Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2013 г. г. Иркутск
Ленинский районный суд г.Иркутска в составе:
председательствующего судьи Касьяновой Н.И.,
при секретаре судебного заседания Тухватулиной Ю.А.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2
в отсутствие истицы
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-1873-13 по иску ФИО3 к администрации г.Иркутска о признании незаконным отказа КУМИ по потребительскому рынку администрации г. Иркутска от *** № в утверждении схемы расположения земельного участка и обязании утвердить схему земельного участка площадью *** кв.м.,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО3 обратилась в суд с заявлением к администрации г.Иркутска о признании незаконным отказа КУМИ по потребительскому рынку администрации г. Иркутска от *** № в утверждении схемы расположения земельного участка и обязании утвердить схему земельного участка площадью *** кв.м. В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником индивидуального жилого дома, общей площадью *** кв.м., кадастровый номер: №, расположенного по адресу: г. Иркутск, <адрес>. В *** г. истица занялась оформлением в собственность земельного участка площадью *** кв.м., расположенного под домом. Поскольку земельный участок не стоял на кадастровом учете, *** истица обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска с заявлением об утверждении схемы границ указанного земельного участка, о чем свидетельствует расписка в приеме документов от *** Письмом КУМИ и ПР от *** №, с приложенным к нему корректурным листом (схемой расположения земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: г. Иркутск, <адрес> и ситуационным планом земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: г. Иркутск, <адрес>, к проекту постановления) истице отказано в утверждении схемы расположения земельного участка по причине нахождения участка в границах красных линий. Отказ является незаконным. Сам факт прохождения красных линий через земельный участок еще не свидетельствует о запрете предоставить гражданину данный участок в собственность, по причине того, что законодательство РФ не содержит такого запрета. Спорный земельный участок, как на день подачи заявления об утверждении схемы расположения земельного участка, так и на данный момент, не является территорией общего пользования. В настоящем случае, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке не имеется, на нем расположен объект недвижимости, право собственности на который в установленном законом порядке зарегистрировано за истицей. Поскольку ФИО3 является собственником указанного жилого дома, то она имеет исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположен данный дом.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежаще, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца ФИО1, действующий на основании доверенности от *** с полным объемом прав сроком действия на три года, в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности от *** с полным объемом прав сроком действия до ***, в судебном заседании исковые требования не признал, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, дополнив, что в настоящее время идет формирование земельного участка, а не его предоставление. Ссылка истца на ограничение в предоставлении земельного участка несостоятельна, поскольку данное обстоятельство относится к сформированным участкам. Спорный земельный участок не сформирован, его границы не определены. Утверждение схемы земельного участка - это формирование земельного участка и его границ. Администрацией г. Иркутска отказано истице в утверждении схемы земельного участка с учетом ст. 36 ЗК РФ, то есть по причине нахождения земельного участка в пределах красных линий. Красные линии утверждены проектами планировок. Данная норма применяется для вновь образуемого земельного участка. Сведений о том, что когда-либо земельный участок предоставлялся в таком размере, на который претендует истица, не имеется.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В судебном заседании установлено, что на основании договора дарения от *** ФИО3 на праве собственности принадлежит 1-этажный индивидуальный жилой дом общей площадью *** кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, г. Иркутск, <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ***
Земельный участок по адресу: обл. Иркутская, г. Иркутск, <адрес>-а в соответствии с кадастровой выпиской от *** был предоставлен в постоянное бессрочное пользование П., поставлен на кадастровый учет *** с кадастровым номером ***, снят с кадастрового учета ***, границы земельного участка не были определены.
Данных о том, что в соответствии со ст. 35 ЗК РФ, при переходе права собственности на жилой дом к ФИО3, к ней перешло и право пользования спорным земельным участком в материалах дела не имеется, истицей не представлено.
Согласно материалам по составлению схемы расположения земельного участка фактическая площадь земельного участка по адресу: г.Иркутск <адрес> составляет *** кв.м.
Как установлено из искового заявления, *** ФИО3 обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации г. Иркутска с необходимым пакетом документов (материалы по составлению схемы земельного участка) для утверждения схемы земельного участка площадью *** кв.м. Указанное обстоятельство подтверждается распиской от ***
На момент обращения истицы с указанным заявлением земельный участок под объектом недвижимости, принадлежащим истице на праве собственности, не был сформирован в установленном порядке, не стоял на кадастровом учете, не являлся ранее учтенным.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска ФИО3 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м., расположенного в <адрес> г. Иркутска, <адрес>, в связи с тем, что Комитетом по градостроительной политике администрации г. Иркутска материалы по составлению схемы расположения земельного участка (межевого плана) возвращены в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска с корректурным листом. Согласно данного корректурного листа площадь земельного участка составляет *** кв.м. Данное обстоятельство подтверждается сообщением от ***
В соответствии с п. 3.1.19 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, утвержденного распоряжением администрации города Иркутска от 04.09.2012 № 031-10-966/12, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее КУМИ) обеспечивает согласование и утверждение схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в пределах компетенции, установленной муниципальными правовыми актами города Иркутска.
Согласно п.п. 8-12 Порядка в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, заявитель(ли) подает(ют) в комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемого размера и местоположения и приложением документов, предусмотренных п. 2 настоящего Порядка.
