Дело № 2-187/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 февраля 2018 г. суд Центрального района города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Щербининой Г.С.,
при секретаре Макаренко Д.А.,
с участием:
представителей ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» - действующих на основании доверенности ФИО1, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконном отказ в назначении пенсии за выслугу лет, о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет;
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области»о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет. В обоснование заявленных требований истец указывает, что проходил военную службу в воинских частях и соединениях Вооруженных сил СССР и в Министерстве обороны <адрес> в воинском звании полковник. В период прохождения воинской службы в рядах Вооруженных сил <адрес>, пребывая в распоряжении Министра обороны, приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ был откомандирован на должность уполномоченного Кабинета по вопросам социальной защиты военнослужащих по <адрес>. Приказом Министра обороны <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с Временным положением о прохождении военной службы лицами офицерского состава, пребывая в распоряжении Министра обороны Украины, уволен с военной службы в запас по п.п. «г» п. 65 (в связи с сокращением штата). Выслуга лет в Вооруженных Силах согласно приказу Министра обороны <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ составила 21 год 4 месяца. После увольнения с военной службы истцу была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет от Министерства обороны <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан паспорт гражданина Российской Федерации, и, по его заявлению в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ прекращена выплата пенсии в связи со сменой места жительства и переездом в Воронежскую область. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился с заявлением о выплате пенсии за выслугу лет в центр социального обеспечения военного комиссариата Воронежской области. Решением военного комиссариата Воронежской области истцу в выплате пенсии отказано, о чем направлены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.Истец полагает, что военным комиссариатом не принято во внимание прекращение выплаты пенсии по прежнему месту жительства, а также требования межгосударственного соглашения от 08.12.1991 годао выплате пенсий военнослужащим. Полагая отказ незаконным, истец обратился в суд с указанным иском, с учетом уточнений, принятых к производству суда определением от 16 января 2018 года, просит:
1. Признать незаконным и необоснованным отказ военного комиссара Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ в праве гражданина Российской Федерации ФИО3 на получение пенсии за выслугу лет от Министерства обороны Российской Федерации;
2. Признать право гражданина Российской Федерации ФИО3 на получение пенсии за выслугу лет с 1 августа 2017 года, предусмотренную Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно и исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»;
3. Обязать военный комиссариат Воронежской области назначить и выплачивать ФИО3 пенсию за выслугу лет с 1 августа 2017 года, предусмотренную Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно и исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» ( л.д.2-7,49-54).
В судебное заседание истец ФИО3 не явился, в представленном в суд заявлении просит дело рассмотреть в его отсутствие, представил письменные пояснения по делу ( л.д.72-77).
Представители ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» - действующие на основании доверенности ФИО1, ФИО2 в удовлетворении исковых требований просили отказать по основанием, изложенным в письменных возражениях ( л.д.24-26, 64-66) пояснив суду, что истец состоял на службе в налоговой милиции Государственной налоговой Администрации <адрес>, был уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ. Этим же ведомством ФИО3 была назначена пенсия, которая в последующем была прекращена в связи с переездом на новое место жительства в Российскую Федерацию. Пенсия от Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с Законом после увольнения из Вооруженных сил <адрес> не назначалась и не выплачивалась. В связи с этим военный комиссариат Воронежской области считает, что права на пенсию за выслугу лет от Минобороны России истец не имеет.
Заслушав пояснения сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, суд полагает исковые требования ФИО3 не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из представленных материалов, истец с ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в воинских частях и соединениях Вооруженных сил СССР и в Министерстве обороны <адрес> (л.д. 31-32).
В период прохождения воинской службы в рядах Вооруженных сил <адрес>, пребывая в распоряжении Министра обороны, приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ был откомандирован на должность уполномоченного Кабинета по вопросам социальной защиты военнослужащих по <адрес> (л.д.30).
Приказом Министра обороны <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ в соответствии с Временным положением о прохождении военной службы лицами офицерского состава, пребывая в распоряжении Министра обороны <адрес>, уволен с военной службы в запас по п.п. «г» п. 65 (в связи с сокращением штата) (л.д.10).
Выслуга лет в Вооруженных Силах согласно приказу Министра обороны <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ составила 21 год 4 месяца.
После увольнения с военной службы истцу была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет от Министерства обороны Украины на основании Закона <адрес> от 09.04.1991 года №2262-XII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц (л.д.11-14).
Согласно материалам пенсионного (личного) дела №№ ФИО3 ( исследованным в судебном заседании 16.01.2018 года) пенсия за выслугу лет от Министерства обороны <адрес> истцу была назначена и выплачивалась с 04.01.1996 года по 01.10.1999 года.
С 31.12.2008 года по 31.07.2017 года истец находился на пенсионном учете военнослужащих и некоторых других категорий граждан Департамента кадровой политики и работы с персоналом Государственной фискальной службы <адрес> ( ГФС) и получал пенсию по выслуге лет согласно Закона <адрес> «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц». Согласно ст.62 Закона <адрес> «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» в связи с выездом на постоянное место жительства за границу с ДД.ММ.ГГГГ гр. ФИО3 прекращено начисление и выплата пенсии. Новое место проживания ФИО3 – г.Воронеж (л.д.15).
