ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1874/20 от 22.10.2020 Октябрьского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело № 2-1874/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Краснодар 22 октября 2020 г.

Октябрьский районный суд города Краснодара в составе:

председательствующего Кутченко А.В.

при секретаре Амбарцумян Р.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ЧОУ высшего образования Южный институт менеджмента об исключении из числа учредителей,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском ЧОУ высшего образования Южный институт менеджмента об исключении ФИО1 из числа учредителей (участников) ЧОУ ВО «ЮИМ», обязании ЧОУ ВО «ЮИМ» в лице ректора ФИО2 в течение 10 дней после вынесения решения суда внести необходимые изменения в учредительные документы ЧОУ ВО «ЮИМ» в части исключения сведений об учредителе (участнике) ЧОУ ВО «ЮИМ» ФИО1 и обратиться в Главное управление министерства Юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в части исключения сведений об учредителе (участнике) ЧОУ ВО «ЮИМ» ФИО1, обязан0ии Главное управление министерства Юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю зарегистрировать изменения в учредительных документах ЧОУ ВО «ЮИМ» в части исключения сведений об учредителе (участнике) ЧОУ ВО «ЮИМ» ФИО1.

В обосновании иска указала, что ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО1 указаны в уставных документах и выписке из ЕГРЮЛ в качестве учредителей ЧОУ ВО «ЮИМ», а именно в пункте 1.7 Устава ЧОУ ВО «ЮИМ» поименованы как учредители: ФИО3; ФИО6; ФИО5; ФИО1; ФИО2; ФИО4. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ЧОУ ВО «ЮИМ» и председателя собрания учредителей ФИО6 Истцом было подано уведомление о выходе из состава учредителей с даты подачи заявления; информирования органа об исключении из состава учредителей; приведения в соответствие учредительных документов. Выход ФИО1 обусловлен тем, что согласно свидетельству о государственной аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия выданного ЧОУ ВО ЮИМ» свидетельства установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время у ЧОУ ВО ЮИМ» государственная аккредитация отсутствует, что не позволяет ЧОУ ВО «ЮИМ» выдавать студентам дипломы государственного образца. Учредители ФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО4 неоднократно на собраниях учредителей по вопросам продолжения деятельности ЧОУ 30 «ЮИМ» голосовали - «ПРОТИВ». Несмотря на решение учредителей, обладающих квалифицированным большинством голосов в размере 2/3, о прекращении образовательной деятельности ЧОУ ВО «ЮИМ» в связи с отсутствием финансовой возможности, ЧОУ ВО «ЮИМ» осуществило набор студентов в 2019 году, чем существенно нарушило права и охраняемые законом интересы учредителей ЧОУ ВО «ЮИМ» и послужило основанием для выхода из состава учредителей ЧОУ ВО «ЮИМ». Протоколом собрания учредителей ЧОУ ВО «ЮИМ» от ДД.ММ.ГГГГ, в составе: ФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО4, при участии секретаря собрания ФИО7, в числе прочего, единогласно было принято решение о выходе из состава учредителей ФИО3, ФИО5, ФИО4 и ФИО1 и прекращении их возможной субсидиарной ответственности с ДД.ММ.ГГГГ Во исполнение достигнутого соглашения, всеми учредителями было подписано мировое соглашение, регламентирующее: исключение из состава учредителей; внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ; внесение денежных средств на расчетный счет ЧОУ ВО «ЮИМ» в счет погашения возможной субсидиарной ответственности учредителей; порядок безвозмездной передачи имущества учредителями во временное пользование ЧОУ ВО «ЮИМ» на длительный срок с учетом оплаты институтом только коммунальных платежей, без оплаты арендных платежей. После чего денежные средства в сумме 19 000 000 рублей, за вычетом всех необходимых налогов и комиссии банка за перечисление денежных средств на расчетный счет института, были перечислены учредителями в счет полного погашения своих обязательств по возможной субсидиарной ответственности на ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ лично заявителем ФИО1 согласно расписке в получении документов вх. А в адрес Налоговой инспекции представлено: заявление по форме Р14001 об изменении сведений, не связанных с изменением учредительных документов; протокол общего собрания ЧОУ ВО «ЮИМ»; заявление о выходе из состава учредителей. За неимением оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ, Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ принято решение о государственной регистрации А, на основании которого в ЕГРЮЛ внесена запись от ДД.ММ.ГГГГ ГРН 7192375206709. В настоящее время в отношении истца - ФИО1 имеются данные в ЕГРЮЛ об исключении ее из состава учредителей ЧОУ ВО «ЮИМ». Однако, до настоящего времени, изменения в учредительные документы не внесены. Самостоятельно внести изменения в сведения, содержащиеся в Уставе юридического лица, Истец не имеет возможности, так как это не предусмотрено законом.

ФИО1 и ее представитель в судебном заседании поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО8 просил в иске отказать.

Третьи лица ФИО6, ФИО2 просили в иске отказать.

Представитель третьего лица – Межрайонной ИФНС России № 16 по Краснодарскому краю просил в удовлетворении исковых требований, в части исключения из ЕГРЮЛ сведений об учредителях ( участниках) ЧОУ ВО ЮИМ ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО1 отказать.

