Дело № 2-188-19УИД: 42RS0005-01-2018-005465-75РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кемерово 18 апреля 2019 года
Заводский районный суд города Кемерово
в составе председательствующего Матвеевой Л.Н.,
при секретаре Уймвановой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «ЮКЭК» о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к ООО «ЮКЭК» о защите прав потребителей. Свои требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «ЮКЭК» заключило с ФИО1 договор на поставку тепловой энергии и горячей воды по адресу: <адрес>. Согласно п. 1.1 указанного договора ООО «ЮКЭК» обязалось оказать услугу отопления, т.е. подавать через присоединенную сеть теплоноситель, а ФИО1 обязался принимать и оплачивать предоставленную услугу. Кроме того, обязанностью ООО «ЮКЭК» является снятие пломб с задвижек на прямом и (или) обратном трубопроводах с составлением двухстороннего акта о подключении системы об отключении системы теплоснабжения ФИО1 24.08.2012г. ФИО1 подал претензию, в которой просил для своевременной оплаты доставлять счета за услуги подачи отопления и горячей воды, начиная с 01.09.2012 года. Ответа ООО «ЮКЭК» в течение трех рабочих дней со дня получения претензии направлено не было, счета потребителям не направлялись. 01.08.2013 года ФИО1 заключил договор с ООО «Таштагольская управляющая компания», которая обязалась оказать услуги по подготовке тепловых энергоустановок индивидуального дома заказчика к подаче тепловой энергии с выдачей соответствующих актов Заказчику, при этом приняла на себя обязательство выполнить работы собственными силами либо с привлечением третьих лиц. 15.08.2013 года работники ООО «ЮКЭК» отказались включать отопление. 16.12.2013 года ФИО1 подал заявление о снятии пломбы и включении отопления, которое работники ООО «ЮКЭК» отказались принимать и регистрировать. 17.12.2013 года ФИО1 снова подал заявление, где потребовал сообщить о дате и времени включения отопления, которое работники ООО «ЮКЭК» снова отказались принимать и регистрировать. 17.12.2013 года ФИО1 направил заявления заказной почтовой корреспонденцией, которые были получены ООО «ЮКЭК» 20.12.2013 года.Ответа ООО «ЮКЭК» в течение трех рабочих дней со дня получения претензии направлено не было, отопление не было включено. 22.12.2013 года ФИО1 заключил договор с ООО «МагаКом» на услугу отопления вышеуказанного жилого помещения, принадлежащего ФИО1 09.08.2014 года ООО «Таштагольская управляющая компания» и ООО «Таштагольная Сантехническая Компания» произвели промывку и испытание системы теплоснабжения потребителей, в присутствии работника ООО «ЮКЭК», но ООО «ЮКЭК» скрыло акты от потребителей и не включило отопление. 22.10.2015 года ФИО1 и ФИО3 подали претензию в ООО «ЮКЭК» о включении отопления, ответа не последовало. 31.12.2017 года потребители направили претензию на адрес электронной почты ООО «ЮКЭК», где требовали с 01.01.2018 года по 15.05.2018 года исполнить обязанность включения отопления спорного жилого помещения, ответа не последовало. 15.02.2018 года была подана претензия на адрес электронной почты ООО «ЮКЭК», в которой требовали включить отопление в спорном жилом помещении. 22.02.2018 года работники ООО «ЮКЭК» произвели обследование системы отопления жилья, установили, что она отключена, закрыты краны (вентили) на трубопроводах, батареи холодные с температурой 17-18 градусов, имеются запасы угля и дров, дом отапливается двумя электрообогревателя и печью на дровах с водяным котлом и радиатором, с температурой 45 градусов. Но ООО «ЮКЭК» отопление не включило, акты о включении отопления не составило, ответа по существу в течение трех дней со дня получения претензии не направило.12.09.2018 года потребители подали электронной почтой в ООО «ЮКЭК» претензию, в которой требовали включить отопление в спорном жилом помещении, однако ответа не последовало. 12.10.2018 года была подана в ООО «ЮКЭК», в которой требовали ООО «ЮКЭК» исполнить обязанности по договору на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды от 15.09.2011 года. Ответа не последовало.
