категория 2.114
91MS0015-01-2019-000633-05Дело № 2-1874/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 сентября 2020 года г. Симферополь
Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Пронина Е.С.,
при секретаре – Зенгиной Д.Д.
с участием ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации к ФИО3 ФИО7, ФИО3 ФИО8 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
по встречному исковому заявлению ФИО3 ФИО9, ФИО3 ФИО10 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации о признании последнего предоставляющим коммунальные услуги и возложении обязанности учесть в счет погашения задолженности штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, об установлении задолженности ФИО3 ФИО11, ФИО3 ФИО12 для взыскания в солидарном порядке по оплате коммунальных услуг за период с 01.11.2017 по 30.04.2018 в размере 22 168,36 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации обратилось в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит взыскать задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Исковые требования мотивированы тем, что наниматель жилого помещения ФИО1, проживающий по адресу: <данные изъяты> вместе со своей женой ФИО3 ФИО13 не оплачивал предоставленные ЖЭ(К)О № 3 Филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ВВО жилищно-коммунальные услуги, в результате чего образовалась задолженность за период с 01.11.2017 г. по 30.04.2018 г. в сумме 40752,15 рублей.
На основании изложенного выше истец просит взыскать с ответчиков в солидарном порядке задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.11.2017 г. по 30.04.2018 г. в сумме 40752, 15 рублей.
ФИО1 и ФИО2 подали встречное исковое заявление к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации, в котором просят признать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) предоставляющие коммунальные услуги с нарушениями порядка расчета платы за коммунальные услуги, повлекшим необоснованное увеличение размера такой платы за период с 01.11.2017 г. по 30.04.2018 г. в размере 12389,19 рублей. Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) учесть в счет погашения задолженности штраф в размере 50 % величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить в сумме 6194,60 рублей. Установить задолженность ФИО1 и ФИО2 для взыскания в солидарном порядке по оплате коммунальных услуг за период с 01.11.2017 г. по 30.04.2018 г. в размере 22168,36 рублей.
Исковые требования мотивированы тем, что к первоначальному исковому заявлению истец не приложил доказательства фактического проживания ФИО1 и ФИО2 в спорный период в жилом помещении, расположенном по адресу: <данные изъяты>. Ответчики добросовестно пытались оплатить задолженность, но с правильным порядком расчета платы. Однако истцом по первоначальному иску сделан неверный расчет задолженности по оплате коммунальных услуг.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации и Жилищно-эксплуатационный (коммунальный) отдел № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации явку своих представителей в судебное 03.09.2020 года не обеспечили, о дне, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, 31.08.2020 года от первых поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия их представителя.
ФИО1, ФИО2 в судебном заседании 03.09.2020 года возражали против удовлетворения искового заявления Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации, признав заявленные требования частично, на удовлетворении встречного искового заявления настаивали в полном объеме.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся сторон.
Суд, заслушав ФИО1, ФИО2, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (п. 3 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Согласно ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме). Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Размер платы за пользование жилым помещение (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади (в отдельных комнатах в общежитиях исходя из площади этих комнат) жилого помещения (части 1 и 2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя:
- плату за содержание жилого помещения (плата за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме);
- плату за коммунальные услуги (плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункты 2, 3 части 1, пункты 1, 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
П. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» установлено, что наниматели и собственники обязаны вносить плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме независимо от факта пользования общим имуществом, например лифтом. Отсутствие письменного договора управления у собственника с управляющей организацией не освобождает его от внесения платы за содержание общего имущества (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 36, пункт 2 части 1 и пункт 1 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158, часть 1 статьи 162 ЖК РФ).
В соответствии с 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).
Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
По результатам изучения материалов дела судом установлено, что 26.09.2017 г. между Министерством обороны Российской Федерации и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации заключен договор № 3-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за вооруженными силами Российской Федерации.
В материалах дела имеется лицензия <данные изъяты> предоставленная ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации Государственной жилищной инспекцией Амурской области, на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно п.1.3. Договор заключен с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, решения вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.
Управляющая организация по заданию Заказчика, принимает в управление жилищный фонд и обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению жилищным фондом, выполнять работы и оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность (п.2.1. Договора).
На основании п. 4.1 указанного договора ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны обязуется осуществлять расчеты и сбор платы, п. 4.1.1 за пользование жилым помещением, платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей, п. 4.1.2 за коммунальные услуги, п. 4.1.3 за дополнительные услуги.
На основании п. 3.1.3 договора ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России имеет право требовать платы от нанимателей, в случае не поступления платы от нанимателей в соответствии с законодательством РФ и договором сроки.
Учитывая изложенное выше Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации является надлежащим лицом по взысканию с ФИО1 и ФИО2 задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
10.07.2017 г. между Министерством обороны Российской Федерации в лице начальника 2 отдела ФКГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и ФИО1 был заключен договор № 37 найма жилого помещения в общежитии (л.д. 8).
Согласно п. 1.1 Договора найма Наймодатель обязуется предоставить на время (трудовых отношений) прохождения военной службы (не более срока контракта о прохождении военной службы в Вооруженных силах Российской Федерации) до 07.07.2018г. Нанимателю в срочное возмездное пользование жилое помещение (квартиру), расположенную по адресу: <данные изъяты>
В п.2.1.9 Договора Найма указано, что Наниматель обязан при освобождении жилого помещения сдать его по акту в исправном состоянии жилое помещение, санитарно-техническое и иное оборудование, находящее в нем, оплатить стоимость непроизведенного нанимателем и входящего в его обязанности ремонта жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, или произвести его за свой счет, а так же погасить задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
ФИО1 Акты приемки-передачи жилого помещения не подписал, но 15.10.2019г. написал заявление о закрытии лицевого счета.
