Дело № 2-1872/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОСССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Йошкар-Ола 16 апреля 2018 года
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Нечаевой Т.Ю.,
при секретаре судебных заседаний ФИО1,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству социального развития Республики Марий Эл о признании приказа незаконным и возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд иском к Министерству социального развития Республики Марий Эл, просит признать незаконным приказ ответчика в части отказа ему в присвоении звания «Ветеран труда» от ДД.ММ.ГГГГ№ и возложить на ответчика обязанность принять решение о присвоении ему звания «Ветеран труда».
В обоснование заявленных требований указано, что в период работы в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ награжден Почетной грамотой Центрального Комитета ВЛКСМ за успехи в учебе и активное участие в работе студенческих строительных отрядов, а в период работы в <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ награжден Почетной грамотой Центрального Комитета ВЛКСМ за успехи в труде, активное участие в работе по коммунистическому воспитанию молодежи, что является ведомственным знаком отличия в труде высшего органа ВЛКСМ. Ссылаясь на положения п.1 ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», а также Закон РМЭ «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Республики Марий Эл» от 04 октября 2006 года N 50-З, истец полагает, что имеет право на присвоение звания «Ветеран труда». Обратившись в орган социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», получил отказ по тем основаниям, что данная грамота не относится к ведомственным знакам отличия в труде и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Истец ФИО2 и его представитель по устному ходатайству ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства социального развития Республики Марий Эл ФИО4 иск пне признала, представила отзыв на иск, доводы которого поддержала в суде.
Представитель третьего лица ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле РМЭ» в суд не явился, извещен надлежащим образом.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц на основании ст.167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.
Из сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке истца, следует, что ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ утвержден секретарем комитета <данные изъяты>, где работал до ДД.ММ.ГГГГ С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал инженером строительной лаборатории в Йошкар-Олинском городском ремонтно-строительном тресте.
В период осуществления указанной трудовой деятельности ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ награжден Почетной грамотой Центрального Комитета ВЛКСМ за успехи в учебе и активное участие в работе студенческих строительных отрядов, ДД.ММ.ГГГГ награжден Почетной грамотой Центрального Комитета ВЛКСМ за успехи в труде, активное участие в работе по коммунистическому воспитанию молодежи
В ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ГКУ РМЭ «Центр предоставления мер социальной поддержки населению в городе Йошкар-Оле РМЭ» с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», представив все необходимые документы, который в свою очередь подготовил документы и направил для приятия решения в Министерство социального развития Республики Марий Эл.
Решением Министерства социального развития Республики Марий Эл, оформленным в виде приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Почетная грамота ЦК ВЛКСМ не является ведомственной наградой и не может служить основанием для присвоения звания «Ветеран труда».
Однако, суд приходит к выводу о необоснованности отказа ФИО2 в присвоении звания «Ветеран труда» исходя из следующего.
В силу п.1 ст.7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» (с последующими изменениями) ветеранами труда являются лица имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
22.08.2004 года в данный Закон были внесены изменения, в соответствии с которыми порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (ч.4 ст.7 Закона).
В порядке реализации указанного правомочия в Республике Марий Эл 04.10.2006 года принят Закон N 50-З "Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда» и «Ветеран труда Республики Марий Эл».
Согласно Порядку присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Республики Марий Эл» и выдачи соответствующих удостоверений, утв. постановлением Правительства Республики Марий Эл от 07 октября 2006 года № 227 лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда», подают в орган социальной защиты населения по месту жительства, уполномоченный по приему документов на присвоение званий «Ветеран труда» и выдаче соответствующих удостоверений, документы, подтверждающие награждение орденами и медалями, либо присвоение почетных званий СССР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде; трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) или за выслугу лет.
Утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст.7 Федерального закона «О ветеранах».
Таким образом, Закон РМЭ не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
В нормативных актах Российской Федерации отсутствует определение «ведомственный знак отличия в труде», нет также нормативных актов, содержащих перечень данных знаков, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», равно как и нет определения понятия «ведомство». В связи с этим, применение термина «ведомство» исключительно к органам государственной власти или управления, не основано на законе, противоречит главной цели принятия Федерального закона «О ветеранах», которая заключается в оказании мер социальной поддержки перечисленным в нем категориям граждан и создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения, влечет дискриминацию прав граждан в зависимости от принадлежности организации, в которой они плодотворно, добросовестно трудились, с отличием выполняя свои трудовые функции.
Исходя из указанного обстоятельства, определение ответчиком понятия «ведомство» как относящегося исключительно к органам государственной власти, суд находит ошибочным, противоречащим цели принятия ФЗ "О ветеранах", заключающейся в создании правовых гарантий социальной защиты указанной категории населения.
Изменение порядка применения п.1 ст.7 ФЗ «О ветеранах» в смысле его ограничительного толкования, носит дискриминационный характер по отношению к лицам, обращающимся в органы социальной защиты в целях присвоения звания «Ветеран труда» в настоящее время, поскольку ставит их в неравное положение с лицами, ранее уже получившими данное звание по тем же основаниям.
Ранее порядок учета ведомственных знаков отличия при присвоении звания «Ветеран труда» был разъяснен в совместном письме Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10.11.1995 года N 2026-ВЯ/4276/1-30. Согласно данному письму к ведомственным знакам отличия в труде следует относить: нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные грамоты, если награждение производилось от имени Правительства Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, федеральных органов судебной власти, прокуратуры Российской Федерации, Президиумов Верховного Совета бывших СССР и РСФСР, Советом Министров бывших СССР и РСФСР, Верховного Суда бывшего СССР, прокуратуры бывшего СССР, министерств и ведомств бывших СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства.
В соответствии с совместным письмом Минтруда России и Минсоцзащиты России от 10 ноября 1995 г. N 2026-ВЯ/4276/1-30 и письмом Минтруда России от 7 октября 1998 г. N 5635-КС при присвоении звания «Ветеран труда» наряду с орденами и медалями СССР и Российской Федерации, почетными званиями СССР и Российской Федерации учитываются почетные грамоты, похвальные грамоты, дипломы, нагрудные знаки и значки.
Из указанных писем следует, что награды ВЦСПС, ФНПР, ЦК профсоюзов, ЦК ВЛКСМ рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде, с соблюдением условий, что ими были награждены работники непосредственно этих организаций, то есть они состояли в штате этих организаций или работали в их системе (согласно записям в трудовой книжке).
Таким образом, поскольку истец был награжден почетной грамотой ЦК ВЛКСМ в период работы в системе органов ВЛКСМ, состоял в штате организации, работал на самостоятельной должности, получал заработную плату по основному месту работу, доводы ответчика о том, что указанная грамота не является ведомственной наградой и не может служить основанием для рассмотрения вопросов о присвоении звания «Ветеран труда», являются несостоятельными.
На момент обращения истца с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», он имел необходимый стаж (39 лет) и был награжден ведомственной наградой, в совокупности дающими право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем, решение Минсоцразвития Республики Марий Эл об отказе в присвоении ему звания «Ветеран труда», оформленное в виде приказа, является незаконным в части отказа ФИО2 в присвоении звания «Ветеран труда».
При таких обстоятельствах, на Министерство социального развития Республики Марий Эл следует возложить обязанность принять решение о присвоении истцу звания «Ветеран труда».
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным приказ Министерства социального развития Республики Марий Эл от ДД.ММ.ГГГГ№ в части отказа ФИО2 в присвоении звания «Ветеран труда».
Обязать Министерство социального развития Республики Марий Эл принять решение о присвоении ФИО2 звания «Ветеран труда».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Ю. Нечаева
В окончательной форме решение принято 20 апреля 2018 года.