ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-187/16 от 20.04.2016 Партизанского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-187/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Приморский край

Партизанский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Савельевой Н. П.,

при секретаре Дунаевой И. Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона <данные изъяты> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, АО «Главное управление обустройства войск» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства об авиационной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Военный прокурор гарнизона <данные изъяты> обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, в котором просил признать бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в непринятии мер по оборудованию аэродрома «<данные изъяты>» вторым рядом периметрального ограждения из колючей проволоки, по проведению ремонта первого ряда ограждения и имеющейся дренажно – водосточной сети, а также проектированию и строительству ее недостающих элементов незаконным; обязать Министерство обороны РФ в лице АО «Главное управление обустройства войск» (далее АО «ГУОВ») оборудовать аэродром «<данные изъяты>» вторым рядом периметрального ограждения из колючей проволоки, провести ремонт первого ряда ограждения и имеющейся дренажно – водосточной сети, провести работы по проектированию и строительству ее недостающих элементов с включением в титул (реестр) капитального ремонта с последующим произведением капитального ремонта и выполнением вышеуказанных работ в срок не позднее 6-ти месяцев с момента включения в титул (реестр) капитального ремонта.

В обоснование требований истец указал, что военной прокуратурой гарнизона <данные изъяты> проведена проверка исполнения должностными лицами в/ч требований законодательства об авиационной безопасности и о противодействии терроризму. В ходе проверки установлено, что аэродром «<данные изъяты>» расположен в <адрес>, закреплен за в/ч Территория аэродрома в/ч не оборудована по периметру вторым периметром ограждения из колючей проволоки, первый периметр ограждения не обеспечивает необходимую безопасность при производстве полетов и находится в неудовлетворительном состоянии, имеется 72 метра поврежденного ограждения, 15 поваленных столбов. Дренажно – водосточная сеть построена не по всей площади аэродрома, что приводит в местах ее отсутствия, к разрушению искусственного покрытия, в связи с чем необходимо проектирование и строительство недостающих элементов, позволяющих отводить воду со всей площади искусственного покрытия аэродрома, а также проведение капитального ремонта имеющихся элементов сети. Указанные обстоятельства создают предпосылки к беспрепятственному проникновению посторонних лиц и транспорта на территорию аэродрома, хищению военного имущества и возникновению чрезвычайных происшествий.

В соответствии со ст. 23 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГг. , территория аэропорта (аэродрома) и особо важных объектов должна иметь сплошные ограждения высотой <данные изъяты> метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону. Указанное ограждение выполняется из колючей проволоки в два ряда.

Аэродром «<данные изъяты>» закреплен за Авиационной базой морской авиации ТОФ. На командиров войсковых частей возложена обязанность по организации контроля, в том числе, за эксплуатационным состоянием сооружений на закрепляемых аэродромах.

В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Проверкой установлено, что Министерством обороны РФ и командованием в/ч на протяжении длительного времени действенных мер по устранению выявленных нарушений действующего законодательства об авиационной безопасности не принимается.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора гарнизона <данные изъяты> Воронкин А. В. поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении.

Представители ответчиков, третьего лица в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке. Суд, с учетом мнения представителя истца, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Представитель ответчика АО «ГУОВ» направил в суд возражения на иск, в котором указал на то, что АО «ГУОВ» является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества. АО «ГУОВ» не является собственником объекта, на котором требуется проведение ремонтных работ. АО «ГУОВ» является единственным исполнителем, осуществляющим в ДД.ММ.ГГГГ. работы по ремонту казарменно – жилищного фонда Министерства обороны РФ. Заключен Государственный контракт на выполнение работ по ремонту зданий и сооружений военных городков Министерства обороны РФ и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны РФ /ДЭСиОКУ. В План текущего и капитального ремонта казарменно – жилищного фонда военных городков Министерства обороны РФ и иных фондов на ДД.ММ.ГГГГ. АО «ГУОВ» аэродром «<данные изъяты>» не включен.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Авиационная безопасность как состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, которая обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (ч. 1, 2 ст. 83 Воздушного кодекса РФ).

Часть 4 ст. 84 Воздушного кодекса РФ предусматривает, что требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

В силу п. 23 Приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", территория аэропорта и особо важных объектов гражданской авиации должна иметь сплошное ограждение высотой <данные изъяты> метра по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемую зону.

Согласно п. 6 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Руководства по предотвращению авиационных происшествий с государственными воздушными судами в Российской Федерации", приложения , аэродром по периметру ограждается колючей проволокой в два ряда.