В п.4.1 Договора Найма указано, что Наниматель вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги в установленном порядке ежемесячно не позднее 10 числа месяца, следующего за прожитым.
Материалами дела подтверждается и не оспаривалось ФИО1 и ФИО2, что они проживали в служебном жилом помещении (квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты> с 10.07.2017г. по 15.10.2019г. и за данный период, после закрытия лицевого счета у них образовалась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, факт проживания ответчиков по первоначальному иску подтверждается, имеющейся в материалах дела поквартирной карточкой, а также справкой о проживании ответчиков без регистрации по адресу: <данные изъяты> с 10.07.2017 г. по 15.10.2018 г., актом об установлении граждан, зарегистрированных и фактически проживающих в жилом помещении по адресу: <данные изъяты> подписанного пользователем жилого помещения, согласно которого комиссией установлено, что в указанном жилом помещении без регистрации проживают ФИО3 ФИО14, ФИО3 ФИО15 с 10.07.2017 г.
Плата за коммунальные услуги, согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Материалами дела подтверждается, что расчет стоимости за проживание и коммунальные услуги произведен Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации на основании установленных нормативов и приказов об установлении тарифов в сфере теплоснабжения, горячему водоснабжению, водоотведения, которые приобщены к материалам дела.
ФИО1 и ФИО2 в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что коммунальные услуги в спорный период не предоставлялись, либо предоставлялись ненадлежащего качества, также не представлены доказательства оплаты коммунальных услуг в спорный период.
Коммунальные услуги в спорный период в жилом помещении ГВС нагрев, ХВС на ГВС за период с 01.11.2017 г. по 31.12.2017 г. оказывало МУП «Городские энергетические сети», за период с 01.01.2018 г. по 30.04.2018 г. оказывало ООО «Городские энергетические сети».
В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации в связи с неверным указанием в расчетах площади квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты> (вместо верной общей площади 31.1 кв.м., ошибочно применена в расчете 48.33 кв.м.) был произведен перерасчет задолженности ФИО1 и ФИО2 по плате за отопление, указанная задолженность уменьшена на 7367,28 рублей.
Учитывая изложенное выше правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждается наличие у ФИО1 и ФИО2 задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.11.2017 г. по 30.04.2018 г. в общем размере 33 384,87 рублей.
При этом, доводы ФИО1 и ФИО2 об отсутствии в квартире, расположенной по адресу: <данные изъяты> централизованного горячего водоснабжения объективно ничем не подтверждены.
Относительно требований встречного иска ФИО1 и ФИО2 о признании Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации, предоставляющим коммунальные услуги с нарушением порядка расчета указанной платы, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для их удовлетворения, поскольку, с учетом того, что последним был произведен перерасчет задолженности ФИО1 и ФИО2 по плате за отопление, указанная задолженность уменьшена на 7367,28 рублей, отсутствуют основания полагать, что расчет произведен неверно. Доказательств обратного ФИО1 и ФИО2 не представлено.
Не подлежат удовлетворению требования встречного искового заявления о возложении на ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) обязанности учесть в счет погашения задолженности штраф в размере 50 % величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, поскольку материалами дела не подтверждается неправильность произведенного расчета задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.11.2017 г. по 30.04.2018 г.
Принимая во внимание то, что материалами дела подтверждается наличие у ФИО1 и ФИО2 задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.11.2017 г. по 30.04.2018 г. в общем размере 33 384,87 рублей, отсутствуют основания для удовлетворения требования встречного искового заявления об установлении ФИО1 и ФИО2 задолженности за период с 01.11.2017 г. по 30.04.2018 г. в общем размере 22168,36 рублей.
Учитывая изложенное выше, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу о наличии правовых основания для частичного удовлетворения требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации и взыскания в солидарном порядке с ФИО1 и ФИО3 задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.11.2017 г. по 30.04.2018 г. в сумме 33 384,87 рублей.
При этом, отсутствуют правовые основания для удовлетворения встречного искового заявления ФИО3 ФИО16, ФИО3 ФИО17
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Таким образом, с ФИО3 ФИО18, ФИО3 ФИО19, с учетом того, что Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации было освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления, подлежит взысканию в равных долях в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 1202 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации к ФИО3 ФИО20, ФИО3 ФИО21 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг – удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО3 ФИО22, ФИО3 ФИО23 в солидарном порядке в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.11.2017 г. по 30.04.2018 г. в сумме 33 384,87 рублей.
В удовлетворении остальной части требований – отказать.
В удовлетворении встречного искового заявления ФИО3 ФИО24, ФИО3 ФИО25 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в лице Жилищно-эксплуатационного (коммунального) отдела № 3 Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» (по Восточному военному округу) Министерства обороны Российской Федерации о признании последнего предоставляющим коммунальные услуги и обязании его учесть в счет погашения задолженности штраф в размере 50% величины превышения начисленной платы за коммунальные услуги над размером платы, которую надлежало начислить, об установлении задолженности ФИО3 ФИО26, ФИО3 ФИО27 для взыскания в солидарном порядке по оплате коммунальных услуг за период с 01.11.2017 по 30.04.2018 в размере 22 168,36 рублей - отказать.
Взыскать с ФИО3 ФИО28, ФИО3 ФИО29 в равных долях в доход местного бюджета государственную пошлину в общей сумме 1202 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд гор. Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 07 сентября 2020 года.
Судья Е.С. Пронин