ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-188(2)/2014Г от 12.08.2014 Саратовского районного суда (Саратовская область)

 Дело № 2-188(2)\2014 г.

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 12 августа 2014 г.                                                                                        с. Воскресенское

 Саратовский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Мидошиной Т.Е.,

 При секретаре Корчагине П.А.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Саратовской области к ФИО1  (ФИО4 ) А.И о взыскании социальной выплаты

 установил:

 Министерство сельского хозяйства Саратовской области обратилось в суд с иском к ФИО2 (девичья фамилия ФИО4 ) о взыскании социальной выплаты, мотивируя свои требования тем, что ФИО3 была выделена в 2011 г. субсидия в сумме 241695 руб., в том числе за счет федерального бюджета в размере 113942 руб. и за счет средств областного бюджета в размере 127753 руб. Субсидия была выделена на приобретение жилого помещения. При реализации закона Саратовской области от 28 апреля 2005 г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» и федеральных целевых программ» стоимость 1 кв.м. жилья приобретенного на вторичном рынке в <адрес> – 10463 руб. В соответствии с подпунктом «а» п. 26, п.п. «з» п. 28 Положения сумма собственных средств должна составить 103580 руб. (33 кв.м.*10463 руб.)*30%)). В нарушение данного закона в <адрес> отсутствует решение (протокол) органа местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающихся ФИО4 Считают, что у ответчицы отсутствовало право на получение социальной выплаты (п.4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство и приобретение жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 г.»). Кроме того, 16 октября 2009 г. ФИО4 добровольно отказалась от приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>. Через два месяца, то есть 02 декабря 2009 г. подала заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся. Данные действия свидетельствуют об ухудшении ею своих жилищных условий, так как без отказа от приватизации она была обеспечена общей площадью жилья более учетной нормы, установленной как для <адрес> муниципального района, так и для <адрес>. Полученная от Министерства социальная выплата, без установленных законом оснований ответчицей сумма социальной выплаты подлежит взысканию в пользу Министерства сельского хозяйства Саратовской области, как главного распорядителя бюджетных средств из областного и федерального бюджетов. Просит взыскать с ответчицы денежные средства, полученные в виде социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в размере 241695 руб., из них в бюджет Российской Федерации в размере 113942 руб. и в бюджет Саратовской области в размере 127753 руб. в лице Министерства сельского хозяйства Саратовской области.

 В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующая на основании доверенности (<данные изъяты>) исковые требования поддержала и дала объяснения, аналогичные сведениям, изложенным в исковом заявлении.

 Ответчица ФИО2 в судебное заседание не явилась о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

 В судебном заседании представитель ответчика ФИО6, действующий на основании доверенности (<данные изъяты>) исковые требования не признал и пояснил, что все условия были соблюдены, поскольку на дату подачи (04 декабря 2009 г.) заявления в Администрацию <адрес> о постановке на учет ФИО4 в качестве нуждающейся в жилом помещении было 25 лет и она имела законченное высшее профессиональное образование, что подтверждается дипломом <данные изъяты> Кроме того ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 трудоустроилась в ООО «<данные изъяты>», расположенный в <адрес>, где по настоящее время работает и проживает в данном районе. Никаких структурных подразделений ООО «<данные изъяты>»» на территории <адрес> не имеет. <адрес> удален от <адрес> <адрес> В связи с этим ФИО2 не имела возможности с июля 2006 г. по настоящее время одновременно работать и проживать в жилом помещении, расположенном в <адрес>. Просит в иске отказать.

 Представитель третьего лица Администрации <адрес> Саратовской области в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.

 В соответствии со ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.

 Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.

 Руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса.

 Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

 На основании ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия.

 Постановлением Правительства РФ N 858 от 03.12.2002 г. была утверждена Федеральная целевая программа "Социальное развитие села 2012 года" (впоследствии - до 2013 года), предполагающая финансирование за счет государства мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на селе.

 Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

 В соответствии с п. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (Приложение N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов - Приложение N 16 к Федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года") право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

 а) постоянное проживание в сельской местности;

 б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

 в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

 Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до дата, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после дата по основаниям, установленным статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

 Из объяснений представителя истца следует, что в нарушение ст. 6 Закона Саратовской области от 28 мая 2005 г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» в <адрес> отсутствует решение (протокол) органа местного самоуправления о постановке на учет ФИО4 в качестве нуждающейся. Кроме того ФИО4 добровольно отказалась от приватизации жилого помещения по адресу: <адрес>. Считает, что у ФИО4 отсутствовало право на получение социальной выплаты.

