ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1872/2016 от 08.07.2016 Североморского районного суда (Мурманская область)

Мотивированное решение изготовлено 08.07.2016 года

Дело № 2-1872/2016

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2016 года

Североморский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Роговой Т.В.

при секретаре Рахметовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО4 к Администрации ЗАТО г. Североморск, муниципального образованию ЗАТО г. Североморск, Комитету по развитию городского хозяйства о взыскании ущерба от залития,

УСТАНОВИЛ:

ФИО4 обратилась в суд с иском к Администрации ЗАТО г. Североморск о взыскании ущерба от залития квартиры.

Определениями суда от 03.06.2016 и 16.06.2016 к участию в деле в качестве ответчика и соответчиков привлечены муниципальное образование ЗАТО г. Североморск, Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск (далее по тексту – КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск), Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск (далее по тексту КИО администрации ЗАТО г. Североморск), Управление финансов администрации ЗАТО г. Североморск (соответственно).

В обоснование заявленных требований, а также в судебных заседаниях 16.06.2016 и 04.07.2016 истец, указала, что на основании договора социального найма она является нанимателем квартиры, расположенной по адресу: ***.

25.01.2016 в ночное время суток (между 23.00 и 01.00 ночи) произошло залитие её квартиры. В результате залива в комнате на потолке была повреждена побелка, в кухне и коридоре - обои, также на полу вздыбился линолеум. В большой комнате был залит ковер и диван.

Со слов сотрудников аварийной службы, которые производили в последствии ремонтные работы, ей стало известно, что в квартире *** вырвало смеситель на кухне. Кроме того, в соответствии с актом от 02.02.2016 ООО «ЖЭУ №7» залитие произошло из расположенной на седьмом этаже квартиры ***, вследствие ненадлежащего содержания внутриквартирного оборудования (смесителя), которое не относится к общедомовому имуществу многоквартирного дома, а именно в жилом помещении не была перекрыта запорная арматура холодного и горячего водоснабжения (на кухне).

Согласно локальной смете от 23.03.2016, составленной в ООО «Северомосркжилкомхоз» на основании акта от 02.02.2016, стоимость восстановительного ремонта составляет 53748,79 руб.

Поскольку квартира № 25 (из которой произошло залитие) находится в собственности муниципального образования ЗАТО г.Североморск и до недавнего времени являлась пустующей, то по вопросу возмещения ущерба она обратилась к Главе администрации ЗАТО г.Североморск ФИО1., которая пояснила, что они не против оплатить восстановительный ремонт, однако бюджетом муниципального образования не предусмотрена статья на указанные расходы, в связи с чем переадресовала её обращение в Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, который в свою очередь адресовал обращение в Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск, откуда ответа до настоящего времени ей не поступил.

Учитывая, что вопрос с ремонтом квартиры до настоящего времени не решен, просила взыскать в её пользу стоимость восстановительного ремонта в сумме 53748, 79 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1812, 46 руб. Право определить надлежащего ответчика оставила за судом.

Представитель ответчика администрации ЗАТО г. Североморск, ФИО5, в судебном заседании 16.06.2016 поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д.26-27), которые в целом сводились к утверждению, что материалами дела не доказан тот факт, что залитие *** произошло вследствие ненадлежащего содержания внутриквартирного оборудования квартиры ***, при этом осмотр квартиры ***, который мог бы подтвердить ненадлежащее содержание внутриквартирного оборудования, не производился.

В судебном заседании 04.07.2016 учитывая пояснения, данные истцом и представителем третьего лица, а также представленные доказательства по делу, полагал, что надлежащим ответчиком по делу является Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, с которого просил произвести взыскание.

Представитель соответчика Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, ФИО5 в судебном заседании 0.07.2016 поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 155-156). Указал, что 25.01.2016 предположительно вследствие ненадлежащего содержания внутриквартирного оборудования пустующей квартиры ***, произошло залитие квартиры ***, нанимателем которой является по договору социального найма ФИО4

Согласно данных свидетельства о регистрации права квартира *** находится в собственности муниципального образования ЗАТО г.Североморск.

