ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-187/19 от 12.04.2019 Пучежского районного суда (Ивановская область)

Дело №2-187/2019

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

г. Юрьевец 12 апреля 2019 года

Пучежский районный суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Павлова В.В.,

при секретаре Ивановой О.А.,

с участием представителя истца ТУСЗН по Юрьевецкому муниципальному району ФИО1, действующей по доверенности,

ответчика ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Юрьевец Ивановской области 12 апреля 2019 года дело по иску Территориального управления социальной защиты населения по Юрьевецкому муниципальному району к ФИО5 о взыскании излишне выплаченных пособия на ребенка, ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей и ежемесячной денежной выплаты на питание кормящей матери,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное управление социальной защиты населения по Юрьевецкому муниципальному району (далее ТУСЗН по Юрьевецкому муниципальному району) к ФИО5 о взыскании излишне выплаченных пособия на ребенка на троих детей за период с 01.10.2016 года по 31.07.2017 года в размере 15 915 рублей 69 копеек, ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей за период с 01.10.2016 года по 31.12.2018 года в размере 263 331 рублей 00 копеек и ежемесячной денежной выплаты на питание кормящей матери за период с 01.10.2016 года по 31.03.2017 года в размере 426 рублей 93 копеек.

Исковые требования мотивированы следующим. В 2016 году ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: <адрес>, обратилась в территориальное управление социальной защиты населения по Юрьевецкому муниципальному району (далее Управление) с заявлениями на предоставление государственных услуг, предусмотренных законодательством <адрес>, а именно:

- 16.08.2016г. за назначением ежемесячной денежной выплаты на питание кормящей матери, предусмотренной Законом Ивановской области от 14.01.2005г. №12-03 «О реализации мер социальной поддержки по обеспечению полноценным питанием беременных женщин и кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет»;

- 01.09.2016г. за назначением пособия на ребёнка, предусмотренного Законом Ивановской области от 21.12.2004г. №177-03 «О пособии на ребенка в Ивановской области», и ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей, предусмотренной Законом Ивановской области от 29.06.2012г. №48-03 «О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей»

При подаче заявлений ФИО5 обязалась известить Управление о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты.

На основании заявлений и пакета документов, принятых от ФИО5, Управлением вынесены следующие решения:

1. Решение от 17.08.2016г. о назначении ежемесячной денежной выплаты на питание кормящей матери с 01.03.2016г. в размере 70,80 руб. В соответствии с законом Ивановской области от 07.12.2016г. №112-03 «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» с 01.01.2017г. с учетом индекса 1,01 размер денежной выплаты составил 71,51 руб.

Денежная выплата произведена за период с 01.03.2016г. по 31.03.2017г. в сумме 922 рублей 53 копеек.

2. Решение от 14.09.2016г. о назначении пособия на ребенка на троих детей с 01.03.2016г. по 31.08.2017г. в размере 236,00 руб. ежемесячно на каждого ребенка.

В соответствии со ст.7 Закона Ивановской области от 21.12.2004г. №177-03 «О пособии на ребенка в Ивановской области» получатели пособия на ребенка обязаны ежегодно за месяц до истечения года, исчисляемого с месяца обращения за назначением указанного пособия либо с месяца обращения за подтверждением права на его дальнейшее получение, представлять документы, подтверждающие право на дальнейшую выплату пособия на ребенка. 11.08.2017г. ФИО5 обратилась в Управление для подтверждения права на дальнейшую выплату пособия, представив при этом заявление и пакет документов.

Решением Управления от 15.08.2017г. было назначено пособие на ребенка на троих детей с 01.09.2017г. по 31.07.2018г. в размере 238,36 руб. ежемесячно на каждого ребёнка.

Выплата пособия произведена за период с 01.03.2016 г. по 31.07.2018г. в сумме 20871 рублей 69 копеек.

3. Решение от 12.09.2016г. о назначении ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей в соответствии с Законом Ивановской области от 29.06.2012г. №48-03 «О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей» с 01.09.2016г. в размере 9181,00 руб.

Право на получение ежемесячной денежной выплаты ежегодно подтверждается получателем путем представления всех необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

11.08.2017г. и 21.08.2018г. ФИО5 обратилась в Управление для подтверждения права на дальнейшую выплату ежемесячной денежной выплаты, представив при этом заявления и пакет документов.

