ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1879/2018 от 03.07.2018 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2 – 1879/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«03» июля 2018 года г. Челябинск

Советский районный суд г. Челябинска в составе:

Председательствующего судьи: Усовой А.Ю.

при секретаре: Валеевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Челябинска о признании незаконным бездействия, о возложении обязанности предоставить путевку на поступление в дошкольное образовательное учреждение по месту жительства,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Челябинска, с учетом дополнений к исковому заявлению, о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, о возложении обязанности предоставить ФИО2 путевку на поступление в дошкольное образовательное учреждение по месту жительства - в детский сад № 30 г. Челябинска.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является отцом малолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В августе 2015 года ФИО2 была зарегистрирована в общегородской электронной очереди для направления в дошкольное образовательное учреждение по месту жительства - <адрес> детский сад № 30. Однако до настоящего времени место в детском саду так и не предоставлено. Указывает, что 19 января 2017 года обращался с заявлением к начальнику Управления образования по Тракторозаводскому району г. Челябинска с просьбой предоставить путевку в МДОУ «Детский сад № 30». 11 мая 2017 года обратился с заявлением в Комитет по делам образования г. Челябинска с просьбой предоставить путевку в МДОУ «Детский сад № 30». Ответов на указанные заявления не предоставлено. Полагает указанное бездействие Администрации г. Челябинска незаконным, нарушающим ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 43 Конституции РФ, положения Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266 – 1, Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 г. № 124 – ФЗ, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ, Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 г. № 5 – П, ст. 5.57 КоАП РФ, Указа Президента РФ «Об утверждении концепции демографической политики РФ на период до 2025 года» от 09.10.2007 г. № 1351, Положения об организации работы по учету граждан, нуждающихся в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, о порядке комплектования воспитанниками и порядке их приема в муниципальные дошкольные образовательные учреждения и дошкольные группы в муниципальных образовательных учреждениях различных типов и видов сферы образования г. Челябинска».

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом дополнений.

Представители ответчика Администрации г. Челябинска, третьих лиц - Комитета по делам образования г. Челябинска, МКУ «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций г. Челябинска» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили письменные отзывы, в которых возражали против удовлетворения исковых требований.

Суд, выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, полагает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, ответом на судебный запрос Комитета по делам образования г. Челябинска подтверждается, что 24 августа 2015 года была зарегистрирована персональная заявка № 75401000 – Б - 060570306 на получение места в детском саду ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.17). В заявке были указаны группы ДОУ: Тракторозаводский, Киргородок; Тракторозаводский, Северо – Восток; Тракторозаводский - Участок – 2; Тракторозаводский, Центр; Тракторозаводский, Чурилово, указано - зачислять в любой ДОУ, желаемая дата зачисления – 24.08.2015 г. Заявителем указаны приоритетные МДОУ: МАДОУ ДС № 30, МАДОУ ДС № 32, МБДОУ ДС № 44, без льгот (л.д. 18 - 20).

27.08.2015 г. произошло изменение заявки оператором: желаемая дата зачисления – 27.08.2015 г., группы ДОУ: Тракторозаводский, Чурилово; приоритетные МДОУ: МАДОУ ДС № 30 (л.д. 18, 79).

Согласно письма комитета по делам образования г. Челябинска от 19.04.2018 г. №16-09/2596, осенью 2016 года был осуществлен переход всех муниципальных образований Челябинской области на единую автоматизированную информационную систему электронной очереди «Е – услуги. Образование», согласно которым номер заявки ФИО1 был изменен на 75401/33/161005228524. В заявке указано предпочитаемые – МАДОУ ДС № 30, желаемая дата зачисления – 07.10.2015 г., указано – предлагать ДОО рядом с предпочитаемым, режим пребывания – полный день, своя возрастная группа (л.д. 19 – 20).

По состоянию на 16 мая 2018 года ФИО2 относилась к возрастной группе - вторая младшая группа с трех до четырех лет. По состоянию на 19 апреля 2018 года заявка ФИО2 числится под номером 2919 в общей очереди, под номером 427 по Тракторозаводскому району, под номером 230 в МАДОУ «ДС № 30 г. Челябинска» (л.д. 20).