В силу пунктов 1.1, 1.2, 3.62 Положения «О Комитете имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 22.12.2009 № 570 КИО администрации ЗАТО г. Североморск, входит в структуру администрации ЗАТО г. Североморск и действует в пределах своих полномочий, установленных положением, является уполномоченным органом администрации ЗАТО г. Североморск по управлению и распоряжению муниципальной собственностью ЗАТО г. Североморск, в том числе, осуществляет контроль за техническим состоянием пустующих помещений муниципального жилого фонда.

КИО администрации ЗАТО г. Североморск осуществляет от имени муниципального образования ЗАТО г.Североморск права собственника муниципального имущества, обеспечивает защиту имущественных прав и интересов муниципального образования.

Денежные средства на содержание муниципальной собственности доводятся КИО администрации ЗАТО г. Североморск Управлением финансов администрации ЗАТО г. Североморск, которое на основании Решения Совета депутатов ЗАТО г. Североморск, является представительным органом местного самоуправления утверждающим бюджет ЗАТО г. Североморск.

Учитывая положения ст. 210 ГК РФ, ст. 30 ЖК РФ, полагал, что расходы по возмещению вреда, причиненного имуществу гражданину подлежат возмещению муниципальным образованием в лице Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск, при подтверждении данных, что вред причиненный имуществу истца наступил вследствие ненадлежащего содержания внутриквартирного оборудования пустующей квартиры муниципального жилого фонда.

Представитель соответчика Управления финансов администрации ЗАТО г. Североморск, ФИО6, в судебном заседании 04.07.2016 поддержала доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 85-87). Пояснила, что в соответствии со ст. 21 Бюджетного кодекса РФ, перечень главных распорядителей средств местного бюджета устанавливается решением о бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Ведомственная структура расходов утверждена в Приложении № 9 Решения Совета депутатов от 29.12.2015 № 48, согласно которой главными распорядителями средств являются:

Администрация ЗАТО г. Североморск;

Управление финансов администрации ЗАТО г. Североморск;

Управление образования администрации ЗАТО г. Североморск:

Управление культуры и международных связей администрации ЗАТО г. Североморск;

Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск;

Совет депутатов ЗАТО г. Североморск;

Контрольно - счетная палата ЗАТО г. Североморск;

Комитет имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск.

Все Главные распорядители бюджетных средств в сфере бюджетных правоотношений имеют одинаковые полномочия, определенные ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, а также Положением «О бюджетном процессе в муниципальном образовании ЗАТО г. Североморск», утвержденном Решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск от 21.06.2011 № 158, в том числе обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; отвечает соответственно от имени муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

Главный распорядитель средств бюджета (далее - ГРБС) выступает в суде соответственно от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию:

о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до ГРБС доводятся финансовым органом (Управлением финансов) строго в соответствии с показателями бюджета ЗАТО г. Североморск, утвержденного Решением Совета депутатов.

В соответствии со ст. 21 Бюджетного кодекса РФ, Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», перечень и коды целевых статей расходов бюджетов устанавливаются финансовым органом, осуществляющим составление и организацию исполнения бюджета. Перечень и коды целевых статей расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, территориальных государственных внебюджетных фондов устанавливаются соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации.

В целях реализации вышеназванных нормативных правовых актов, Управлением финансов, утвержден Приказ от 21.12.2015 № 77 «О порядке применения бюджетной классификации ЗАТО г. Североморск». При разработке данного приказа, в части наименования целевых статей, Управлением финансов учтены предложения ГРБС по их формированию. Направления расходов (наименования целевых статей) определялись ГРБС исходя из возложенных на них полномочий, с учетом действующего законодательства в соответствующей сфере деятельности.

Следует, иметь в виду, что бюджетное законодательство не обязывает выделять каждый конкретный вид расходов (приобретение товаров, работ, услуг) в отдельную целевую статью (КБК). Достаточно определить направление данного расхода.

Расходы бюджета, не отраженные отдельной целевой статьей (КБК), в бюджете утверждаются по целевой статье «Прочие направления расходов».

На основании изложенного, полагала, что в случае удовлетворения исковых требований, взыскание должно быть произведено с Главного распорядителя средств бюджета, на которого будет возложена ответственность по возмещению вреда.

Представитель ответчика Главы муниципального образования ЗАТО г. Североморск, ФИО5, в судебном заседании 04.07.2016 поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д.124-125), согласно которым в соответствии с нормой п.п.6 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится - обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.п. 6 п. 9.1 статьи 9 Устава муниципального образования ЗАТО г. Североморск к вопросам местного значения относятся, в том числе организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля.