Решением Управления от 15.08.2017г. была назначена ежемесячная денежная выплата на третьего ребёнка с 01.09.2017г. в размере 9506,00 руб.;

Решением Управления от 24.08.2018г. была назначена ежемесячная денежная выплата на третьего ребёнка с 01.09.2018г. в размере 10143,00 руб.

Выплата произведена за период с 01.09.2016г. по 31.12.2018г. в сумме 272 512 рублей 00 копеек.

В соответствии с законодательством Ивановской области, право на вышеуказанные пособия и выплаты, имеют граждане, место жительства которых находится на территории <адрес>.

Получатели выплат несут ответственность за достоверность и полноту представляемых документов, обязанность по представлению которых на них возложена, и обязаны известить территориальный орган социальной защиты населения, который назначил выплаты, о наступлении обстоятельств, влияющих на прекращение предоставления выплат (смена места жительства).

При ежегодном обращении в Управление для подтверждения права на получение пособий и выплат ФИО5 представляла документы, содержащие заведомо недостоверные сведения, а именно справки о регистрации по месту жительства ФИО5 и членов ее семьи, выданные 11.08.2017г. и 15.08.2018г. МКУ«МФЦ «МОИ ДОКУМЕНТЫ» Юрьевецкого муниципального района.

25.12.2018г. ФИО5 обратилась в Управление для оформления удостоверения многодетной семьи. При рассмотрении документов ФИО5 установлено, что ФИО5 06.09.2016г. снята с регистрационного учета по месту жительства: <...> с 06.09.2016г. по 28.11.2018г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...>.

27.12.2018г. Управлением был направлен запрос в Отдел социальной защиты населения Ново-Савинского района республики Татарстан. На основании ответа, полученного на вышеуказанный запрос, установлено, что в период с 01.09.2016г. по 31.12.2018г. ФИО5 являлась получателем мер социальной поддержки семей с детьми, установленных законодательством республики Татарстан.

По причине непредставления ФИО5 в 2016г. сведений о смене места жительства и представления ею в 2017, 2018 гг. документов, содержащих заведомо ложные сведения о месте жительства, образовалась переплата пособий и выплат.

Общий размер излишне выплаченных сумм пособий и выплат составил 279 673 рубля 62 копейки, в т.ч.:

- Ежемесячная денежная выплата на питание кормящей матери - 426 рублей 93 копейки;

- Пособие на ребенка - 15915 рублей 69 копеек;

- Ежемесячная денежная выплата семьям на третьего и последующих детей - 263331 рубль 00 копеек.

В соответствии со ст.8 Закона Ивановской области от 21.12.2007г. №177-03, ст.9 Закона Ивановской области от 29.06.2012г. №48-03, Законом Ивановской области от 14.01.2005г. №12-03 излишне выплаченные суммы пособия, ежемесячной денежной выплаты удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения пособий и выплат, исчисление их размеров).

27.12.2018г. Управлением ФИО5 были вручены уведомления о взыскании ежемесячной денежной выплаты на питание кормящей матери, пособия на ребёнка и ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей с предложением добровольно вернуть излишне полученные суммы пособия и выплат в течении месяца с момента получения уведомлений. Однако до настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям изложенным в иске. Пояснила, что указанный в иске период излишне выплаченных пособий начинается с 01.10.2016 года, а не с 01.09.2016 года как ошибочно записано в исковом заявлении, и также уточнила суммы выплаченных пособий за весь период их оплаты. ФИО1 дополнительно пояснила следующее. ФИО5 при первоначальном обращении представила паспорт, где указана регистрация по месту жительства в г.Юрьевец. При последующих обращениях в ТУСЗН по Юрьевецкому муниципальному району ФИО5 представляла справки из МФЦ о том, что она зарегистрирована по месту жительства в г.Юрьевец, зная что в действительности она зарегистрирована по месту жительства в г.Казань. 06 сентября 2016 года ФИО5 зарегистрировалась по месту жительства в г.Казань, а с 09 сентября 2016 года уже обратилась в ТУСЗН г.Казани за получением детских пособий. ФИО5 сознательно предоставляла недостоверные документы в ТУСЗН по Юрьевецкому муниципальному району при продлении выплат пособий на детей.

