Дело № 2-187/2014
Решение в окончательной форме принято 11 июня 2014 г.
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации 06 июня 2014 г. р.п. Охотск
Охотский районный суд Хабаровского края
в составе: единолично, председательствующий судья Джерелейко Н.Н.,
при секретаре Гориной Е.М.,
с участием ст. помощника прокурора Охотского района Сосниной О.А., ответчика – и.о. капитана Охотского морского порта «Охотск» Егорочкина Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к капитану морского порта «Охотск» о признании недействительной регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета,
УСТАНОВИЛ:
Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в суд с иском к капитану морского порта «Охотск», указав, что в Охотском морском порту прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности мореплавания, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства в части регистрации маломерных судов. На основании заявления представителя ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова» капитаном морского порта Охотск в Государственном судовом реестре морского порта Охотск 10.04.2013 зарегистрировано судно «ОК-0283», тип и назначение судна - маломерное транспортное, длина 23,8 м, ширина 6,5 м, высота борта 2,2 м, принадлежащее на праве собственности ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова», как маломерное.
На основании регистрационных действий судовладельцу капитаном морского порта Охотск выдан судовой билет от 10.04.2013 № 020345.
Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.7 КТМ РФ под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.
Суда, длина которых превышает двадцать метров, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации, в соответствии со ст. 35 КТМ РФ - капитанами морских портов.
В силу ст. 22 КТМ РФ классификация морских судов осуществляется Российским морским регистром согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 121 «Об определении организации, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном реестре судов».
Принимая во внимание тот факт, что судно «ОК-0283» имеет длину более 20 метров (23,8 М), то оно не подлежит регистрации в реестре маломерных судов, а также не может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре как маломерное.
В соответствии с п. 19 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных приказом Минтранса России от 09.12.2010 № 277, регистрация судов и прав на них производится в следующем порядке: прием документов, необходимых для регистрации и отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, регистрация таких документов с обязательным приложением документа об оплате регистрации; правовая экспертиза документов; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данное судно, а также основания для отказа или приостановления регистрации судов и прав на них; внесение записей в Государственный судовой реестр при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления регистрации судов и прав на них; выдача документов, подтверждающих регистрацию судов и прав на них.
В силу п. 39 данных Правил в регистрации судна и прав на него отказывается в случае, если, в частности, документы, представленные на регистрацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, при регистрации судна «ОК-О283», имеющего длину более 20 метров (23,8 М), и следовательно, не являющегося маломерным, капитаном порта Охотск должно было быть отказано в регистрации указанного судна в установленном законом порядке.
Регистрация судна в Государственном судовом реестре как маломерного, таковым не являющегося, противоречит принципу верховенства закона в Российской Федерации, поскольку нарушает ст.7 КТМ РФ.
В соответствие с положениями ч. 3 ст. 33 КТМ РФ государственная регистрация судна может быть оспорена только в судебном порядке.
Эксплуатация данного судна, зарегистрированного с нарушением требований законодательства, не отвечает требованиям безопасности, что может привести к происшествиям на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, эксплуатирующих данное судно, а также иные суда на прилегающей водной акватории, поскольку законодателем намерено отдельно выделен такой тип судов, как маломерные, к которым предъявляются более либеральные требования обеспечения безопасности, о чем свидетельствует, в частности, перечень судовых документов, обязанных находиться на борту судна, утвержденный ст. 25 (для не маломерных) и ст. 27 (для маломерных) КТМ РФ.
Просил признать регистрацию в Государственном судовом реестре морского порта Охотск судна «ОК-О283», 1969 года постройки, длиной 23,8 м, шириной 6,5 м, с высотой борта 2,2 м, принадлежащего 3АО «Рыболовецкая компания имени Вострецова», в качестве маломерного судна незаконной, а также признать недействительным выданный судовладельцу - ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова» судовой билет на указанное судно от 10.04.2014 г.
Ответчик – капитан Охотского морского порта в письменном отзыве по иску указал, что согласно п. 5 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ судно подлежит регистрации в Государственном судовом реестре за исключением маломерных, используемых в некоммерческих целях.
Согласно п. 1 ст. 24 КТМ РФ класс судну присваивает российские организации (в данном случае – Российский морской регистр судоходства), уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов и, согласно п. 2 ст. 24 КТМ РФ, выдают классификационное свидетельство.
