ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1873 от 22.12.2011 Кировского районного суда г. Перми (Пермский край)

                                                                                    Кировский районный суд г. Перми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Кировский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1873/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2011 года Кировский районный суд г.Перми в составе председательствующего судьи Швец Н.М., при секретаре Черепановой С.Н., участием истца Ларкина М.Ю.,  представителей истцов – Федотовой Л.Н., Агапитовой Н.А., действующих по доверенностям,  представителя ответчика Администрации г.Перми – Серебрянской А.С., действующей по доверенности, представителя третьего лица ТСЖ «Водники – 1» – Федотовой Л.Н., действующей по доверенности, представителя третьего лица ТСЖ «...» – Марьюсика С.В, действующего по доверенности,  рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Грибовой Н.М., Ларкина М.Ю. к Администрации города Перми о признании постановления недействующим, возложении обязанностей,

установил:

Грибова Н.М. и Ларкин М.Ю. обратились в суд с иском к Администрации г.Перми, с учетом неоднократного уточнения исковых требований просят признать Постановление Администрации г.Перми №... от 29.04.2011года «Об утверждении проекта межевания территории» недействующим в части земельных участков под номерами: №... под многоквартирным домом по , и №... под многоквартирным домом , и обязать Администрацию г.Перми согласовать и утвердить схему расположения земельного участка по адресу  в границах, указанных в схеме расположения земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме №... по , способом управления которым выбрано ТСЖ «Водники–1». Указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке, предоставленном на основании решения Исполнительного комитета Пермского городского Совета народных депутатов от 28.05.1984года №... С 1984 года на данном земельном участке было построено несколько многоквартирных жилых домов, однако до сих пор земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и на кадастровый учет не поставлен. Более того, в связи с плотной застройкой квартала 2 дома по  не были обеспечены детской площадкой, которая была оборудована Администрацией Кировского района г.Перми только после обращения ТСЖ «Водники – 1» к депутату Р.. 30.06.2009 года собственниками помещений было принято решение сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу  и поставить его на кадастровый учет. 29.04.2011года Постановлением Администрации г.Перми №... утвержден проект межевания территории, который, по мнению истцов, выполнен с нарушениями законодательства (п.4 ст.43, ст.45, 46 Градостроительного кодекса РФ), в частности, разработчики проекта межевания не учли исторически сложившееся землепользование, принадлежность объектов благоустройства. Кроме того, представители ТСЖ «Водники – 1» не были уведомлены о проведении публичных слушаний и участие в них не принимали. Поскольку указанный ненормативный акт органа местного самоуправления не соответствует законодательству и нарушает права граждан, признание его недействующим и возложение на ответчика обязанности провести процедуру формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка в заявленных границах является единственным способом защиты нарушенных прав.

Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Общество с ограниченной ответственностью «УК «Закамская управляющая компания».

Истица Грибова Н.М. в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела должным образом извещена.

Истец Ларкин М.Ю. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, подтвердив вышеизложенные доводы. Дополнительно пояснил, что проект планировки и проект межевания земельных участков утвержден без извещения и участия жильцов дома №... по ; детская площадка изначально использовалась жильцами дома №..., после передачи земельного участка дому №... детям дома №... негде играть.

Представитель истцов дополнительно пояснил, что бюллетени с информацией о публичных слушаниях выпускались ограниченным тиражом, в сети интернет были допущены неточности, в связи с чем данная информация не была доведена до сведения жителей дома №... по , которые не смогли принять участие в слушаниях и высказать свои пожелания, замечания по плану. Кроме того, пояснил, что при утверждении границ спорного земельного участка (детской площадки) не было учтено фактическое использование его жителями дома №... по