Ответчик ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям изложенным в отзыве на иск. Дополнительно пояснила суду следующее. В г.Казани она зарегистрировалась по месту жительства для того, чтобы ребенка взяли в детский сад. В ТУСЗН г.Казани она оформила только дополнительные пособия на детей, которые выплачиваются в Татарстане. Те выплаты, которые она получала в Ивановской области, повторно в Казани она не получала, за исключением пособия на ребенка. Пособие на ребенка, выплачиваемое на всех троих детей, выплачивалось ей действительно дважды и в Ивановской области и в Казани, она согласна его вернуть. Считает, что больше ею никаких нарушений не допущено. Она с сентября 2016 года по 31.05.2017 года действительно ездила в Казань к маме, так как та заболела, чтобы ухаживать за ней, и там проживала с детьми. С мая 2017 года она с детьми вернулась в Юрьевец, где проживает по настоящее время, и больше никуда не ездила. Но вернувшись в Юрьевец она забыла сняться с регистрационного учета в г.Казань, а о том, что ей продолжают выплачиваться детские пособия в Татарстане не подумала.

Кроме того, считает, что в соответствии со ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а не место где он зарегистрирован. Хоть она и была зарегистрирована в г.Казань с сентября 2016 года по ноябрь 2018 года, но проживала с детьми почти все время в г.Юрьевец, что могут подтвердить свидетели, и подтверждают справки медицинского учреждения г.Юрьевец о посещении ее детьми данного учреждения.

Также считает, что орган выплачивающий пособия обязан запрашивать сведения о регистрации лица, подавшего заявление на выплату пособий на детей. Так как ТУСЗН по Юрьевецкому району этого не сделал, то переплата произошла по его вине, а значит такая переплата не подлежит взысканию.

Заслушав представителя истца, ответчика, свидетелей, исследовав имеющиеся в деле доказательства, и оценив их в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 19.05.1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (далее Федеральный закон от 19.05.1995 года №81-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других Федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Согласно ст.3 Федерального закона от 19.05.1995 года №81-ФЗ настоящим Федеральным законом устанавливаются следующие виды государственных пособий:

- пособие по беременности и родам;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

- пособие на ребенка;

и иные единовременные пособия.

Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Документы, необходимые для назначения и выплаты государственных пособий, запрашиваются органами, осуществляющими назначение и выплату государственных пособий, в государственных органах, органах местного самоуправления, если указанные документы находятся в распоряжении таких органов либо организаций и указанные документы (копии документов, сведения) не были предоставлены лицом, имеющим право на получение государственных пособий, по собственной инициативе.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 19.05.1995 года №81-ФЗ размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 19.05.1995 года №81-ФЗ установлено, что излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров).

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 19.05.1995 года №81-ФЗ законами и иных нормативными правовых актами Ивановской области установлены следующие дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми:

- пособие на ребенка в Ивановской области;

- ежемесячная денежная выплата семьям на третьего и последующего ребенка;

- денежные выплаты на питание беременных женщин и кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет.

Законом Ивановской области от 21.12.2004 года №177-ОЗ «О пособии на ребенка в Ивановской области» (далее закон Ивановской области от 21.12.2004 года №177-ОЗ) установлено, что его действие распространяется на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ивановской области (ст.1).

В соответствии со ст.6 закона Ивановской области от 21.12.2004 года №177-ОЗ выплата пособия на ребенка производится за счет средств областного бюджета.

Частью 2 ст.8 закон Ивановской области от 21.12.2004 года №177-ОЗ установлено, что излишне выплаченные суммы пособия на ребенка удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения пособия на ребенка, исчисление его размера).

В п.9 «Правил обращения за пособием на ребенка, его назначения, выплаты и организации доставки в Ивановской области…», утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 27.03.2012 года №101-п (далее Правил обращения за пособием на ребенка) установлено, что пособие назначается на основании обращения одного из родителей и необходимых документов. Согласно п.9.1 Правил обращения за пособием на ребенка к необходимым документам относится, в том числе и документ (сведения) о месте жительства ребенка и его совместном проживании с родителем. Если родитель, обратившийся за назначением Пособия, и ребенок совместной регистрации не имеют, но проживают вместе фактически по месту жительства ребенка или родителя, факт их совместного проживания подтверждается актом обследования проживания семьи, составленным органом социальной защиты населения.

В соответствии с п.п.«а» п.11 Правил обязанность по запросу документа (информации) о месте жительства (пребывания) ребенка и его совместном проживании с родителем возлагается на орган социальной защиты населения в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 28 Правил установлено, что сумма пособия, излишне выплаченная по вине получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на выплату пособия) или в случае счетной ошибки органа социальной защиты населения, возмещается получателем добровольно или взыскивается в судебном порядке.

