ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-187/2023УИД240032-01-2022-002237-15 от 13.10.2023 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело №2-187/2023 УИД 24RS0032-01-2022-002237-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Красноярск 13 октября 2023г.

Ленинский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Волгаевой И.Ю. при секретаре Адамовской О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика ФИО6», ФИО3, о признании незаконными действия (бездействия), признании неосновательным обогащение, взыскании заработной платы, командировочных расходов, процентов, компенсации морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Истцы ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском, в котором с учетом уточнений просят:

- признать незаконными действия (бездействия) ректора ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика ФИО6» ФИО3, выразившимися в непредоставлении ответа на запрос о выдаче документов, связанных с трудовой деятельностью работника, а именно, документов, касающихся внутреннего акта закрытия третьего этапа гос.задания, акта принятия работы по проектной части гос.задания №9.447.2014/К в полном объеме, за непредоставление плановой сметы затрат на выполнение работ по гос.заданию и непредоставление детализированной сметы накладных расходов, как доказательства целевого использования средств выделенных на выполнение проектной части государственного задания, за предоставление ответа за подписью лица неуполномоченного, так как доверенность к ответу не была приложена и с нарушением 3-х дневного срока направления ответа на запрос документов, связанных с работой с момента его поступления ректору СибГУ ФИО3 на имя которого и направляются запросы и заявления в нарушение положений ст.14, 62 ТК РФ

признать неосновательным обогащение ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет имени академика ФИО6» на сумму неизрасходованных средств субсидий по теме .447.2014/К, направленных на целевое использование их только для обеспечения выполнения НИР, ввиду отсутствия детализированной сметы фактически понесенных накладных расходов с расшифровкой позиций и документами, подтверждающими указанные суммы фактически понесенных организацией накладных расходов целевым образом на выполнение исполнителями темы .447.2014/К отчетов о проведении научных исследований с использованием своих домашних персональных компьютеров при трудоустройстве по совместительству в НИУ, в котором рабочих мест, оборудованных компьютерами исполнителям организовано не было, а также с отказом предоставить на подпись руководителю детализированную смету и финансовый отчет фактически оплаченных ВУЗом дополнительных услуг и аренды оборудования, а также доказательств их использования исполнителями при выполнении НИР на общую сумму 2 551 446,37 руб.;

взыскать с ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет имени академика ФИО6» в пользу руководителя проекта, выигравшего конкурс проектной части гос.задания ФИО2, не трудоустроенного до настоящего времени на данную тему и не получавшего положенную по закону заработную плату сумму неосновательного обогащения в виде

2

неизрасходованных средств субсидии, а именно, накладных расходов по теме .447.2014/К, направленных на целевое использование для обеспечения выполнения гос.задания по указанному проекту в размере 2 551 446,37 руб.;

взыскать с ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет имени академика ФИО6» в пользу руководителя проекта, выигравшего конкурс проектной части гос.задания ФИО2, проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст.395 ГК РФ на сумму 2 551 446,37 руб. с 29.09.2017 по день вынесения решения суда;

взыскать с ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет имени

академика ФИО6» в пользу исполнителя ФИО31 С.П. сумму

понесенных им фактически командировочных расходов в размере 50 052 руб., неизрасходованных согласно финансовому отчету за 2014 год;

взыскать с ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет имени

академика ФИО6» в пользу исполнителя ФИО31 Т.Т. сумму

понесенных ею фактически командировочных расходов в размере 50 052 руб., неизрасходованных согласно финансовому отчету за 2014 год;

в соответствии с положениями ст.14, 21, 62, 237 ТК РФ взыскать с ответчика ФИО3 в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 25% заработной платы ответчика ФИО3 в сумме 75 000 руб.;

в соответствии с положениями ст.14, 21, 62, 237 ТК РФ взыскать с соответчика ФИО3 в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 25% заработной платы ответчика ФИО3 в сумме 75 000 руб.

Требования мотивированы тем, что ФИО2ГГ, работал Профессором кафедры «Основы конструирования машин» института Машиноведения и мехатроники ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика ФИО6». В период 2014- 2016 годы объявлялся конкурс Министерства образования и науки РФ и по результатам которого заявка поданная ФИО2, как руководителем проекта была признана победителем конкурса по проектной части государственного задания.

В соответствии с приказом ректора ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет имени академика ФИО6 от

была открыта научно-исследовательская работа .447.2014/К, научным руководителем которой был назначен ФИО2

06.07.2017 ФИО2, как победитель конкурса и руководитель темы направил главному бухгалтеру ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика ФИО6» заявление о выдаче документов, связанных с исполнением проектной части

государственного задания .447.2014/К. Ответ на запрос был отправлен 13.07.2017 пропуском 3-х дневного срока направления документов в нарушение ст. 62 ТК РФ. Кроме того, не представлены документы, доказывающие суммы планируемые и суммы фактически израсходованные на выполнение гос.задания, как целевые государственные средства, а именно, смета предполагаемых расходов на выполнение гос.задания по проекту .447.2014/К и детализированная смета фактически понесенных ВУЗом расходов на выполнение проектной части гос.задания .447.2014/К, включая детализированную смету накладных расходов, которую ВУЗ не представляет на подпись руководителю проектной части гос.задания.

19.08.2021 года истец ФИО2 направил ректору ФИО3 повторный запрос документов связанных с трудовой деятельностью. В котором просил выслать в его адрес документы, связанные с трудовой деятельностью в качестве руководителя темы: «Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин» при выполнении проектной части государственного задания .447.2014/к, а именно:

внутренний акт приемки-сдачи работ по гос.заданию .447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин», подписанный приемочной комиссией СибГУ;

внешний акт приемки-сдачи работ по гос.заданию .447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин», подписанный приемочной комиссией

3

Министерства образования РФ;

детализированную смету фактически понесенных СибГУ накладных

расходов по

Гос.заданию .447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и

методов проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин»;

копию приказа о назначении ФИО2 руководителем темы «Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин» по гос.заданию .447.2014/к;

копию дополнительного соглашения к трудовому договору по выполнению

дополнительных работ по гос.аданию № 9.447.2014/к по теме:

«Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортно-технологических машин»;

