Дело № 2-1877/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2016 г. г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Буровой Е.В.,
при секретаре Лопушковой М.В.,
с участием прокурора Матвеевой М.И.,
ответчиков ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Волгоградского транспортного прокурора к ФИО1, ФИО2 о запрете эксплуатации судна для перевозки пассажиров до получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом,
УСТАНОВИЛ:
Волгоградский транспортный прокурор в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1, ФИО2 о запрете эксплуатации судна «Луч-8» для перевозки пассажиров до получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом.
В обоснование указал, что проведенной проверкой исполнения ответчиками требований законодательства о лицензировании перевозок пассажиров внутренним водным транспортом в акватории Волгоградского водохранилища между .... и .... установлено, что в нарушение положений подпункта 20 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» при эксплуатации судна «<данные изъяты>» в целях перевозки внутренним водным транспортом пассажиров как ФИО1 так и ФИО2 не выполнены лицензионные требования.
В ходе проверочных мероприятий с выездом в .... установлено, что ФИО2 осуществлялась деятельность по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров на катере «Луч<данные изъяты> принадлежащем на праве собственности ФИО1 по маршруту .... и обратно.
Факт того, что ФИО2 осуществляет деятельность по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров по указанному выше маршруту, за денежное вознаграждение в размере 100 рублей с одного пассажира подтверждается материалами проверки.
Таким образом, ФИО1 указанное выше судно эксплуатирует в коммерческих целях.
В силу п.1, 2 ст. 17 Кодекса, государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Как закреплено ст. 5 Кодекса лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Так, в соответствии с подпунктом 20 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.
В целях реализации положений закона и определения конкретных видов деятельности, подлежащей лицензированию постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.
Вместе с тем, установлено, что лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров на катере «Луч-8» у ФИО1 не имеется.
Ссылаясь на то обстоятельство, что невыполнение ФИО1 лицензионных требований создает угрозу безопасности судоходства, здоровью и жизни пассажиров, прокурор просил суд запретить ФИО1, ФИО2 и иным лицам эксплуатацию судна «<данные изъяты>», регистровый № .... для перевозки пассажиров до получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом.
В судебном заседании прокурор Матвеева М.И. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики ФИО1 и ФИО2, не отрицая отсутствие лицензии на осуществление перевозок пассажиров внутренним водным транспортом, утверждали, что на катере «Луч-8» осуществляют прогулочные мероприятия с членами своей семьи, в целях перевозки пассажиров данное судно не используют, в связи с чем, просили в удовлетворении требований прокурору отказать.
Представитель третьего лица ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Волгоградской области» извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился без указания причин, с заявлением о рассмотрении дела в свое отсутствие либо с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался, в связи с чем судом вынесено протокольное определение о рассмотрении дела в его отсутствие в соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Статьей 2 Кодекса внутреннего водного транспорта предусмотрено, что законодательство в области внутреннего водного транспорта Российской Федерации состоит из Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Кодекса, иных федеральных законов. Отношения, связанные с деятельностью на внутреннем транспорте Российской Федерации, регулируются также соответствующими нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которые не должны противоречить Кодексу и иным федеральным законам.
В силу п.1, 2 ст. 17 Кодекса, государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, в Государственном судовом реестре и реестре арендованных иностранных судов осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей.
В соответствии с подпунктом 4 п. 5 Положения о государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет, в том числе, функции по государственной регистрации судов, учету, выдаче судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда.
В силу п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденных приказом МЧС от 29.06.2005г. № 500, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажиров вместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажиров вместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных парусных судов), используемые в целях мореплавания.
Пунктом 3 Правил установлено, что судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге.
Согласно п. 15 Правил, судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна. После государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее - судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и устанавливает принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам).
