ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1875/2022 от 10.10.2022 Елецкого городского суда (Липецкая область)

Дело № 2-1875/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2022 г. г. Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Юрченко В.А.,

при секретаре Гладышевой Е.А.,

с участием:

истца ФИО1,

прокурора г. Ельца Калмановской Е.А.,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ельце гражданское дело №2-1875/2022 по исковому заявлению прокурора г. Ельца, действующего в интересах ФИО1 ФИО9 к ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области» о признании права на предоставление единовременной социальной выплаты на рождение первого ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Ельца, действуя в интересах ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области» о признании права на предоставление единовременной социальной выплаты на рождение первого ребенка. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Ельца проведена проверка по заявлению ФИО1 по вопросу отказа в назначении единовременной социальной выплаты в связи с рождением первого ребенка. ФИО1 родила первого ребенка - ФИО3, на момент рождения ребенка ФИО1 не достигла 18-летнего возраста. ФИО1 обратилась в ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области филиал № 19 по городу Ельцу» с заявлением о выплате единовременной выплаты в связи с рождением первого ребенка в размере 85 000 рублей, на что получила отказ по мотиву недостижения на момент рождения ребенка 18-летнего возраста. Просит признать за ФИО1 ФИО10 право на получение единовременной выплаты с связи с рождением первого ребенка в размере 85 000 рублей на основании ст. 7 закона Липецкой области № 60-03 от 23.12.2021 «О социальных, поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью». Обязать областное бюджетное учреждение «Центр социальной защиты населения Липецкой области» филиал № 19 по городу Ельцу предоставить ФИО1 единовременную социальную выплату с связи с рождением первого ребенка в размере 85 000 рублей.

Старший помощник прокурора Калмановская Е.А. в судебном заседании, ходатайствовала о замене ненадлежащего ответчика филиала № 19 ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области» заменить на надлежащего ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области». Исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просила их удовлетворить.

Протокольным определением Елецкого городского суда от 10.10.2022 заменен ненадлежащий ответчик филиал № 19 ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области» на надлежащего ОБУ «Центр социальной защиты населения Липецкой области».

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, дополнительно объяснив, что истец на дату рождения ребенка не достигла возраста 18 лет, ей было 16 лет. В связи с чем ей законно было отказано в выплате.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах гражданского дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Конституцией Российской Федерации гарантируется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства путем установления государственных пенсий, пособий и каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, часть 1 статьи 39).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов, субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Статьей 5 закона Липецкой области от 27.12.2021 № 60-ОЗ «О социальных поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслугой перед Российской Федерацией и Липецкой областью» регламентированы социальные, поощрительные выплаты и меры социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, в том числе, единовременная социальная выплата женщинам, родившим первого ребенка в возрасте от 18 до 24 лет (включительно).

Действие настоящего раздела распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории области, если иное не установлено настоящим Законом.

Действие настоящего раздела не распространяется на:

1) граждан, дети которых находятся на полном государственном обеспечении, кроме детей-инвалидов;

2) граждан, лишенных родительских прав, ограниченных в родительских правах;

3) случаи рождения мертвого ребенка (статья 4 Закона).

В соответствии со ст. 7 закона Липецкой области от 27.12.2021 № 60-ОЗ единовременная социальная выплата женщинам, родившим первого ребенка в возрасте от 18 до 24 лет (включительно), производится в размере 85 000 рублей независимо от количества рожденных детей одновременно, при условии обращения за назначением не позднее одного года со дня рождения первого ребенка. Право на единовременную социальную выплату женщинам, родившим первого ребенка в возрасте от 18 до 24 лет (включительно), возникает у женщины при условии совместного проживания с ним.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 ФИО11ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой РФ, постоянно проживает на территории Липецкой области, с 15.01.2021 зарегистрирована в г. Ельце, состоит в зарегистрированном браке с ФИО1 ФИО12 с 16.06.2021, что подтверждается копией паспорта, свидетельства о заключении брака I-РД №*** от 16.06.2021. (л.д. 18).

ФИО1 ФИО13 и ФИО1 ФИО14 являются родителям��������������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�???????????????????��??????????


???????H??�???�??????????????�??????

Несовершеннолетний ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован и проживает совместно с матерью ФИО1 ФИО15 по адресу: N..., N..., что подтверждается справкой №47 от 31.08.2022 о составе семьи, копий поквартирной карточки, копий свидетельства о регистрации по месту жительства №3174 от 11.10.2021. (л.д. 16, 17, 21).