Представитель ответчика Администрации г.Перми в судебном заседании возражал против заявленных требований, представил письменный отзыв по делу, из которого следует, что о назначении и проведении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной  и др. было опубликовано в печатном средстве массовой информации – «Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 31.12.2010года №.... Граждане были вправе знакомиться с материалами по теме публичных слушаний в холле Администрации Кировского района г.Перми, в Департаменте планирования и развития территории г.Перми, а также на интернет-сайте. Таким образом, право истца на участие в публичных слушаниях, выражение мнения относительно рассматриваемой документации по планировке территории нарушено или ограничено не было. По итогам публичных слушаний было составлено заключение по проекту планировки и проекту межевания территории, которое также как и Постановление Администрации г.Перми от 29.04.2011года №... было опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь». Кроме того, истцами не приведены надлежащие обоснования нарушения проектом межевания каких-либо прав и доказательств нарушения процедуры принятия и утверждения обжалуемого нормативного акта. По аналогичным основаниям Постановление администрации г.Перми оспаривалось ТСЖ «Водник-1» в Пермском арбитражном суде, который вынес решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица Департамента земельных отношений в суд не явился, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, поддерживает позицию Администрации г.Перми, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица Департамента планирования и развития территории г.Перми в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.Ранее представил письменный отзыв, согласно которому процедура проведения публичных слушаний нарушена не была, земельный участок дома №... по  под №... был сформирован и поставлен на кадастровый учет в 2006 году, в связи с чем его границы не изменялись; земельный участок под №... расположен в двух территориальных зонах, в связи с чем в настоящее время не может быть поставлен на кадастровый учет.

Представитель третьего лица ТСЖ «...» полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку обжалуемое постановление Администрации г.Перми принято в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, документация по планировке территории (проект планировки и межевания) опубликована в установленном порядке и размещена на официальном сайте в сети Интернет; публичные слушания были проведены, предложения заинтересованных лиц внесены в проект, права собственников помещений не нарушены. Кроме того, довод истцов о том, что земельный участок под многоквартирным домом по адресу  не сформирован и не поставлен на кадастровый учет не соответствует действительности и опровергается представленными самими истцами кадастровым планом земельного участка и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Территория спорной детской площадки также фактически используется жителями дома №... по .

Представитель третьего лица – ТСЖ «Водники – 1» заявленные требования истцов поддержала.

Представитель третьего лица – ООО «УК «Закамская управляющая компания» в суд не явился, о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом извещены.

Суд, изучив материалы дела, пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетелей, установил следующее.

Согласно положениям ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и ст.36 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч.3 ст.16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Судом установлено, что Ларкин М.Ю. и Грибова Н.М. являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме №... по , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.11.2006года (том дела №... л.д. 13) и договором безвозмездной передачи квартир в собственность граждан от 21.06.2002 года ( том дела №... л.д. 14).

Соглашением от 11.04.2007года управление многоквартирным домом по адресу  передано ТСЖ «Водники – 1» (том дела №... л.д. 28).

Протоколом общего собрания собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу  от 30.06.2009 года (том дела №... л.д. 29) принято решение:

1. сформировать земельный участок под многоквартирным домом по адресу ;

2. поставить земельный участок под многоквартирным домом по адресу  на кадастровый учет;

3. поручить проведение работы по формированию земельного участка и постановке его на учет председателю ТСЖ С.

29.04.2011 постановлением администрации города Перми №... (том дела №... л.д. 15 – 16) утвержден проект планировки и проект межевания территории, ограниченной ", в том числе в части земельных участков под номерами: №... под многоквартирным домом , №... под многоквартирным домом .

Постановлением администрации г. Перми от 27.06.2011 №... внесены изменения в Постановление администрации от 29.04.2011 №... в части кварталов №..., ограниченных , и в части кварталов №... ограниченных , в редакции без изменения границ земельного участка.

В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В качестве основания для признания постановления Администрации г.Перми №... от 29.04.2011года недействующим истцами заявлено не соблюдение процедуры принятия и утверждения обжалуемого акта.

Положениями ч.5,7 ст.46 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) предусмотрено обязательное рассмотрение проектов планировки территории и проектов межевания территории на публичных слушаниях, которые проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, а также лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч.6 ст.46 ГрК РФ).

Порядок организации и проведения публичных слушаний в городе Перми установлен Положением о публичных слушаниях в городе Перми, утвержденным Решением Пермской городской Думы от 22.02.2005 №... (далее Положение).

Согласно п.1.2 Положения публичные слушания – это форма реализации прав жителей муниципального образования (общественности) на участие в обсуждении проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в случаях, определенных законодательством.

В силу п.7.1 Положения жители города Перми оповещаются Оргкомитетом о проводимых публичных слушаниях заблаговременно, не позднее чем за семь дней, путем опубликования соответствующей информации в средствах массовой информации и размещения на официальном сайте Пермского городского округа в сети Интернет.