Решением Совета депутатов ЗАТО г.Североморск от 01.12.2015 №37 «О внесении изменений в Устав муниципального образования ЗАТО г. Североморск» в п. 44.6 внесены изменения, согласно которым структурные подразделения администрации, которые в соответствии с решением Совета депутатов ЗАТО г. Североморск наделяются статусом юридического лица, исполняют полномочия, из числа полномочий администрации ЗАТО г. Североморск, как исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, указанных в ст. 47 Устава, в соответствии с положениями о них.

Таким образом, Совет депутатов ЗАТО г.Североморск определил, что ответственность за непосредственную реализацию полномочий администрации ЗАТО г. Североморск как исполнительно- распорядительного органа местного самоуправления, несут структурные подразделения Администрации ЗАТО г. Североморск со статусом юридического лица, согласно Положениям о них, в связи с чем, Администрация ЗАТО г. Североморск, как казенное учреждение, не осуществляет непосредственную реализацию муниципальной функции по организации содержания муниципального жилищного фонда.

Непосредственную реализацию полномочий органов местного самоуправления по организации содержания муниципального жилищного фонда осуществляет КИО администрации ЗАТО г. Североморск.

Поскольку полномочия по управлению, распоряжению, сохранностью муниципальной собственности, а также контролю за техническим состоянием пустующих помещений муниципального фонда возложены на КИО администрации ЗАТО г. Североморск, то полагал, что расходы по возмещению вреда, причиненного имуществу гражданина, подлежат возмещению муниципальным образованием в лице КИО администрации ЗАТО г. Североморск, при подтверждении данных, что вред причиненный имуществу истца наступил вследствие ненадлежащего содержания внутриквартирного оборудования пустующей квартиры муниципального жилого фонда.

Представитель соответчика Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г. Североморск, ФИО5 в судебном заседании 04.07.2016 поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 143 - 144).

Указал, что согласно акту осмотра МБУ «МФЦ ЗАТО г. Североморск» от 24.03.2015 квартира *** была сдана муниципальному образованию ЗАТО г. Североморск в лице КИО администрации ЗАТО г. Североморск гр. ФИО2 Выписка жильцов была произведена по запросу, квартира с 24.03.2015 является пустующей.

В соответствии с Положением «О Комитете по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск», утвержденного Советом депутатов ЗАТО г.Североморск от 28.11.2006 №222, КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск, является структурным подразделением администрации ЗАТО г.Североморск, к функциям которого, в сфере жилищного, жилищно-коммунального обслуживания относится осуществление муниципально- жилищного контроля, контроля за функционированием объектов жилищно-коммунального хозяйства и инженерной инфраструктуры.

Непосредственная реализация полномочий органов местного самоуправления по организации содержания муниципального жилищного фонда, в том числе и пустующего, возложены на КИО администрации ЗАТО г. Североморск в соответствии с Положением «О Комитете имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск».

На основании изложенного, полагал, что КРГХ администрации ЗАТО г.Североморск является ненадлежащим ответчиком, в случае удовлетворения исковых требований взыскание должно быть произведено с КИО администрации ЗАТО г.Североморск.

Представитель ООО «Североморскжилкомхоз» (далее по тексту – ООО «СЖКХ»), определением суда от 03.06.2016 привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО7 в судебном заседании 16.06.2016 полагал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В судебное заседание 04.07.2016 представил отзыв на исковое заявление (л.д. 161-164), согласно которому указал следующее.

Общим собранием собственников многоквартирного жилого дома *** в качестве управляющей организации выбрано ООО «СЖКХ», которое приступило к исполнению обязанностей с 01.05.2015.

В соответствии с договором управления многоквартирным жилым домом от 27.04.2015, управляющая организация (ООО «СЖКХ») по заданию собственника в тече­ние согласованного срока обязуется осуществлять управление многоквартирным до­мом, включающее в себя: услуги и работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставлению коммунальных услуг, а также осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Как следует из «Журнала аварийных заявок по «ЖЭУ № 7» на 2016 год» - 24 ян­варя 2016 года в 22 час. 55 мин. в ООО «Аварийно-ремонтная служба» (далее по тек­сту - ООО «АРС») от жильца ***, по­ступила заявка о «течи над дверью».

