамках инвестиционных проектов, включенных в реестр инвестиционных проектов Волгограда, в соответствии с Положением о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 15.07.2009 N 22/622 "О Положении о муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгограда и Порядке проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов на соискание муниципальной поддержки", на период до получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но не более 3 лет с момента выдачи разрешения на строительство;

 0,3 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в Волгограде и используемых для сельскохозяйственного производства, а также земельных участков, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, сенокошения, животноводства, растениеводства, тепличного и парникового хозяйства;

 1,0 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых театрами, концертными залами, цирками, выставочными залами, музеями, кинотеатрами, библиотеками, архивами, дворцами культуры, консерваториями, музыкальными школами, школами искусств, художественными школами, художественными галереями, планетариями, киностудиями, зоопарками, объектами физической культуры и спорта (за исключением залов для боулинга, бильярдных, фитнес-клубов);

 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

 Налоговый орган при определении налоговый ставки руководствовался ставкой в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости участка.

 Земельный участок площадью 775 кв.м. кадастровый номер: №, расположенный по адресу: <адрес>, занят индивидуальным жилищным фондом, общей площадью 291,2кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 20.01.2010г.

 Исходя из буквального толкования норм, регулирующих размер налоговой ставки, при исчислении земельного налога, истец считает, что, поскольку и в нормах федерального законодательства и в нормативных актах органов местного самоуправления используется термин «земельный участок, занятый жилищным фондом», то определяющим при избрании налоговой ставки является функциональное использование земельного, а именно, земельный участок занят жилищным фондом - домом индивидуальной застройки.

 На основании ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, а также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

 В соответствии со ст. 397 НК РФ Перерасчет суммы налога в отношении физических лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующие календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.

 Цветков А.О. просит суд обязать МИФНС № 10 произвести перерасчет начисленного земельного налога на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, за 2011год, 2012год, 2013год, установленной действующим законодательством для земельных участков, занятых индивидуальным жилищным фондом налоговой ставки в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости участка.

 Истец Цветков А.О. в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить

 Представитель истца Цветкова А.О. по доверенности Стромов Д.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просит их удовлетворить, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства.

 Представитель ответчика МИ ФНС России № 10 по Волгоградской области по доверенности Тарабановский А.В. в судебном заседании заявленные требования не признал, просит отказать в их удовлетворении, суду пояснил, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, площадью 775 кв.м. до настоящего времени относится к землям под промышленными объектами, так как разрешенное использование земельного участка, согласно кадастрового паспорта земельного участка - цветочно - декоративный комбинат.

 Истец Цветков А.О. с заявлением об изменении вида разрешенного использования в органы, осуществляющие государственную регистрацию земельных участков, не обращался.

 В соответствии с правовой позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлениях от 29.05.2012 N 13016/11 и от 29.05.2012 N 12919/11, указанные законоположения позволяют изменить фактическое использование земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости, при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.

 В соответствии с Правилами проведения кадастровой оценки земель от 08.04.2000 N316 Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, наделена полномочиями для определения категорий земель и видов разрешенного использования.

 Таким образом, полномочиями для определения категорий земель и видов разрешенного использования наделена только Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а не Федеральная налоговая служба и не судебные органы.

 Считает, что Инспекцией произведен расчет земельного налога правомерно, исходя из сведений, предоставленных Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, в связи с чем, считаем заявление Цветкова А.О. не подлежащим удовлетворению.

 Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает заявленные Цветковым А.О. требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

 Согласно ч. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.

 На основании п. 2 ст. 65 ЗК РФ порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством о налогах и сборах.

 В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законном установленные налоги.

 В силу статьи 15 НК РФ земельный налог относится к числу местных налогов. Данный налог регламентирован положениями главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводится в действие и прекращает действовать, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 387).

 В соответствии со 387 НК РФ, земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

 В соответствии со ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

 В соответствии со ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

 В соответствии со ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

 В судебном заседании установлено, что истец Цветков А.О. является собственником земельного участка и расположенного на нем жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права (л.д. 15, 16).

 В соответствии с п. 1 ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать:

 1) 0,3 процента в отношении земельных участков:

 отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; (в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ), занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ), приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; (в ред. Федеральных законов от 30.12.2006 N 268-ФЗ, от 24.07.2007 N 216-ФЗ) ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; (абзац введен Федеральным законом от 29.11.2012 N 202-ФЗ)

 2) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

 На территории г.Волгограда налоговые ставки по земельному налогу установлены п. 1.1. постановлением Волгоградского городского совета народных депутатов от 23 ноября 2005 г. N 24/464.

 Налоговые ставки устанавливаются в следующих размерах:

 0,1 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, занятых домами индивидуальной жилой застройки;

 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.

 В соответствии с п. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

 В соответствии со ст.ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ, вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, т.е. разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

 Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации).

 Данные о правовом режиме земельного участка (в том числе о целевом назначении) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.

 Статьями 387, 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

 Из кадастрового паспорта на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер № следует, что в нем указан вид разрешенного использования: цветочно-декоративный комбинат (л.д. 12-14).

 В соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

 Согласно пунктам 2, 4 и 9 названных Правил, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

 Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра.

 В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

 На основании ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка производится на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

 Как установлено в судебном заседании Цветков А.О. с заявлением об изменении вида разрешенного использования в органы, осуществляющие государственную регистрацию земельных участков, не обращался.

 Доказательств изменения установленного вида разрешенного использования на спорный земельный участок истцом суду не представлено

 При таких обстоятельствах, учитывая, что применение ставки земельного налога налоговым законодательством непосредственно поставлено в зависимость от категории, к которой отнесен земельный участок и вида разрешенного использования земельного участка, определяемого по данным кадастрового учета (которому должны соответствовать размещенные на земле объекты), а не от фактического использования земельного участка землепользователем, то в отношении спорного земельного участка при исчислении земельного налога налоговым органом правомерно применена налоговая ставка 1,5%, установленная в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ - для прочих земельных участков.

 Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявленных Цветковым А.О. требований у суда не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Исковые требования Цветкова <данные изъяты> к МИФНС России № 10 по Волгоградской области об обязании произвести перерасчет начисленного земельного налога на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, за 2011 год, 2012год, 2013год, установленной действующим законодательством для земельных участков, занятых индивидуальным жилищным фондом налоговой ставки в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости участка - оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.

 Судья