ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-187/20 от 18.06.2020 Суворовского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 июня 2020 г. г. Суворов Тульской области

Суворовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Мясоедовой Р.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Морозовой О.Г.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика администрации МО Северо-Западное Суворовского района по доверенности ФИО2,

представителя ответчика администрации МО Суворовский район по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-187/2020 по иску ФИО1 к администрации МО Северо-Западное Суворовского района, администрации МО Суворовский район о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения на праве собственности взамен ранее занимаемому жилому помещению, непригодному для проживания,

установил:

ФИО1 обратился к администрации МО Северо-Западное Суворовского района, администрации МО Суворовский район с выше указанным иском, в обоснование которого указал, что ему на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности принадлежит 2-х комнатная <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., в <адрес> в <адрес>.

03.12.2019 истец обратился в администрацию муниципального образования Северо-Западное Суворовского района по вопросу переселения из аварийного жилья.

05.12.2019 администрацией муниципального образования Северо-Западное Суворовского района был дан ответ, из которого следует, что постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 16.02.2018, дом по вышеуказанному адресу признан аварийным и подлежит сносу. В региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», дом не вошел, так как признан аварийным и подлежит сносу после 01.01.2017. Вопрос по отселению дома по вышеуказанному адресу будет рассматриваться по мере развития региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области.

25.12.2019 истец обратился к Губернатору Тульской области по вопросу переселения из аварийного жилья.

17.01.2020 из Министерства строительства Тульской области получен ответ о том, что указанный жилой дом постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 16.02.2018 №134 признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.

В соответствии с Федеральным закон от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в программу переселения граждан из аварийного жилья на 2019-2025 годы подлежат включению МКД, признанные в установленном порядке аварийными до 01.01.2017, в связи, с чем правовых оснований для включения указанного жилого дома в действующую программу переселения не имеется.

Вопрос об улучшении жилищных условий граждан, проживающих в доме по указанному адресу, будет приниматься администрацией муниципального образования Суворовский район по мере разработки механизмов ликвидации жилищного фонда признанного аварийным после 1 января 2017 г., выделения финансирования на указанные цели.

Разъяснено право на обращение в администрацию муниципального образования Суворовский район для рассмотрения возможности постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий и предоставления жилого помещения маневренного фонда до момента расселения.

19.05.2017 усматривается, что истец обратился в Суворовское отделение АО «ТНС энерго Тула» с заявлением о заключении договора на снабжение электрической энергией объекта - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с начальными показаниями приборов учета <данные изъяты>, данное заявление принято и зарегистрировано. Собственником данного жилого помещения истец является с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, полагает довод администрации о том, что он не проживает или мне проживал, в спорном жилом помещении, надуманным и опровергается вышеуказанными документами.

Считает, что если дом признан аварийным и орган местной власти принял соответствующий нормативный акт о его расселении, жителям при переселении из ветхого и аварийного жилья должны быть предоставлены квартиры в соответствии с их правовым статусом.

На основании изложенного, ФИО1 просил обязать администрацию муниципального образования Суворовский район предоставить ему во внеочередном порядке другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте данного населенного пункта.

Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации МО Северо-Западное Суворовского района по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала, просила в иске отказать. Пояснила, что ФИО1 является собственником спорной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м. на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за .

Согласно п. 3 договора купли-продажи стоимость квартиры составила 30000 рублей. Согласно п. 5 договора купли-продажи покупатель удовлетворен качественным состоянием квартиры, установленным путем внутреннего осмотра квартиры перед заключением данного договора, и не обнаружил при осмотре каких-либо дефектов и недостатков, о которых ему не сообщила продавец и принимает ее в таком состоянии, в каком она есть на момент подписания данного договора.

В своем исковом заявлении истец приводит ссылки на нормы права для переселения граждан из непригодных жилых помещений, проживающих в жилом помещении на основании договора социального найма, несмотря на то, что он является собственником жилого помещения.

В 2019 году администрацией МО Северо-Западное Суворовского района осуществлялось расселение в соответствии с Порядком предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области местным бюджетам на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, требующих первоочередного расселения, утвержденного постановлением Правительства Тульской области от 12.08.2019 №362. Согласно вышеуказанного постановления, расселению подлежат граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, расположенном в многоквартирном аварийном доме, требующем первоочередного расселения.

В жилом помещении по указанному выше адресу истец не проживал, что, по мнению представителя ответчика, подтверждается справкой из лицевого счета АО «ТНС энерго Тула». Просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика администрации МО Суворовский район по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала и просила в иске отказать. Дополнительно пояснила, что ФИО1 является собственником спорного жилого помещения, с 28.04.2017.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 16.02.2018 № 134 «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу».

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия жилищно-коммунального хозяйства», в рамках региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области переселению подлежат граждане, проживающие в аварийных домах признанные в установленном порядке до 01.01.2017, соответственно в действующую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда дом не вошел.