Законом Ивановской области от 29.06.2012 года №48-ОЗ «О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующего ребенка» (далее закон Ивановской области от 29.06.2012 года №48-ОЗ) установлено, что право на ежемесячную денежную выплату имеет семьи граждан Российской Федерации, место жительства которых находится на территории Ивановской области (ст.1).

В соответствии со ст.7 закона Ивановской области от 29.06.2012 года №48-ОЗ ежемесячная денежная выплата производится за счет средств областного бюджета, а также в пределах субсидий, выделенных из федерального бюджета на указанные цели.

Частью 2 ст.8 закон Ивановской области от 29.06.2012 года №48-ОЗ установлено, что излишне выплаченные суммы ежемесячной денежной выплаты удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения пособия на ребенка, исчисление его размера) либо в случае счетной ошибки.

В п.9 «Правил обращения за ежемесячной денежной выплатой семьям на третьего и последующих детей, ее назначения, выплаты и организации доставки в Ивановской области», утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 22.01.2013 года №8-п (далее Правил обращения за ежемесячной денежной выплатой) установлено, что ежемесячная денежная выплата назначается на основании заявления и необходимых документов.

Согласно п.п.«в» п.7 Правил обращения за ежемесячной денежной выплатой к необходимым документам относится, в том числе и документ, подтверждающий регистрацию заявителя и ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого поступило обращение за ежемесячной денежной выплатой, по месту жительства на территории Ивановской области.

Пунктом 16 Правил обращения за ежемесячной денежной выплатой установлено, что при выбытии гражданина на новое место жительства за пределы Ивановской области ежемесячная денежная выплата прекращается с месяца следующего за месяцем выбытия.

Законом Ивановской области от 14.01.2006 года №12-ОЗ «О реализации мер социальной поддержки по обеспечению полноценным питанием беременных женщин и кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет» (далее закон Ивановской области от 14.01.2006 года №12-ОЗ) установлено, что действие настоящего Закона распространяется на кормящих матерей, местом жительства которых является Ивановская область (ст.1).

В соответствии со ст.14 закона Ивановской области от 14.01.2006 года №12-ОЗ финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки по обеспечению полноценным питанием кормящих матерей осуществляется за счет средств бюджета Ивановской области.

Ст.12 закона Ивановской области от 14.01.2006 года №12-ОЗ установлено, что излишне выплаченные суммы денежной выплаты на питание удерживаются в установленном законодательством порядке.

В п.2 «Порядка назначения и выплаты денежных выплат на питание беременным женщинам и кормящим матерям и перечня предоставляемых для их назначения документов», утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 31.12.2009 года №380-п (далее Порядок назначения и выплат денежных выплат) установлено, что денежная выплата на питание назначается заявителю по месту пребывания, если место жительства находится на территории Ивановской области.

Согласно п.17 Порядка назначения и выплат денежных выплат установлено, что излишне выплаченные суммы денежной выплаты на питание по вине получателя или в случае счетной ошибки возмещаются добровольно или взыскиваются в судебном порядке.

Анализ вышеприведенных законов и нормативных актов позволяет прийти к выводу, что получаемые ответчиком пособия и денежные выплаты, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Ивановской области, подлежат выплате лицам, проживающим на территории Ивановской области, и соответственно подлежат удержанию в случае недобросовестного поведения получателя, заключающегося в сокрытии данных (предоставления недостоверных данных) влияющих на право назначения, получения и продления выплаты указанных пособий и денежных выплат. При этом обязанность по запросу документа (информации) о месте жительства (пребывания) ребенка и его совместном проживании с родителем возлагается на орган социальной защиты населения только в случае если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.

В судебном заседании установлено, что ответчик ФИО5 имеет троих несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 37-39).

В 2016 году ФИО5, зарегистрированная по адресу: <адрес>, обратилась в ТУСЗН по Юрьевецкому муниципальному району с заявлениями на предоставление государственных услуг, предусмотренных законодательством <адрес>, а именно:

- 16.08.2016г. за назначением ежемесячной денежной выплаты на питание кормящей матери, предусмотренной Законом Ивановской области от 14.01.2005г. №12-03 «О реализации мер социальной поддержки по обеспечению полноценным питанием беременных женщин и кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет»;

- 01.09.2016г. за назначением пособия на ребёнка, предусмотренного Законом Ивановской области от 21.12.2004г. №177-03 «О пособии на ребенка в Ивановской области», и ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей, предусмотренной Законом Ивановской области от 29.06.2012г. №48-03 «О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей».

