ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1876/2016 от 14.11.2016 Михайловского районного суда (Волгоградская область)

Дело №2–1876/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2016 года г. Михайловка

Михайловский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Солодкого Р.С.,

при секретаре Миловановой М.С.,

с участием:

представителя истца Поляница ФИО13. по доверенности ФИО1 ФИО12.,

представителя ответчика ФГКУ «10 отряд ФПС по Волгоградской области» по доверенности ФИО3 ФИО14

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поляница ФИО15 к Федеральному государственному казенному учреждению «10 отряд Федеральной Противопожарной Службы по Волгоградской области» о признании приказов о проведении служебной проверки и временном закреплении личного состава незаконными, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «10 отряд Федеральной Противопожарной Службы по Волгоградской области» (далее ФГКУ «10 отряд ФПС») о признании приказов о проведении служебной проверки и временном закреплении личного состава незаконными, компенсации морального вреда.

В обоснование своих требований указал, что он проходит службу в ФГКУ «10 отряд ФПС» в должности старшего инструктора по вождению пожарной машины-водителя с Дата, согласно контракту о службе в подразделении МЧС от Дата. Приказом начальника ФГКУ «10 отряд ФПС» ФИО4Номер от Дата «О проведении служебной проверки по факту угрозы должностному лицу», он отстранен от несения службы в закрепленном карауле до окончания служебной проверки ему установлен режим работы ....

Основанием отстранения от службы послужил рапорт заместителя начальника 30 ПСЧ 10 отряд ФПС капитана ФИО5 по факту угроз со стороны подчиненного личного состава, связанного с грубым нарушением ФЗ «О службе в Федеральной противопожарной службе…».

Указывает, что требования вышеуказанного ФЗ, служебную дисциплину он не нарушал, каких-либо угроз в отношении заместителя начальника ФИО5 не высказывал и не осуществлял. Проведению полной и объективной проверки в силу своего служебного положения не мог.

Считает, что он был незаконно отстранен от несения службы, с нарушением порядка временного отстранения в связи с предвзятым отношением к нему начальника ФГКУ «10 отряд ФПС» ФИО4

Кроме того, Дата ОМВД по Адрес было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении него, но на основании приказа начальника 30 ПСЧ ФГКУ «10 отряд ФПС» Номер от Дата, с целью недопущения конфликтных ситуаций, с Дата он был переведен для несения службы в 4 караул.

Указывает, что незаконными действиями должностных лиц ФГКУ 10 отряд ФПС ему причинен моральный вред в виде нравственных страданий и переживаний.

Просит суд: отменить приказ начальника ФГКУ «10отряд ФПС» Номер от Дата «О проведении служебной проверки по факту угрозы должностному лицу» как незаконный; признать незаконным приказ начальника 30 ПСЧ 10 отряд ФПС Номер от Дата «О временном закреплении личного состава за дежурными караулами»; взыскать в его пользу с ответчика компенсацию морального вреда в ....

Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представителя истца ФИО2 по доверенности ФИО11 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представителя ответчика ФГКУ «10 отряд ФПС по Адрес» по доверенности ФИО6 в судебном заседании представил письменные возражения, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

На основании ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст.2 Федерального закона от 23 мая 2016 года №141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с:

1) Конституцией Российской Федерации;

2) настоящим Федеральным законом;

3) Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе;

4) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;

5) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

6) нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.

Права и обязанности руководителей (начальников) по поддержанию служебной дисциплины и их ответственность за состояние служебной дисциплины определяются руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности.

В соответствии со ст.11 вышеуказанного Закона, сотрудник федеральной противопожарной службы имеет право, в том числе на: надлежащие условия, необходимые для выполнения служебных обязанностей и профессионального развития; рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации; проведение по его просьбе, выраженной в письменной форме, служебной проверки; обращение к вышестоящим в порядке подчиненности должностным лицам, в вышестоящие органы и (или) в суд для защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы в федеральной противопожарной службе;

Права сотрудника федеральной противопожарной службы при осуществлении им должностных полномочий наряду с настоящим Федеральным законом определяются также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Права сотрудника федеральной противопожарной службы по замещаемой должности в федеральной противопожарной службе определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

Иные права могут быть предоставлены сотруднику федеральной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.12 Федерального закона от 23 мая 2016 года №141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник федеральной противопожарной службы обязан в том числе: знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямого руководителя (начальника), непосредственного руководителя (начальника), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого руководителя (начальника) или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации; соблюдать внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения, в возможно короткие сроки сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о происшествиях, наступлении временной нетрудоспособности и иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения сотрудником служебных обязанностей.

Иные обязанности могут возлагаться на сотрудника федеральной противопожарной службы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Служебные обязанности сотрудника федеральной противопожарной службы определяются должностным регламентом (должностной инструкцией).

Согласно положениям ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Согласно ст. 53 Федерального закона от 23 мая 2016 года №141-ФЗ, служебная проверка проводится по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченного руководителя при необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником федеральной противопожарной службы дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, а также по заявлению сотрудника.

Заключение по результатам служебной проверки подписывается лицами, ее проводившими, и утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности либо уполномоченным руководителем, принявшими решение о проведении служебной проверки.

Порядок проведения служебной проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.