ДД.ММ.ГГГГ истцу выдан паспорт гражданина Российской Федерации (л.д.8-9).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в центр социального обеспечения военного комиссариата Воронежской области с заявлением, содержащим просьбу затребовать пенсионное ( личное ) дело ( №) с целью рассмотрения вопроса о возможности приобретения права на пенсию за выслугу лет от Министерства обороны Российской Федерации в связи с переездом на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (л.д.36, 60).
Согласно справке ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 пенсия от Министерства обороны Российской Федерации Центром социального обеспечения военного комиссариата Воронежской области не назначалась и не выплачивалась. ФИО3 состоял на службе в налоговой милиции Государственной налоговой Администрации <адрес> и уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ. Права на пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации №4468-1от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно и исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» от Министерства обороны Российской Федерации не имеет (л.д.16).
Аналогичные сведения содержатся в уведомлении ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», направленном в адрес истца 25.12.2017 года ( л.д.57-58).
Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных силах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации №4468-1от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно и исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей».
Согласно ст.4 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно –исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел в других государствах, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, осуществляется в порядке, предусмотренными этими договорами ( соглашениями).
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и членов их семей, государства – участники Содружества Независимых Государств 15 мая 1992 года приняли Соглашение « О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств».
Данное соглашение основано на Соглашении от 13марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», согласно преамбуле которого правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств – участников Соглашения.
Российская Федерация и Республика Украина являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения».
В соответствии с ч.1 ст.1 Соглашения от 15 мая 1992 года, пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи; а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Ст.2 Соглашения от 15 мая 1992 года предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу. Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Из содержания приведенных норм следует, что вопросы пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, исходя из принципа территориальности, регулируются законодательством государства, на территории которого они проходили службу, уволились и в котором постоянно проживают. Пенсионное обеспечение в порядке, установленном законодательством Стороны по вновь избранному бывшим военнослужащим месту жительства, допускается только в отношении пенсионера, то есть лица, которому уже ранее, до переезда в другое государство, назначена и производится выплата пенсии Стороной ( государством – участником Соглашения) по месту прохождения службы сотрудником и увольнения с нее. Соглашением от 15 мая 1992 года не предусмотрена возможность первичного назначения пенсии за выслугу лет бывшему военнослужащему государством, в которое он переехал для постоянного проживания.
Первичное назначение пенсии за выслугу лет должно производиться государством – участником Соглашения по месту прохождения службы и увольнения сотрудника со службы. При изменении постоянного места жительства пенсионером, то есть лицом, которому пенсия за выслугу лет ранее уже была назначена, исчисление пенсии осуществляется по законодательству Стороны ( государства - участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства.
Таким образом, пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу на территории других государств - участников Содружества Независимых государств, переехавших на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, осуществляется в том случае, если они приобрели право на пенсию за выслугу лет на территории одного из государств - участников Соглашения и это право ими было реализовано, то есть пенсия им назначена.
Из обстоятельств дела следует, что ФИО3 была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет от Министерства обороны Украины на основании Закона <адрес> от 09.04.1991 года №2262-XII «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» с 04.01.1996 года по 01.10.1999 года. В дальнейшем начисление пенсии за выслугу лет от Министерства обороны не производилось в связи с поступлением ФИО3 на службу в налоговую милицию. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находился на пенсионном учете военнослужащих и некоторых других категорий граждан Департамента кадровой политики и работы с персоналом Государственной фискальной службы <адрес> ( ГФС) и получал пенсию по выслуге лет согласно Закона <адрес> «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц». По заявлению ФИО3 в Государственную фискальную службу <адрес> согласно ст.62 закона <адрес> «О пенсионном обеспечении лиц уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» в связи с выездом на постоянное место жительства за границу с 01 августа 2017 года ему прекращена выплата пении. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на военную выслугу лет - 21 год 4 месяца и получение пенсии от Министерства обороны <адрес> за выслугу лет в период, предшествующий поступлению на службу в налоговую милицию и назначению пенсии за выслугу лет от Государственной фискальной службы <адрес> ( ГФС), и наличие у него права выбирать наиболее предпочтительный для него вариант пенсионного обеспечения.
Указанные доводы истца суд полагает ошибочными, основанными на неверном толковании норм права.
Как установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами по делу,при увольнении со службы в налоговой милиции ФИО3 воспользовался правом на выбор наиболее предпочтительного для него варианта и оформил пенсию за выслугу лет, полагающуюся ему как сотруднику налоговой милиции от Государственной фискальной службы <адрес> ( ГФС).Право на получение пенсии за выслугу лет от Министерства обороны <адрес> истцом на территории <адрес> (государства - участника Соглашения) реализовано не было,следовательно,истец не вправе претендовать на назначение указанного вида пенсии по законодательству Стороны ( государства - участника Соглашения) по вновь избранному пенсионером месту жительства – в данном случае по законодательству Российской Федерации..
Поскольку ФИО3 являлся получателем пенсии за выслугу лет от Государственной фискальной службы <адрес> ( ГФС), судом не установлено оснований для признания за истцом права на пенсию за выслугу лет на условиях и в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1, от Министерства обороны Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконном отказ в назначении пенсии за выслугу лет, о признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить и выплачивать пенсию за выслугу лет, предусмотренную Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно и исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» с 1 августа 2017 года – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Щербинина Г.С.
В окончательной форме решение изготовлено 07 февраля 2018 года.