При подаче заявлений ФИО5 письменно обязалась известить ТУСЗН по Юрьевецкому муниципальному району о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты.

На основании заявлений и пакета документов, принятых от ФИО5, ТУСЗН по Юрьевецкому муниципальному району вынесены следующие решения:

1. Решение от 17.08.2016г. о назначении ежемесячной денежной выплаты на питание кормящей матери с 01.03.2016г. в размере 70,80 руб. В соответствии с законом Ивановской области от 07.12.2016г. №112-03 «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» с 01.01.2017г. с учетом индекса 1,01 размер денежной выплаты составил 71,51 руб.

Денежная выплата произведена за период с 01.03.2016г. по 31.03.2017г. в сумме 922 рублей 53 копеек.

2. Решение от 14.09.2016г. о назначении пособия на ребенка на троих детей с 01.03.2016г. по 31.08.2017г. в размере 236,00 руб. ежемесячно на каждого ребенка.

В соответствии со ст.7 Закона Ивановской области от 21.12.2004г. №177-03 «О пособии на ребенка в Ивановской области» получатели пособия на ребенка обязаны ежегодно за месяц до истечения года, исчисляемого с месяца обращения за назначением указанного пособия либо с месяца обращения за подтверждением права на его дальнейшее получение, представлять документы, подтверждающие право на дальнейшую выплату пособия на ребенка. 11.08.2017г. ФИО5 обратилась в Управление для подтверждения права на дальнейшую выплату пособия, представив при этом заявление и пакет документов.

Решением Управления от 15.08.2017г. было назначено пособие на ребенка на троих детей с 01.09.2017г. по 31.07.2018г. в размере 238,36 руб. ежемесячно на каждого ребёнка.

Выплата пособия произведена за период с 01.03.2016 г. по 31.07.2018г. в сумме 20871 рублей 69 копеек.

3. Решение от 12.09.2016г. о назначении ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей в соответствии с Законом Ивановской области от 29.06.2012г. №48-03 «О ежемесячной денежной выплате семьям на третьего и последующих детей» с 01.09.2016г. в размере 9181,00 руб.

Право на получение ежемесячной денежной выплаты ежегодно подтверждается получателем путем представления всех необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

11.08.2017г. и 21.08.2018г. ФИО5 обратилась в Управление для подтверждения права на дальнейшую выплату ежемесячной денежной выплаты, представив при этом заявления и пакет документов.

Решением Управления от 15.08.2017г. была назначена ежемесячная денежная выплата на третьего ребёнка с 01.09.2017г. в размере 9506,00 руб.;

Решением Управления от 24.08.2018г. была назначена ежемесячная денежная выплата на третьего ребёнка с 01.09.2018г. в размере 10143,00 руб.

Выплата произведена за период с 01.09.2016г. по 31.12.2018г. в сумме 272 512 рублей 00 копеек.

В соответствии с законодательством Ивановской области, право на вышеуказанные пособия и выплаты, имеют граждане, место жительства которых находится на территории Ивановской области.

Получатели выплат несут ответственность за достоверность и полноту представляемых документов, обязанность по представлению которых на них возложена, и обязаны известить территориальный орган социальной защиты населения, который назначил выплаты, о наступлении обстоятельств, влияющих на прекращение предоставления выплат (смена места жительства).

При ежегодном обращении в Управление для подтверждения права на получение пособий и выплат ФИО5 представляла документы, содержащие заведомо недостоверные сведения, а именно справки о регистрации по месту жительства ФИО5 и членов ее семьи, выданные 11.08.2017г. и 15.08.2018г. МКУ«МФЦ «МОИ ДОКУМЕНТЫ» Юрьевецкого муниципального района.

25.12.2018г. ФИО5 обратилась в Управление для оформления удостоверения многодетной семьи. При рассмотрении документов ФИО5 установлено, что ФИО5 06.09.2016г. снята с регистрационного учета по месту жительства: <...> с 06.09.2016г. по 28.11.2018г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <...>.

27.12.2018г. Управлением был направлен запрос в Отдел социальной защиты населения Ново-Савинского района республики Татарстан. На основании ответа, полученного на вышеуказанный запрос, установлено, что в период с 01.09.2016г. по 31.12.2018г. ФИО5 являлась получателем мер социальной поддержки семей с детьми, установленных законодательством республики Татарстан.

