Мотивированное решение составлено 25.12.2017 Дело № 2-1873/17 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации г. Верхняя Пышма 20.12.2017 Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи З.Р. Мирдофатиховой, при секретаре Н.А. Адамовой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу к ООО «Птицефабрика Среднеуральская» о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Свердловский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу обратился в суд с иском к ООО «Птицефабрика Среднеуральская» о возложении обязанности. В обоснование иска указывает, что прокуратурой была проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства ООО «Птицефабрика Среднеуральская». Проверкой установлено, что ответчик осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в болото Молебское. Установлено также, что сброс допускается ответчиком в отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Кроме того, ответчик допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект с превышениями установленных нормативов допустимых сбросов, что подтверждается результатами исследований сточной воды в месте сброса сточных вод после очистки, проводимых в 2017 году. Согласно протоколу лабораторных исследований № от 19.04.2017 имеет место превышение допустимой концентрации загрязняющего вещества – фосфатам в 2,3 раза. Согласно протоколу лабораторных исследований № от 09.03.2017 имеет место превышение допустимой концентрации загрязняющего вещества – азота аммонийного в 4,8 раз. Согласно протоколу лабораторных исследований № от 13.01.2017 имеет место превышение допустимой концентрации загрязняющего вещества – фосфатам в 5 раз. Согласно объяснениям инженера по охране окружающей среды ООО «Птицефабрика Среднеуральская» несоответствие по указанным показателям возникает потому, что на предприятии отсутствуют очистные сооружения. Также проверкой установлено, что расчет суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты за 2016 год составляет 1 343 852 рубля 02 копейки. 01.03.2017 ответчик внес плату в размере 24 000 рублей, 02.05.2017 внесена плата в размере 13 725 рублей 85 копеек. Таким образом, плата за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в установленные законом сроки, до 01.03.2017, в полном объеме не внесена. 25.05.2017 в адрес руководителя ООО «Птицефабрика Среднеуральская» внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений. Из ответа ответчика не следует, что предприятие приняло какие-либо меры, направленные на обеспечение очистки сточных вод, получение разрешительной документации, а также отсутствует информация о внесении оставшейся платы за негативное воздействие на окружающую среду. В настоящее время ООО «Птицефабрика Среднеуральская» является арендатором производственных мощностей у ОАО «Птицефабрика Среднеуральская», которое находится на стадии банкротства. ОАО «Птицефабрика Среднеуральская» производственную деятельность не осуществляет, в тоже время предприятием не исполняется решение Верхнепышминского городского суда Свердловской области от 16.06.2008 по аналогичному исковому заявлению Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, согласно которому на ОАО «Птицефабрика Среднеуральская» возложена обязанность прекратить сброс неочищенных сточных вод в Молебское болото в срок до 01.11.2008. Отсутствие очистки сбрасываемых сточных вод создает предпосылки для загрязнения и истощения водного объекта, причинения вреда водным биологическим ресурсам, водным растениям, может привести к иным экологически неблагоприятным последствиям. Бездействие ответчика, выражающееся в неприятии мер по организации очистки сбрасываемой сточной воды в болото Молебское нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Болото Молебское является началом реки Пышма. Состояние водного объекта напрямую зависит от проведения мероприятий по очистке сточных вод, которые в настоящий момент ответчиком не проводятся. Прокурор с учетом неоднократных уточнений исковых требований просит обязать ООО «Птицефабрика Среднеуральская» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области пакет документов, необходимых для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование. Обязать ООО «Птицефабрика Среднеуральская» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Департамент Росприроднадзора по УрФО пакет документов, необходимый для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Обязать ООО «Птицефабрика Среднеуральская» внести плату за негативное воздействие на окружающую среду по сбросам загрязняющих веществ в водные объекты за 2016 год в размере 552 265 рублей 83 копейки. Запретить ООО «Птицефабрика Среднеуральская» осуществлять сброс сточных, в том числе дренажных вод в водный объект – болото Молебское на выпуске сточных вод (<адрес>) до обеспечения нормативной степени очистки. В судебном заседании представитель истца Науменко А.В. поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в иске обстоятельствам и основаниям. В судебном заседании представитель ответчика Сидор С.