Согласно п.2 ст.27 КТМ РФ судовой билет удостоверяет право плавания под Государственным флагом РФ, право собственности и годность судна к плаванию.
Согласно письму Минтранса РФ от 09.07.2013 г. № ОВ-24/7816, разъясняющим порядок государственной регистрации маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС РФ, регистрация осуществляется на основании заявления собственника, судового билета, подтверждения ГИМС МЧС РФ об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов. После регистрации в Государственном судовом реестре судно предъявляется уполномоченной организации (в данном случае РС) для освидетельствования.
В нашем случае заявителю был выдан судовой билет С № 020345 заполненный не полностью, только для предъявления в РС. После освидетельствования РС выдает акт классификации и освидетельствования с указанием подтверждения класса, как маломерное, ограничением в плавании и прочими данными, которые переносятся в судовой билет капитаном морского порта, а также (РС) ставит отметку в судовом билете о прохождении осмотра и сроке следующего освидетельствования.
Судовладелец к капитану порта не обратился, акт классификации не представил.
Данное судно не имеет право плавать так как не имеет должных документов.
Если РС не подтвердит класс, как маломерное - судовой билет будет изъят, и судовладелец будет обязан зарегистрировать плавсредство, как обычное судно, но только после предъявления в РС, или исключить плавсредство из Государственного судового реестра.
В судебном заседании ответчик заявленные доводы поддержал в полном объеме, пояснив, что ранее указанное в иске судно было зарегистрировано в установленном законом порядке уполномоченным органом – государственной инспекцией маломерных судом МЧС РФ – в качестве маломерного, состояло в соответствующем реестре. С мая 2012 г. в связи с внесением изменений в КТМ РФ было изменены критерии отнесения судна к категории маломерного. Кроме того, Вышеуказанным письмом Минтранса РФ от 09.07.2013 г. № ОВ-24/7816 было установлено, что на переходный период суда, ранее зарегистрированные в качестве маломерных, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре только по предъявлению заявления собственника, судового билета и подтверждения ГИМС МЧС РФ об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов. Проверка указанных документов проведена, нарушений не имелось, полагал что в связи с этим, оснований к отказу в регистрации судна у него не имелось. Выданный ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова» судовой билет не заполнен полностью и не дает основания для плавания судна, в связи с чем нарушений прав неопределенного круга лиц не усматривается.
ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова», привлеченное для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, со стороны ответчика, в письменном мнении по иску указало, что с иском не согласно по следующим основаниям.
В соответствии с абз.2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) морские суда и суда внутреннего водного плавания относятся к недвижимому имуществу, подлежащему государственной регистрации. Право собственности на судно и право плавания под Государственным флагом РФ возникает с момента государственной регистрации (п. 1. ст. 131 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 Кодекса Торгового мореплавания Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 33 КТМ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: 1) Государственном судовом реестре; 2) реестре маломерных судов; 3) бербоут-чартерном реестре; 4) Российском международном реестре судов; 5) реестре строящихся судов. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов.
Статьей 35 КТМ РФ предусмотрено, что государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.
Согласно п.2 ст. 27 КТМ РФ судовой билет удостоверяет право плавания под Государственным флагом РФ, право собственности и годность судна к плаванию.
Письмом Минтранса РФ от 09.07.2013 г. № ОВ-24/7816, разъяснен порядок государственной регистрации маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС РФ, регистрация осуществляется на основании заявления собственника, судового билета, подтверждения ГИМС МЧС РФ об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов. После регистрации в Государственном судовом реестре судно предъявляется уполномоченной организации (в данном случае PC) для освидетельствования.
В нашем случае был выдан судовой билет С № 020345 заполненный не полностью, только для предъявления в PC. После освидетельствования PC выдает акт классификации и освидетельствования с указанием подтверждения класса, как маломерное, ограничением в плавании и прочими данными, которые переносятся в судовой билет капитаном морского порта, а также (PC) ставит отметку в судовом билете о прохождении осмотра и сроке следующего освидетельствования.
Поскольку ЗАО «РК им. Вострецова» не обратилось к капитану порта и не представило акт классификации, судно «ОК-0283» не имеет право плавать. Однако, отсутствие права плавания не лишает Компанию права собственности на вышеуказанное судно. Пункт 2 КТМ РФ право собственности, их возникновение, переход и прекращение, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов.