 Суд, не соглашаясь с доводами истца, исходит из следующего:

 В силу п.1 ч.1 ст. 3. Закона Саратовской области от 28 мая 2005 г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», орган исполнительной власти области, осуществляющий политику в сфере жилищных отношений (далее - уполномоченный государственный орган области), принимает на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда области по договорам социального найма, указанных в статье 1 настоящего Закона. В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из государственного жилищного фонда области, признаются граждане:

 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

 Согласно ст. 11 Закона Саратовской области от 28 мая 2005 г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», на каждого гражданина, принятого на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма или нуждающегося в замене жилого помещения по договору социального найма, заводится учетное дело, в котором содержатся все необходимые документы, послужившие основанием для принятия решения о постановке на учет (часть 1). Учетному делу присваивается номер, который не изменяется до получения гражданином жилого помещения по договору социального найма (часть 2).

 Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 02 декабря 2009 г. в Администрацию <адрес> обратилась ФИО4 с заявлением о принятии её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении (<данные изъяты>

 Решением жилищной комиссии <адрес> от 15 декабря 2009 г. ФИО4 поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и было заведено учетное дело, которому был присвоен номер № (<данные изъяты>

 Согласно трудовому договору ФИО4 с 2006 г. по настоящее время работает в ООО «<данные изъяты>» - организации, осуществляющей деятельность только на территории <адрес> (<данные изъяты>).

 Из справки выданной Администрацией <адрес> Саратовской области № от 01 сентября 2009 г. следует, что ФИО4 в <адрес> жилья не имеет (<данные изъяты>

 Из справки ОАО «Россельхозбанк» от 16 августа 2010 г. следует, что на счету у ФИО4 имеется денежная сумма в размере 100000 (сто тысяч) руб. <данные изъяты>).

 13 января 2010 г. между ФИО4 и ФИО7 был заключен договор займа, по которому ФИО7 передает ФИО4 4000 руб. на срок до 30 декабря 2010 г. (<данные изъяты>

 14 января 2010 г. ФИО4 обратилась с заявлением в Администрацию <адрес> о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий по федеральной программе «Социальное развитие села до 2013 г.

 Согласно информации администрации <адрес> жилой дом по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью. В период с 01 сентября 2009 г. по 11 июля 2011 г. с ФИО4, а также членами ее семьи договор социального найма жилого помещения не заключался.

 Из свидетельства № о регистрации по месту пребывания от 09 сентября 2009 г. следует, что ФИО4 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> 09 сентября 2009 г. по 09 сентября 2010 г.

 26 мая и 30 мая 2011 г. ФИО4 была выделена субсидия как специалисту в сумме 241695 руб., в том числе за счет средств областного бюджета 127753 руб.

 Из договора купли-продажи квартиры от 17 мая 2011 г. следует, что ФИО8 продал и передал ФИО4 <адрес> Оплата стоимости квартиры по соглашению сторон осуществляется следующим образом: денежная сумма 241695 руб. за счет средств федерального бюджета, согласно свидетельству № № о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, выданного 13 мая 2011 г. Министерством сельского хозяйства Саратовской области на имя ФИО4 (<данные изъяты>

 Из свидетельства о заключении брака серии I-РУ № от 10 августа 2012 г. следует, что 10 августа 2012 г. ФИО9 и ФИО4 заключили брак, после заключения брака присвоены фамилии жене – ФИО1 (<данные изъяты>

 Из свидетельства о рождении серии II-РУ № следует, что ФИО2 приходится матерью ФИО2,ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>).

 Прокуратурой Воскресенского района Саратовской области по поручению прокуратуры области была проведена проверка по обращению председателя Счетной палаты Саратовской области, в ходе которой установлено, что фактически ФИО4 проживает и работает в <адрес> Саратовской области с июля 2006 г. по настоящее время. При этом ФИО4 до 08 июля 2011 г. была зарегистрирована по месту жительства в <адрес>. В ходе проверки не получены данные о том, что на момент признания ФИО4 нуждающейся в улучшении жилищных условия, она являлась нанимателем жилых помещений по договора социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо имелись основания для отказа в принятии ей на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

 Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основании своих требований и возражений.

 Исходя из принципа диспозитивности, судом в соответствии со ст. 57 ГПК РФ истцу и ответчику было предложено представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований.

 Однако от представления дополнительных доказательств, стороны отказались, посчитав возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем доказательствам, уточнить, дополнить исковые требования не пожелали.

 Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцом не представлены доказательства, свидетельствующие о недобросовестности ответчика или совершении им противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру социальной выплатой, предоставляемой гражданину в качестве меры социальной поддержки.

 Следовательно, исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

 Довод представителя ответчика о том, что истцом пропущен срок исковой давности является несостоятельным, поскольку согласно п.2 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности начинает течь после исполнения обязательства, то есть с 21 августа 2013.

 На основании и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 решил:

 в исковых требованиях Министерству сельского хозяйства Саратовской области к ФИО1 (ФИО4) А.И о взыскании социальной выплаты – отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через суд, принявший решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

        Судья:                                                                                                   Т.Е.Мидошина