Ответчики не исполняют обязательства по поставке тепловой энергии, без указания причин не подключают дом истцов к отоплению, не производят опломбирование подачи, чем нарушают права истцов. Поскольку ответчики не исполняют обязательства с 2013 г., то с учетом уточнения /т.1 л.д. 4-6/ истцы просят признать, что ООО «ЮКЭК» нарушило ст. 22 «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя» Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", подпункт «к» пункта 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;...» не вело учёт сроков и не ответило в установленные сроки на претензию потребителей от 24 августа 2012г., заявление от 16 декабря 2013г., заявление от 17 декабря 2013г., претензию от 22 октября 2015г., претензию от 31 декабря 2017г., претензию от 15 февраля 2018г., претензию от 12 сентября 2018г., претензию от 12 октября 2018г., касающиеся теплоснабжения (отопления) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;
признать, что с 01 января 2008г. по 23 августа 2012г., с 24 августа 2012 года по 27 октября 2018г. ООО «ЮКЭК» не предоставляло потребителям для оплаты ежемесячные счета (платежные документы) с информацией о суммах оплаты за услуги подачи теплоснабжения (отопления) в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>;
признать, что ООО «ЮКЭК» отказалось выполнять обязанности по договору № на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды от 15.09.2011г.: в начале отопительных сезонов 2017-2018 годов, 2018-2019 годов, производить снятие пломб с задвижек на прямом и (или) обратном трубопроводах с составлением двухстороннего акта о подключении системы теплоснабжения и подаче через присоединенную тепловую сеть теплоносителя (горячей воды) в жилое помещение потребителей, расположенное по адресу: <адрес>; по окончании указанных отопительных сезонов, производить закрытие и опломбирование задвижек на прямом и (или) обратном трубопроводах с составлением двухстороннего акта об отключение теплоснабжения (отопления);
признать потребителей в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, отказавшимися от исполнения договора № с ООО «ЮКЭК» на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды от 15.09.2011г. в отопительных сезонов 2017-2018 годов, 2018-2019 годов вследствие невыполнения обязанности ООО «ЮКЭК» производить обязанности снятия пломб с задвижек на прямом и (или) обратном трубопроводах с составлением двухстороннего акта о подключении системы теплоснабжения и подаче через присоединенную тепловую сеть теплоносителя (горячей воды) в жилое помещение.
Взыскать с ООО «ЮКЭК» компенсацию морального вреда за неподключение теплоснабжения (отопления) по адресу: <адрес> за 6 (месяцев) отопительного сезона 2018-2019 годов в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей в пользу ФИО2, в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей в пользу ФИО1.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о дате и времени судебного заседания заказной почтовой корреспонденцией /т.2 л.д. 30/. Ранее, при подготовке дела к судебному разбирательству, Лялько просил рассматривать дело в его отсутствие с участием представителя ФИО2 Пояснил, что в 2012 г. была авария – разморозились и лопнули трубы отопления по вине ответчика, истцу был причинен ущерб, который он требовал возместить. После аварии отключили подачу отопления и отказываются включать по настоящее время, требуя предоставить проекты, множество различных документов. Считает требования ответчика незаконными, т.к. он не вносил никаких изменений в существующую систему отопления, поэтому на протяжении всего периода в претензиях требует подключить подачу тепла для отопления, система отопления его квартиры полностью пригодна и готова для принятия теплоснабжения, однако ответчик не исполняет обязанность по договору. Пломба на задвижке отсутствует по причине действий аварийной службы – их работники сорвали пломбу при работах и не восстановили, он тепло не потребляет. Ответчики, не подключая длительный срок отопление, причиняют ему моральные страдания, т.к. он вынужден отапливать помещение другими способами, постоянно об этом думать, постоянно вынужден защищать свои права – требовать у ответчиков подключить тепло, выставить ему счета. В квартире проживает его супруга ФИО3, третье лицо по делу.
Истец ФИО2, действующая за себя, а также как представитель истца ФИО1 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /т.1 л.д. 29/, в судебном заседании обстоятельства и доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, на уточненном иске настаивала, просила требования удовлетворить. Пояснила, что собственник квартиры ее отец ФИО1, она является наследницей данной квартиры по завещанию, поэтому уже сейчас заинтересована в сохранении данного имущества и действия ответчика также нарушают её права. В квартире проживает супруга отца ФИО3 Просит удовлетворить иск, поскольку ответчик не исполняет обязанность по договору тепловой энергии – на претензии не отвечают; тепло не подключают, указывая на неготовность тепловой сети квартиры истца, однако система отопления полностью готова и функционирует; ответчики не производят ежегодную опломбировку задвижек перед и после отопительного сезона, их открытие и закрытие. Истцы сами не могут опломбировать задвижку, а ответчик уклоняется от данного действия, в дальнейшем основывая на этом требования о самовольном потреблении тепловой энергии в отоплении, однако Истцы не используют тепловую энергию, поэтому просят признать отказавшимися их от исполнения договора теплового снабжения в одностороннем порядке в отопительных сезонах с 2017 по 2019 г.г.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, надлежащим образом была извещена о дате и времени судебного заседания заказной почтовой корреспонденцией /т.2 л.д. 31/, не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее представители третьего лица ФИО4, доверенность /л.д.197/, ФИО1 доверенность /л.д.197/ просили иск удовлетворить, т.к. отсутствие центрального отопления нарушает права третьего лица, проживающей в квартире.
