ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1876/20 от 04.03.2021 Алуштинского городского суда (Республика Крым)

Дело №2-461/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 марта 2021 г. г. Алушта

Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Захаровой Т.Л.,

при секретаре Белошицком Д.К.,

с участием истца Чалова С.Г.,

представителя ответчика – Метельского А.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чалова С.Г. к Администрации г.Алушта, третье лицо: Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Алушта о возложении обязанности совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Чалова С.Г. обратился в суд с иском к Администрации <адрес>, третье лицо: Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> о возложении обязанности заключить договор на размещение нестационарного торгового объекта по <адрес> от кафе «Красный мак» до пересечения <адрес> и <адрес>, площадью 9 кв.м.

Исковые требования мотивированы тем, что он является инвалидом с детства I группы. Администрация <адрес> отказала ему в заключении договора на размещение нестационарного торгового объекта по <адрес> от кафе «Красный мак» до пересечения <адрес> и <адрес>, площадью 9 кв.м., чем нарушила Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной ассамблеей ООНДД.ММ.ГГГГ, ст.5,20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ.

Ранее между истцом и ответчиком были заключены договора на размещение НТО для торговли сувенирами в <адрес> и <адрес>. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ<адрес> отказывает в заключении договоров, мотивируя расположением нестационарных торговых объектов на проезжей части, а также ссылаясь на Федеральный закон "О защите конкуренции" от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ. Около <данные изъяты> располагались на испрашиваемом месте и не размещались на дороге, имея все необходимые согласования. Также указывает, что просил у Администрации <адрес> предоставление места для размещения НТО не на проезжей части, а на территории <адрес> от кафе «<данные изъяты>» до пересечения <адрес> с <адрес>, где на зональной карте <адрес> предусмотрено много таких мест.

В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал. Пояснил, что ранее у него было 3 НТО: в <адрес>, на <адрес> и на <адрес> в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ г. истек срок действия договора по объектам в <адрес>. Считает, что Администрация уклоняется от исполнения законов, в том числе международных и нарушает его права, как инвалида.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против иска. Пояснил, что срок действия договора по размещению НТО у истца истек ДД.ММ.ГГГГЧалова С.Г. неоднократно разъяснялся порядок заключения договоров, но он им не исполнен. Считает, что истцом избран неверный способ защиты и исковые требования подлежат отклонению.

Представитель Управления имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении, возражений в суд не поступало.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии с ч.1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение НТО на земельных участках находящихся в государственной и муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО.

Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в <адрес>.

В п.2 раздела IV «Правила занятия новых мест размещения нестационарных торговых объектов» Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в <адрес> определены предоставления мест для размещения НТО без проведения конкурентных процедур.

П.5,6,6.1,6.2,8,9 раздела IV «Правила занятия новых мест размещения нестационарных торговых объектов» Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в <адрес> предусмотрено, что о соответствии намерений заказчика Требованиям к размещению НТО, необходимости участия в конкурентных процедурах (если место выделяется по конкурсу или аукциону), порядке и сроках его проведения орган местного самоуправления информирует заказчика письменно в течение трех рабочих дней со дня такого определения соответствия намерений, или субъекту хозяйственной деятельности предоставляется аргументированный отказ относительно реализации намерений размещения НТО. В случае когда место для размещения НТО предложено хозяйствующими субъектами, на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо на официальном сайте администрации муниципального образования в государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым" публикуется информация о предстоящем предоставлении права на размещение НТО. Если в течение одного месяца со дня публикации не поступает иных заявок, Договор на размещение НТО заключается с субъектом хозяйственной деятельности, подавшим заявление на размещение НТО.

Если в течение одного месяца с момента публикации поступили иные заявки - проводятся торги в форме конкурса или аукциона. Субъектам малого и среднего предпринимательства - мастерам народных художественных промыслов и ремесленной деятельности места для размещения НТО могут предоставляться по итогам конкурентных процедур между этими хозяйствующими субъектами при условии, что:

- льготное выделение мест для размещения НТО на территории муниципального образования для субъектов малого и среднего предпринимательства - мастеров народных художественных промыслов и ремесленной деятельности предусмотрено соответствующими муниципальными программами;

- в общем ассортименте реализуемых товаров изделия собственного производства (изготовления) составляют не менее 70%.

Инвалидам и членам семей, имеющим в своем составе детей-инвалидов, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей на территории Республики Крым, места для размещения нестационарных торговых объектов могут предоставляться по итогам Конкурса между этими хозяйствующими субъектами при условии, что льготное предоставление мест предусмотрено соответствующими муниципальными нормативными правовыми актами.

