ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1873/2016 от 25.05.2016 Анапского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1873/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 мая 2016 года г.-к. Анапа

Анапский городской суд, Краснодарского края в составе:

председательствующего Карпенко О.Н.

при секретаре Сулименко Д.В.

с участием истца ФИО1 и ее представителя по устному ходатайству ФИО2, представителя ПАО «Сбербанк России» ФИО3, действующий на основании доверенности от 08.09.2015г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к ПАО «Сбербанк Росси» о взыскании суммы банковского вклада и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к ПАО «Сбербанк Росси» о взыскании суммы банковского вклада и компенсации морального вреда, ссылаясь на то, что между ней (до замужества ее фамилия была ФИО4) и ПАО «Сбербанк России» заключены договоры банковского вклада , Она 15.01.2016 г. и 26.02.2016 г. обратилась с претензиями о возврате денежных средств в Сбербанк России Юго-Западный банк ввиду незаконного списания денежных средств с ее расчетного счета. Согласно ответам на ее претензии (, ) Банк сообщил, что 22.12.2015 г. с использованием мобильного приложения системы «Сбербанк Онлайн» Android совершена операция закрытие вклада на общую сумму 194 002,49 руб. со счета на счет карты . 22.12.2015 г. с использованием системы «Сбербанк Онлайн» Android по карте совершена операция перевода клиенту Сбербанка в сумме 100 000 руб. комиссия 1000 руб. для перечисления на карту . 26.12.2015 г. с использованием системы «Сбербанк Онлайн» Android по карте совершена операция перевода клиенту Сбербанка в сумме 100 000 руб. комиссия 1000 руб. для перечисления на карту . Здоровье гражданина относится к нематериальным благам, охраняемых: Конституцией РФ и статьей 151 Гражданского Кодекса РФ, считаю, что отказ ответчика возвратить указанные денежные средства причинил мне моральный вред (нравственные и физические страдания). Поэтому в соответствии со статьями 151, 1099 - 1101 Гражданского Кодекса РФ ответчик обязан компенсировать ей моральный вред, причиненный его неправомерными действиями. Размеры компенсации причиненного мне ответчиком морального вреда я оцениваю в 50 000 рублей. 14.01.2016г. она обратилась Отдел МВД России по г. Анапа по поводу отсутствия денежных средств на ее расчетном счете. Постановлением Отдела МВД России по г. Анапа от 13.02.2016г. ей было отказано в возбуждении уголовного дела, так как возник гражданско-правовой спор с ПАО «Сбербанк России», причем установлено, что она не нарушала условий и требований договоров, пин-код третьим лицам не сообщала, телефон не передавала, то есть услугой мобильный банк постороннее лицо воспользоваться не могло. В связи с чем, просит суд взыскать с ответчика по данному делу в ее пользу сумму вклада - 202 000 рублей, пени согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» в размере 6060 рублей и компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования дополнили и просили взыскать с ответчика по данному делу в пользу истца сумму вклада 202 00 рублей, пени согласно п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей»в размере 6060 рублей, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей и штраф в порядке статьи 13 Закона РФ о Защите прав потребителей и п. 46 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012г. № 17 «О практике рассмотрения судебных дел о защите прав потребителей». В обоснование указали, что истец, как лицо, не обладающее специальными познаниями в области использования услуг банка не мог своевременно обнаружить незаконную деятельность третьих лиц в отношении его денежных вкладов. Размещение информации на Интернет-сайтах банков о возможных мошеннических операциях не может расцениваться как принятие достаточных мер со стороны ответчика по предотвращению несанкционированных операций с банковскими картами клиентов. Банковская услуга должна гарантировать клиенту защиту денежных средств от неправомерного получения персональной информации путем дистанционного банковского обслуживания. Иное толкование означало бы освобождение банков от ответственности за создание безопасного банковского продукта, то есть таких условий (в том числе технических устройств, оборудованных степенями защиты, программных продуктов и т.д.), при которых исключается возможность несанкционированного доступа к продуктам банка. Закон предусматривает возмещение ущерба потребителю в результате оказания некачественной услуги вне зависимости от вины исполнителя. Сам факт незаконного списания денежных средств свидетельствует о недостаточной технической защищенности услуги, а то, что вредоносные программы могут перехватывать и отправлять смс-сообщения с телефона клиента банка, ответчиком подтверждается. Доводы о том, что в Интернете была размещена предупреждающая информация, не снимает с ответчика обязанности именно в момент заключения договора об оказании услуги доводить весь объем информации до потребителя, в том числе о возможных рисках. Согласно детализации разговоров по номеру телефона истца, смс - сообщения самостоятельно рассылались с ее мобильного телефона на неизвестные ей телефонные номера: +, , , в периоды 21, 22 и 26 декабря 2015г. В то время, кА 21, 22 и 26 декабря 2015г. никаких уведомлений она от банка не получала и не направляла в банк смс - сообщений, подтверждающих ее волеизъявления на распоряжение денежными средствами, находящимися на ее банковских счетах. Кроме того ответчик в нарушение условий использования услуги Сбербанк Онлайн и условий использования банковских карт осуществил переводы денежных средств без подтверждения операций одноразовыми паролями, ссылаясь на то, что данные операции выполнены в мобильном приложении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований истца по основаниям изложенным в возражении.