В соответствии с п. 18 Правил, государственная регистрация судна производится по представлению судовладельцем в том числе: заполненной регистрационной карточки - заявления судовладельца установленного образца, являющейся неотъемлемой частью судовой книги; документов удостоверяющих личность; подлинников и копий документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей; подлинников и копий технических паспортов на судно.
Как установлено судом и следует из материалов дела, судовладельцу ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит катер глиссер разъездной «<данные изъяты>», регистровый № ...., что подтверждается судовым билетом С № .....
Указанное судно по своей конструкции и снабжению соответствует требованиям руководства Р.040-2013 «Временное руководство по классификации и освидетельствованию маломерных судов» и признано годным к перевозке пассажиров в количестве 11 человек, что следует из пассажирского свидетельства маломерного судна, выданного Российским речным регистром ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ при условии годности маломерного судна.
Согласно акту классификации и освидетельствования маломерного судна «<данные изъяты>» Нижне-Волжского Филиала Российского речного регистра от ДД.ММ.ГГГГ признано годным к плаванию во внутренних водах <данные изъяты> бассейна.
Из материалов дела усматривается, что Волгоградской транспортной прокуратурой проводились проверочные мероприятия с выездом в .... в ходе которых было установлено, что ФИО2 осуществляется деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров на катере «<данные изъяты>», принадлежащем на праве собственности ФИО1, по маршруту .... и обратно.
Как закреплено ст. 5 Кодекса лицензирование отдельных видов деятельности на внутреннем водном транспорте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Факт того, что ФИО2 осуществляет деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров по указанному выше маршруту, за денежное вознаграждение в размере 100 рублей с одного пассажира подтверждается материалами проверки.
Таким образом, ФИО2 указанное выше судно ФИО1 эксплуатирует в коммерческих целях.
Так, в соответствии с подпунктом 20 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.
В целях реализации положений закона и определения конкретных видов деятельности, подлежащей лицензированию постановлением Правительства РФ от 06.03.2012 № 193 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте» утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозке внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров.
Как установлено в судебном заседании, лицензии на осуществление деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров у ФИО1 не имеется. Данное обстоятельство не отрицалось и самим ответчиком ФИО1 в судебном заседании.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что осуществляя свою деятельность без лицензии, ФИО1 и ФИО2 пренебрегли обычной осмотрительностью и заботливостью, какие требовались в целях надлежащего исполнения обязанностей по лицензированию указанного вида деятельности, при котором должны быть соблюдены требования и условия, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Нарушение правил эксплуатации транспортных средств для перевозки пассажиров внутренним водным транспортом характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в угрозе безопасности судоходства, причинения значительного ущерба жизни и здоровью людей, а также существенного вреда окружающей среде. Поэтому ведение такой деятельности при отсутствии специального разрешения (лицензии) само по себе представляет угрозу охраняемым общественным отношениям.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым заявленные требования прокурора удовлетворить и запретить ФИО1 и ФИО2 и иным лицам эксплуатацию судна «<данные изъяты>», регистровый № .... для перевозки пассажиров до получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров.
Согласно п. п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Как предусмотрено ч.1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от ее уплаты в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.п.3 п.1 333.19 НК РФ, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера, физическими лицами государственная пошлина уплачивается в размере 300 рублей.
Суд учитывает, что в данном случае, иск заявлен Волгоградским транспортным прокурором, поэтому государственная пошлина с ФИО1 и ФИО2 подлежит взысканию в размере 300 рублей, то есть по 150 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Волгоградского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1, ФИО2 о запрете эксплуатации судна для перевозки внутренним водным транспортом пассажиров до получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозке внутренним водным транспортом пассажиров, удовлетворить.
Запретить ФИО1, ФИО2 и иным лицам эксплуатацию судна «<данные изъяты>», регистровый № .... для перевозки пассажиров до получения лицензии на право осуществления деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом пассажиров.
Взыскать с ФИО1, ФИО2 государственную пошлину в бюджет городского округа - город Камышин Волгоградской области в размере 300 рублей, то есть по 150 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Бурова Е.В.