ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-187/19 от 24.01.2019 Кологривского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-187/2019

УИД: 44RS0024-01-2019-000249-35

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Кологрив 01 ноября 2019 года

Кологривский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Смирнова П.Р.,

с участием помощника прокурора Кологривского района Воронина Д.В.,

при секретаре Котиковой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кологривского района в интересах неопределенного круга лиц, а так же муниципальных образований к муниципальному учреждению культуры «Кологривская централизованная библиотечная система» с требованием обязать ответчика в срок до 1 февраля 2020года заключить договор со специализированной организацией на переработку (утилизацию) люминесцентных ламп,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кологривского района обратился в интересах неопределенного круга а так же муниципального образования городское поселение город Кологрив Кологривского муниципального района Костромской области с иском к МУК «Кологривская централизованная библиотечная система» с требованием обязать ответчика в срок до 1 февраля 2020года заключить договор со специализированной организацией на переработку (обезвреживание) люминесцентных ламп.

В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в области обращения с отходами в деятельности МУК «Кологривская централизованная библиотечная система» (далее - библиотека), в ходе которой установлено, что библиотекой утилизация люминесцентных ламп надлежащим образом не обеспечена.

Соссылкой на: ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", ст. 4, ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», положения федерального классификационного каталога отходов, ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пункты 13,14,19 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, (утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010г. №681) указывает, что при проверке установлено, что библиотекой допускаются нарушения в части утилизации люминесцентных ламп, а именно не заключен договор ос специализированной организацией, осуществляющей переработку и утилизацию люминесцентных ламп.

По факту выявленных нарушений прокуратурой района 19 августа 2019 года №295/12-2019 вносилось представление в адрес директора библиотеки. Однако нарушения до настоящего момента не устранены.

Согласно полученному ответу директора библиотеки от 18 августа 2019года, заключить договор не представляется возможным в виду отсутствия запланированных денежных средств в бюджете на 2019г.

Несоблюдение МУК «Кологривская централизованная библиотечная система» Правил при уничтожении люминесцентных ламп может повлечь загрязнение окружающей среды, а также создает риск возникновения чрезвычайной ситуации и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.

Согласно ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор обратился в суд с данным иском в защиту прав граждан, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а так же муниципальных образований.

В судебном заседании помощник прокурора Воронин Д.В. иск поддержал по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика директор МУК «Кологривская централизованная библиотечная система» ФИО1 просила рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В заявлении, представленном в суд указала, что МУК «Кологривская централизованная библиотечная система» признает предъявленный иск в полном объеме (л.д.14).

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "Об отходах производства и потребления", право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.

Согласно ст. 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов", люминесцентные лампы (ртутьсодержащие) относятся к отходам 1 класса опасности (чрезвычайно опасные).

В соответствии с ч. 9 ст. 10 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка или размещение которых может повлечь за собой причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 №681, утверждены Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (далее - Правила).

Данный документ обязателен для применения всеми юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы.

Согласно п. 9 Правил, сбор отработанных ртутьсодержащих ламп у потребителей отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации.

В соответствии с п.13, Правил, размещение отработанных ртутьсодержащих ламп в целях их обезвреживания, последующей переработки и использования переработанной продукции осуществляется специализированными организациями.

Как следует из п. 14 Правил, хранение отработанных ртутьсодержащих ламп производится в специально выделенном для этой цели помещении, защищенном от химически агрессивных веществ, атмосферных осадков, поверхностных и грунтовых вод, а также в местах, исключающих повреждение тары.

Пунктом 19 Правил установлено, что обезвреживание отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляется специализированными организациями, осуществляющими их переработку методами, обеспечивающими выполнение санитарно-гигиенических, экологических и иных требований.

В соответствии с п. 21 Правил, использование отработанных ртутьсодержащих ламп осуществляют специализированные организации, ведущие их переработку, учет и отчетность по ним.

В ходе проверки на запрос прокуратуры от 08 августа 2019 года № 56 МУК «Кологривская централизованная библиотечная система» сообщено, что учреждением используются люминесцентные лампы, однако договор на переработку и утилизацию люминесцентных ламп между библиотекой и специализированной организацией не заключен. Таким образом, при проверке прокуратурой установлено, что библиотекой утилизация люминесцентных ламп надлежащим образом не обеспечена.

Как следует из материалов дела, по факту выявленных нарушений прокуратурой района 19 августа 2019 года в адрес директора библиотеки направлено представление с требованием принять незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений.

В ответе директора МУК «ЦБС» ФИО1 от 18 сентября 2019 года на представление прокурора указано, что заключить договор не представляется возможным в виду отсутствия запланированных денежных средств в бюджете на 2019год.

Несоблюдение МУК «Кологривская централизованная библиотечная система» Правил при уничтожении люминесцентных ламп может повлечь загрязнение окружающей среды, а также создает риск возникновения чрезвычайной ситуации и ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.

Иск прокурора обоснован ссылками на действующее законодательство, подтверждается материалами дела.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск.

Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Ответчик иск признает. Суд установил, что заявление ответчика о признании иска сделано добровольно и, безусловно, соответствуют требованиям закона и не нарушают прав и интересов других лиц. Признание иска ответчиком соответствует требованиям закона, не нарушает права и законные интересы других лиц и может быть принято судом.

В соответствии с ч. 3 ст. 173ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Иск прокурора подлежит удовлетворениюв связи с признанием иска ответчиком и принятием этого признания судом.

При подаче иска прокурор был освобожден от уплаты государственной пошлины в размере <данные изъяты>. В соответствии с положениями ч. 1 статьи 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Ответчик МУК «Кологривская централизованная библиотечная система» обратился с ходатайством об освобождении от уплаты госпошлины в связи тяжелым материальным положением. Обсудив ходатайство, суд считает возможным в соответствии с пунктом 2 статьи 333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения ответчика, освободить его от уплаты госпошлины, подлежащей взысканию.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кологривского района удовлетворить.

Обязать муниципальное учреждение культуры «Кологривская централизованная библиотечная система» в срок до 1 февраля 2020 года заключить договор со специализированной организацией на переработку (утилизацию) люминесцентных ламп,

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Кологривский районный суд в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий - <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>в