Данная информация должна содержать тему и вопросы публичных слушаний; указание времени и места проведения публичных слушаний; сведения о времени, месте проведения экспозиции документации о планировании территории, об ознакомлении с текстом проекта муниципального правового акта (в случае обсуждения проекта муниципального правового акта); данные об инициаторе проведения публичных слушаний; адрес, телефон Оргкомитета (п.7.3 Положения).

Из материалов дела следует, что 29.12.2010 года постановлением Главы города Перми №... назначены публичные слушания по проекту планировки и проекту межевания территории, ограниченной » (том дела №... л.д. 146).

Данное постановление опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 31.12.2010 №....

Сообщение о проведении публичных слушаний опубликовано в том же «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» от 31.12.2010 №... и содержит всю предусмотренную п. 7.3 Положения информацию о публичных слушаниях.

Постановлением Главы администрации Кировского района №... от 15.11.2006года утверждено положение об организационном комитете по проведению публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности при администрации Кировского района г.Перми.

Территориальный оргкомитет согласно указанному Положению организует работу по проведению публичных слушаний, осуществляет размещение информации о публичных слушаниях в средствах массовой информации, проводит выставки, экспозиции демонстрационных материалов, обеспечивает ведение протокола публичных слушаний, готовит предложения, рекомендации для включения их в заключение о результатах публичных слушаниях.

Согласно протоколу публичных слушаний от 16.02.2011года (том дела №... л.д. 85 – 91) процедура проведения публичных слушаний соблюдена, доклад и демонстрационные материалы содержали достаточную информацию о предмете публичных слушаний, проект разработан в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства, в процессе публичных слушаний поступили устные замечания и предложения, которые предложено оформить в письменном виде и передать в департамент планирования и развития территории города Перми и разработчику для рассмотрения и внесения изменений в данный проект.

В соответствии с ч.10 ст.46 ГрК РФ заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".

По результатам проведения публичных слушаний, состоявшихся в установленные в вышеуказанном постановлении сроки, департаментом планирования и развития территории г.Перми утверждено заключение №..., из содержания которого следует, что уполномоченным органом определено после корректировки направить пакет документов главе администрации города Перми для принятия решения об утверждении представленного на публичные слушания проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной .

Указанное заключение в установленном порядке опубликовано в «Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь» №... (411) от 11.03.2011.

Из заключения о результатах публичных слушаний №... следует, что в целях обеспечения возможности ознакомления заинтересованных лиц с проектом планировки и проектом межевания спорной территории территориальный оргкомитет при администрации Кировского района города Перми совместно с ОАО «...» разместили экспозицию в холле здания администрации Кировского района г.Перми. Материалы экспозиции были представлены в виде проекта планировки в части установления красных линий, проекта межевания с экспликациями и дополнительной информации поясняющего характера.

Кроме того, согласно списка на публичных слушаниях 16.02.2011года присутствовало 20 участников, в том числе физические лица – жители Кировского района и представители ТСЖ ...», «...», «...», УК «...», ..., ОАО «...», ООО «...» (том дела №... л.д. 8 – 9).

На основании изложенного, с учетом опубликования информации о проведении публичных слушаний в средствах массовой информации, размещения ее на официальном сайте в сети Интернет, осведомленности и участия в публичных слушаниях представителей иных организаций, в том числе жителей Кировского района г.Перми, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений в организации и проведении публичных слушаний.

При этом доводы представителей истцов об ограниченном количестве тиража «Официального бюллетеня органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь», наличии технической ошибки в информации о публичных слушаниях на сайте в сети Интернет не являются обоснованными, поскольку у истцов была возможность узнать информацию о проведении публичных слушаний иным способом и принять участие в публичных слушаниях, высказав свои замечания и предложения.

Более того, из протокола публичных слушаний следует, что представитель ТСЖ «...» указал на замечания в части организации процедуры публичных слушаний, однако это не явилось препятствием для участия в проведенных публичных слушаниях иных представителей.

Истцами также указано на нарушение законодательства в части установления размеров земельного участка под многоквартирным домом №... по  без учета фактического пользования детской площадкой жителями дома №... по .

Согласно ч.4 ст.43 ГрК РФ размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.