Бригадой ООО «АРС», по прибытию по вышеуказанному адресу, установлено, что залите старое, утечек в подъезде не обнаружено.

Далее, как следует из «Журнала аварийных заявок по «ЖЭУ № 7» на 2016 г.» - 25 января 2016 года в 01 час. 30 мин. от жильца кв. ***, поступила заявка о залитии сверху.

Бригадой ООО «АРС», по прибытию по вышеуказанному адресу, установлено, что в ***, слышен шум воды. Работниками ООО «АРС» произведено отключение стояка ХГВС (кухня). При этом в квартире ***, никто не проживает, квартира является муниципальной.

25.01.2016 директором ООО «ЖЭУ № 7» ФИО3 в техническом от­деле МБУ «ПУС», получены ключи от кв. ***. 25.01.2016 сотрудник ООО «ЖЭУ № 7» прибыв в вышеуказанную квартиру, установил, что в кв. ***, вырван смеситель на кухне, вентиля (запорные устройства) на кухне (подвод­ки к смесителю) находятся в открытом состоянии. Силами ООО «ЖЭУ № 7» запор­ные устройства в квартире *** (на кухне) были перекрыты, что подтверждается наряд-заданием от 25.01.2016

25.01.2016 г. в 15 час. 30 мин. стояки ХГВС в доме ***, были запущены.

02.02.2016 комиссией ООО «ЖЭУ № 7», составлен акт о залитии кв. ***, по причине срыва смесителя на кухне в кв. ***.

В результате произошедшего залитая, собственнику кв. ***, причинен материальный ущерб.

Как следует из представленных документов, залитие в кв. *** произошло по вине собственника вышеуказанной квартиры ***, то есть муници­пального образования ЗАТО г. Североморск, по причине ненадлежащего кон­троля за техническим и санитарным состоянием внутриквартирного инженерного оборудования.

Со ссылками на положения ст. 36 Жилищного кодекса РФ, пункты 5 и 7 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, полагал, что обеспечение исправности внутриквартирного оборудования, не являющегося общим имуществом, не относится к компетенции управляющей органи­зации.

В связи с тем, санитарно-техническое оборудование, а именно смеситель (это устройство позволяющее смешивать горячую и холодную воду до не­обходимой температуры, и регулирования напора потока смешенной воды) не является общим имуществом собственников многоквартирного дома, то собствен­ник/наниматель конкретного жилого помещения обязан самостоятельно осу­ществлять контроль за техническим и санитарным состоянием внутриквартирного инженерного оборудования и выполнять необходимые ремонтные работы.

Замена внутриквартирного инженерного оборудования, не являющего общим имуществом многоквартирного жилого дома относиться к текущему ремонту жилого помещения и производится по заказам потребителей.

Обратил внимание на то, что от собственника кв. ***, заявки или заявления на замену смесителя на кухне, в адрес ООО «СЖКХ», ООО «ЖЭУ № 7» и ООО «АРС», не поступало.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

Согласно ст.15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК). Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

В соответствии со ст.1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст.1082 Гражданского кодекса РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Право выбирать способ возмещения вреда принадлежит истцу.

Как установлено судом, истец является нанимателем двухкомнатной квартиры, расположенной на пятом этаже по адресу: ***, что подтверждается справкой по форме № 9 от 20.05.2016 (л.д. 9), а также договором социального найма жилого помещения от 26.11.2015 (л.д. 10).

25.01.2016 произошло залитие квартиры истца.

Из пояснений истца, представителя третьего лица ООО «СЖКХ», а также записей в Журнале аварийных заявок по ЖЭУ № 7 на 2016 годы (л.д. 172-179), копии наряд-задания от 25.01.2016 (л.д. 180) следует, что 24 ян­варя 2016 года в 22 час. 55 мин. в ООО «АРС» от жильца кв. ***, по­ступила заявка о «течи над дверью».

Бригадой ООО «АРС», по прибытию по вышеуказанному адресу, установлено, что залите старое, утечек в подъезде не обнаружено.

Далее, 25 января 2016 года в 01 час. 30 мин. от жильца кв. ***, поступила заявка о залитии сверху.

