ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-187/19 от 20.05.2019 Октябрьского городского суда (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 2019 года г. Октябрьск Самарской области

Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Бодрова Е.А., при секретаре Ганн А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании заработной платы при невыполнении норм выработки и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании заработной платы при невыполнении норм выработки и компенсации морального вреда.

Из иска усматривается, что истец ФИО1 работал с 2005 года на основании трудового договора <данные изъяты> в эксплуатационном локомотивном депо <адрес> структурного подразделения Куйбышевской дирекции тяги-структурного подразделения Дирекции тяги-филиала ОАО «РЖД» дирекции тяги. Поводом для обращения в суд послужило отсутствие оплаты за невыполнение нормы часов за декабрь месяц 2018 года. Так, при получении расчетных листов заработной платы за декабрь месяц 2018 года, за январь и февраль месяц 2019 года, истец обнаружил отсутствие оплаты за невыполнение нормы часов. 28.12.2018 года он обратился с заявлением к начальнику депо с просьбой произвести ему оплату за невыполнение нормы труда, но ответа не получил. 31.01.2019 года он обратился с заявлением с просьбой сделать перерасчет и произвести ему оплату согласно ч. 1 ст. 155 ТК РФ, но также ответа не получил. При норме 167 часов выработал 118,17 часа. Недоработка составила 48.83 часа. Руководитель отказался произвести вышеуказанную оплату. Истец считает, что невыполнение норм труда (неисполнение трудовых (должностных) обязанностей) произошло по вине работодателя, а действия его неправомерны, не соответствуют трудовому законодательству. Данное нарушение произошло в виду отсутствия регулировки нормы часов администрацией локомотивного депо и бездействия руководителя в создании необходимых условий для исполнения возложенных на него должностных обязанностей, оборудовании рабочего места в соответствии с Правилами технической эксплуатации (ПТЭ), Правилами охраны труда и техники безопасности, создании условий для безопасного и эффективного труда, чем грубо нарушаются нормы трудового законодательства, Коллективного и трудового договора. В декабре 2018 года истца трижды отправляли домой по устному указанию администрации: 12, 26 и 31 декабря. Кроме этого руководство отправляло его работать на неисправные локомотивы, которые он вынужден был не принимать, так как работать на них запрещено. С 21 по 30 декабря 2018 года не принял электровозы ВЛЮу-030/196, 2ЭС6-538/543, 2ЭС6-770,720, ВЛЮу-440/087, ВЛ10к-1126/1027, ВЛ10ук-038/028, 2ЭС6-760 с наличием неисправностей, запрещающих приемку локомотивов по охране труда (СИЗ - средств жизнеобеспечения, пожарной сигнализации и т.д.), ПТЭ (правил технической эксплуатации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 года №286), некомплектности оборудования, отсутствия средств особого учёта (сигнальных принадлежностей, петард), неисправностей механической части. О всех случаях неприемки электровозов и причинах, истцом зарегистрировано в книге замечаний машиниста формы ТУ-137, согласно п. 47 должностной инструкции /р. В виду этих причин он не смог выполнить норму часов. При нормальном функционировании производства недоработка исключена и возможно даже выполнить до 192 часов в месяц. Истцом был сделан подробный расчет норм выработки. Истец считает, что в отношении него грубо нарушаются нормы конституционных и трудовых прав. Неправомерными действиями работодателя ему причинен моральный вред, испытывал нравственные страдание (эмоционально-волевые переживания, унижение, ущербность, подавленность, отчаяние, раздражение, гнев, бессонница и стресс).

В судебном заседании истец ФИО1 полностью подержал свои исковые требования по мотивам, изложенным в иске. При этом просил обязать ответчика произвести перерасчет заработной платы и взыскать в его пользу норму выработки за 48,83 часа, а также компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