По причине непредставления ФИО5 в 2016г. сведений о смене места жительства и представления ею в 2017, 2018 гг. документов, содержащих заведомо ложные сведения о месте жительства, образовалась переплата пособий и выплат.

Общий размер излишне выплаченных сумм пособий и выплат составил 279 673 рубля 62 копейки, в т.ч.:

- Ежемесячная денежная выплата на питание кормящей матери за период с 01.10.2016 года по 31.03.2017 года в размере 426 рублей 93 копеек;

- Пособие на ребенка за период с 01.10.2016 года по 31.07.2017 года в размере 15 915 рублей 69 копеек;

- Ежемесячная денежная выплата семьям на третьего и последующих детей за период с 01.10.2016 года по 31.12.2018 года в размере 263 331 рублей 00 копеек.

В соответствии со ст.8 Закона Ивановской области от 21.12.2007г. №177-03, ст.9 Закона Ивановской области от 29.06.2012г. №48-03, Законом Ивановской области от 14.01.2005г. №12-03 излишне выплаченные суммы пособия, ежемесячной денежной выплаты удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения пособий и выплат, исчисление их размеров).

27.12.2018г. Управлением ФИО5 были вручены уведомления о взыскании ежемесячной денежной выплаты на питание кормящей матери, пособия на ребёнка и ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей с предложением добровольно вернуть излишне полученные суммы пособия и выплат в течении месяца с момента получения уведомлений. Однако до настоящего времени денежные средства ответчиком не возвращены.

В ходе судебного разбирательства судом установлено, что в период с сентября 2016 года по 31.05.2017 года ответчик вместе с детьми была зарегистрирована и фактически проживала по адресу: <...>, что подтверждается ответом Отдела по вопросам миграции ОП №7 «Гагаринский» УМВД России по г.Казань от 07.03.2019 года №491 (л.д.171), адресной справкой Отдела по вопросам миграции МО МВД России «Кинешемский» от 15.03.2019 года (л.д.191), справками ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ», из которых видно, что с 13.08.2016 года по 04.06.2017 года дети ответчицы не посещали данное лечебное учреждение (л.д.207-209), пояснениями свидетеля ФИО7 о том, что ответчик с детьми в октябре 2016 года уехала к маме г.Казань и вернулась в г.Юрьевец в конце мая 2017 года, а также пояснениями самой ФИО5, признавшей данный факт в судебном заседании.

Судом установлено, что и в период с июня 2017 года по ноябрь 2018 года ответчик вместе с детьми также была зарегистрирована и фактически проживала по адресу: <...>, что подтверждается ответом Отдела по вопросам миграции ОП №7 «Гагаринский» УМВД России по г.Казань от 07.03.2019 года №491 (л.д.171), адресной справкой Отдела по вопросам миграции МО МВД России «Кинешемский» от 15.03.2019 года (л.д.191).

Данное обстоятельство подтверждается также справками ОБУЗ «Кинешемская ЦРБ» (л.д.207-209), из которых видно, что в указанный период времени дети ответчика посещали данное лечебное заведение в июне, августе, сентябре 2017 года, а затем не посещали его в течение оставшегося 2017 года, а также в течение первых семи месяцев 2018 года, после чего вновь возобновили посещения лечебного учреждения только начиная с августа 2018 года до конца года. Таким образом, согласно указанных медицинских справок, представленным самим ответчиком в качестве доказательств постоянного проживания в г.Юрьевец, установлено, что в 2017 году дети ответчика посещали лечебное учреждение г.Юрьевец с июня по сентябрь, то есть в течение 4-х месяцев подряд в году, а в 2018 году дети ответчика посещали лечебное учреждение г.Юрьевец с августа по декабрь, то есть в течение 5-ти месяцев подряд в году. Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что справки медицинского учреждения г.Юрьевец не подтверждают факт преимущественного проживания ответчика с детьми в г.Юрьевец в 2017 и 2018 годах, то есть продолжительностью более 6-ти месяцев в году.

Согласно справке УУМ ОУУП и ПДН ОЛ МО МВД России «Кинешемский» от 10.04.2019 года установлено, что со слов соседей ФИО5 вместе с детьми в течении 2016 и 2017 года проживала по адресу: <...>, в летний период времени, а с лета 2018 года по настоящее время проживает постоянно.