Выслушав участников процесса, огласив и исследовав письменные доказательства по делу, обозрев материал проверки , суд находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч.1, 2 ст. 845 ГК РФ по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами.

Как следует из ч. 3 ст. 845 ГК РФ банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права, распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

В силу ст. 847 ГК РФ договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и другими документами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и иных средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

28.01.2013г. на имя ФИО1 была оформлена в ОАО «Сбербанк России» банковская карта maestro социальная , счет . Данная карта выдавалась клиенту на основании ее заявления (договор банковского обслуживания ). При подписании заявления клиент был ознакомлен и согласен с Условиями использования банковских карт ОАО «Сбербанк России», являющимися приложением к «Условиям банковского обслуживания физических лиц ОАО «Сбербанк России», Памяткой по безопасности при использовании карт, Памяткой Держателя карт и Тарифами ОАО «Сбербанк России».

Между ФИО5 и ПАО «Сбербанк России» заключен договор о вкладе «Пополняй» от 30.10.2015г.

На основании ст.849 ГК РФ банк обязан зачислять поступившие на счет клиента денежные средства не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если более короткий срок не предусмотрен договором банковского счета, банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

18.12.2015г. через устройство самообслуживания банка к карте подключена услуга «Мобильный банк» на контактный телефон клиента. При подключении услуги был использован ПИН-код, который является аналогом подписи держателя карты и в соответствии с условиями использования банковских карт ПАО Сбербанк не должен сообщаться третьим лицам. Услуга «Мобильный банк» предоставляет дистанционный доступ к счету банковской карты с использованием мобильной связи.

Согласно п.п. 2.10-2.14 Условий предоставления услуг «Мобильного банка», в том числе списание/перевод денежных средств со счетов клиента в банке на счета физических и юридических лиц осуществляется на основании полученного банком распоряжения в виде смс-сообщения, направленного с использованием средства мобильной связи с номера телефона, указанного клиентом при подключении услуги «Мобильный банк», при этом клиент подтверждает, что полученное банком сообщение рассматривается банком как распоряжение (поручение) на проведение операций по счетам/вкладам клиента и на предоставления других услуг банка (в том числе услуги «Сбербанк Онлайн»), полученное непосредственно от клиента.

Как следует из материалов дела, 22.12.2015г. путем смс-сообщений с телефона клиента произведена регистрация и вход в приложение системы «Сбербанк Онлайн» для Android в соответствии с одноразовым паролем и банковским кодом, направленными на номер телефона клиента, указанный при подключении услуги «Мобильный банк».

Согласно п.3.1. приложения №4 к условиям банковского обслуживания физических лиц ОАО «Сбербанк России» банк предоставляет клиенту услуги дистанционного доступа к своим счетам и вкладам и банковским услугам с использованием системы «Сбербанк Онлайн» при наличии технической возможности. Предоставлением клиенту услуг «Сбербанк Онлайн» осуществляется в соответствии с Руководством по использованию размещаемым на web-сайте банка и в подразделениях банка (п.3.4.).

В соответствии с п.3.4.1. клиент обязан ознакомиться с мерами информационной безопасности, размещенными в Руководстве пользователя «Сбербанк Онлайн» и на сайте «Сбербанк Онлайн», а также неукоснительно их соблюдать.

Клиент несет ответственность по операциям, совершенным в сети Интернет с использованием полученных одноразовых паролей, а также по операциям, совершенным через систему «Сбербанк Онлайн». Документы в электронной форме, направляемые клиентом банку через систему «Сбербанк Онлайн», после положительных результатов аутентификации и идентификации клиента, считаются отправленными от имени клиента и признаются равнозначными, в том числе имеют равную юридическую и доказательственную силу, документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью клиента, и порождают аналогичные им права и обязанности сторон по настоящему договору. Указанные документы являются основанием для проведения банком операций, заключения договоров (сделок) и совершения иных действий от имени клиента. Сделки, заключенные путем передачи в банк распоряжений клиента, подтвержденных с применением средств идентификации и аутентификации Клиента, предусмотренных договором, удовлетворяют требованиям совершения сделок в простой письменной форме в случаях, предусмотренных законодательством, и влекут последствия, аналогичные последствиям совершения сделок, совершенных при физическом присутствии лица, совершающего сделку (п.3.12. -3.13.).