22 мая 2018 года ФИО2 было выделено место в МБДОУ «ДС № 451 г. Челябинска», что подтверждается письмом Комитета по делам образования г. Челябинска от 29.05.2018 г. (л.д. 72), распечаткой с портала образовательных услуг (л.д. 75).

Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.

Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств местного бюджета (статьи 9, 15, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению соответствующего места в дошкольном образовательном учреждении по заявлению родителей возложена на Администрацию г. Челябинска.

Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты.

В статье 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 указанного Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 этого же Закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Согласно ст. 16 Закона РФ «Об образовании», общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение (ст. 55 ФЗ).

Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в ст. 55, 67 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

При этом в силу ч.4 ст. 67 указанного Федерального закона РФ в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Согласно письму Министерства образования и науки РФ от 08 августа 2013 года № 08 – 1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений» под очередностью в ДОУ понимается список детей, поставленных на учет для предоставления места в дошкольном учреждении в текущем учебном году, но таким местом не обеспеченных на дату начала учебного года (1 сентября текущего учебного года). Показатели очередности - это численность детей, входящих в указанный список.

Под порядком комплектования ДОУ понимается последовательность действий учредителя при формировании контингента воспитанников дошкольных учреждений, осуществляемых в том числе ЕИР - единым информационным ресурсом, созданным в муниципальном районе (городском округе) или в субъекте Российской Федерации. При установлении порядка комплектования ДОУ обеспечивается соблюдение прав граждан в области образования, установленных законодательством Российской Федерации. Учреждения комплектуются детьми, поставленными на учет для предоставления места в дошкольном учреждении.

Уполномоченный орган или организация через ЕИР составляют списки поставленных на учет детей, нуждающихся в предоставлении места в ДОУ в текущем учебном году и в последующие годы в соответствии с датой постановки на учет и с учетом права на предоставление места в ДОУ в первоочередном порядке.

Принцип очередности в комплектовании ДОУ не устанавливает ограничений в доступе к бесплатному дошкольному образованию, данный принцип характеризует порядок комплектования дошкольных учреждений, единый для всех лиц, не имеющих права на внеочередной и первоочередной прием в учреждении, порядок реализации права на поручение общедоступного дошкольного образования неразрывно связан с порядком комплектования детьми муниципальных образовательных учреждений.

Наличие очереди на получение мест в дошкольных образовательных учреждениях не может быть расценено как нарушение прав ребенка истца. В данном случае предоставление ребенку путевки в дошкольное образовательное учреждение ранее лиц, состоящих в очереди перед ним, нарушит право на поручение общедоступного бесплатно дошкольного образования иных детей, вставших на учет.

Кроме того, обращение истца от 11 мая 2017 года в Комитет по делам образования г. Челябинска, рассмотрено. 01 июня 2017 года председателем Комитета был направлен письменный ответ на почтовый адрес истца (л.д. 60, 100). Обращение истца к начальнику управления образования по Тракторозаводскому району г. Челябинска от 19.01.2017 г. также рассмотрено, 25.01.2017 г. был дан письменный ответ (л.д. 102).

Из представленной администрации г. Челябинска информации по развитию сети дошкольных образовательных учреждений (открытию дополнительных мест) в период с 2013 года по 2017 год следует, что администрацией города ежегодно проводятся соответствующие мероприятия, в частности, по строительству детских садов, перепрофилирования функциональных кабинетов, доукомплектовывания действующей сети групп, открытию группы кратковременно пребывания, развития негосударственного сектора. Указано, что в 2018 году продолжится проведение мероприятий по обеспечению местами детей, нуждающихся в услугах дошкольного образования, в частности, по реконструкции и строительству детских садов в том числе в поселке Чурилово, выкуп детских садов на перовых этажах жилых домов (л.д. 34 – 36).

С учетом того, что ФИО2 не обладает льготами, дающими право на первоочередное зачисление ребенка в дошкольное образовательное учреждение, отсутствии свободных мест в предпочитаемом истцом учреждении – МАДОУ ДС № 30 г. Челябинска, наличие очереди из ранее зарегистрированных заявок в указанное дошкольное учреждение, оснований полагать, что причина непредоставления места в конкретном дошкольном образовательном учреждении является следствием бездействия ответчика, не обеспечившего ребенка местом в конкретном муниципальном дошкольном образовательном учреждении, не имеется.