Комитет по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска в 30-дневный срок с момента регистрации заявления об утверждении схемы расположения земельного участка утверждает ее распоряжением заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку администрации города Иркутска и выдает заявителю либо готовит и направляет ему мотивированный отказ.
Во исполнение установленного Порядка согласования и утверждения схемы расположения земельного участка департаментом архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска в КУМИ администрации г. Иркутска направлен корректурный лист в виде схемы расположения земельного участка. Согласно схеме расположения земельного участка его площадь составила *** кв.м.
В адрес ФИО3 направлено сообщение от *** № о возвращении в КУМИ и ПР материалов по составлению схемы расположения (межевой план) земельного участка по адресу: г. Иркутск, <адрес> с корректурным листом и необходимости обратиться с соответствующим заявлением по адресу: <...>, каб. 207.
Согласно ч. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Таким образом, Земельным кодексом Российской Федерации прямо предусмотрено, что границы земельного участка определяются, в том числе, с учетом красных линий.
Градостроительным кодексом установлено, что Правительством РФ утверждаются схемы территориального планирования Российской Федерации (ч. 1 ст. 11), устанавливаются состав, порядок подготовки проектов схем территориального планирования РФ, порядок внесения изменений в такие схемы (ч. 12 ст. 11), порядок согласования проекта схемы территориального планирования РФ, состав и порядок работы согласительной комиссии (ч. 12 ст. 12), порядок подготовки и утверждения плана реализации территориального планирования РФ (ч. 1 ст. 13), порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов РФ, состав и порядок работы согласительной комиссии (ч. 12 ст. 16), порядок согласования документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии (ч. 3 ст. 18).
В силу п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Документы территориального планирования субъектов Российской Федерации и документы территориального планирования муниципальных образований не подлежат применению в части, противоречащей утвержденным документам территориального планирования Российской Федерации, со дня утверждения.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки (п. 5 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются:
1) схемы территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральные планы поселений;
3) генеральные планы городских округов.
Частью 3 ст. 23 Градостроительного кодекса РФ установлено, что генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В пункте 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары) от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц. Красные линии обязательны для соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности, участвующими в процессе проектирования и последующего освоения и застройки территорий городов и других поселений.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом, границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
В соответствии с ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ к документации по планировке территории относятся: проекты планировки территории, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков. Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 42 Градостроительного кодекса РФ проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в том числе, красные линии.
Таким образом, документом, определяющим расположение красных линий, является проект планировки территории.
Согласно Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), принятой Постановлением Госстроя РФ от *** №, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей; при установлении границ землепользований; в проектах землеустройства; в проектах межевания территорий; при установлении границ территориальных зон в поселениях; в земельном и градостроительном кадастрах; на планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения (п. 3.8).
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000 (п. 4.1).
Постановлением администрации г. Иркутска от 21.05.2012г. № 031-06-997/12 утвержден проект планировки пос. Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара.
Согласно информации, содержащейся в документах территориального планирования, документации по планировке территории в частности в проекте планировки поселка Кирова и полуострова в слиянии рек Иркут и Ангара в отношении земельного участка, расположенного в <адрес> г. Иркутска по <адрес>, предоставленной Комитетом по градостроительной политике Департамента обеспечения градостроительной деятельности администрации г. Иркутска № от ***, часть указанного земельного участка находится в пределах красных линий.
При таких обстоятельствах, администрация города вправе ставить вопрос о соблюдении землепользователем красных линий, проект которых в настоящее утвержден в установленном порядке.
Суд не может согласиться со ссылкой истца на п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, на п. 8 ст. 28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», поскольку все эти нормы регулируют правоотношения, связанные с уже сформированными земельными участками, являющимися самостоятельными объектами недвижимости, и как следствие и объектами гражданского оборота.
Данная позиция подтверждается и ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации, которая устанавливает, что земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Более того, необходимо отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» одним из документов, необходимых для кадастрового учета земельного участка, является межевой план. При этом в силу п. 23 Требований к подготовке межевого плана, в том числе особенностями подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412, для подготовки межевого плана используются, помимо прочего, утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков. На сегодняшний день таким документом является схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Следовательно, все доводы заявителя основаны на неверном толковании действующего законодательства, поскольку предметом судебного разбирательства является вопрос о формировании земельного участка, об определении его границ и площади, а не о предоставлении земельного участка как самостоятельного объекта недвижимости.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным отказа КУМИ по потребительскому рынку администрации г. Иркутска от *** № в утверждении схемы расположения земельного участка и обязании утвердить схему земельного участка площадью 953 кв.м.
Руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации г.Иркутска о признании незаконным отказа КУМИ по потребительскому рынку администрации г. Иркутска от *** № в утверждении схемы расположения земельного участка площадью *** кв.м. по адресу: г. Иркутск <адрес> и обязании утвердить схему расположения границ земельного участка площадью *** кв.м. по указанному адресу отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ленинский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 15 июля 2013 года.
Решение вступило в законную силу:
Копия верна:
Судья Н.И.Касьянова
Секретарь суда
Дата заверения копии:
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-1873-13.