Клиент обязан самостоятельно осуществлять контроль исполнения банком электронных документов/поручений.

Из содержания Памятки по безопасности при использовании карт следует, что во избежание использования карты третьим лицом клиенту необходимо хранить ПИН-код отдельно от карты исключив одновременный доступ к ним, не писать ПИН-код на карте, не сообщать ПИН-код другим лицам, не вводить ПИН-код при работе в сети Интернет. В памятке обращается особое внимание на то, что передача банковской карты или ее реквизитов, идентификаторов и паролей, предназначенных для доступа и подтверждения операций в системе «Сбербанк Онлайн», другому лицу (в том числе работнику банка) означает, что клиент предоставляет возможность другим лицам проводить операции по его счетам. Если клиентом получено смс-сообщение от банка по операции, которую клиент совершал, необходимо срочно заблокировать карту с помощью услуги «Мобильный банк», обратиться в Контактный центр банка и следовать указаниям специалиста. Подробная информация о способах мошенничества и мерах защиты размещена на сайте Сбербанка России - www.sberbank.ru.

22.12.2015г. с использованием мобильного приложения системы «Сбербанк Онлайн» Android совершена операция закрытия вклада на общую сумму 194 002,49 рубля со вклада счета на счет карты

22.12.2015г. с использованием системы «Сбербанк Онлайн» Android по карте совершена операция перевода клиенту Сбербанка в сумме 100 000,00 рублей комиссия 1000 рублей для перечисления на карту

26.12.2015г. с использованием системы «Сбербанк Онлайн» Android по карте совершена операция перевода клиенту Сбербанка в сумме 100 000,00 рублей комиссия 1000 рублей для перечисления на карту .

Истец обратилась с заявлением (претензией) в отделение Сбербанка с просьбой вернуть похищенные с ее счетов денежные средства в сумме 202 500,00 рублей.

Согласно ответам на претензии, ПАО«Сбербанк России» провел проверку и внутреннее расследование по данному инциденту, в результате чего установлено, что 22.12.2015г. 15 час. 15 мин. 23сек. с использованием системы «Сбербанк Онлайн» совершены списания денежных средств, с карты , принадлежащей ФИО1 (отправитель) на номер карты (получатель), принадлежащей Ю.О.В. Сумма перевода - 101 000,00 рублей, вместе с комиссий Банка.

26.12.2015г. 19час. 07мин. 26 сек. с использованием системы «Сбербанк Онлайн» совершены списания денежных средств, с карты , принадлежащей ФИО1 (отправитель) на номер карты (получатель), принадлежащей Д.Д.А. Сумма перевода - 101 000,00 рублей, вместе с комиссий Банка.

Факт несанкционированного списания денежных средств вследствие преступных действий третьего лица подтверждается постановлением от 22.04.2016г. об отказе в возбуждении уголовного дела по заявлению ФИО1 по факту несанкционированного снятия денежных средств с банковской карты в виду отсутствия события преступления действиях ПАО «Сбербанк России».

Довод истца и его представителя о том, что ПАО «Сбербанк России» в недостаточной мере обеспечил сохранность денежных средств ФИО6, не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства, так как Банк разъясняет всем клиентам условия пользования Мобильным банком, вся информация о пользовании Мобильным Банком находится в открытом доступе, истец о правилах пользования была осведомлена, что вино из материалов дела, Банком разъяснена Клиенту необходимость осмотрительности при пользовании системой.

В ходе доследственной проверки и судебного разбирательства никаких нарушений со стороны Банка не установлено, таких доказательств суду стороной истца не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ, суд полагает, что ответчик действовал в соответствии с требованиями закона и заключенным между сторонами договора банковского обслуживания, факт списания денежных средств со счета истца в силу неправомерных действий ответчика не доказан.

В связи с тем, что доказательств, на основе которых на ответчика, вина которого не доказана, могла бы возлагаться обязанность по возмещению морального вреда, отсутствуют, то суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления ФИО1 к ПАО «Сбербанк Росси» о взыскании суммы банковского вклада и компенсации морального вреда - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда через Анапский городской суд в течение месяца.

Председательствующий: