Дело № 2-187/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Приморский край
Партизанский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Савельевой Н. П.,
при секретаре Дунаевой И. Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона <данные изъяты> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, АО «Главное управление обустройства войск» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства об авиационной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор гарнизона <данные изъяты> обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, в котором просил признать бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в непринятии мер по оборудованию аэродрома «<данные изъяты>» вторым рядом периметрального ограждения из колючей проволоки, по проведению ремонта первого ряда ограждения и имеющейся дренажно – водосточной сети, а также проектированию и строительству ее недостающих элементов незаконным; обязать Министерство обороны РФ в лице АО «Главное управление обустройства войск» (далее АО «ГУОВ») оборудовать аэродром «<данные изъяты>» вторым рядом периметрального ограждения из колючей проволоки, провести ремонт первого ряда ограждения и имеющейся дренажно – водосточной сети, провести работы по проектированию и строительству ее недостающих элементов с включением в титул (реестр) капитального ремонта с последующим произведением капитального ремонта и выполнением вышеуказанных работ в срок не позднее 6-ти месяцев с момента включения в титул (реестр) капитального ремонта.
В обоснование требований истец указал, что военной прокуратурой гарнизона <данные изъяты> проведена проверка исполнения должностными лицами в/ч № требований законодательства об авиационной безопасности и о противодействии терроризму. В ходе проверки установлено, что аэродром «<данные изъяты>» расположен в <адрес>, закреплен за в/ч № Территория аэродрома в/ч № не оборудована по периметру вторым периметром ограждения из колючей проволоки, первый периметр ограждения не обеспечивает необходимую безопасность при производстве полетов и находится в неудовлетворительном состоянии, имеется 72 метра поврежденного ограждения, 15 поваленных столбов. Дренажно – водосточная сеть построена не по всей площади аэродрома, что приводит в местах ее отсутствия, к разрушению искусственного покрытия, в связи с чем необходимо проектирование и строительство недостающих элементов, позволяющих отводить воду со всей площади искусственного покрытия аэродрома, а также проведение капитального ремонта имеющихся элементов сети. Указанные обстоятельства создают предпосылки к беспрепятственному проникновению посторонних лиц и транспорта на территорию аэродрома, хищению военного имущества и возникновению чрезвычайных происшествий.
В соответствии со ст. 23 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №, территория аэропорта (аэродрома) и особо важных объектов должна иметь сплошные ограждения высотой <данные изъяты> метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Указанное ограждение выполняется из колючей проволоки в два ряда.
Аэродром «<данные изъяты>» закреплен за № Авиационной базой морской авиации ТОФ. На командиров войсковых частей возложена обязанность по организации контроля, в том числе, за эксплуатационным состоянием сооружений на закрепляемых аэродромах.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Проверкой установлено, что Министерством обороны РФ и командованием в/ч № на протяжении длительного времени действенных мер по устранению выявленных нарушений действующего законодательства об авиационной безопасности не принимается.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора гарнизона <данные изъяты> Воронкин А. В. поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.
Представители ответчиков, третьего лица в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке. Суд, с учетом мнения представителя истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Представитель ответчика АО «ГУОВ» направил в суд возражения на иск, в котором указал на то, что АО «ГУОВ» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. АО «ГУОВ» не является собственником объекта, на котором требуется проведение ремонтных работ. АО «ГУОВ» является единственным исполнителем, осуществляющим в ДД.ММ.ГГГГ. работы по ремонту казарменно – жилищного фонда Министерства обороны РФ. Заключен Государственный контракт на выполнение работ по ремонту зданий и сооружений военных городков Министерства обороны РФ и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны РФ №/ДЭСиОКУ. В План текущего и капитального ремонта казарменно – жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ и иных фондов на ДД.ММ.ГГГГ. АО «ГУОВ» аэродром «<данные изъяты>» не включен.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
Авиационная безопасность как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, которая обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (ч. 1, 2 ст. 83 Воздушного кодекса РФ).
Часть 4 ст. 84 Воздушного кодекса РФ предусматривает, что требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
В силу п. 23 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", территория аэропорта и особо важных объектов гражданской авиации должна иметь сплошное ограждение высотой <данные изъяты> метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону.
Согласно п. 6 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации", приложения №, аэродром по периметру ограждается колючей проволокой в два ряда.