Согласно п. 26-34 Постановления Администрации города Челябинска от 12.11.2015 N 261-п (ред. от 24.12.2015) «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми», основанием для начала административной процедуры является в том числе самостоятельная регистрация заявителя в электронной базе данных на сайте www.sadiki74.ru (далее - электронная база данных).

При оформлении персональной заявки в электронной базе данных заявитель имеет право указать предпочитаемые группы МОУ и приоритетные МОУ, желаемую дату зачисления, начиная с которой заявка будет участвовать в комплектовании.

В электронной базе данных на сайте sadiki74.ru сформированы следующие возрастные группы:

1) первая группа раннего возраста - от 1 до 1,5 лет;

2) вторая группа раннего возраста - от 1,5 до 2 лет;

3) первая младшая группа - от 2 до 3 лет;

4) вторая младшая группа - от 3 до 4 лет;

5) средняя группа - от 4 до 5 лет;

6) старшая группа - от 5 до 6 лет;

7) подготовительная к школе группа - от 6 до 7 лет.

Возрастная группа ребенка определяется по состоянию на 1 сентября текущего года. Перевод персональной заявки в электронной базе данных из одной возрастной группы в следующую производится перед массовым комплектованием МОУ.

Выделение мест в МОУ города Челябинска осуществляется по дате регистрации заявок в единой электронной базе данных с учетом определенных законами и нормативными актами Российской Федерации, Челябинской области, Челябинского городского округа льгот по внеочередному и первоочередному приему воспитанников в образовательные учреждения и в соответствии с возрастом ребенка.

Место в МОУ выделяется по результатам массового или текущего комплектования.

Выделение места в дошкольном образовательном учреждении осуществляется путем ежегодного проведения с 15 мая по 31 мая массового комплектования дошкольных образовательных учреждений детьми заявителей, зарегистрированными в электронной базе данных в срок до 15 мая текущего года.

Выделение места в МОУ при текущем комплектовании осуществляется при поступлении сведений о наличии свободных мест в МОУ.

Выделение места в МОУ производится в течение одного месяца со дня поступления в Комитет сведений о наличии свободных мест в дошкольном образовательном учреждении. Критерием предоставления места в МОУ является наличие свободных мест в МОУ. Результатом административной процедуры является выделение места в МОУ.

В соответствии с п. 30 Административного регламента при оформлении персональной заявки в электронной очереди заявитель имеет право указать предпочитаемые МДОУ. При выборе предпочитаемых МДОУ заявитель имеет право указать дошкольное образовательное учреждение, закрепленное распоряжением Администрации города Челябинска за адресом проживания заявителя, а также указать иные МДОУ города Челябинска. Заявитель имеет право выбрать функцию: предлагать МДОУ рядом с предпочитаемыми, которые входят в границы ареала в соответствии с приложением 2 к настоящему административному регламенту. В этом случае при отсутствии мест в предпочитаемых МДОУ, заявка будет претендовать на свободное место в ином МДОУ из ареала.

Аналогичные положения были предусмотрены п. 28 Административного регламента, утвержденного постановлением администрации г. Челябинска от 12.11.2015 г. № 261 – п, действовавшего на момент подачи истцом заявки в системе «Электроочередь» 24.08.2015 г., согласно которому при оформлении персональной заявки в электронной базе данных заявитель имеет право указать предпочитаемые группы МОУ и приоритетные МОУ. При выборе приоритетных МОУ заявитель имеет право указать дошкольное образовательное учреждение, закрепленное распоряжением Администрации города Челябинска за адресом проживания заявителя, а также указать иные МОУ города Челябинска. При выборе предпочитаемых групп МОУ заявитель имеет право указать несколько групп МОУ любого района города Челябинска. При отсутствии мест в приоритетных МОУ заявка будет претендовать на свободное место в ближайшем МОУ из выбранных групп.