Представитель истца ФИО3, действующий по доверенности, полностью поддержал позицию своего доверителя и просил его иск удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика - ОАО «РЖД» ФИО4, действующий по доверенности, в судебном заседании с требованиями истца о взыскании заработной платы при невыполнении норм выработки и компенсации морального вреда не согласился, посчитав их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. При этом он также показал, что согласно п.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта общего пользования, работа которых непосредственно связана с движением поездов, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.2016 №44, а соответствии со статьей 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других видах работ, где по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, в соответствии со статьей 104 ТК РФ допускается введение суммированного учета рабочего времени с учетным периодом, не превышающим одного года, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, три месяца. В случае, если по причинам сезонного и (или) технологического характера для отдельных категорий работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установленная продолжительность рабочего времени не может быть соблюдена в течение учетного периода продолжительностью три месяца, отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективным договором может быть предусмотрено увеличение учетного периода для учета рабочего времени таких работников, но не более чем до одного года. При этом продолжительность рабочего времени за учетный период не может превышать нормального числа рабочих часов. При этом в соответствии с п.37 данного нормативного акта работникам локомотивных и кондукторских бригад выходные дни (еженедельный непрерывный отдых) предоставляются в различные дни недели равномерно в течение месяца путем добавления 24 часов к расчетному времени отдыха, положенному после очередной поездки в рабочей неделе. В соответствии со статьей 110 ТК РФ продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не должна составлять менее 42 часов. Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может сокращаться, если по расчету она получается больше установленной. Дни еженедельного отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад предоставляются только в месте постоянной работы и объявляются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка. В рассматриваемом случае в Эксплуатационном локомотивном депо Октябрьск вопреки позиции Истца отсутствовал простой. Напротив, количество поездов по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года возросло. Вместе с тем, в данной ситуации норма труда в декабре 2018 года не была выполнена ФИО1, так как он не принимал локомотивы для дальнейшей поездки, то есть невыполнение норм труда явилось исключительно результатом действий самого работника, а не работодателя.

В судебном заседании зам. начальника эксплуатационного локомотивного депо по кадрам и социальным вопросам ФИО5 показал, что норма труда в декабре 2018 года не была выполнена по вине самого ФИО1, так как он имел реальную возможность выполнить норму выработки, но по надуманным причинам откалывался от поездки, указывая на технические неисправности локомотива, а отсутствие некоторых средств индивидуальной защиты. Таким образом, ФИО1 умышленно не принимал локомотивы для поездки, после его отказа локомотив продолжал своей рейс и они были доведены до места назначения, им не были указаны неисправности, при которых запрещена эксплуатация локомотива.

Суд, заслушав объяснения сторон, показания свидетеля и, исследовав материалы дела, пришел к следующему.

В силу ст.91 ТК РФ рабочее время - это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Согласно ст.163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся исправное состояние помещений, сооружений, машин, технологической оснастки и оборудования; условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.

Согласно ст. 160 ТК РФ нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.

В соответствии с ч.1 ст.155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.

В соответствии со ст. 72.2 ТК РФ простой - временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Согласно ст.157 ТК РФ время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 работал в ОАО «РЖД» по трудовому договору в должности <данные изъяты> в Эксплуатационном локомотивном депо Октябрьск структурного подразделения Куйбышевской Дирекции тяги структурного подразделения Дирекции тяги-филиала ОАО «РЖД».

Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка предприятия для локомотивных бригад установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 месяц и сменным режимом работы. График работы и отдыха для локомотивных бригад устанавливается на месяц и объявляется работнику под роспись за месяц до начала его действия.

Из расчетного листка за декабрь 2018 года следует, что при норме рабочего времени - 167 часов, ФИО1 отработано в указанном месяце 118,17 часа, то есть недоработка составила 48,83 часа, которая ему не оплачена.

Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу о том, что недоработку ФИО1 в декабре 2018 года допущена им по собственной инициативе, а не по вине работодателя.

Так, в декабре 2018 года истца трижды отправляли домой по устному указанию администрации, а именно12, 26 и 31 декабря. По утверждению истца руководство отправляло его работать на неисправные локомотивы, которые он вынужден был не принимать, так как работать на них запрещено. С 21 по 30 декабря 2018 года не принял электровозы ВЛЮу-030/196, 2ЭС6-538/543, 2ЭС6-770,720, ВЛЮу-440/087, ВЛ10к-1126/1027, ВЛ10ук-038/028, 2ЭС6-760 с наличием неисправностей, запрещающих приемку локомотивов по охране труда, а именно: средств жизнеобеспечения, пожарной сигнализации и правил технической эксплуатации.