Приказом начальника Морской авиации ТОФ от ДД.ММ.ГГГГг. № «О закреплении и постановке на бюджетный учет сооружений, объектов, зданий служебно – технической застройки аэродромов авиации флота» аэродром «Николаевка» закреплен за № Авиационной базой морской авиации ТОФ. На командиров войсковых частей возложена обязанность по организации контроля, в том числе, за эксплуатационным состоянием сооружений на закрепленных аэродромах, (л.д. 92-93).
Согласно п. 14 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ "Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации", старшим авиационным начальником аэродрома государственной авиации назначается командир авиационной части, базирующейся на данном аэродроме. В силу п. 16 Приказа, старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации обязан обеспечить авиационную безопасность.
В соответствии с ч. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Из материалов прокурорской проверки следует, что территория аэродрома в/ч № не оборудована по периметру вторым периметром ограждения из колючей проволоки, первый периметр ограждения не обеспечивает необходимую безопасность при производстве полетов и находится в неудовлетворительном состоянии, имеется 72 метра поврежденного ограждения, 15 поваленных столбов. Дренажно – водосточная сеть построена не по всей площади аэродрома, что приводит в местах ее отсутствия, к разрушению искусственного покрытия, в связи с чем необходимо проектирование и строительство недостающих элементов, позволяющих отводить воду со всей площади искусственного покрытия аэродрома, а также проведение капитального ремонта имеющихся элементов сети, что зафиксировано в акте периодического осмотра аэродрома <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГг. В материале проверки имеются заявки командира войсковой части № на материалы для восстановления ограждения аэродрома ДД.ММ.ГГГГ., (л.д.7-51).
Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №-р ОАО «Главное управление обустройства войск» определено в качестве единственного исполнителя осуществляемых в ДД.ММ.ГГГГ годах закупок товаров (работ, услуг) для выполнения проектно – изыскательных работ, работ по строительству, ремонту и реконструкции казарменно – жилищного фонда, в том числе, объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно – материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск, производственно – логических комплексов, включая поставку товаров, материалов, конструкций, техники, оборудования и мебель, необходимых для эксплуатации объектов, (л.д. 99).
ДД.ММ.ГГГГг. между Министерством обороны РФ и ОАО «ГУОВ» заключен государственный контракт №/ДЭСиОКУ на выполнение работ по ремонту зданий и сооружений военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации. По Контракту Государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а Генподрядчик выполняет работы по ремонту Объекта в соответствии с условиями Контракта. (л.д. 122-132).
Таким образом суд приходит к выводу о незаконном бездействии Министерства обороны РФ, выразившегося в непринятии мер по оборудованию аэродрома «<данные изъяты>» вторым рядом периметрального ограждения из колючей проволоки, по проведению ремонта первого ряда ограждения и имеющейся дренажно – водосточной сети, а также проектированию и строительству ее недостающих элементов незаконным, как собственника принадлежащего ему имущества аэродрома Николаевка. В связи с чем суд считает необходимым возложить на него обязанность в лице АО «ГУОВ», являющегося генеральным подрядчиком по государственному контракту на выполнение работ по ремонту зданий и сооружений военных городков МО РФ и иных фондов, используемых в интересах МО РФ, выполнить указанные работы. Срок выполнения работ не позднее 6-ти месяцев с момента включения в титул (реестр) капитального ремонта, заявленный истцом, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора гарнизона ФИО1 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, АО «Главное управление обустройства войск» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства об авиационной безопасности, удовлетворить.
Признать бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в непринятии мер по оборудованию аэродрома «<данные изъяты>» вторым рядом периметрального ограждения из колючей проволоки, по проведению ремонта первого ряда ограждения и имеющейся дренажно – водосточной сети, а также проектированию и строительству ее недостающих элементов незаконным.
Обязать Министерство обороны РФ в лице АО «Главное управление обустройства войск» оборудовать аэродром «<данные изъяты>» вторым рядом периметрального ограждения из колючей проволоки, провести ремонт первого ряда ограждения и имеющейся дренажно – водосточной сети, провести работы по проектированию и строительству ее недостающих элементов с включением в титул (реестр) капитального ремонта с последующим произведением капитального ремонта и выполнением вышеуказанных работ в срок не позднее 6-ти месяцев с момента включения в титул (реестр) капитального ремонта.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Партизанский районный суд.
Судья Н. П. Савельева