25.07.2022 ФИО1 обратилась в ОБУ «ЦСЗН Липецкой области» филиал №19 по городу Ельцу с заявлением о назначении единовременной социальной выплаты женщинам, родившим первого ребенка в возрасте от 18 до 24 лет включительно на ребенка. (л.д. 13-14)

Решением филиала №19 по городу Ельцу ОБУ «ЦСЗН Липецкой области» от 28.07.2022 ФИО1 отказано в назначении и выплате пособия с мотивировкой отказа «по законодательству не положено». (л.д. 15)

Так, в соответствии со ст. 21 Гражданского кодекса РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть, по достижении восемнадцатилетнего возраста.

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

На момент рождения ребенка ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно не достигла 18-летнего возраста. За назначением вышеуказанной единовременной выплаты ФИО1 обратилась не позднее одного года со дня рождения ребенка, при этом, условие совместного проживания с ребенком соблюдено.

Анализируя приведённые выше нормы законодательства, суд приходит к выводу, что устанавливая нижнюю возрастную границу при определении права на единовременную социальную выплату женщинам, родившим первого ребенка, законодатель исходил из критериев достижения матерью ребенка 18 лет, то есть возраста приобретения дееспособности.

ФИО1 на момент рождения ребенка и обращения за выплатой достигла полной дееспособности, поскольку состояла в браке, хотя и не достигла возраста 18 лет.

Молодая семья ФИО1, безусловно, нуждается в дополнительной государственной поддержке. Предоставление ФИО1 единовременной социальной выплаты не будет противоречить положениям Закона Липецкой области № 60-ОЗ. В данном случае отказ в предоставлении ФИО1 в предоставлении социальной выплаты по формальным основаниям приведет к нарушению ее прав.

Целью государственной политики в отношении молодой семьи является становление и развитие благополучной молодой семьи и улучшение качества ее жизни; обеспечение выполнения молодой семьей социально-демографических функций.

Деторождение, а, следовательно, будущее нации, в основном, связано с молодой семьей. Меры, предусматриваемые государственной политикой в отношении семей в целом, в преобладающем числе ситуаций и в значительном объеме относятся, прежде всего, к молодым семьям. Эти меры ориентированы на решение проблем демографической ситуации в стране, что определяется стратегическим курсом государства, в этой части отраженным в Послании Президента Российской Федерации.

При указанных выше обстоятельствах, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Дело рассмотрено по заявленным исковым требованиям и на основании представленных сторонами доказательств.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36. Налогового кодекса Российской Федерации прокурор при подаче иска освобожден от уплаты государственной пошлины.

Коль скоро настоящий иск заявлен в интересах гражданина, размер государственной пошлины следует определять как размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для гражданина.

Таким образом, с ответчика в доход бюджета муниципального образования городской округ город Елец Липецкой области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора г. Ельца, действующего в интересах ФИО1 ФИО16 к Областному бюджетному учреждению «Центр социальной защиты населения Липецкой области» о признании права на предоставление единовременной социальной выплаты на рождение первого ребенка – удовлетворить.

Признать за ФИО1 ФИО17ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженкой N..., паспорт серия №***№*** выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Липецкой области, зарегистрированной по адресу: N...N... право на получение единовременной социальной выплаты в связи с рождением первого ребенка в соответствии со статьей 7 Закона Липецкой области от 27.12.2021 № 60-ОЗ «О социальных поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью».

Обязать Областное бюджетное учреждение «Центр социальной защиты населения Липецкой области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) назначить и выплатить ФИО1 ФИО18 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка N..., паспорт серия №***№*** выдан ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Липецкой области, зарегистрирована по адресу: N...N...) единовременную социальную выплату в связи с рождением первого ребенка в соответствии со статьей 7 Закона Липецкой области от 27.12.2021 № 60-ОЗ «О социальных поощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью» в размере 85000 рублей.

Взыскать с Областного бюджетного учреждения «Центр социальной защиты населения Липецкой области» (ИНН <***>, ОГРН <***>) государственную пошлину в размере 300 рублей в доход городского округа город Елец.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Юрченко В.А.

Решение в окончательной форме изготовлено 17.10.2022.