Г. не признала исковые требования, суду пояснила, что проблема сброса сточных вод предприятия в Молебское болото была и остается актуальной за весь период работы предприятия. Это связано с тем, что существующие очистные сооружения хозбытовой канализации г. Среднеуральска эксплуатируются почти 60 лет, морально и физически устарели, перегружены по объему поступающих сточных вод в 2 раза, в связи с чем, не способны принять сегодня стоки птицефабрики ни по количеству, ни по качеству. В начале 90-х годов по согласованию с Верхнепышминской СЭС было разрешено временно сбрасывать сточные воды птицефабрики в отводящий коллектор городских очистных сооружений. Предполагалось, что в дальнейшем сточные воды предприятия будут приняты строящимися с 1985 года новыми очистными сооружениями г. Среднеуральска. В 1999 году проект локальной очистки существующих очистных сетей птицефабрики был разработан, в 2004 году получил положительное заключение Государственной экологической экспертизы. Однако данный проект не был реализован из-за приостановления строительства новых очистных сооружений г. Среднеуральска. В результате временно разрешенный сброс в Молебское болото принял постоянный характер. Все последующее время предприятие предпринимало попытки войти сточными водами в существующие очистные сооружения г. Среднеуральска, а также рассматривался вопрос о строительстве собственных очистных сооружений, проект которых был разработан в 2012 году ООО «Центр качества и строительства» и прошел негосударственную экологическую экспертизу. Однако к этому времени финансовое положение предприятия сильно ухудшилось, что не позволило реализовать намеченные планы. Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2014 ОАО «Птицефабрика Среднеуральская» было признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него было введено конкурсное производство. В результате согласованных решений с инициативной инвестирования птицефабрики выступило ООО «РАВИС-птицефабрика Сосновская», которое учредило ООО «Птицефабрика Среднеуральская», и с 01.01.2016 весь имущественный комплекс предприятия был передан в аренду ООО «Птицефабрика Среднеуральская». ООО «РАВИС-птицефабрика Сосновская» в декабре 2015 года, в феврале 2016 года проводило переговоры с ООО «Тепловодоканал» об определении технических условий на подключение птицефабрики к центральной системе водоотведения, в результате чего такие технические условия были выданы для ОАО «Птицефабрика Среднеуральская» и определены соответствующие поэтапные мероприятия. Вопрос по реконструкции и строительства очистных сооружений г. Среднеуральска в настоящее время находится на контроле у Правительства Свердловской области. Министерству агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области совместно с ООО «Птицефабрика Среднеуральская» указано обеспечить разработку и реализацию технических решений (проектов), направленных на прекращение сброса в природные водные объекты неочищенных производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В связи с этим, на реализацию мероприятий по реконструкции локальных очистных сетей птицефабрики или возможному строительству собственных очистных сооружений требуется время, как минимум до конца 2020 года. В настоящее время идет процесс реализации имущества ОАО «Птицефабрика Среднеуральская» на торгах в установленном порядке. Собственник имущества пока не определен и за испрашиваемое время можно будет определиться с вопросом по прекращению сброса неочищенных сточных вод в Молебское болото с учетом мнения собственника имущества. 11.09.2017 истец уточнил исковые требования в части корректировки расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год до 1 858 392 рубля. Однако по данным расчетов ответчика размер платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год составил не 1 343 852 рубля 02 копейки, а 1 139 638 рублей 08 копеек. Ответчик платежным поручением № от 11.09.2017 оплатил сумму в размере 1 306 126 рублей 17 копеек помимо ранее внесенной платы в сумме 24 000 рублей и 13 725 рублей 85 копеек. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ОАО «Птицефабрика Среднеуральская», конкурсный управляющий Махнович Ю.С. не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причина неявки суду не известна. В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации ГО Среднеуральск Колесникова О.В. не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В судебное заседание представитель Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области Ананьев С.В. не явился, извещался надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором указал, что ОАО «Птицефабрика Среднеуральская» неоднократно обращалось с Министерство с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод. По результатам рассмотрения заявлений Министерством выданы мотивированные отказы в связи с тем, что сброс производственных сточных вод осуществляется без санитарной очистки, обезвреживания, с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных (загрязняющих) веществ в водный объект (очистные сооружения отсутствуют). 05.09.2017 ООО «Птицефабрика Среднеуральская» обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и дренажных вод. По результатам рассмотрения заявления Министерством выдан мотивированный отказ в связи с некомплектностью представленных документов. В судебном заседании представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по УрФО Васильев А.В. поддержал исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора, указывая на нарушение ответчиком законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год, подготовленные ООО «Птицефабрика Среднеуральская», не отражают показатели загрязнений. Ответчик частично внес оплату за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в размере 1 306 126 рублей 17 копеек, в размере 24 000 рублей. Ответчик обязан был исчислять и внести плату за 2016 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому платежное поручение ООО «Птицефабрика Среднеуральская» № от 02.05.2017 на сумму 13 725 рублей 85 копеек подлежит зачету в счет авансовых платежей за 2017 год. Задолженность ответчика с учетом произведенной ответчиком оплаты за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год составляет 552 265 рублей 83 копейки. Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит следующему выводу. Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса; 2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи; 3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях сброса сточных вод. В соответствии с ч. 1 ст. 23 Водного кодекса Российской Федерации физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. В силу ч. 1 ст. 41 Водного кодекса Российской Федерации водопользование может быть приостановлено или ограничено в случае: 1) угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека; 2) возникновения радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера; 3) причинения вреда окружающей среде; 3.1) установления охранных зон гидроэнергетических объектов; 4) в иных предусмотренных федеральными законами случаях. На основании п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса Российской Федерации при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах). Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду - это «воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия осуществления которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды». Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. В соответствии со ст. 16.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база). Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду. Согласно п. 1, 2, 4 ст. 16.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности. Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 2, 3 ст. 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год. Судом установлено, что ответчик является арендатором имущества, принадлежащего ОАО «Птицефабрика Среднеуральская», признанного банкротом на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 30.07.2015. Ответчик осуществляет производство, в результате которого происходит сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект – болото Молебское, с превышением допустимой концентрации загрязняющего вещества, что подтверждается протоколами лабораторных исследований № от 19.04.2017, № от 09.03.2017, № от 13.01.2017. Сброс сточных загрязняющих веществ осуществляется ответчиком в отсутствии у него решения о пользовании указанным водным объектом и разрешения на сброс загрязняющих веществ, что не отрицалось ответчиком в ходе судебного разбирательства. 25.05.2017 в адрес руководителя ООО «Птицефабрика Среднеуральская» внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений. Судом также установлено, что сброс сточных вод в водный объект с превышением допустимой концентрации загрязняющего вещества происходит в виду отсутствия очистных сооружений, что также не отрицалось стороной ответчика, разработка и реализация технических решений которых запланирована до ДД.ММ.ГГГГ. Собственник имущества – ОАО «Птицефабрика Среднеуральская» неоднократно обращалось с Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод. Министерство отказало в выдаче разрешения на пользование водного объекта для сброса загрязняющих веществ, в связи с тем, что отсутствуют очистные сооружения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора о запрете ответчиком осуществлять сброс сточных вод, в том числе дренажных вод в водный объект – болото Молебское на выпуске сточных вод до обеспечения нормативной степени очистки, поскольку сброс сточных вод в водный объект происходит без соответствующего на то разрешения уполномоченных органов и в связи с отсутствием очистных сооружений. Требование прокурора о направлении ответчиком пакета документов для получения решения на пользование водным объектом и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду в срок в течение 2-ух и 3-ёх месяцев является неисполнимым требованием в виду отсутствия очистных сооружений. Согласно расчету платы ООО «Птицефабрика Среднеуральская» за негативное воздействие на окружающую среду по сбросам загрязняющих веществ в болото Молебское сумма платы за 2016 год составила 1 882 392 рубля. Ответчик платежным поручением № от 01.03.2017 и № от 11.09.2017 частично оплатил сумму платы за негативное воздействие на окружающую среду по сбросам загрязняющих веществ в болото Молебское в размере 24 000 рублей и в размере 1 306 126 рублей 17 копеек. Задолженность ответчика составляет 552 265 рублей 83 копейки (1 882 392 рубля – 24 000 рублей – 1 306 126 рублей 17 копеек). Платежное поручение ООО «Птицефабрика Среднеуральская» № от 02.05.2017 на сумму 13 725 рублей 85 копеек подлежит зачету в счет авансовых платежей за 2017 год. При таких обстоятельствах, в судебном заседании установлено, что ответчик не исполнил предусмотренную законом обязанность по внесению в установленные законом сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, что является основанием для удовлетворения исковых требований в указанной части. Руководствуясь ст. ст. 12, 13, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Иск Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, в интересах Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу к ООО «Птицефабрика Среднеуральская» о возложении обязанности удовлетворить частично. Обязать ООО «Птицефабрика Среднеуральская» внести плату за негативное воздействие на окружающую среду по сборам загрязняющих веществ в водные объекты за 2016 год в размере 552 265 рублей 83 копейки. Запретить ООО «Птицефабрика Среднеуральская» осуществлять сброс сточных, в том числе дренажных вод в водный объект – болото Молебское на выпуске сточных вод (<адрес>) до обеспечения нормативной степени очистки. В удовлетворении исковых требований о возложении ООО «Птицефабрика Среднеуральская» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области пакет документов, необходимых для получения разрешения о предоставлении водного объекта в пользование – отказать. В удовлетворении исковых требований о возложении ООО «Птицефабрика Среднеуральская» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить в Департамент Росприроднадзора по УрФО пакет документов, необходимый для получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду – отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме через Верхнепышминский городской суд Свердловской области. Судья З.Р. Мирдофатихова. |