Представитель ответчика ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ /т.1 л.д. 30/, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме. Пояснила, что ответчик не отказывается исполнять договор поставки тепла, о чем неоднократно указывал в ответах на претензию. Ответчик просит истца представить Акты готовности системы отопления квартиры к принятию тепла, однако данных документов не предоставляется в связи с чем тепло не подается. Еще в 2011 г. составлен АКТ о том, что система отопления квартиры истца не соответствует проекту, до настоящего времени обратного не представлено. Как только истцы представят документы о таком соответствии, тепло подключат. Полагает, что истцы ведут самовольное потребление тепла, поскольку пломба на задвижке отсутствует, истцы не делали заявок о ее восстановлении, у ответчика нет свободного доступа в тепловой узел истца. На все заявления, претензии ответчики отвечают по существу. По настоящему договору истцы не могут отказаться от его исполнения в одностороннем порядке, тем более «задним числом», т.к. Законом о теплоснабжении такого не предусмотрено.
Ответчиком представлены письменные отзывы на исковое заявление /т.1 л.д. 31-32, т.1 л.д. 147-152, т.2 л.д. 25-26//, информация по начислению потребительских коммунальных ресурсов, с применением нормативов потребления коммунальных услуг, является общедоступной информацией. В договоре от 15.09.2011 года, заключенного между ООО «ЮКЭК» и ФИО1, имеются сведения о количестве и качестве поставляемой тепловой энергии, а также стоимости коммунальных ресурсов. Требование истца о признании факта того, что ответчиком нарушен подпункт «к» пункта 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, а именно то, что ответчик не ответил на претензии от 24.08.2012г., 16.12.2013 г., 17.12.2013 г., 22.10.2015г., то к данному периоду ответчик просит применить срок исковой давности, а также остальные требования истца считает необходимым оставить без удовлетворения, часть данных требований – отсутствие ответов на претензии, ранее рассматривались в Таштагольском городском суде.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, с участием представителя, а также третьего лица.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования ФИО1, ФИО2 подлежащими оставлению без удовлетворения в связи со следующим.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом (ч.1). Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (ч.3). Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч.4).
Согласно ст.548 ГК РФ 1. Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Статьями 539, 543 ГК РФ, также применяемых к правоотношениям сторон по настоящему иску в части договора теплоснабжения, следует, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону. /т.1 л.д. 7-8/
Установлено, что истец ФИО2 собственником квартиры не является, по названному адресу не проживает, однако указывает, что ее права также нарушены со стороны ответчика в связи с тем, что ФИО1 завещал вышеуказанное жилое помещение, о чем представлено завещание от 06.08.2010 года. /т.1 л.д. 89/
Однако, разрешая заявленные требования истца ФИО2, суд учитывает, что в данной квартире истец не проживает, зарегистрирована по иному адресу, является лишь лицом, кому данное имущество завещано, правовые последствия завещания возникнут лишь после смерти наследодателя, следовательно, в настоящее время право ФИО2 не нарушено, в связи с чем, суд полагает в удовлетворении требований ФИО2 к ООО «ЮКЭК» отказать в полном объеме.
15.08.2011 года ООО «ЮКЭК» заключило с ФИО1 договор на поставку тепловой энергии и горячей воды по адресу: <адрес>1. /т.1 л.д. 3-4/, данное помещение является жилым, используется для личных и семейных нужд, следовательно истец ФИО1 по данному договору и спору является потребителем.
Согласно п. 1.1 указанного договора ООО «ЮКЭК» обязалось оказать услугу отопления, т.е. подавать через присоединенную сеть теплоноситель, а ФИО1 обязался принимать и оплачивать предоставленную услугу.
В материалы дела представлен акт Федеральной службы по экологическому, техническому и автономному надзору от 20.01.2012 года /т.1 л.д. 245-248/, согласно которому следует, что в результате аварии подача тепловой энергии была приостановлена до устранения нарушений. В п.п. 6,7,8 Акта указаны выявленные нарушения – теплопотребляющая энергоустановка не соответствует проекту и требованиям действующих норм, правил и стандартов; на теплопотребляющих энергоустановках отсутствуют контрольно-измерительные приборы (манометры, термометры, регуляторы), грязевики; не проведены внеочередные испытания теплопотребляющей энергоустановки после капитального ремонта и реконструкции.