копию документа (приказа) об исполнителях по гос.заданию №

9.447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов

проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин»;

копию расчетных ведомостей об оплате работ по гос.заданию .447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов

проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин»;

копию конкурсной документации Минобрнауки по гос.заданию .447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов

проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин»;

копию технического задания по гос.заданию .447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортно- технологических машин»

31.08.2021 года истцом был получен ответ за исх.ю от 26.08.2021, согласно которого акты приема передачи работ по каждому году, включая заключительный акт, после которого положено проведение процедуры окончательного расчета с исполнителями и отчета за государственные средства и их целевое использование, которая до сих пор не проведена, так как детализированная смета фактически произведенных накладных расходов Организации, понесенных при выполнении работ по выполнению Государственного задания коллективом исполнителей руководителю темы .447.2014/К по гос.заданию предоставлена не была и не составлялась. Поскольку для выполнения темы ничего кроме заработной платы, не соответствующей должностным окладам, исполнителям не выплачивалось, остаток средств, выделенных на выполнение темы в виде не израсходованных средств накладных расходов, указанных в смете, имеется неосновательное обогащение ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика ФИО6».

В соответствии с утвержденной Министерством и науки и высшего образования РФ сметой расходов по проектной части гос.задания .447.2014/К, в которой были запланированы командировочные расходы в размере 200 000 руб. на 2014 год, руководитель темы ФИО2 и исполнитель ФИО1 были направлены в командировку по выписанным командировочным удостоверениям на основании подписанных заявлений, однако командировочные расходы до сих пор не оплачены СибГУ.

В соответствии с конкурсной документацией и положением все средства субсидии, направленные на выполнение государственного задания, должны быть использованы целевым образом на оплату выполненных научно- исследовательских работ.

Ответчик СибГУ отказал в предоставлении детализированной сметы накладных расходов и не представил доказательств фактического их расходования целевым образом на выполнение работ, связанных с исполнением гос.задания .447.2014/К, следовательно, денежные средства, должны быть переведены в фонд оплаты труда исполнителей и выплачены на основании служебной записки по распределению сохраненных средств, подписанной руководителем проекта ФИО2 в размере 2633611,37 руб. и суммы в 200 000 руб. неизрасходованных командировочных расходов.

Субсидии переданные Министерством науки и высшего образования РФ на выполнение гос.задания по конкурсу проектов при условии выполнения и

4

предоставления отчета по гос.заданию и согласно подписанным финансовым отчетам не подлежат возврату Грантодателю - Министерству науки и высшего образования РФ, а должны быть полностью потрачены на выполнение гос.задания и на работы, связанные с ним.

Поскольку Федеральным институтом промышленной собственности о предоставлении данных о суммах платежей государственной пошлины за регистрацию, получение патентов и за поддержание их в силе на общую сумму 82 165 руб., неосновательное обогащение ответчика СибГУ, подлежащее взысканию в пользу истцов, составляет 2 551 446,37 руб. Также подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами на основании ст. 395 ГК РФ с 29.09.2017 года по день вынесения решения суда на сумму 2 551 446, 37 руб.

Действиями ответчиков СибГУ и ФИО3 истцам причинен моральный вред.

В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, являющийся также представителем истца ФИО1, полномочия проверены, представитель истца ФИО2 - ФИО29, полномочия проверены, уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика ФИО6» ФИО30, полномочия проверены, в удовлетворении иска просил отказать, в связи с необоснованностью. Представил письменные возражения на исковые требования, согласно которых. 19.08.2021 на электронную почту ректора поступил письменный запрос от истца о направлении в его адрес документов, связанных с трудовой деятельностью. Запрос был зарегистрирован 24.08.2021 за вх. . 26.08.2021 в адрес истца были направлены все документы, которые имелись в распоряжении ответчика, согласно почтового уведомления ответ вручен истцу 31.08.2021. Ответ подписан начальником Управления правового сопровождения и внутреннего контроля, которая действовала в рамках предоставленных ей полномочий по доверенности. Кроме того, истцом пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора установленный ст. 392 ТК РФ.

Истцами пропущен срок исковой давности для обращения в суд с требованиями о взыскании неосновательного обогащения предусмотренный ст. 196 ГК РФ.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы РФ. Доказательств приобретения или сбережения СибГУ имущества за счет истца без законных оснований, последним не представлено. Кроме того, к искам о взыскании неосновательного обогащения применяется общий трехгодичный срок исковой давности. Также в рамках трудового законодательства РФ невозможно признать факт неосновательного обогащения.

В целях выполнения задач поставленных в Указах Президента РФ от 7.05.2012 , от 7.05.2012 , а также реализации в ВУЗах адресной поддержки высокорезультативных научных работников (исследователей) и научно-технических работников, для которых работа по проведению и обеспечению научных исследований и разработок является основной, Минобрнауки России разработало и утвердило «Положение о формировании государственного задания образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности» от 20.12.2013 № АП- 125/14вн. Финансовое обеспечение проектной части осуществляется в рамках выполнения ВУЗами государственной работы «Проведение научно-исследовательских работ (фундаментальных научных исследований, прикладных научных исследований и экспериментальных разработок)». Департамент разрабатывает конкурсную документацию, которая утверждается заместителем Министра образования и науки Российской Федерации, публикует ее на специализированном сайте и рассылает вузам информационное сообщение о начале сбора конкурсных заявок. ВУЗы представляют в Департамент конкурсные заявки на выполнение научно- исследовательских работ в соответствии с утвержденной конкурсной документацией по областям наук. Конкурсный отбор научных проектов

5

проводится комиссиями по отбору с учетом результатов научной экспертизы. Составы комиссий по отбору утверждаются заместителем Министра образования и науки Российской Федерации. По результатам конкурсного отбора научных проектов до ВУЗов доводятся средства на выполнение проектной части. Заявка на участие в конкурсе подготовленная и подписанная истцом была признана победившей.

На основании Письма Минобрнауки РФ от 11.06.2014 в целях формирования государственного задания организациям-победителям конкурсного отбора руководителям проектов необходимо было предоставить в Департамент науки и технологий на утверждение задание и смету расходов, подготовленную с помощью информационной системы.

Смета расходов была подготовлена и подписана истцом с учетом требований указанных в Положении о формировании государственного задания образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности» от 20.12.2013 № АП-125/14вн в разделе «структура финансового обеспечения государственной работы, «проведения научно-исследовательских работ (фундаментальных научных исследований, прикладных научных исследований и экспериментальных разработок)», которая, в том числе, содержала формулу расчета накладных расходов.

В смете расходов были указаны истцом виды расходов на общую сумму в размере 13 639 595,05 руб.:

в 2014 году - 4 213 200 руб., из них сумма накладных расходов 842 639,67 руб.;

в 2015 году - 4 713 198,35 руб., из них сумма накладных расходов 942 639,67 руб.;

в 2016 года - 4 713 198,35 руб., из них сумма накладных расходов 942 639,67 руб.

По результатам проведенного конкурсного отбора с учетом поступивших в Минобрнауки РФ документов, в том числе, сметы расходов, в соответствии с Положением о формировании государственного задания образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, в сфере научной деятельности, от 20.12.2013 №АП-125/14вн и протоколом заседания комиссии Минобрнауки России от 14.11.2014 , между Минобрнауки РФ и Университетом было заключено задание .447.2014/К «На выполнение научно-исследовательской работы в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности», началом срока действия - 11.08.2014, окончание - 31.12.2016.

Дополнительным соглашением к заданию .447.2014/К размер выделенных бюджетных средств (субсидии) на выполнение научно- исследовательской работы был изменен и составил 13 168 320 руб., в том числе:

в 2014 году - 4 213 200 руб.;

в 2015 году - 4 241 920 руб.;

в 2016 года - 4 713 200 руб.

Ежегодно руководитель проекта подписывал финансовый отчет о фактическом использовании средств субсидии на выполнение научно- исследовательской работы .447.2014/К в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности, который предусматривал, в том числе, расходы на персонал и сумму накладных и общехозяйственных расходов:

финансовый отчет за 2014 год содержал сумма расходов 4 213 200 руб., в том числе, сумма расходов на заработную плату 3 370 558,63 руб., сумма накладных расходов 842 641,37 руб.;

финансовый отчет за 2015 год содержал сумма расходов 4 241 920 руб. в том числе, сумма расходов на заработную плату 3 393 550 руб., сумма накладных расходов 848 370 руб. (подписан ФИО7 в связи с заменой на период болезни истца);

финансовый отчет за 2016 год содержал сумма расходов 4 713 200 руб., в том числе, сумма расходов на заработную плату 3 370 600 руб. сумма накладных расходов 942 600 руб.

Итого за три года по расходам на персонал - 10 134 708,60 руб., накладные -

6

2 633 611,37 руб.

Поскольку руководителем проекта подписаны финансовые документы за 2014, 2015, 2016 годы, которые предусматривали объем денежных средств субсидии из федерального бюджета, направленных как на заработную плату, так и на накладные и общехозяйственные расходы Университета, подписание каких либо дополнительных финансовых документов, тем более формирование детализированных смет фактически потраченных накладных расходов, как со стороны руководителя проекта, так и Университета не требуется. Кроме того, Университет не обязан, отчитываться перед руководителями проектов о фактическом использовании денежных средств направленных на накладные расходы.

между истцом ФИО2 и Университетом, в рамках выполнения истцом работ по изучению и подготовке документов для участия в конкурсном отборе и последующем руководстве научным коллективом, заключен срочный трудовой договор е, истец принят на должность на 0,5 ставки главным научным сотрудником по совместительству на период с

по 31.12.2016 (приказ от 11.02.2014 к). В соответствии с занимаемой должностью и условиями срочного трудового договора е истец ежемесячно получал заработную плату. После того как заявка Университета на участие в конкурсе была признана победившей, истец был назначен научным руководителем по теме .447.2014/К, на период с 11.08.2014 по 31.12.2016 (приказ от 01.10.2014 ).

Сумма выплаченных истцу премий и заработной платы по окладу на долю занимаемой ставки главного научного сотрудника за 2014-2016 годы отражены в справке от 03.06.2022 , в выписке из реестров перечислений по статье расходов 9.447/2014/К.

Исходя из ведомости начислений за период с 2014-2016 годы в сравнении с подписанными истцом финансовыми отчетами и списком исполнителей научно- исследовательской работы .447/2014/К, расходование денежных средств на персонал, отраженное в финансовых отчетах за 2014-2016 годы, осуществлено Университетом в полной объеме (сумма расходов за три года составила 10 638 969,30 руб. вместо 10 134 708,60 руб.). Истец, составляя и подписывая финансовые отчеты за 2014-2016 года, подтвердил эффективное и целевое расходование денежных средств Университетом по видам расходов указанным в финансовых отчетах, в том числе и по расходам на персонал. Таким образом, истец и весь коллектив исполнителей научно-исследовательской работы .447/2014/К, получили в полном объеме денежные средства предусмотренные на оплату труда по заданию .447/2014/К.

Срочный трудовой договор от 11.02.2014 е был, расторгнут с истцом 31.12.2016 года (уведомление от 09.11.2016 , приказ от 13.12.2016 К). Все причитающиеся суммы при увольнении ему были выплачены. Срок на обращение истца в суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате, в порядке ст.392 ТК РФ, прошел, его надлежит исчислять с даты его увольнения, то есть с момента расторжения срочного трудового договора, а именно с 31.12.2016г.

Ответчик истцов в командировку не направлял, данного решения не принимал. Финансовый отчет за 2014 год в строке командировочные расходы содержит остаток средств субсидии в размере 200 000 руб., в строке оплата труда сотрудников и начисления на выплаты по оплате труда перерасход в размере 200 000 руб. (153 609,80 + 46 390,20). Таким образом, командировочные расходы по проекту были перераспределены на оплату труда сотрудников, в том числе начисления на выплаты по оплате труда.

Учитывая, что неправомерные действия (бездействия) ответчиков отсутствуют, не представлено доказательств причинения морального вреда, оснований для его возмещения не имеется.

В дополнительном отзыве представитель ответчика ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика ФИО6» ФИО30 указал, что финансирование научной и образовательной частей гос.задания происходило путем заключения единого Соглашения на финансовое обеспечение его выполнения на каждый финансовый год.

7

В 2014 году по Соглашению от 09.01.2014г. учреждением получена субсидия на финансовое обеспечение госз.задания в размере 810 931 100,00 руб. в том числе на выполнение фундаментальных научных исследований - 47 082 100 руб.

В 2015 году по Соглашению №15.1.18.1988.01 от 25.12.2014г. учреждением получена субсидия на финансовое обеспечение ГЗ в размере 786 214 700 руб. в том числе на выполнение фундаментальных научных исследований - 39 838 000 руб.

В 2016 году по Соглашению №16.1.18.1988.01 от 11.01.2016г. учреждением получена субсидия на финансовое обеспечение ГЗ в размере 1 059 355 200 руб. в том числе на выполнение фундаментальных научных исследований - 44 406 800 руб.

В рамках выделенного финансового обеспечения выполнения государственного задания на проведение фундаментальных научных исследований учредителем предусмотрены средства на общехозяйственные расходы. В соответствии с данными бухгалтерского учета (оборотно - сальдовые ведомости по счетам 109.80, 18) университет расходовал денежные средства в рамках выполнения государственного задания на оплату расходов:

в 2014г. - в размере 860 354 992,09 руб., в том числе, на оплату общехозяйственных расходов 333 531 044.07 руб.:

в 2015г. - в размере 890 726 316,64 руб., в том числе, на оплату общехозяйственных расходов 385 586 639.94 руб.;

в 2016г. - в размере 1 524 058 565,69 руб., в том числе, на оплату общехозяйственных расходов 350 776 422,82 руб.

Источником покрытия общехозяйственных затрат сформировавшихся в рамках выполнения гос.задания являлись средства субсидии на выполнение гос.задания выделенные учредителем и рассчитанные им с учетом покрытия таких затрат в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе, за счет части финансового обеспечения выделенного на выполнение фундаментальных научных исследований по проектам .1287.2014/К, .663.2014/К, .1889.2014/К, .914.2014/К, .517.2014/К,

.447.2014/К, .

Ответчик ФИО3, представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства и высшего образования РФ, третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом.

Третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО4 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом. Ранее в суде возражал против удовлетворения исковых требований. Указал, что задание по командировке выдано ФИО2 и принято ФИО2, что является нарушением. Командировочное удостоверение не утверждено руководителем организации, что означает отсутствие факта направления в командировку. Также отсутствует приглашение, программа конференции, следовательно, не имеется оснований для командировки. Смета фактических командировочных расходов не согласована и не утверждена. Отсутствует отчет о ходе и результатах командировки, материалы конференции. Для оценки фактически понесенных накладных и общехозяйственных расходов необходимо изучение диссертации не менее трех кандидатов наук, одной диссертации доктора наук, трех статей опубликованных в Scopus; девяти результатов интеллектуальной деятельности, прошедших государственную регистрацию и/или правовую охрану в Российской Федерации. Необходимо изучить научно- исследовательские отчеты за три года выполнения работ. При регистрации результатов интеллектуальной деятельности оплачивается государственная пошлина. В результате интеллектуальной деятельности, отчета, статьях и диссертационных исследованиях также могут быть указаны работы, которые несли затраты.

8

В судебном заседании третье лицо не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО29, его представитель ФИО2, полномочия проверены, исковые требования с учетом их уточнений поддержали.

Третьи лица не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО20, ФИО21 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались своевременно и надлежащим образом, доверили представление своих интересов представителю.

Представитель третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО20, ФИО21 - ФИО2, полномочия проверены, исковые требования с учетом уточнений поддержал.

Выслушав объяснения участников процесса, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.19 ТК РФ трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.

Согласно ст.20 ТК РФ работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных Федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Согласно положениям ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью; исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.

В соответствии с положениями части 1 ст. 62 ТК РФ по письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно.

Перечень документов перечисленных в ч.1 ст.62 ТК РФ не является исчерпывающим, следовательно, помимо названных в ч.1 ст.62 ТК РФ документов, работодатель обязан по письменному требованию работника выдать ему и другие документы, связанные с его работой у работодателя, если они необходимы для реализации работником своих прав.

Каких-либо ограничений относительно количества обращений работника к работодателю за выдачей ему копий документов, связанных с работой, положения ст. 62 Трудового кодекса Российской Федерации не содержат.

По смыслу взаимосвязанных положений статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации о регулировании Трудовым кодексом Российской Федерации трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации, правом получения от работодателя документов, связанных с работой, либо их надлежащим образом заверенных копий также обладают и работники, с которыми трудовые отношения были прекращены.

Таким образом, законом на работодателя возложена обязанность выдать работнику безвозмездно по его письменному заявлению документы, связанные с работой, или их надлежащим образом заверенные копии и установлен срок для выполнения этой обязанности, а именно: документы или их надлежащим

9

образом заверенные копии должны быть выданы работодателем работнику не позднее трех рабочих дней с момента получения от работника соответствующего заявления. При этом работник не обязан обосновывать причину нуждаемости в этих копиях документов, связанных с работой.

Приказом к от 11.02.2014 ФИО2 и ФИО1 приняты на должности главного научного сотрудника и ведущего научного сотрудника соответственно в Научно-исследовательское Управление/Научные по дразделения/Гос. бюджетные темы ФГБОУ ВО СибГАУ по

совместительству на 0,5 ставки на условиях срочного трудового договора до 31.12.2016.

Приказом к от 13.12.2016 срочные трудовые договора с ФИО2 и ФИО1 расторгнуты с 31.12.2016.

19.08.2021 истец ФИО2 обратился по электронной почте на электронный адрес ректора ФИО3 akbulatov esh@sibsau.ru rector@sibsau.ru с запросом, в котором просил направить в его адрес документы:

внутренний акт приемки-сдачи работ по гос.заданию .447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин», подписанный приемочной комиссией СибГУ;

внешний акт приемки-сдачи работ по гос.заданию .447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин», подписанный приемочной комиссией Министерства образования РФ;

детализированную смету фактически понесенных СибГУ накладных расходов по Гос.заданию .447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов

проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин»;

копию приказа о назначении ФИО2 руководителем темы «Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин» по гос.заданию .447.2014/к;

копию дополнительного соглашения к трудовому договору по выполнению

дополнительных работ по гос.аданию № 9.447.2014/к по теме:

«Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортно-технологических машин»;

копию документа (приказа) об исполнителях по гос.заданию .447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин»;

копию расчетных ведомостей об оплате работ по гос.заданию .447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин»;

копию конкурсной документации Минобрнауки по гос.заданию №

9.447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов

проектирования систем приводов транспортнотехнологических машин»;

копию технического задания по гос.заданию .447.2014/к по теме: «Совершенствование конструкций и методов проектирования систем приводов транспортно-технологических машин».

Согласно п.4.14, 4.19, 4.20, 4.21 Устава Университета единоличным исполнительным органом Университета является ректор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Университета; ректор несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью Университета; осуществляет текущее руководство деятельностью Университета, действует от имени Университета без доверенности, организует работу структурных подразделений, выдает доверенности; имеет право делегировать осуществление отдельных полномочий проректорам и другим работникам Университета.

По отношению к истцам работодателем являлся ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологии имени академика ФИО6». Исходя из положений Устава Университета у ректора отсутствует

10

обязанность лично исполнять запросы и представлять личные ответы на обращение работников и иных лиц, выдавать копии документов.

В соответствии с трудовым договором п от 20.08.2014 ФИО22 принята в ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика ФИО6» на должность заместителя начальника юридического отдела. В дальнейшем переведена на должность начальника Управления правового сопровождения и внутреннего контроля. В рамках выданной ФИО22 доверенности от 30.12.2020 сроком действия до 31.12.2021, она имела право на подпись ответов за запросы.

Запрос истца ФИО2 от 19.08.2021 поступил на электронную почту ректора ФИО3 19.08.2021, имеет его резолюцию о подготовке ответа ФИО22, зарегистрирован поступившим к работодателю СибГУ 24.08.2021 вх..

Организационная работа с документами СибГУ им ФИО6, получение, экспедиционная обработка, регистрация, рассылка документов и учетно-справочных материалов, возложена на общий отдел Университета, который является структурным подразделением Управления делами и делопроизводством СибГУ им ФИО6. Адрес электронной почты СибГУ им.ФИО6 для обращений info@sibsau.ru, расположен на официальном сайте https//sibsau.ru/, куда ФИО2 свое обращение не направлял.

В течение установленного ст.62 ТК РФ 3-х дневного срока с момента поступления запроса работодателю, сопроводительным письмом от 26.08.2021 исх.776ю за подписью начальника Управления правового сопровождения и внутреннего контроля ФИО22 в адрес истца ФИО2 с были направлены все документы, которые имелись в распоряжении ответчика, и получены им 31.08.2021, что подтверждается почтовым уведомлением.

Таким образом, учитывая, что требования ст.62 ТК РФ распространяются на работодателей, которым по отношению к истцам является СибГУ, суд считает, что требования о признании незаконными действий, (бездействия) связанные с непредоставлением ответа на запрос и требуемых документов, предъявлены к ненадлежащему ответчику - ректору ФИО3

Кроме того, с момента получения 31.08.2021 ответа на запрос от 19.08.2021 за подписью ФИО22, что не оспаривает истец ФИО2, пропущен срок обращения за разрешением трудового спора, предусмотренного ст.392 ТК РФ. согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, о чем заявлено представителем ответчика СибГУ.

С учетом вышеизложенного, не подлежат удовлетворению исковые требования о признании незаконными действий (бездействия) ректора ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика ФИО6» ФИО3, выразившимися в непредоставлении ответа на запрос о выдаче документов, связанных с трудовой деятельностью работника, а именно, документов, касающихся внутреннего акта закрытия третьего этапа гос.задания, акта принятия работы по проектной части гос.задания .447.2014/К в полном объеме, за непредоставление плановой сметы затрат на выполнение работ по гос.заданию и непредоставление детализированной сметы накладных расходов, как доказательства целевого использования средств выделенных на выполнение проектной части государственного задания, за предоставление ответа за подписью лица неуполномоченного, так как доверенность к ответу не была приложена и с нарушением 3-х дневного срока направления ответа на запрос документов, связанных с работой с момента его поступления ректору СибГУ ФИО3 на имя которого и направляются запросы и заявления в нарушение положений ст.14, 62 ТК РФ.

Рассматривая исковые требования истцов о признании неосновательным обогащение ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет имени академика ФИО6» на сумму неизрасходованных средств субсидий по теме .447.2014/К, направленных на целевое использование их только для

11

обеспечения выполнения НИР, ввиду отсутствия детализированной сметы фактически понесенных накладных расходов с расшифровкой позиций и документами, подтверждающими указанные суммы фактически понесенных организацией накладных расходов целевым образом на выполнение исполнителями темы .447.2014/К отчетов о проведении научных исследований с использованием своих домашних персональных компьютеров при трудоустройстве по совместительству в НИУ, в котором рабочих мест, оборудованных компьютерами исполнителям организовано не было, а также с отказом предоставить на подпись руководителю детализированную смету и финансовый отчет фактически оплаченных ВУЗом дополнительных услуг и аренды оборудования, а также доказательств их использования исполнителями при выполнении НИР на общую сумму 2 551 446,37 руб., суд находит их не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п.З ст.9.2 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые включают в себя размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера.

В соответствии со ст.136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26.02.2018 г. №10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17 часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

12

Таким образом, установленные законом (главой 60 ГК РФ) правила о неосновательном обогащении применяются к трудовым отношениям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Разрешая вопрос о применении срока исковой давности, суд учитывает положения статьи 200 ГК РФ о том, что если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Поскольку финансовые отчеты о фактическом использовании средств субсидий на выполнение научно-исследовательской работы .4437.2014/к за 2014, 2016 года составлены и подписаны ФИО2, финансовый отчет за 2015 год был подписан руководителем проекта ФИО10, в связи с заменой ФИО2 на период заболевания, приказом к от 13.12.2016 срочные трудовые договора с ФИО2 и ФИО1, заключенные для выполнения научно-исследовательской работы .447.2014/к в рамках проектной части государственного задания расторгнуты с 31.12.2016, суд полагает, что прошел срок исковой давности по указанным требованиям. Доказательств уважительности причин пропуска процессуального срока истцами не представлено.

Требования истца ФИО2 о взыскании с ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет имени академика ФИО6» в пользу руководителя проекта, выигравшего конкурс проектной части гос.задания ФИО2, не трудоустроенного до настоящего времени на данную тему и не получавшего положенную по закону заработную плату сумму неосновательного обогащения в виде неизрасходованных средств субсидии, а именно, накладных расходов по теме .447.2014/К, направленных на целевое использование для обеспечения выполнения гос.задания по указанному проекту в размере 2 551 446,37 руб. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О

некоммерческих организациях» государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Финансовое обеспечение выполнения государственного

(муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В целях выполнения поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 7.052012 №597 "О мероприятиях по реализации

государственной социальной политики" задачи повышения к 2018 году средней заработной платы научных сотрудников до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе; выполнения поставленной в Указе Президента Российской Федерации от 7.05.2012 №599 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" задачи увеличения к 2015 году доли публикаций российских исследователей в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), до 2,44%; реализации в вузах адресной поддержки высокорезультативных научных работников (исследователей) и научно-технических работников, для которых работа по проведению и обеспечению научных исследований и разработок является основной, в соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также с Федеральными законами от 23.08.1996 №127-ФЗ "О

13

науке и государственной научно-технической политике", от 3.11.2006 №174- ФЗ "Об автономных учреждениях", от 8.05.2010 №83-Ф3 "О внесении

изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", постановлениями Правительства Российской Федерации от 2.09.2010 №671 "О порядке формирования государственного задания в

отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания", от 18.03.2008 №182 "Об условиях и порядке формирования государственного задания в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения государственного задания", разработано Положение о формировании государственного задания образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности.

Согласно п.1.3 Положение о формировании государственного задания образовательным организациям высшего образования, подведомственным Минобрнауки России, в сфере научной деятельности, утвержденного Заместителем Министра образования и науки РФ 20.12.2013 №АП-124/14вн положение распространяется на вузы, имеющие тип федерального государственного бюджетного учреждения и федерального государственного автономного учреждения.

Департамент науки и технологий Минобрнауки России ежегодно устанавливает доли финансового обеспечения государственного задания, приходящиеся на базовую и проектную части (п.1.6 Положения)

Целью базовой части является: адресная поддержка наиболее успешных исследователей и квалифицированных инженерно-технических работников; адресная поддержка научно-исследовательских работ, выполняемых научными коллективами вузов в целях формирования научного задела и воспроизводства кадрового потенциала, (п. 1.7 Положения)

Проектная часть государственного задания направлена на финансовое обеспечение научно-исследовательских работ вузов, отобранных на конкурсной основе Минобрнауки России, (п.3.1 Положения)

Финансовое обеспечение проектной части осуществляется в рамках выполнения вузами государственной работы «Проведение научно- исследовательских работ (фундаментальных научных исследований, прикладных научных исследований и экспериментальных разработок)», (п.3.2 Положения)

Продолжительность выполнения научно-исследовательской работы составляет 3 года. Размер финансового обеспечения научно-исследовательской работы определяется Департаментом исходя из доведенных до Минобрнауки России лимитов бюджетных обязательств на финансовое обеспечение государственного задания вузам в части проведения научно-исследовательских работ, (п.3.3 Положения)

Департамент разрабатывает конкурсную документацию, которая утверждается заместителем Министра образования и науки Российской Федерации, публикует ее на специализированном сайте и рассылает вузам информационное сообщение о начале сбора конкурсных заявок. (п.3.4 Положения)

Вузы представляют в Департамент конкурсные заявки на выполнение научно-исследовательских работ в соответствии с утвержденной конкурсной документацией по областям наук, указанным в приложении 2. (п.3.5 Положения)

Конкурсный отбор научных проектов проводится комиссиями по отбору с учетом результатов научной экспертизы. Составы комиссий по отбору утверждаются заместителем Министра образования и науки Российской Федерации. По результатам конкурсного отбора научных проектов до вузов доводятся средства на выполнение проектной части, (п.3.6 Положения)

Заместителем Министра образования и науки Российской Федерации в 2014 утверждена Конкурсная документация по проведению конкурсного

14

отбора научных проектов в рамках реализации проектной части государственного задания в сфере научной деятельности.

Согласно п.7.1 Конкурсной документации по итогам конкурса с вузом, заявка на научный проект которого признана победителем конкурса, Минобрнауки России заключает задание на выполнение государственной работы «Проведение научно-исследовательских работ (фундаментальных научных исследований, прикладных научных исследований и экспериментальных разработок)» в рамках проектной части государственного задания в научной деятельности.

Заявка ФИО2 на научный проект была признана победившей.

Письмом Минобрнауки РФ от 11.06.2014 № 14-752 в целях формирования государственного задания организациям-победителям конкурсного отбора руководителям проектов необходимо было до 30.06.2014 предоставить в Департамент науки и технологий на утверждение задание и смету расходов, подготовленную с помощью информационной системы.

Смета расходов была подписана истцом ФИО2 и главным бухгалтером участника конкурса ФИО23, утверждена ректором ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет им.академика ФИО6» ДД.ММ.ГГГГ, содержала расчеты накладных расходов на 2014, 2015, 2016 года.

Общая сумма расходов за 3 года составила в размере 13 639 595,05 руб. в том числе, в 2014 году - 4 213 200 руб., из них сумма накладных расходов 842 639,67 руб.; в 2015 году - 4 713 198,35 руб., из них сумма накладных расходов 942 639,67 руб.; в 2016 году - 4 713 198,35 руб., из них сумма накладных расходов 942 639,67 руб.

По результатам проведенного конкурсного отбора, документов поступивших в Минобрнауки РФ, в том числе, сметы расходов, в соответствии с Положением о формировании государственного задания образовательным организациям высшего образования, между Минобрнауки РФ и СибГУ было заключено задание № 9.447.2014/К «На выполнение научно- исследовательской работы в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности».

В соответствии с пунктом 1.2. Задания научно-исследовательская работа выполняется научным коллективом кафедры Основ конструирования машин». Срок действия Задания с 11.08.2014 по 31.12.2016.

Размер выделенных бюджетных средств (субсидии) на выполнение научно-исследовательской работы составляет 13 639 595,05 руб. (п.1.4 Задания). Согласно Дополнительного соглашения №2 к заданию № 9.447.2014/К размер выделенных бюджетных средств (субсидии) на выполнение научно-исследовательской работы в рамках проектной части составил 13 168 320 руб. в том числе: 2914 году - 4 213 200 руб.; 2015 году - 4 241 920 руб.; 2016 году - 4 713 200 руб.

Расходование средств субсидии должно осуществляться ВУЗом только с согласия руководителя научно-исследовательской работы (п.1.5 Задания)

В соответствии с представленными сведениями, исполнителями научно- исследовательской работы .447.2014/к в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности за 2014 год являлись: ФИО10, ФИО21, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО11, ФИО19, ФИО12, ФИО13, ФИО20, ФИО24 (умер), ФИО1, ФИО25, ФИО29, ФИО2; за 2015 год являлись: ФИО10, ФИО21, ФИО15, ФИО16, ФИО18, ФИО11, ФИО19, ФИО12, ФИО13, ФИО20, ФИО1, ФИО29; за 2016 год являлись: ФИО10, ФИО21, ФИО15, ФИО16, ФИО18, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО20, ФИО1, ФИО29, ФИО2

Согласно Финансового отчета о фактическом использовании средств субсидий на выполнение научно-исследовательской работы .447.2014/к в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности:

- за 2014 год, сумма расходов составила 4 213 200 руб., в том числе

15

расходы на заработную плату — 3 370 558,63 руб., накладные расходы — 842 641,37 руб.

за 2015 год, сумма расходов составила 4 241 200 руб., в том числе расходы на заработную плату - 3 393 550 руб., накладные расходы - 848 370 руб.

- за 2016 год, сумма расходов составила 4 713 200 руб., в том числе расходы на заработную плату - 3 370 600 руб., накладные расходы - 942 600 руб.

Поскольку истцом ФИО2 как руководителем проекта подписаны финансовые документы за 2014, 2015, 2016, из пояснений стороны ответчика следует, что подписание дополнительных финансовых документов, формирование детализированных смет фактически потраченных накладных расходов, как со стороны руководителя проекта так и Университета, не требуется.

Кроме того, Университету доводилось гос.задание на реализацию обучения по программам высшего образования, среднего профессионального образования, послевузовской подготовки и гос.задания на выполнение

прикладных научных исследований.

Финансирование научной и образовательной деятельности по гос.заданию происходило путем заключения единого Соглашения на финансовое обеспечение выполнения гос.задания на каждый финансовый год.

Из представленной стороной ответчика СибГУ справки №122-1/1 от 3.10.2023 следует, что в 2014 году по Соглашению №1 от 09.01.2014г. учреждением получена субсидия на финансовое обеспечение гос.задания в размере 810 931 100 руб., в том числе, на выполнение фундаментальных научных исследований - 47 082 100 руб. В 2015 году по Соглашению №15.1.18.1988.01 от 25.12.2014г. учреждением получена субсидия на финансовое обеспечение гос.задания в размере 786 214 700 руб., в том числе, на выполнение фундаментальных научных исследований - 39 838 000 руб. В 2016 году по Соглашению №16.1.18.1988.01 от 11.01.2016г. учреждением получена субсидия на финансовое обеспечение гос.задания в размере 1 059 355 200 руб., в том числе, на выполнение фундаментальных научных исследований. 44 406 800 руб.

Постановлением Правительства РФ №671 от 02.09.2010г. «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» утверждено Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, согласно пункту 9 которого финансовое обеспечение выполнения гос.задания осуществляется в виде субсидии.

Размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным или автономным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному или автономному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки. ( п.10 Положения)

При определении нормативных затрат на оказание федеральным бюджетным или автономным учреждением государственной услуги учитываются: нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием

государственной услуги; нормативные затраты на общехозяйственные нужды. (п.12 Положения)

В соответствии с п.4 Методических рекомендаций по установлению общих требований к порядку расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных услуг (выполнение работ), являющегося приложением к письму Минфина России от 01.10.2014 N 02-01-09/49180 при

16

определении нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги должны учитываться:

нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной (муниципальной) услуги;

нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества).

В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной (муниципальной) услуги, учитываются следующие группы затрат:

нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной (муниципальной) услуги;

нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги.

К нормативным затратам на общехозяйственные нужды относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к нормативным затратам, непосредственно связанным с оказанием государственной (муниципальной) услуги, и к нормативным затратам на содержание имущества.

В составе затрат на общехозяйственные нужды выделяются следующие группы затрат:

нормативные затраты на коммунальные услуги (за исключением нормативных затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества);

нормативные затраты на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда административно-управленческого, обслуживающего и прочего персонала, непосредственно не участвующего в оказании государственных (муниципальных) услуг;

нормативные затраты на приобретение услуг связи; нормативные затраты на приобретение транспортных услуг; нормативные затраты на эксплуатацию (использование) недвижимого имущества;

нормативные затраты на эксплуатацию (использование) особо ценного движимого имущества;

прочие нормативные затраты, влияющие на стоимость оказания государственной (муниципальной) услуги.

Нормативные затраты на эксплуатацию (использование) недвижимого имущества могут быть детализированы по следующим группам затрат:

нормативные затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

нормативные затраты на аренду недвижимого имущества; нормативные затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;

прочие нормативные затраты на эксплуатацию (использование) недвижимого имущества.

Из справки ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика ФИО6» от 3.10.2023, представленных бухгалтерских справок, оборотно-сальдовых ведомостей следует, что Университет расходовал денежные средства в рамках выполнения государственного задания на оплату расходов:

в 2014г. - в размере 860 354 992,09 руб., в том числе, на оплату общехозяйственных расходов 333 531 044,07 руб.;

в 2015г. - в размере 890 726 316,64 руб., в том числе, на оплату общехозяйственных расходов 385 586 639,94 руб.;

в 2016г. - в размере 1 524 058 565,69 руб., в том числе, на оплату общехозяйственных расходов 350 776 422,82 руб.