Расселение граждан, фактически проживающих в аварийном жилом фонде требующем первоочередного расселения, производилось в 2019 году в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 12.08.2019 №326 «Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области местным бюджетам на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, требующих первоочередного расселения».

Для формирования заявки на получение иного межбюджетного трансферта в министерство строительства Тульской области представлен пакет документов согласно п. 4 данного Порядка. В подп. 6 данного перечня указан акт осмотра на предмет фактического проживания граждан по состоянию на 01.07.2019, с приложением выписок из лицевых счетов потребителя электроэнергии. Подтвердить факт проживания гражданина ФИО1 в своем жилом помещении не удалось.

Вопрос по расселению оставшихся жилых помещений в аварийном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, будет рассматриваться по мере развития региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

В соответствие с распоряжением администрации муниципального образования Суворовский район от 21 августа 2019 г. -р установлен срок расселения граждан, проживающих в вышеуказанном аварийном доме до 31 декабря 2028 г.

Согласно пункту 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса РФ гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может быть предоставлено для временного проживания жилое помещение маневренного фонда. Однако истец с подобным заявлением в администрацию не обращался.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента строительства и жилищно- коммунального хозяйства по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался судом в установленном законом порядке. Возражений по иску не представлено.

Согласно ч.3 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, поскольку их права, не нарушаются.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.

В ст. 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.

Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения). В соответствии с пунктом 49 названного Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем возмещения за изымаемое жилое помещение.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи с ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ за , что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Жилой дом по вышеуказанному адресу в 2001 году включен в список ветхого и аварийного жилого фонда по муниципальному образованию Суворовский район, в соответствии с постановлением администрации муниципального образования «Суворовский район Тульской области» от 20.09.2001 № 412 «Об утверждении списка ветхого и аварийного жилого фонда по муниципальному образованию Суворовский район».

Постановлением главы муниципального образования Суворовский район № 1066 от 02.10.2008 «О внесении изменений в постановление главы администрации муниципального образования «Суворовский район Тульской области» от 20.09.2001 №412 «Об утверждении списка ветхого и аварийного жилого фонда по муниципальному образованию», вместо данного списка утвержден список непригодного для проживания, и жилищного фонда с высоким уровнем износа по муниципальному образованию.

Согласно п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления.

Как предусмотрено п.47 указанного Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абз.7 пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

На основании полученного заключения межведомственной комиссии орган местного самоуправления принял решение о признании вышеуказанного аварийным и подлежащим сносу.

Постановлением администрации муниципального образования Суворовский район от 16.02.2018 №134 многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия жилищно-коммунального хозяйства», в рамках региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области переселению подлежат граждане, проживающие в аварийных домах признанные в установленном порядке до 01.01.2017.

В действующую программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда дом не вошел, так как признан аварийным после 01.01.2017.

Из разъяснений, изложенных в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, следует, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст.32 Жилищного кодекса РФ).

Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Возмещение за жилое помещение определяется по правилам, установленным ч.7 ст. 32 ЖК РФ, согласно которой при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в ч. 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

При определении возмещения за изымаемое жилое помещение должны учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.

По общему правилу выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч.6 ст.32 ЖК РФ).

При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Выкупная цена подлежит взысканию с администрации МО Северо-Западное Суворовского района как с исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка под аварийным домом для муниципальных нужд.

После выплаты администрацией муниципального образования Северо-Западное Суворовского района указанного возмещения право собственности истца на спорное жилое помещение следует прекратить.

Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

В ч. 6 данной статьи указано, что возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Из ч. 9 данной статьи следует, что если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Кроме того, из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Согласно ответу администрации МО Северо-Западное Суворовского района №2423 от 05.12.2019 на обращение ФИО1 <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежит сносу, на основании постановления администрации муниципального образования Суворовский район от 16.02.2018. При этом, в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», дом не вошел, так как признан аварийным и подлежит сносу после 01.01.2017. Первоочередному расселению подлежат граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, расположенном в многоквартирном аварийном доме, в соответствии с утвержденным постановлением Правительства Тульской области от 12.08.2019 №362 порядком предоставления иных межбюджетных транссфертов из бюджета Тульской области местным бюджетам на обеспечение жилищных прав граждан. Поскольку истец в спорном жилом помещении постоянно не проживает, то вопрос по его отселению из дома по вышеуказанному адресу будет рассматриваться по мере развития региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Тульской области.

Согласно ответу Министерства строительства Тульской области от 17.01.2020 расселение граждан, фактически проживающих в аварийном жилом фонде требующем первоочередного расселения, производилось в 2019 году в соответствии с постановлением правительства Тульской области от 12.08.2019 №326 «Об утверждении Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области местным бюджетам на обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в аварийных домах, требующих первоочередного расселения». В поданной администрацией муниципального образования Суворовский район заявке на выделение денежных средств на расселение аварийных домов, в том числе на жилой дом по вышеуказанному адресу, <адрес> данного дома в списке отсутствует. Отбор муниципальных образований на предоставление межбюджетных трансфертов осуществлялся комиссией на основании заявок, представленным муниципальными образованиями. Одним из критериев отбора является фактическое проживание граждан в аварийном доме.

По информации муниципального образования Суворовский район истец в указанной квартире не проживает, в связи с чем, указанная квартира в список на первоочередное расселение не включена.

Вопрос об улучшении жилищных условий граждан, проживающих в доме по указанному адресу, будет приниматься администрацией муниципального образования Суворовский район по мере разработки механизмов ликвидации жилищного фонда признанного аварийным после 1 января 2017 г., выделении финансирования на указанные цели.

Из справки ГУ ТО <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о недвижимом имуществе, расположенном на территории г. Тулы и Тульской области, и зарегистрированных на него правах за ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.

Согласно справке администрации МО Северо-Западное Суворовского района от 21.02.2020 №<данные изъяты> ФИО1 зарегистрирован в спорном жилом помещении с 15.05.2017.

С заявлением о заключении договора на снабжение электрической энергией спорного жилого помещения ФИО1 обратился в АО «ТНС энерго Тула» 19.05.2017.

Согласно данным АО «ОЕИРЦ» ответ от 21.02.2020 , начисления по адресу: <адрес> по услугам отсутствуют, аналогичные сведения представлены в выписке по лицевому счету за февраль 2020 г. МКП «Город».

Данные обстоятельства объективно свидетельствуют о том, что ФИО1 приобрел квартиру в непригодном для фактического проживания состоянии, и с момента приобретения в данном жилом помещении не проживал.

Согласно пункту 3.1 ст. 95 Жилищного кодекса РФ гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может быть предоставлено для временного проживания жилое помещение маневренного фонда.

С заявлением администрацию муниципального образования Суворовский район для рассмотрения возможности постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищный условий и предоставления жилого помещения маневренного фонда до момента расселения истец так же не обращался.

Как указано выше, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в аварийном доме, т.е. выплата выкупной стоимости за жилое помещение, регламентировано статьей 32 Жилищного кодекса РФ и не предусматривает предоставление жилого помещения.

На основании пункта 10 вышеуказанной статьи признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является основанием для предъявления требования к собственникам помещений в указанном доме о сносе или реконструкции в разумный срок.

При этом, в действующем законодательстве отсутствует норма, указывающая на конкретный срок, который должен пройти с момента признания дома аварийным до предъявления требования о сносе, вынесения уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка и выкупе жилых помещений.

В соответствие с распоряжением администрации муниципального образования Суворовский район от 21 августа 2019 года -р установлен срок расселения граждан, проживающих в вышеуказанном аварийном доме до 31 декабря 2028 г.

Как пояснила в судебном заседании представитель ответчика администрации МО Северо-Западное Суворовского района ФИО2 решения об изъятии квартиры у ее собственника в соответствии с ЖК РФ, администрацией не принималось.

Как разъяснено в п.п.20,22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (ч.2 ст.32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч.3 ст.32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (ч.4 ст.32 ЖК РФ).

При этом, исходя из положений ч.4 ст.32 ЖК РФ, юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления.

Процедура, установленная п.10 ст.32 ЖК РФ и предшествующая выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащем сносу жилом доме, по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требований о сносе дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, ответчиками в отношении <адрес> не начата. При этом возможность соблюдения данной процедуры не утрачена, указанный жилой дом признан аварийным 16.02.2018, не снесен.

Указанное постановление администрации МО Суворовский район от 16.02.2018г. №134 незаконным не признано, не отменено. Решения суда о признании незаконным бездействия администрации МО Суворовский район или администрации МО Северо-Западное Суворовского района по реализации мероприятий, предусмотренных ч.10 ст.32 ЖК РФ, необходимых для изъятия и выкупа жилого помещения, принадлежащего истцу, не имеется.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, в свою очередь истцом не представлено доказательств нарушения его прав ответчиками.

При указанных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований истца, о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения на праве собственности взамен ранее занимаемому жилому помещению расположенному в аварийном и подлежащем сносу доме, без соблюдения предусмотренной законом процедуры изъятия у собственника жилого помещения, в настоящее время нет.

Учитывая изложенное, установленные судом обстоятельства, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности во взаимосвязи с указанными нормами действующего законодательства суд приходит к выводу о необоснованности заявленных истцом требований, в связи с чем, полагает правильным отказать в их удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых ФИО1 к администрации МО Северо-Западное Суворовского района, администрации МО Суворовский район о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения на праве собственности взамен ранее занимаемому жилому помещению, непригодному для проживания – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Суворовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято судом 29 июня 2020 г.

Председательствующий-