Приказом начальника Морской авиации ТОФ от ДД.ММ.ГГГГг. «О закреплении и постановке на бюджетный учет сооружений, объектов, зданий служебно – технической застройки аэродромов авиации флота» аэродром «Николаевка» закреплен за Авиационной базой морской авиации ТОФ. На командиров войсковых частей возложена обязанность по организации контроля, в том числе, за эксплуатационным состоянием сооружений на закрепленных аэродромах, (л.д. 92-93).

Согласно п. 14 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации", старшим авиационным начальником аэродрома государственной авиации назначается командир авиационной части, базирующейся на данном аэродроме. В силу п. 16 Приказа, старший авиационный начальник аэродрома государственной авиации обязан обеспечить авиационную безопасность.

В соответствии с ч. 12 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Из материалов прокурорской проверки следует, что территория аэродрома в/ч не оборудована по периметру вторым периметром ограждения из колючей проволоки, первый периметр ограждения не обеспечивает необходимую безопасность при производстве полетов и находится в неудовлетворительном состоянии, имеется 72 метра поврежденного ограждения, 15 поваленных столбов. Дренажно – водосточная сеть построена не по всей площади аэродрома, что приводит в местах ее отсутствия, к разрушению искусственного покрытия, в связи с чем необходимо проектирование и строительство недостающих элементов, позволяющих отводить воду со всей площади искусственного покрытия аэродрома, а также проведение капитального ремонта имеющихся элементов сети, что зафиксировано в акте периодического осмотра аэродрома <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГг. В материале проверки имеются заявки командира войсковой части на материалы для восстановления ограждения аэродрома ДД.ММ.ГГГГ., (л.д.7-51).

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. -р ОАО «Главное управление обустройства войск» определено в качестве единственного исполнителя осуществляемых в ДД.ММ.ГГГГ годах закупок товаров (работ, услуг) для выполнения проектно – изыскательных работ, работ по строительству, ремонту и реконструкции казарменно – жилищного фонда, в том числе, объектов хозяйственного, технического, тылового, медицинского назначения, учебно – материальной базы боевой подготовки, воспитательной работы и службы войск, производственно – логических комплексов, включая поставку товаров, материалов, конструкций, техники, оборудования и мебель, необходимых для эксплуатации объектов, (л.д. 99).

ДД.ММ.ГГГГг. между Министерством обороны РФ и ОАО «ГУОВ» заключен государственный контракт /ДЭСиОКУ на выполнение работ по ремонту зданий и сооружений военных городков Министерства обороны Российской Федерации и иных фондов, используемых в интересах Министерства обороны Российской Федерации. По Контракту Государственный заказчик осуществляет финансирование, обеспечение выполнения и контроль за выполнением работ, а Генподрядчик выполняет работы по ремонту Объекта в соответствии с условиями Контракта. (л.д. 122-132).

Таким образом суд приходит к выводу о незаконном бездействии Министерства обороны РФ, выразившегося в непринятии мер по оборудованию аэродрома «<данные изъяты>» вторым рядом периметрального ограждения из колючей проволоки, по проведению ремонта первого ряда ограждения и имеющейся дренажно – водосточной сети, а также проектированию и строительству ее недостающих элементов незаконным, как собственника принадлежащего ему имущества аэродрома Николаевка. В связи с чем суд считает необходимым возложить на него обязанность в лице АО «ГУОВ», являющегося генеральным подрядчиком по государственному контракту на выполнение работ по ремонту зданий и сооружений военных городков МО РФ и иных фондов, используемых в интересах МО РФ, выполнить указанные работы. Срок выполнения работ не позднее 6-ти месяцев с момента включения в титул (реестр) капитального ремонта, заявленный истцом, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования военного прокурора гарнизона ФИО1 в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, АО «Главное управление обустройства войск» о возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства об авиационной безопасности, удовлетворить.

Признать бездействие Министерства обороны РФ, выразившееся в непринятии мер по оборудованию аэродрома «<данные изъяты>» вторым рядом периметрального ограждения из колючей проволоки, по проведению ремонта первого ряда ограждения и имеющейся дренажно – водосточной сети, а также проектированию и строительству ее недостающих элементов незаконным.

Обязать Министерство обороны РФ в лице АО «Главное управление обустройства войск» оборудовать аэродром «<данные изъяты>» вторым рядом периметрального ограждения из колючей проволоки, провести ремонт первого ряда ограждения и имеющейся дренажно – водосточной сети, провести работы по проектированию и строительству ее недостающих элементов с включением в титул (реестр) капитального ремонта с последующим произведением капитального ремонта и выполнением вышеуказанных работ в срок не позднее 6-ти месяцев с момента включения в титул (реестр) капитального ремонта.

Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Партизанский районный суд.

Судья Н. П. Савельева