В соответствии с п. 3 Порядка организации и проведения служебных проверок в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (утв. Приказом МЧС России от 24 февраля 2012 г. N 85) служебная проверка назначается по решению руководства МЧС России, начальников (руководителей) подразделений МЧС России и их заместителей, наделенных правом наложения дисциплинарных взысканий (далее - должностное лицо, назначившее проверку). Должностное лицо, назначившее проверку, определяет должностное лицо (должностных лиц), ответственное за организацию проведения проверки, или должностное лицо (должностных лиц), проводящее проверку (до начала проведения проверки - должностное лицо, которому поручено проведение проверки). Служебная проверка проводится перед применением дисциплинарного взыскания в отношении конкретного сотрудника.

В соответствии со ст.54 настоящего Закона, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю.

В судебном заседании установлено, что ФГКУ «10 отряд ФПС по Волгоградской области является подчиненным подразделением ГУ МЧС по Волгоградской области. В структуру учреждения входят пожарно-спасательные части, руководителями в которых являются начальники ПСЧ. В соответствии с п.5.1. Приказа Номер от Дата прямым начальником личного состава подразделения по вопросам организации караульной службы является начальник подразделения. Указанным пунктом начальник подразделения (ПСЧ) уполномочен на организацию караульной службы, подбор и расстановку личного состава караулов. П.5.3. Приказа Номер также дает начальнику подразделения (ПСЧ) полномочие по отстранению от выполнения служебных обязанностей личного состава подразделения за нарушение дисциплины.

Дата на имя начальника 10 отряда ФПС по Волгоградской области ФИО7 поступил рапорт заместителя начальника 30 ПСЧ 10 отряд ФПС по АдресФИО5 по факту угроз, прозвучавших в его адрес со стороны подчиненного личного состава, в том числе ФИО2

На основании указанного рапорта, приказом начальника ФГКУ «10 отряд ФПC по Волгоградской области» Номер от Дата, для установления всех обстоятельств произошедшего и выяснения причин, приведших к нарушению субординации в отношении вышестоящего начальника подчиненным личным составом, создана комиссия. В целях недопу3щения провокационных действий ФИО8 отстранен от несения службы в закрепленном карауле и ему установлена пятидневная рабочая неделя, каждый день с ...

Назначение восьмичасового рабочего дня соответствует распорядку дня аппарата управления ФГКУ «10 отряд ФПС по Адрес». Отдельные поручения, которые выполнял ФИО9, устанавливались приказом начальника подразделения (ПСЧ), что также соответствует требованиям Федерального закона №141-ФЗ, действующему трудовому законодательству, требованиям приказа Номер МЧС России от Дата. В частности в п.4.2. Приказа Номер МЧС России от Дата сказано, что «продолжительность дежурства определяется работодателем на основании законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации.

Приказом начальника 30 ПСЧ 10 отряда ФПС Номер от Дата с целью недопущения конфликтных ситуаций ФИО8 переведен в 4 караул.

Подбор и расстановка личного состава караула осуществляется начальником подразделения (ПСЧ), так Дата Приказом Номер «О закреплении личного состава за дежурными караулами» прапорщик внутренней службы ФИО9 закреплен за 3 караулом. В свою очередь караулы (дежурные смены) заступают на службу в 08 часов 00 минут и заканчивают дежурство на следующие сутки 08 часов 00 минут.

Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что приказом НомерФИО8 был отстранен от несения службы в закрепленном дежурном карауле, но не от выполнения служебных обязанностей. Более того, в период отстранения от несения караульной службы заработная плата ФИО9 выплачивалась в полном объеме, а именно оклад по должности, премия, и прочие надбавки и выплаты, которые полагаются ему по занимаемой должности согласно п.127 Приказа МЧС России Номер от Дата, при этом, как было указано выше, норма рабочего времени ФИО9 в период отстранения от несения караульной службы не превысила установленной трудовым законодательством нормы 40 часов в неделю.

Кроме того, распорядок дня караульной службы доводится до сведения личного состава приказом начальника подразделения, а расстановка и подбор личного состава ПСЧ производится начальником части.

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с доводами ФИО8 о нарушении его законных прав и интересов оспариваемыми приказами должностных лиц, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований о признании незаконными приказа Номер от Дата «О проведении служебной проверки по факту угрозы должностному лицу» и приказа Номер от Дата «О временном закреплении личного состава за дежурными караулами» необходимо отказать.

Требования ФИО8 о взыскании компенсации морального вреда не подлежат удовлетворению, поскольку они производны от основных требований, в удовлетворении которого отказано.

Согласно статье 94 Гражданского процессуального кодекса РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей.

В силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 указанного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

При таких обстоятельствах, с учетом отказа в удовлетворении исковых требований истца, оснований для взыскания с ответчика судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Поляница ФИО16:

- о признании незаконным и отмене приказа начальника Федерального государственного казенного учреждения «10 отряд Федеральной Противопожарной Службы по Адрес» Номер от Дата «О проведении служебной проверки по факту угрозы должностному лицу»;

- о признании незаконным приказа начальника 30 пожарно-спасательной части «10 отряд Федеральной Противопожарной Службы по Адрес» Номер от Дата «О временном закреплении личного состава за дежурными караулами;

- взыскании морального вреда в ...;

- взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя ...,

отказать.

Апелляционные жалобы могут быть поданы в течение месяца со дня принятии решения суда в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд Волгоградской области.

Судья Р.С. Солодкий