Также судом установлено, что в период с октября 2016 года по декабрь 2018 года ответчик получала субсидию-льготу на себя и детей по жилищно-коммунальным услугам по месту проживания в г. Казань, компенсацию на одного ребенка части родительской платы за его содержание в ДОУ г.Казань. При этом суд учитывает, что указанные выплаты производятся после предоставления доказательств понесенных затрат (квитанций) по оплате ЖКУ и оплате за содержание ребенка в ДОУ. Данные обстоятельства судом также расцениваются как доказательства постоянного (преимущественного) проживания ответчика с детьми в указанный период в г.Казань.

Кроме того, справки по оплате за электроэнергию в домах №1 и №1а по ул.Парижской коммуны в г.Юрьевец, также косвенно подтверждают длительное отсутствие ответчика в данных домах в спорный период, ввиду неравномерного потребления электроэнергии в течении 2016-2018 годов, и нерегулярной оплаты за потребленную электроэнергию.

Пояснения ответчика ФИО5, показания ее матери ФИО8 и свидетеля ФИО7 о том, что ответчик с детьми в период с июня 2017 года по ноябрь 2018 года постоянно проживала в г.Юрьевец, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, опровергаются вышеприведенными судом доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Доводы ФИО5 о том, что согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, а не место где он зарегистрирован, не имеют правового значения при рассмотрении настоящего спора, так как судом достоверно установлено, что ответчик вместе с детьми был зарегистрирован и постоянно (преимущественно) проживал в спорный период в одном и том же месте, а именно по адресу: <...>.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ответчик неправомерно получала на территории Ивановской области в спорный период вышеуказанные детские пособия.

Доводы ФИО5 о том, что орган выплачивающий пособия обязан запрашивать сведения о регистрации лица, подавшего заявление на выплату пособий на детей, и так как ТУСЗН по Юрьевецкому району этого не сделал, то переплата произошла по его вине, а значит такая переплата не подлежит взысканию, не основан на законодательстве и потому не может быть принят судом во внимание.

Сознательные действия ответчика по получению детских пособий в течение периода более двух лет одновременно в двух субъектах Российской Федерации, получение при этом пособия на ребенка, установленного Федеральным законом от 19.05.1995 года №81-ФЗ, дважды, судом расцениваются как недобросовестное поведение.

С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о наличии в действиях ответчика недобросовестности, поскольку ФИО5 своевременно не известила орган социальной защиты о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение их выплаты, в связи с чем исковые требования о взыскании излишне выплаченных сумм пособия на ребенка, ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей и ежемесячной денежной выплаты на питание кормящей материподлежат удовлетворению.

Поскольку требования истца, освобожденного от уплаты государственной пошлины за рассмотрение настоящего спора в соответствии с положениями ст.333.36 НК РФ, удовлетворены, то в силу содержания ст.ст.88, 103 ГПК РФ они подлежат взысканию с ответчика в доход бюджета Юрьевецкого муниципального района Ивановской области. Исходя из размера удовлетворенных требований, размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ФИО5, составляет 5996,73 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Территориального управления социальной защиты населения по Юрьевецкому муниципальному району к ФИО5 о взыскании излишне выплаченных пособия на ребенка, ежемесячной денежной выплаты семьям на третьего и последующих детей и ежемесячной денежной выплаты на питание кормящей матери удовлетворить.

Взыскать с ФИО5 в пользу Территориального управления социальной защиты населения по Юрьевецкому муниципальному району излишне выплаченные пособие на ребенка на троих детей за период с 01.10.2016 года по 31.07.2017 года в размере 15 915 рублей 69 копеек, ежемесячную денежную выплату семьям на третьего и последующих детей за период с 01.10.2016 года по 31.12.2018 года в размере 263 331 рублей 00 копеек и ежемесячную денежную выплату на питание кормящей матери за период с 01.10.2016 года по 31.03.2017 года в размере 426 рублей 93 копеек, а всего сумму 279 673 (двести семьдесят девять тысяч шестьсот семьдесят три) рубля 62 копейки.

Взыскать с ФИО5 в пользу бюджета Юрьевецкого муниципального района Ивановской области государственную пошлину в размере 5 996 (пять тысяч девятьсот девяносто шесть) рублей 73 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Пучежский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Павлов В.В.

Решение вынесено в окончательной форме 18 апреля 2019 года