При этом по итогам этих Конкурсов с одним участником Конкурса может быть заключен один договор на размещение НТО на территории соответствующего муниципального образования.

П.1.5 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Алушта, и Положения об организации и проведении открытого конкурса на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов" (вместе с "Порядком размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым"), утверждённых постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ размещение и функционирование НТО на территории муниципального образования осуществляется на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности - на основании договоров на размещение НТО (далее Договор), заключаемых по результатам проведения конкурсов (или без их проведения в случаях, предусмотренных нормативными – правовыми актами Республики Крым, муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым), в соответствии с настоящим Порядком и Положением об организации и проведении открытого конкурса на право заключения договоров на размещение НТО, утвержденного правовым актом администрации <адрес> Республики Крым.

Согласно п.6.5 Порядка, утверждённого постановление Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ без проведения конкурентных процедур места для размещения НТО предоставляются:

1) крымским перерабатывающим предприятиям растениеводческой и животноводческой продукции;

2) зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Республики Крым юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, фермерским хозяйствам, которые являются производителями продовольственных товаров (кроме производителей алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, жевательной резинки, пищевых добавок, биологически активных добавок) и осуществляют продажу (реализацию) этой продукции, при условии, что в общем ассортименте продовольственных товаров продукция собственного производства составляет не менее 70 (семидесяти) %;

3) собственникам объектов общественного питания для размещения сезонных кафе (летних площадок), не являющихся объектами благоустройства, на территориях, вплотную прилегающих к зданиям, строениям или сооружениям, в которых располагаются стационарные объекты общественного питания, в местах, установленных Схемой размещения НТО;

4) зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Республики Крым юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям в случае предоставления компенсационных мест для размещения НТО;

Из материалов дела судом установлено следующее.

Согласно справке ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» серии МСЭ-2015 от ДД.ММ.ГГГГЧалова С.Г. установлена первая группа инвалидности ( по зрению, с детства), бессрочно (л.д.3).

Из писем Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, адресованных Чалова С.Г. следует, что срок действия договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения конкурса субъектами хозяйствования, имеющими право на размещение (установку) объекта для осуществления предпринимательской деятельности по адресу: <адрес>, для реализации сувениров, закончился ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ данные места исключены из схемы в связи с несоответствием требованиям ГОСТ Р50597-2017 и Федеральному закону "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ. С целью недопущения прав предпринимателей, в том числе инвалидов, администрацией города были созданы условия для осуществления предпринимательской деятельности, за счет средств муниципального бюджета установлены НТО на <адрес>, которые выставлены на открытый аукцион, где истец не воспользовался правом на участие. Для получения информации об аукционе истец не обращался, хотя на приеме в Администрации ДД.ММ.ГГГГ ему это было предложено. У организаторов аукциона отсутствуют правовые основания для предоставления каких-либо привилегий Чалова С.Г. перед иными участниками аукциона. Также истцу разъяснены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №135-ФЗ "О защите конкуренции" Приказа ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" (л.д.5-8,9-10).

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждён Перечень автомобильных дорог местного значения на территории городского округа Алушта, в том числе по <адрес>, протяженностью 2674 м.

Решением Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в решение Алуштинского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении комплексной схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Алушта Республики Крым», где в том числе раздел «Реестр нестационарных торговых объектов на территории <адрес> изложен в новой редакции, согласно которого на <адрес> порядок предоставления места для размещения НТО для малого и среднего бизнеса предусмотрен через конкурс.

Оценивая представленные доказательства, суд не усматривает нарушений прав истца по заявленным требованиям, учитывая, что действие договора истца на размещение НТО прекратилось ДД.ММ.ГГГГ, а схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с действующими нормативными правовыми актами органа местного самоуправления установка нестационарных объектов по испрашиваемому истцом месту не допускается.

Доводы Чалова С.Г. изложенные в обоснование своих требований суд признает несостоятельными и основанными на неверном толковании правовых норм, ввиду чего не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд -

РЕШИЛ:

Исковое заявление Чалова С.Г. к Администрации <адрес>, третье лицо: Управление имущественных и земельных отношений Администрации <адрес> о возложении обязанности совершить определённые действия – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым. путем подачи апелляционной жалобы через Алуштинский городской суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.Л. Захарова

Решение в окончательной форме изготовлено 09.03.2021 г.