В журнале технического состояния локомотива, моторвагонного подвижного состава Формы ТУ-152 за период с 21 по 24, с 27 по 30 декабря 2018 года <данные изъяты> ФИО1 были указаны неисправности, касающиеся санитарно-гигиенических норм, средств индивидуальной защиты и т.д. В частности им указано:

1) Частично разоборудована пожарная сигнализация-отрезаны провода в машинном отделении; 2) Реверсивно-селективная рукоятка неименная-не соответствует номеру локомотива; 3) Не работает стеклоочиститель каб. со стороны помощника машиниста, 4)Отсутствует освещение УФО; 5)Нет заземляющих кожухов электрооборудования автомата ВУ-45; 6)Заземляющие шунты не соответствуют нормам-стоят железные вместо медных со стороны машиниста и помощника машиниста кабины ,2; 7)Погнуты кожуха электрических печей; 8) Нет защитной шторки ПУ-037(панели управления); 9)3аземляющие шунты компрессора, мотор вентилятора, возбудителя не соответствуют нормам; 10)Сломана защитная крышка подводящего кабеля ГУ-1 кузова ; 11)Частично отсутствуют плафоны освещения кузовов; 12)Неопломбированы ВВК кузова ,2; 13)Нет заземляющего шунта пульта помощника машиниста кабины ; 14)Не закреплено к полу кресло помощника машиниста кабины ; 15)Нет диэлектрических перчаток; 16)Нет запасной лампы прожектора; 17)Нет средств индивидуальной защиты; 18)Нет ключей к входным дверям; 19)Разоборудована техническая аптечка; 20)Нет сигнальных принадлежностей; 21)Нет молотка; 22)Нет комплекта ключей для ремонта; 23)Нет защитных цепочек, предотвращающих открытие кранов напорной магистрали кузова 1,2; 24) Пожарная сигнализация частично разооборудована и т.д.

Однако наличие указанных неисправностей не относится к техническому состоянию самого локомотива как подвижного состава.

При анализе указанных неполадок, установлено, что они относятся лишь к технике безопасности и средствам индивидуальной защиты, то есть вопросам охраны труда, а не относятся к неисправностям локомотива, обеспечивающих безопасную его эксплуатацию.

Факты наличия технической неисправности локомотива, которые истец не принимал для поездки, документально не подтверждено. В материалах дела имеются выписки из графика исполненного движения «Урал-ВНИИЖТ» за указанные период с 21 по 30 декабря 2018 года, в соответствии с которыми усматривается, что поезда были технически исправными и находились в пути следования до окончания маршрута.

Кроме того, при возникновении неисправностей электровоза истец ФИО1 должен был руководствоваться Распоряжением ОАО «РЖД» №2155-р от 29.10.2012 года «Об утверждении инструкции по учету локомотивов» (п.567) согласно которому:

...в случае возникновения неисправности локомотива рабочего парка, в результате которой он не имеет возможности вести поезд дальше, машинист сообщает об этом по радиосвязи дежурному по станции, а также производит запись в «Журнале технического состояния локомотива» формы ТУ-152.

Дежурный по станции отмечает в автоматизированной системе ведения и анализа исполненного графика движения поездов факт выявления неисправности локомотива, с одновременной регистрацией автоматически сформированного в АС ЭТД «Акта неисправности локомотива» формы ТУ-181 ЭТД, а также производит запись в «Журнале движения поездов» формы ДУ-2.

Дежурный по станции сообщает по радиосвязи машинисту локомотива номер акта формы ТУ-181 ЭТД, который в свою очередь фиксирует ее в журнале формы ТУ-152 и в маршруте машиниста формы ТУ-3 ВЦУ. Аналогичным порядком оформляется выявленная в процессе приемки/сдачи локомотивной бригадой или во время ожидании работы неисправность локомотива при нахождении его на путях станции. Регистрация акта в АС ЭТД формы ТУ-181 ЭТД автоматически изменяет в АБД ТПС показатель «состояние локомотива» и локомотив учитывается в неэксплуатируемом парке. При этом к учету нахождения локомотива в эксплуатируемом парке принимается время от начала приемки локомотива (с.230) до момента регистрации акта формы ТУ-181 ЭТД. При этом на локомотив составляется акт установленной формы совместно с представителями ремонта и владельцем локомотива, для подтверждения его неисправности и передачи в ЦУТР ВЛ для издания приказа о передислокации электровозов в ремонт.