Суд, исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон и их представителей, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

ЧОУ ВО ЮИМ (ИНН <***> ОГРН <***>) зарегистрировано в установленном законом порядке 25.10.1993.

Согласно сведениям, отраженным в ЕГРЮЛ, участниками являются ФИО3, ФИО5, ФИО4, ФИО1, ФИО6 и ФИО2. Лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица является ФИО2.

ДД.ММ.ГГГГФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО4 ректору ЧОУ ВО ЮИМ ФИО2 и председателю собрания учредителей ФИО6 были направлены уведомления о выходе из состава учредителей, в котором они просили в 5-дневный срок с момента получения уведомления проинформировать уполномоченный орган об исключении их как учредителей ЧОУ ВО ЮИМ и привести в соответствие учредительные документы, а именно исключить содержащиеся сведения о них в качестве учредителей в п.1.7 Устава, путем подачи заявления в налоговый орган, известить Министерство юстиции по <адрес> о внесенных изменениях, по истечении указанного срока проинформировать их о выполнении обозначенных действий.

Письмом № 187 от 17.09.2019 года нотариус ФИО9 сообщил ФИО3, ФИО5, ФИО4 о невозможности осуществления нотариальных действий в отношении поданных ими форм-заявлений (Р 14001), в виду отсутствия законодательной нормы, предусматривающей порядок выхода из состава учредителей частного образовательного учреждения на основании поданных форм-заявлений.

В соответствии с действующим законодательством выход учредителей частного образовательного учреждения осуществляется путем подачи руководителем данного учреждения заявления по форме -13001 в налоговую инспекцию, где числится данное учреждение.

В связи с тем, что руководителем ЧОУ ВО ЮИМ ФИО2 в налоговую инспекцию форма 13001 направлена не была, в соответствие учредительные документы не приведены, Министерство юстиции по <адрес> о внесенных изменениях не извещено, ДД.ММ.ГГГГФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО4 в регистрирующий орган были представлены заявления по форме Р34001 «Заявление физического лица о недостоверности сведений о нем в ЕГРЮЛ».

Регистрирующим органом, на основании представленных заявлений, были приняты решения об отказе в государственной регистрации.

В соответствии со ст. 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 13 Федерального закона № 7-ФЗ, учредителями некоммерческой организации являются лица, принявшие решение об учреждении юридического лица.

В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Следовательно, запрет на совершение определенных действий, в частности по выходу учредителя из состава учредителей некоммерческой организации, прямо должен быть предусмотрен федеральным законом.

Кроме того, в отличие от принципа диспозитивности, лежащего в основе частно - правовых отношений, определение полномочий государственных, муниципальных органов в сфере публичного права не допускает их собственного усмотрения и должно регулироваться на основе принципа разрешено только то, на что имеется указание в законе.

Пункт 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях введен в действие Федеральным законом от 31.01.2016 года N 7-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и предусматривает особенности выхода из состава учредителей и (или) участников некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сведения о своем выходе в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Пункт 3 статьи 15 Закона о некоммерческих организациях содержит исключительно особенности выхода из состава учредителей и (или) участников некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций, и никаких запретов для выхода учредителей иных некоммерческих организаций, в частности частных учреждений, при том положении, что его учредителями являются шесть лиц, не содержит.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13.1 Закона о некоммерческих организациях внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации.

В силу пункта 7 статьи 32 некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как предусмотрено пунктом 34 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утв. приказом Минюста России от 30.12.2011 N 455, в соответствии с пунктом 1 статьи 23 и пунктом 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, и внесение изменений в сведения о некоммерческой организации, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, осуществляется в том же порядке, что и государственная регистрация некоммерческой организации.

Для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются: заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы; решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 36 Административного регламента).

Таким образом, Федеральная налоговая служба как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации - частного учреждения, на основании принятого территориальным органом Министерства юстиции России решения.

Таким решением в соответствии с пунктом 4 Порядка взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2010 года N 343, является распоряжение Минюста России (территориальных органов Минюста России).

Правило установленное пунктами 2 и 2.2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по порядку обращения в налоговые органы лица, выходящего из состава учредителей о внесении изменений в ЕГРЮЛ, касающихся сведений об учредителях (участниках), имеет отношение исключительно к учредителям (участникам) некоммерческих корпораций, фондов и автономных некоммерческих организаций.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 23 вышеуказанного Закона отказ в государственной регистрации допускается в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Судом установлено, что истец с заявлением о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, в связи с выходом из состава учредителей ЧОУ ВО ЮИМ в Управление Министерства юстиции России по Краснодарскому краю не обращались.

В соответствии с ч.2 ст. 123.1 ГК РФ некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), нотариальных палат, товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Таким образом, Частное образовательное учреждение учредителем которого является истец, не относится к некоммерческим корпорациям, в связи с чем, выход из состава его учредителей нормами, действующего законодательства, регулирующими деятельность некоммерческих организаций не предусмотрен.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е ШИ Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Частному Образовательному Учреждению высшего образования Южный институт менеджмента об исключении из состава учредителей, внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц - отказать.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд города Краснодара в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение изготовлено в окончательной форме 22.10.2020 г.