ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-187/2014 от 11.06.2014 Охотского районного суда (Хабаровский край)

  Дело № 2-187/2014

 Решение в окончательной форме принято 11 июня 2014 г.

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации    06 июня 2014 г. р.п. Охотск

 Охотский районный суд Хабаровского края

 в составе: единолично, председательствующий судья Джерелейко Н.Н.,

 при секретаре Гориной Е.М.,

 с участием ст. помощника прокурора Охотского района Сосниной О.А., ответчика – и.о. капитана Охотского морского порта «Охотск» Егорочкина Ю.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к капитану морского порта «Охотск» о признании недействительной регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета,

УСТАНОВИЛ:

 Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор обратился в суд с иском к капитану морского порта «Охотск», указав, что в Охотском морском порту прокуратурой проведена про­верка исполнения законодательства о безопасности мореплавания, в ходе ко­торой выявлены нарушения действующего законодательства в части регист­рации маломерных судов. На основании заявления представителя ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова» капитаном морского пор­та Охотск в Государственном судовом реестре морского порта Охотск 10.04.2013 зарегистрировано судно «ОК-0283», тип и назначение судна - ма­ломерное транспортное, длина 23,8 м, ширина 6,5 м, высота борта 2,2 м, при­надлежащее на праве собственности ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова», как маломерное.

 На основании регистрационных действий судовладельцу капитаном морского порта Охотск выдан судовой билет от 10.04.2013 № 020345.

 Вместе с тем, в соответствии с ч.3 ст.7 КТМ РФ под маломерным суд­ном понимается судно, длина которого не должна пре­вышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать.

 Суда, длина которых превышает двадцать метров, подлежат регистра­ции в Государственном судовом реестре Российской Федерации, в соответст­вии со ст. 35 КТМ РФ - капитанами морских портов.

 В силу ст. 22 КТМ РФ классификация морских судов осуществляется Российским морским регистром согласно постановлению Правительства Рос­сийской Федерации от 14.02.2012 № 121 «Об определении организации, осу­ществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистриро­ванных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном реестре судов».

 Принимая во внимание тот факт, что судно «ОК-0283» имеет длину бо­лее 20 метров (23,8 М), то оно не подлежит регистрации в реестре маломер­ных судов, а также не может быть зарегистрировано в Государственном су­довом реестре как маломерное.

 В соответствии с п. 19 Правил регистрации судов и прав на них в мор­ских портах, утвержденных приказом Минтранса России от 09.12.2010 № 277, регистрация судов и прав на них производится в следующем порядке: прием документов, необходимых для регистрации и отвечающих тре­бованиям законодательства Российской Федерации, регистрация таких доку­ментов с обязательным приложением документа об оплате регистрации; правовая экспертиза документов; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данное судно, а также основания для отказа или приостановления регистрации судов и прав на них; внесение записей в Государственный судовой реестр при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановле­ния регистрации судов и прав на них; выдача документов, подтверждающих регистрацию судов и прав на них.

 В силу п. 39 данных Правил в регистрации судна и прав на него отка­зывается в случае, если, в частности, документы, представленные на регист­рацию прав на судно, не соответствуют требованиям, предусмотренным за­конодательством Российской Федерации.

 Таким образом, при регистрации судна «ОК-О283», имеющего длину более 20 метров (23,8 М), и следовательно, не являющегося маломерным, ка­питаном порта Охотск должно было быть отказано в регистрации указанного судна в установленном законом порядке.

 Регистрация судна в Государственном судовом реестре как маломерно­го, таковым не являющегося, противоречит принципу верховенства закона в Российской Федерации, поскольку нарушает ст.7 КТМ РФ.

 В соответствие с положениями ч. 3 ст. 33 КТМ РФ государственная регистрация судна может быть оспорена только в судебном порядке.

 Эксплуатация данного судна, зарегистрированного с нарушением тре­бований законодательства, не отвечает требованиям безопасности, что может привести к происшествиям на воде, ставит под угрозу жизнь и здоровье гра­ждан, эксплуатирующих данное судно, а также иные суда на прилегающей водной акватории, поскольку законодателем намерено отдельно выделен та­кой тип судов, как маломерные, к которым предъявляются более либераль­ные требования обеспечения безопасности, о чем свидетельствует, в частно­сти, перечень судовых документов, обязанных находиться на борту судна, утвержденный ст. 25 (для не маломерных) и ст. 27 (для маломерных) КТМ РФ.

 Просил признать регистрацию в Государственном судовом реестре морского порта Охотск судна «ОК-О283», 1969 года постройки, длиной 23,8 м, шири­ной 6,5 м, с высотой борта 2,2 м, принадлежащего 3АО «Рыболовецкая ком­пания имени Вострецова», в качестве маломерного судна незаконной, а также признать недействительным выданный судовладельцу - ЗАО «Ры­боловецкая компания имени Вострецова» судовой билет на указанное судно от 10.04.2014 г.

 Ответчик – капитан Охотского морского порта в письменном отзыве по иску указал, что согласно п. 5 ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ судно подлежит регистрации в Государственном судовом реестре за исключением маломерных, используемых в некоммерческих целях.

 Согласно п. 1 ст. 24 КТМ РФ класс судну присваивает российские организации (в данном случае – Российский морской регистр судоходства), уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов и, согласно п. 2 ст. 24 КТМ РФ, выдают классификационное свидетельство.

 Согласно п.2 ст.27 КТМ РФ судовой билет удостоверяет право плавания под Государственным флагом РФ, право собственности и годность судна к плаванию.

 Согласно письму Минтранса РФ от 09.07.2013 г. № ОВ-24/7816, разъясняющим порядок государственной регистрации маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС РФ, регистрация осуществляется на основании заявления собственника, судового билета, подтверждения ГИМС МЧС РФ об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов. После регистрации в Государственном судовом реестре судно предъявляется уполномоченной организации (в данном случае РС) для освидетельствования.

 В нашем случае заявителю был выдан судовой билет С № 020345 заполненный не полностью, только для предъявления в РС. После освидетельствования РС выдает акт классификации и освидетельствования с указанием подтверждения класса, как маломерное, ограничением в плавании и прочими данными, которые переносятся в судовой билет капитаном морского порта, а также (РС) ставит отметку в судовом билете о прохождении осмотра и сроке следующего освидетельствования.

 Судовладелец к капитану порта не обратился, акт классификации не представил.

 Данное судно не имеет право плавать так как не имеет должных документов.

 Если РС не подтвердит класс, как маломерное - судовой билет будет изъят, и судовладелец будет обязан зарегистрировать плавсредство, как обычное судно, но только после предъявления в РС, или исключить плавсредство из Государственного судового реестра.

 В судебном заседании ответчик заявленные доводы поддержал в полном объеме, пояснив, что ранее указанное в иске судно было зарегистрировано в установленном законом порядке уполномоченным органом – государственной инспекцией маломерных судом МЧС РФ – в качестве маломерного, состояло в соответствующем реестре. С мая 2012 г. в связи с внесением изменений в КТМ РФ было изменены критерии отнесения судна к категории маломерного. Кроме того, Вышеуказанным письмом Минтранса РФ от 09.07.2013 г. № ОВ-24/7816 было установлено, что на переходный период суда, ранее зарегистрированные в качестве маломерных, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре только по предъявлению заявления собственника, судового билета и подтверждения ГИМС МЧС РФ об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов. Проверка указанных документов проведена, нарушений не имелось, полагал что в связи с этим, оснований к отказу в регистрации судна у него не имелось. Выданный ЗАО «Ры­боловецкая компания имени Вострецова» судовой билет не заполнен полностью и не дает основания для плавания судна, в связи с чем нарушений прав неопределенного круга лиц не усматривается.

 ЗАО «Ры­боловецкая компания имени Вострецова», привлеченное для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, со стороны ответчика, в письменном мнении по иску указало, что с иском не согласно по следующим основаниям.

 В соответствии с абз.2 п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) морские суда и суда внутреннего водного плавания относятся к недвижимому имуществу, подлежащему государственной регистрации. Право собственности на судно и право плавания под Государственным флагом РФ возникает с момента государственной регистрации (п. 1. ст. 131 ГК РФ, ч. 1 ст. 16 Кодекса Торгового мореплавания Российской Федерации).

 Согласно п. 1 ст. 33 КТМ РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: 1) Государственном судовом реестре; 2) реестре маломерных судов; 3) бербоут-чартерном реестре; 4) Российском международном реестре судов; 5) реестре строящихся судов. В Государственном судовом реестре регистрируются суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях. Маломерные суда, используемые в некоммерческих целях, регистрируются в реестре маломерных судов.

 Статьей 35 КТМ РФ предусмотрено, что государственная регистрация судов в Государственном судовом реестре и бербоут-чартерном реестре осуществляется капитаном морского порта.

 Согласно п.2 ст. 27 КТМ РФ судовой билет удостоверяет право плавания под Государственным флагом РФ, право собственности и годность судна к плаванию.

 Письмом Минтранса РФ от 09.07.2013 г. № ОВ-24/7816, разъяснен порядок государственной регистрации маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС РФ, регистрация осуществляется на основании заявления собственника, судового билета, подтверждения ГИМС МЧС РФ об исключении маломерного судна из реестра маломерных судов. После регистрации в Государственном судовом реестре судно предъявляется уполномоченной организации (в данном случае PC) для освидетельствования.

 В нашем случае был выдан судовой билет С № 020345 заполненный не полностью, только для предъявления в PC. После освидетельствования PC выдает акт классификации и освидетельствования с указанием подтверждения класса, как маломерное, ограничением в плавании и прочими данными, которые переносятся в судовой билет капитаном морского порта, а также (PC) ставит отметку в судовом билете о прохождении осмотра и сроке следующего освидетельствования.

 Поскольку ЗАО «РК им. Вострецова» не обратилось к капитану порта и не представило акт классификации, судно «ОК-0283» не имеет право плавать. Однако, отсутствие права плавания не лишает Компанию права собственности на вышеуказанное судно. Пункт 2 КТМ РФ право собственности, их возникновение, переход и прекращение, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов.

 В дополнении к иску Николаевский-на-Амуре транспортный прокурор указал что полагает возражения ответчика и третьего лица несостоятельными, поскольку после внесения изменений в КТМ РФ одним из критериев маломерности судна является его длина. До принятия указанных изменений судно «ОК-0283» могло быть зарегистрировано в реестре маломерных судов в ГИМС МЧС России. После внесения изменений данное судно не попадает под понятие маломерного и должно быть зарегистрировано либо в Государственном судовом реестре, либо в Российском международном реестре судов. Письмо Минтранса РФ от 09.07.2013 г. № ОВ-24/7816 не имеет большей юридической силы, чем КТМ РФ или Правила регистрации судов и прав на них в морских портах, утв. приказом Минтранса России от 09.12.2010 г. № 277, во-вторых разъясняет порядок регистрации маломерных судов, ранее зарегистрированных в ГИМС МЧС России.

 Поскольку судно ЗАО «РК им. Вострецова» по одному из своих критериев не попадает под понятие маломерного судна, данный порядок на него не распространяется.

 Полагал, что указанное в иске судно должно было быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре морского порта Охотск в порядке, установленном Правилами регистрации судов и прав на них в морских портах, утв. приказом Минтранса России от 09.12.2010 г. № 277.

 В данном случае, при правовой экспертизе принятых от судовладельца документов, установив, что данное судно не является маломерным, так как в ранее выданном судовом билете имеются сведения о размерах судна, капитан морского порта должен был отказать в регистрации данного судна как маломерного, предложив зарегистрировать его в Государственном судовом реестре в установленном порядке, выдав при этом свидетельство о праве собственности на судно, а также свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ.

 Представитель прокуратуры Охотского района в судебном заседании иск поддержала, по доводам в нем изложенным, в том числе и в дополнении к иску.

 Изучив доводы сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Материалами дела подтверждено то обстоятельство, что основании заявления представителя ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова» капитаном морского пор­та Охотск в Государственном судовом реестре морского порта Охотск 10.04.2013 зарегистрировано судно «ОК-0283», тип и назначение судна - ма­ломерное транспортное, длина 23,8 м, ширина 6,5 м, высота борта 2,2 м, при­надлежащее на праве собственности ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова», как маломерное.

 На основании регистрационных действий судовладельцу капитаном морского порта Охотск выдан судовой билет от 10.04.2013 № 020345.

 Федеральным законом № 36-ФЗ от 23.04.2012 года внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ, в том числе, в части определения понятия маломерного судна.

 Статьей ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ) предусмотрено, что под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать.

 Таким образом, изменен критерий отнесения судна к категории маломерного.

 Суда, длина которых превышает 20 метров, подлежат регистрации в Государственном судовом реестре РФ в силу ст. 35 КТМ РФ -капитанами морских портов.

 Сторонами не оспаривалось, что длина судна, являющегося предметом спора, более двадцати метров.

 Следовательно, судно «ОК-0283» не подлежало регистрации в реестре маломер­ных судов, а также не могло быть зарегистрировано в Государственном су­довом реестре как маломерное.

 То обстоятельство, что указанное судно ранее было зарегистрировано в ГИМС МЧС России в качестве маломерного, по мнению суда юридического значения не имеет, поскольку на момент такой регистрации – 04.06.2006 г., действовали иные нормы и критерии по отнесению судов к категории маломерных.

 С момента вступления в силу Федерального закона № 36-ФЗ от 23.04.2012 судно подлежало регистрации в установленном порядке, соответственно к нему подлежали применению вновь установленные критерии для определения категории судна.

 Суд полагает обоснованными доводы транспортного прокурора о том, что капитан морского порта, установив, что данное судно не является маломерным, так как в ранее выданном судовом билете имеются сведения о размерах судна, должен был отказать в регистрации данного судна как маломерного на основании п. 39 Правил регистрации судов и прав на них в мор­ских портах, утвержденных приказом Минтранса России от 09.12.2010 № 277, а также, предложить зарегистрировать его в Государственном судовом реестре в установленном порядке, выдав при этом свидетельство о праве собственности на судно, а также свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ.

 С учетом выводов о незаконности регистрации указанного в иске судна в Государственном судовом реестре в качестве маломерного, суд полагает, что судовой билет, выданный судовладельцу от 10.04.2013 № 020345 подлежит признанию недействительным.

 При таких условиях, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска и наличии оснований для его удовлетворения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

 Иск Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к капитану морского порта «Охотск» о признании недействительной регистрации судна в качестве маломерного, признании недействительным судового билета – удовлетворить.

 Регистрацию судна «ОК-0283», 1969 года постройки, длиной 23,8 м, шириной 6,5 м, с высотой борта 2,2 м, принадлежащего ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова», в Государственном судовом реестре морского порта «Охотск» в качестве маломерного   – признать незаконной, а судовой билет от 10.04.2013 г., выданный судовладельцу – ЗАО «Рыболовецкая компания имени Вострецова» на указанное судно – признать недействительным, со дня вступления настоящего решения в законную силу.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

 Судья Н.Н. Джерелейко