Указанная процедура и порядок действий истцом ФИО1, не был соблюден, указанные по его мнению неисправности объективного подтверждения не нашли, то есть он по надуманным основаниям отказывался следовать в рейс, что и привело к недоработке нормы часов.

В соответствии с п. 24 Правил технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 года №286:

Не допускается выпускать локомотивы, моторвагонный железнодо­рожный подвижной состав и специальный самоходный подвижной состав, если имеется, хотя бы одна из следующих неисправностей:

- неисправность прибора для подачи звукового сигнала;

- неисправность пневматического, электропневматического, элек­трического, ручного тормозов или компрессора;

- неисправность или отключение хотя бы одного тягового электро­двигателя;

- неисправность привода передвижения;

-неисправность вентилятора холодильника дизеля, тягового элект­родвигателя или выпрямительной установки;

- неисправность автоматической локомотивной сигнализации или устройств безопасности;

- неисправность скоростемера и регистрирующего устройства;

- неисправность устройств поездной радиосвязи;

- неисправность устройств станционной радиосвязи (на локомоти­вах, предназначенных для производства маневровых работ);

- неисправность радиоэлектронных средств передачи данных на локомотивах, моторвагонном железнодорожном подвижном составе и специальном самоходном подвижном составе, оборудованном система­ми управления движением и контроля, использующими радиоканал в качестве среды передачи данных;

- неисправность связи «пассажир-машинист» на моторвагонном железнодорожном подвижном составе;

- неисправность автосцепных устройств, в том числе обрыв цепочки расцепного рычага или его деформация;

- неисправность системы подачи песка;

-неисправность прожектора, буферного фонаря, освещения, контрольного или измерительного прибора;

- трещина в хомуте, рессорной подвеске или коренном листе рессоры излом рессорного листа;

-трещина в корпусе буксы;

- неисправность буксового или моторно-осевого подшипника; отсутствие или - - -

- неисправность предусмотренного конструкцией предохранительного устройства от падения деталей на железнодорожный путь;

- трещина или излом хотя бы одного зуба тяговой зубчатой передачи;

- неисправность кожуха зубчатой передачи, вызывающая вытекание смазки;

-неисправность защитной блокировки высоковольтной камеры;

- неисправность токоприемника;

- неисправность средств учета электроэнергии;

- неисправность средств пожаротушения или автоматической пожарной сигнализации мотор-вагонного железнодорожного подвижного состава;

- неисправность устройств защиты от токов короткого замыкания, перегрузки и перенапряжения, аварийной остановки дизеля;

- появление стука, постороннего шума в дизеле;

- неисправность питательного прибора, предохранительного клапана, водоуказательного прибора, течь контрольной пробки огневой коробки котла паровоза;

- отсутствие защитных кожухов электрооборудования;

- неисправность гидродемпферов, аккумуляторной батареи;

- неисправность запорных устройств или контроля закрывания входных дверей моторвагонного железнодорожного подвижного состава;

- неисправность стопорных и предохранительных устройств приведения рабочих органов специального самоходного подвижного состава в транспортное положение, предусмотренное их конструкцией;

- неисправность кодового бортового датчика системы автоматической идентификации с любой стороны подвижной единицы;

- неисправность систем автоведения моторвагонного железнодорожного подвижного состава;

- неисправность системы автоматизированного вождения грузовых поездов и поездов повышенной массы и длины при наличии;

- неисправность системы регистрации и анализа параметров работы подвижного состава при наличии;

- неисправность системы определения географической координаты местоположения при наличии;

- неисправность системы учета расхода дизельного топлива при на­личии;

-неисправность систем информирования машиниста о расписании и энергооптимальной скорости движения поезда при наличии.

Анализируя вышеизложенные неисправности, которые прямо запрещают выпуск локомотива в рейс, суд пришел к выводу, что при приемки локомотива ФИО1 ни одно из указанных неисправностей обнаружено не было, что позволяет полагать, что он намеренно не принимал локомотив и по этой причине допустил недоработку нормы выработки в декабре 2018 года.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии вины работодателя ОАО "РЖД" в невыполнении месячной нормы выработки истца, данная недоработка произошла по его вине, то есть работника, посему в иске следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОАО «Российские железные дороги» о взыскании заработной платы при невыполнении норм выработки и компенсации морального вреда, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение месяца.

Председательствующий: судья = Е.А. БОДРОВ =