Источником покрытия общехозяйственных затрат сформировавшихся в рамках выполнения гос.задания являлись средства субсидии на выполнение гос.задания выделенные учредителем и рассчитанные им с учетом покрытия таких затрат в соответствии с нормами действующего законодательства, в том числе, за счет части финансового обеспечения выделенного на выполнение

17

фундаментальных научных исследований по проектам .1287.2014/К, .663.2014/К, .1889.2014/К, .914.2014/К, .517.2014/К,

.447.2014/К, .

С учетом вышеизложенного исполнители научно-исследовательской работы получили в полном объеме денежные средства по оплате труда при выполнении гос.задания .447.2014/К.

Кроме того, с момента расторжения трудового договора с истцом ФИО2е от 11.02.2014 пропущен срок обращения за разрешением данного трудового спора, предусмотренного ст.392 ТК РФ, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

В силу ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Поскольку не подлежат удовлетворению исковые требования о взыскании с ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет имени академика ФИО6» денежных средств в размере 2 551 446,37 руб., то не подлежат удовлетворению производные требования о взыскании с ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет имени академика ФИО6» в пользу руководителя проекта, выигравшего конкурс проектной части гос.задания ФИО2, проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст.395 ГК РФ на сумму 2 551 446,37 руб. с 29.09.2017 по день вынесения решения суда.

Согласно ст.165 ТК РФ помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в следующих случаях, в том числе, при направлении в служебные командировки. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

В силу ст.166 ТК РФ служебная командировка - поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Пои направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой, (ст.167 ТК РФ)

В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя, (ст.168 ТК РФ)

В соответствии с п.2 Положения «Об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в командировки направляются работники, состоящие в трудовых

Работники направляются в командировки на основании письменного решения работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. (п.З Положения)

Срок командировки определяется работодателем с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения. Днем выезда в командировку считается дата отправления поезда, самолета, автобуса или

18

другого транспортного средства от места постоянной работы командированного, а днем приезда из командировки - дата прибытия указанного транспортного средства в место постоянной работы, (п.4 Положения)

Работнику, работающему по совместительству, при командировании сохраняется средний заработок у того работодателя, который направил его в командировку, (п.9 Положения)

Работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), (п.10 Положения)

Работникам возмещаются расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации, (п.11 Положения)

Истцами представлены квитанции электронных билетов на осуществление авиаперелета 16.09.2014 по маршруту Красноярск-Санкт Петербург-Сочи, 1.10.2024 по маршруту Сочи-Москва, 3.10.2014 по маршруту Москва-Сочи.

Истцами представлены командировочные удостоверения от 15.09.2014, согласно которым они командированы СибГУ в <адрес> на 18 календарных дней в период с 16.09.2014 по 3.10.2014 для выполнения работ по государственному заданию .447.2014/к. Данные командировочные удостоверения работодателем не подписаны, отметки об убытии из <адрес> и прибытии в <адрес> отсутствуют.

Истцами представлены счета на проживание ЗАО СКО «Адлеркурорт» в период с 16.09.2014 по 1.10.2014 в размере 20 800 руб. на каждого и чеки на оплату. А также счета на оплату проживания с 1.10.2014 по 2.10.2014 в <адрес> в размере 1 900 руб. на каждого.

Представленные истцами сметы командировочных расходов в период с

по 3.10.2014 работодателем не согласованы.

Кроме того, заявление ФИО2 с просьбой направить его и ФИО1 в командировку в <адрес> и <адрес> на 18 календарных дней в период с

по 3.10.2014 в адрес работодателя датировано 6.10.2014, т.е. после прибытия в <адрес>.

Подписанное деканом факультета ФИО26, проректором по направлению деятельности ФИО8, начальником УЭФБУ ФИО23, заведующей кафедрой ОКМ ФИО1 и начальником УМУ ФИО27 1.09.2014 заявления о направлении ФИО2 в служебную командировку, не является письменным решением работодателя о предоставлении таковой. Кроме того, данным заявлением согласовывалась командировка только в отношении ФИО2

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что решения работодателя о направлении истцов ФИО2 и ФИО1 в командировку в период с 16.09.2014 по 3.10.2014 работодателем не принималось, приказ (распоряжение) не издавался. Денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) истцам не выдавался.

Согласно финансового отчета за 2014 год, согласованного и подписанного руководителем проекта ФИО2, в строке командировочные расходы содержится остаток средств субсидий в размере 200 000 руб. Данные денежные средства перераспределены на оплату труда сотрудников, что подтверждается ведениями в строках «оплата труда сотрудников, выполняющих работы по трудовым договорам» и «начисления на выплаты по оплате труда сотрудников, выполняющих работы по трудовым договорам» согласно которым остаток средств субсидий в вышеуказанным размере распределен по строкам в сумме 153 609,80 руб. и 46 390,20 руб. соответственно. Таким образом, командировочные расходы были перераспределены на оплату труда сотрудников.

19

С учетом вышеизложенного, исковые требования о взыскании с ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет имени академика ФИО6» в пользу исполнителя ФИО2 суммы понесенных им фактически командировочных расходов в размере 50 052 руб.,

неизрасходованных согласно финансовому отчету за 2014 год; взыскании с ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет имени академика ФИО6» в пользу исполнителя ФИО1 суммы понесенных ею фактически командировочных расходов в размере 50 052 руб.,

неизрасходованных согласно финансовому отчету за 2014 год удовлетворению не подлежат.

В силу ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику

неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения

работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя.

Поскольку исковые требования истцов не подлежат удовлетворению, не имеется оснований для удовлетворения производных требований о взыскании с ответчика ФИО3 в пользу ФИО2 компенсации морального вреда в размере 25% заработной платы ответчика ФИО3 в сумме 75 000 руб. и в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в размере 25% заработной платы ответчика ФИО3 в сумме 75 000 руб. в соответствии с положениями ст.14, 21, 62, 237 ТК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика ФИО6», ФИО3, о признании незаконными действия (бездействия), признании неосновательным обогащение, взыскании заработной платы, командировочных расходов, процентов, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

И.Ю. Волгаева