Бригадой ООО «АРС», по прибытию по вышеуказанному адресу, установлено, что в кв. ***, слышен шум воды. Работниками ООО «АРС» произведено отключение стояка ХГВС (кухня).

25.01.2016 директором ООО «ЖЭУ № 7» в техническом от­деле МБУ «ПУС», получены ключи от кв. ***. 25.01.2016 сотрудник ООО «ЖЭУ № 7» прибыв в вышеуказанную квартиру, установил, что в кв. *** вырван смеситель на кухне, вентиля (запорные устройства) на кухне (подвод­ки к смесителю) находятся в открытом состоянии. Силами ООО «ЖЭУ № 7» запор­ные устройства в квартире № 25 (на кухне) были перекрыты, что подтверждается наряд-заданием от 25.01.2016

25.01.2016 г. в 15 час. 30 мин. стояки ХГВС в доме *** были запущены.

По результатам залития комиссией ООО «ЖЭУ №7» 02.02.2016 составлен акт обследования квартиры (л.д. 11), подписанный истцом и представителями ООО «ЖЭУ №7». Согласно данному акту, залитие произошло вследствие ненадлежащего содержания внутриквартирного оборудования (смеситель) в квартире *** которое не относится к общедомовому имуществу многоквартирного дома. В пустующей квартире была не перекрыта запорная арматура ХГВС (на кухне), вентиля находятся в рабочем состоянии. Вины ООО «СЖКХ» нет.

При обследовании квартиры № 17 установлено:

В коридоре имеются следы залития на стенах (обои простого качества) в виде бурых пятен S=1,5 кв.м.; следы залития на потолке (обои простого качества) в виде темных пятен S=1 кв.м.; на полу линолеум в виде деформации S=1,2кв.м., дверь (деревянная) второго контура (вход в квартиру) в виде деформации разбухла, не закрывается.

В кухне имеются следы залития на стенах (обои простого качества) в виде бурых пятен S=3 кв.м.; следы залития на потолке (обои простого качества) в виде темных пятен S=2 кв.м.; на полу линолеум в виде деформации S=3 кв.м

В комнате имеются следы залития на потолке (меловая побелка) в виде бурых пятен S=2,5 кв.м.; следы залития на стенах (обои простого качества) в виде темных пятен S=1,5 кв.м.

Таким образом, из акта следует, что в результате произошедшего залития требуется ремонт в одной из комнат квартиры, коридоре и кухне.

Согласно локальной смете от 23.03.2016 ремонта квартиры по адресу: *** сметная стоимость работ по восстановительному ремонту составила 53748,79 руб.

Размер ущерба ответчиками по делу не оспаривался, в связи с чем, локальная смета от 23.03.2016 принимается судом в качестве доказательства по делу в обоснование стоимости восстановительного ремонта квартиры истца.

Согласно ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лест­ницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, под­валы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное оборудование, обслужи­вающее более одного помещения в данном доме (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуа­тации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном зе­мельном участке.

Порядок определения внутренней границы внутридомовых систем установлен в п. п. 5 и 7 Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Так, в состав общего имущества вклю­чаются инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабже­ния, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, а также из самих отключающих устройств и первых запорно- регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков. Все сети и оборудование, находящиеся после указанных устройств и кранов, не вхо­дят в зону ответственности обслуживающей организации.

Таким образом, обеспечение исправности внутриквартирного оборудования, не являющегося общим имуществом, не относится к компетенции управляющей органи­зации. Организовывать и оплачивать содержание и ремонт непосредственно жилого помещения и находящегося в нем оборудования и имущества собственник должен самостоятельно, независимо от собственников других помещений.

Следовательно, суд приходит к выводу, что залитие квартиры истицы произошло по вине собственника кв. ***.

Из представленной в материалы дела выписки из реестра муниципального имущества ЗАТО г. Североморск от 28.06.2016 № 285 (л.д. 80) следует, что собственником квартиры *** является муниципальное образование ЗАТО г. Североморск.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ бремя содержания своего имущества несет собственник.

Согласно ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В соответствии с п. 1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170, граждане обязаны использовать жилые помещения, а также подсобные помещения и оборудование без ущемления жилищных, иных прав и свобод других граждан, выполнять предусмотренные законодательством эксплуатационные требования. Данная обязанность предусмотрена также п. 19 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года № 25 «Об утверждении правил пользования жилыми помещениями».