Ареалы закреплены в приложении № 2 к административному регламенту, в соответствии с которым в ареал, указанный в персональной заявке ФИО2, помимо МАДОУ ДС № 30 г.Челябинска входят следующие ДОУ:

МБДОУ "ДС N 251 г. Челябинска",

МБДОУ "ДС N 300 г. Челябинска",

МБДОУ "ДС N 442 г. Челябинска",

МБДОУ "ДС N 445 г. Челябинска",

МБДОУ "ДС N 451 г. Челябинска",

МБДОУ "ДС N 251 г. Челябинска "СП

МАОУ "СОШ N 59 г. Челябинска" ДО 1,

МАОУ "СОШ N 59 г. Челябинска" ДО 2,

МАОУ "СОШ N 84 г. Челябинска" ДО 1,

МАОУ "СОШ N 84 г. Челябинска" ДО 2,

МАДОУ "ДС N 30 г. Челябинска",

МАДОУ "ДС N 32 г. Челябинска",

МБДОУ "ДС N 44 г. Челябинска",

МБДОУ "ДС N 367 г. Челябинска"

Судом установлено, что на момент массового комплектования в мае 2018 г. возрастная группа ФИО2 по состоянию на 1 сентября текущего года была определена как вторая младшая группа с 3 до 4 лет.

Как следует из справки Комитета по делам образования г. Челябинска, перед началом массового комплектования 2018 года муниципальными дошкольными образовательными учреждениями была предоставлена информация в Комитет по делам образования г. Челябинска о наличии свободных мест по каждой возрастной группе. Из представленной информации следует, что из вышеназванных ДОУ, входящих в ареал ДОО, радом с предпочитаемым - МАДОУ ДС № 30, свободные места для комплектования по возрастной группе с 3 до 4 лет имеют следующие учреждения: ДС № 442 – 10 мест, ДС № 445 – 26 мест, ДС № 451 – 5 мест, ДС № 251 СП – 30 мест, СОШ № 59 ДО2 – 50 мест, СОШ № 84 ДО2 – 35 мест, ДС № 44 – 35 мест. При этом свободных мест в МАДОУ ДС № 30 г. Челябинска в указанной возрастной группе не имелось. Указанная информация подтверждается письмом МКУ «Центр обеспечения деятельности образовательных организаций г. Челябинска» по Тракторзаводскому району г. Челябинска, на 15.05.2018 г., направленным в адрес Комитета по делам образования г. Челябинска (л.д. 55 – 57).

Принимая во внимание, что текущее комплектование осуществляется при поступлении сведений о наличии свободных мест в МОУ, а также то обстоятельство, что заявка ФИО2 в своей возрастной группе числится под № 231 в очереди на МАДОУ ДС № 30, и под № 435 в Тракторозаводском районе г. Челябинска, учитывая, что в период рассмотрения дела по существу ФИО2 22 мая 2018 года было выдано направление на поступление в МБДОУ «ДС № 451 г. Челябинска», непредставление ответчиком ФИО2 места в конкретном дошкольном образовательном учреждении на территории Тракторозаводского района г. Челябинска - в МАДОУ ДС № 30, не следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на право на получение доступного общего образования соответствующего уровня.

Кроме того, суд принимает во внимание права иных лиц состоящих в электронной базе данных по своей возрастной группе, заявления которых о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении были зарегистрированы ранее обращения ФИО2, в том числе в очереди в МАДОУ ДС № 30.

В Определении Верховного Суда РФ от 17.02.2015 N 50-КГ14-12 указано, что к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.

Следовательно, место в дошкольном образовательном учреждении по своей возрастной группе, должно быть предоставлено ФИО2 исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявления. Таким образом, суд приходит к выводу о законности действий Администрации г. Челябинска. Поскольку суд находит, что действия Администрации г. Челябинска законны, то у суда отсутствуют основания для возложения на Администрацию г. Челябинска обязанности предоставить ФИО2 место в конкретном дошкольном образовательном учреждении - МАДОУ «Детский сад № 30».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации г. Челябинска, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности предоставить путевку на поступление в дошкольное образовательное учреждение по месту жительства, отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: А.Ю. Усова