В дополнении к иску Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор указал что полагает возражения ответчика и третьего лица несостоятельными, поскольку после внесения изменений в КТМ РФ одним из критериев маломерности судна является его длина. До принятия указанных изменений судно «ОК-0283» могло быть зарегистрировано в реестре маломерных судов в ГИМС МЧС России. После внесения изменений данное судно не попадает под понятие маломерного и должно быть зарегистрировано либо в Государственном судовом реестре, либо в Российском международном реестре судов. Письмо Минтранса РФ от 09.07.2013 г. № ОВ-24/7816 не имеет большей юридической силы, чем КТМ РФ или Правила регистрации судов и прав на них в морских портах, утв. приказом Минтранса России от 09.12.2010 г. № 277, во-вторых разъясняет порядок регистрации маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС России.
Поскольку судно ЗАО «РК им. Вострецова» по одному из своих критериев не попадает под понятие маломерного судна, данный порядок на него не распространяется.
Полагал, что указанное в иске судно должно было быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре морского порта Охотск в порядке, установленном Правилами регистрации судов и прав на них в морских портах, утв. приказом Минтранса России от 09.12.2010 г. № 277.
В данном случае, при правовой экспертизе принятых от судовладельца документов, установив, что данное судно не является маломерным, так как в ранее выданном судовом билете имеются сведения о размерах судна, капитан морского порта должен был отказать в регистрации данного судна как маломерного, предложив зарегистрировать его в Государственном судовом реестре в установленном порядке, выдав при этом свидетельство о праве собственности на судно, а также свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ.
Представитель прокуратуры Охотского района в судебном заседании иск поддержала, по доводам в нем изложенным, в том числе и в дополнении к иску.
Изучив доводы сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено то обстоятельство, что основании заявления представителя ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова» капитаном морского порта Охотск в Государственном судовом реестре морского порта Охотск 10.04.2013 зарегистрировано судно «ОК-0283», тип и назначение судна - маломерное транспортное, длина 23,8 м, ширина 6,5 м, высота борта 2,2 м, принадлежащее на праве собственности ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова», как маломерное.
На основании регистрационных действий судовладельцу капитаном морского порта Охотск выдан судовой билет от 10.04.2013 № 020345.
Федеральным законом № 36-ФЗ от 23.04.2012 года внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в том числе, в части определения понятия маломерного судна.
Статьей ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) предусмотрено, что под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать.
Таким образом, изменен критерий отнесения судна к категории маломерного.
Суда, длина которых превышает 20 метров, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре РФ в силу ст. 35 КТМ РФ -капитанами морских портов.
Сторонами не оспаривалось, что длина судна, являющегося предметом спора, более двадцати метров.
Следовательно, судно «ОК-0283» не подлежало регистрации в реестре маломерных судов, а также не могло быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре как маломерное.
То обстоятельство, что указанное судно ранее было зарегистрировано в ГИМС МЧС России в качестве маломерного, по мнению суда юридического значения не имеет, поскольку на момент такой регистрации – 04.06.2006 г., действовали иные нормы и критерии по отнесению судов к категории маломерных.
С момента вступления в силу Федерального закона № 36-ФЗ от 23.04.2012 судно подлежало регистрации в установленном порядке, соответственно к нему подлежали применению вновь установленные критерии для определения категории судна.
Суд полагает обоснованными доводы транспортного прокурора о том, что капитан морского порта, установив, что данное судно не является маломерным, так как в ранее выданном судовом билете имеются сведения о размерах судна, должен был отказать в регистрации данного судна как маломерного на основании п. 39 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных приказом Минтранса России от 09.12.2010 № 277, а также, предложить зарегистрировать его в Государственном судовом реестре в установленном порядке, выдав при этом свидетельство о праве собственности на судно, а также свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ.
С учетом выводов о незаконности регистрации указанного в иске судна в Государственном судовом реестре в качестве маломерного, суд полагает, что судовой билет, выданный судовладельцу от 10.04.2013 № 020345 подлежит признанию недействительным.
При таких условиях, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска и наличии оснований для его удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к капитану морского порта «Охотск» о признании недействительной регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета – удовлетворить.
Регистрацию судна «ОК-0283», 1969 года постройки, длиной 23,8 м, шириной 6,5 м, с высотой борта 2,2 м, принадлежащего ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова», в Государственном судовом реестре морского порта «Охотск» в качестве маломерного – признать незаконной, а судовой билет от 10.04.2013 г., выданный судовладельцу – ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова» на указанное судно – признать недействительным, со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Н.Н. Джерелейко