Как следует из п.3 ст. 9.1 Устава муниципального образования ЗАТО г. Североморск к вопросам местного значения ЗАТО г. Североморск относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности ЗАТО г. Североморск.

Согласно ст. 37.1 Устава Глава «закрытое административно-территориальное образование г.Североморск Мурманской области» является высшим должностным лицом ЗАТО г. Североморск, наделенным уставом ЗАТО г. Североморск в соответствии с законодательством, собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, является депутатом Совета депутатов и исполняет полномочия председателя Совета депутатов.

Статьей 44 Устава предусмотрено, что Администрация ЗАТО г. Североморск является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления ЗАТО г. Североморск федеральными законами и законами Мурманской области.

Администрация ЗАТО г. Североморск владеет, пользуется, распоряжается муниципальной собственностью ЗАТО г.Североморск в порядке, определенном Советом депутатов (п. 1. ст. 47.6 Устава).

Как следует из пунктов 1.1, 1.2, 3.62 Положения «О Комитете имущественных отношений администрации ЗАТО г. Североморск», утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования ЗАТО г. Североморск от 22.12.2009 № 570 КИО администрации ЗАТО г. Североморск, входит в структуру администрации ЗАТО г.Североморск и действует в пределах своих полномочий, установленных положением, является уполномоченным органом администрации ЗАТО г. Североморск по управлению и распоряжению муниципальной собственностью ЗАТО г. Североморск, в том числе, осуществляет контроль за техническим состоянием пустующих помещений муниципального жилого фонда.

Таким образом, судом установлено, что на КИО администрации ЗАТО г.Североморск, как структурный орган администрации ЗАТО г. Североморск, возложены полномочия по осуществлению от имени муниципального образования ЗАТО г.Североморск прав собственника муниципального имущества, обеспечению защиты имущественных прав и интересов муниципального образования, том числе осу­ществлять контроль за техническим и санитарным состоянием внутриквартирного инженерного оборудования и выполнять необходимые ремонтные работы, что также подтверждается представленными в судебное заседание отзывами представителей ответчиков.

Исходя из полномочий и обязанностей собственника относительно принадлежащего ему имущества, обстоятельств дела, свидетельствующих о допущенной бесконтрольности собственника за содержанием пустующего жилого помещения, суд приходит к выводу, что имеет место наличие причинно–следственной связи между ненадлежащим выполнением собственником квартиры - Комитетом имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск (в соответствии с возложенными функциями) - своих обязанностей по содержанию и ремонту непосредственно жилого помещения и находящегося в нем оборудования и причиненным истцу материальным ущербом.

Учитывая изложенное, суд полагает, исковые требования истца о взыскании ущерба в размере 53748,79 руб. подлежащими удовлетворению в полном объеме, взыскание производит с КИО администрации ЗАТО г. Североморск, освобождая от ответственности муниципальное образование ЗАТО г.Североморск и администрацию.

КРГХ администрации ЗАТО г. Североморск суд также от ответственности освобождает, поскольку как следует из представленных документов, указанный Комитет не наделен полномочиями по организации содержания муниципального жилищного фонда.

Принимая во внимание, что КИО администрации ЗАТО г. Североморск является одним из главных распорядителей бюджетных средств в сфере бюджетных правоотношений, и как ГРБС получает денежные средства, в том числе на содержание и ремонт жилищного фонда (в пределах утвержденных лимитов), Управление финансов администрации ЗАТО г. Североморск подлежит освобождению от ответственности.

В соответствии с положениями ст.ст. 94, 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по уплате госпошлине в размере 1812, 46 руб.

Суд рассматривает спор на основании представленных сторонами доказательств, с учетом требований ст.ст. 56-57 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 194- 198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО4 о взыскании ущерба - удовлетворить.

Взыскать с Комитета имущественных отношений администрации ЗАТО г.Североморск ***, ИНН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 16.03.2010 года) в пользу ФИО4 в возмещение ущерба, причиненного залитием, 53748,79 руб.. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1812,46 руб., а всего взыскать 55561,25 руб.

Администрацию ЗАТО г.Североморск, муниципальное образование ЗАТО г.Североморск, Комитет по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, Управление финансов администрации ЗАТО г.Североморск – от ответственности освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Североморский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий: Т.В. Роговая