В соответствии с абз.2 п.7 ст.36 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с положениями п.3 ст.33 ЗК РФ размер земельного участка, занятого зданием, строением сооружением и необходимого для их использования устанавливается в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.

Таким образом, площадь земельного участка, на котором расположено здание, строение, сооружение, не может ограничиваться только земельным участком, выделяемым по контуру объекта ("под отмостку"), но должна определяться в размере, необходимом для использования здания, строения, сооружения, путем обеспечения к ним доступа и использования прилегающего пространства.

Многоквартирный дом по адресу , находится на земельном участке, предоставленном на основании решения Исполнительного комитета Пермского городского Совета народных Депутатов от 28.05.1984 г. №... «г» «Об изъятии земельных участков из гослесфонда и отводе их предприятиям и организациям под строительство и для других надобностей» (том дела №... л.д. 18).

Из материалов дела следует, что для многоквартирного дома, расположенного по адресу , сформированы земельные участки под номерами №...; земельный участок №... сформирован для многоквартирного дома №... по .

При определении нормативных размеров земельных участков многоквартирных домов применялись положения "СП 30-101-98. Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах", утвержденных Приказом Минземстроя России от 26.08.1998 № 59, которые разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 30.03.1998 № 369 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1997 г. № 1223 "Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах".

Площадь земельного участка  (состоящего из двух участков на плане №...) была определена путем использования нормативов, исходя из назначения помещений, и увеличена за счет городских земель.

В обоснование доводов истцов об организации детской площадки жителями дома №... по  представлено письмо председателя правления ТСЖ «Водники – 1» от 24.04.2010года, адресованное депутату Пермской городской думы по округу №... Р.., с просьбой оказать помощь и содействие в установке детской площадки для жильцов дома №... по  (том дела №... л.д. 35).

Письмом от 10.05.2010года председатель правления ТСЖ «Водники – 1» гарантирует принятие на баланс и обслуживание детской игровой площадки по адресу , строительство которой запланировано в перечне мероприятий по городским микрорайонам на III квартал 2010года по округу №... (том дела №... л.д. 36).

Территория указанной детской площадки включена в границы земельного участка, вновь сформированного под многоквартирный дом №... по  (номер 19), и поставленного на кадастровый учет 26.07.2011 года.

Причиной не предоставления спорной территории детской площадки собственникам многоквартирного дома №... по , явилось то обстоятельство, что земельный участок дома №... по  (номер №...) был сформирован ранее по приказу управления земельных отношений администрации города Перми от 27.12.2006 №... и поставлен на государственный кадастровый учет 15.03.2007года (том дела 1 л.д.157-173 и том 2 л.д. 69).

В связи с этим площадь и границы земельного участка (№...) не изменялись в проекте межевания 2011 года.

Допрошенные в суде свидетели Б. и М. подтвердили факт пользования детской площадкой (включенной в границы земельного участка дома по ) жителями многоквартирного дома №... по , пояснив, что именно жители дома №... организовали детскую площадку у подъездов дома, занимались ее обслуживанием, уборкой, ремонтом. При этом факт использования данной площадки жителями иных домов, в том числе №... по  не отрицали.

Также из показаний представителей сторон и свидетелей установлено, что территория земельного участка, расположенного с торца домов №... по  не оборудована и фактически жителями данных домов не используется.

На основании изложенного, с учетом того обстоятельства, что судом не установлено нарушений проведения публичных слушаний, на момент принятия оспариваемого постановления земельный участок под многоквартирным домом  был частично сформирован и поставлен на кадастровый учет (номер №...), спорная территория иного земельного участка фактически жителями дома №... по  не используется, суд не усматривает оснований для признания оспариваемого постановлении Администрации г.Перми недействительным.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Грибовой Н.М., Ларкина М.Ю. к Администрации города Перми о признании недействующим Постановления Администрации города Перми №... от 29.04.2011года «Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной » в части земельных участков под номером №... под многоквартирным домом , №... под многоквартирным домом по  и возложении обязанности согласовать и утвердить схему расположения земельного участка по адресу  в границах, указанных в схеме расположения земельного участка, – отказать.

Решение в 10 дней с момента его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г.Перми в кассационном порядке либо в апелляционном порядке.

Судья Н.М.Швец