Указанный Акт не оспорен, незаконным не признан.
Согласно пояснений ответчика, именно на основании данного Акта выявленных нарушений прекращена подача тепла в <адрес>. До настоящего времени собственник квартиры – истец ФИО1 не представил документов по устранению данных нарушений.
Вместе с тем, сторона истца указывает, что нарушения, выявленные в Акте, в квартире истца отсутствуют.
Однако учитывая, что Акт не оспаривался, незаконным не признавался, судом обсуждался вопрос о проведении судебной экспертизы по проверке соответствия системы отопления квартиры истца соответствующим техническим требованиям и нормам, однако истец, ранее просивший суд обязать ответчика осуществить подключение отопления, изменил предмет иска – признать отказавшимися от исполнения договора теплоснабжения, также отказался и от проведения экспертного исследования данного обстоятельства, то суд полагает, что сведения, указанные в Акте о нарушениях в системе отопления квартиры истца являются достоверными, какими-либо доказательствами не опровергнутыми.
Стороной истца представлены Акты гидравлического испытания от 09.08.2014 г /л.д.20 т.1), Акт промывки от 09.08.2014 г. /л.д.21/ согласно которым система промыта, подтеканий не выявлено, система прошла испытание на прочность и герметичность.
Однако из данных доказательств не следует, что истцом устранены ранее выявленные Актом 2012 г. нарушения по несоответствию системы отопления квартиры истца обязательным нормам и требованиям, в. т.ч. отсутствие оборудования системы измерительными приборами, грязевиками.
Таким образом, при несоответствии теплопотребляющей установки в квартире истца у ответчика отсутствуют правовые основания для подачи тепловой энергии в отоплении.
Истцом заявлено о нарушении его прав тем, что с 01 января 2008г. по 23 августа 2012г., с 24 августа 2012 года по 27 октября 2018г. ООО «ЮКЭК» не предоставляло потребителям для оплаты ежемесячные счета (платежные документы) с информацией о суммах оплаты за услуги подачи теплоснабжения (отопления) в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В части требований о предоставлении счетов за период с 2008 г. по 31.12.2017 г. производство по иску подлежит прекращению, поскольку решением Таштагольского суда г.Кемерово от 02.03.2018 г. данные требования рассмотрены, решение вступило в законную силу /л.д.61-76/;
В части требований о предоставлении ежемесячных счетов ответчик пояснил, что расчет и взимание платы за услуги по отоплению производит ООО «РКЦ», что установлено ранее вынесенным решением суда и не отрицают стороны. Следовательно, требования к ответчику о признании нарушающим права истца не предоставление ответчиком ежемесячных счетов, не обоснованы и не подлежат удовлетворению.
Кроме того, истцами заявлено о нарушении его права ответчиком в виду отсутствия ответов на претензии.
В иске, с учетом уточнения /л.д.5 т.2/ истец указывает, что ответчик не ответил на претензии от 24 августа 2012г., заявление от 16 декабря 2013г., заявление от 17 декабря 2013г., претензию от 22 октября 2015г., претензию от 31 декабря 2017г., претензию от 15 февраля 2018г., претензию от 12 сентября 2018г., претензию от 12 октября 2018г., касающиеся теплоснабжения в квартире истца.
Вместе с тем, стороной истца в материалы дела представлены лишь претензии от 22.10.15 /л.д.16/, 31.12.2017 /л.д.23/, 12.10.2018 г. /л.д.25/, отсутствие ответов по которым в иске просит признать истец как нарушающие его право.
Ответчиком в опровержение доводов иска представлены ответы на претензию от 31.12.2017 г. ответ от 16.02.2018 г /л.д.116-119 т.1/, согласно которого заявителю подробно разъяснены основания отсутствия теплоснабжения, о необходимости приведения системы отопления квартиры истца в соответствии с техническими требованиями.
Стороной истца представлена претензия от 22.10.2015 года /т.1 л.д. 16/ с требованием о включении отопления, а также снятии пломбы.
Представлена претензия от 12.10.2018 года с требованием исполнить обязанности по договору от 15.09.2011 года: составить акт готовности жилого помещения по адресу: <адрес> с подключением теплоснабжения (отопления) в отопительном сезоне 2018-2019 годов, произвести снятие пломб с задвижек на прямом и (или) обратном трубопроводах с составлением двустороннего акта о подключении системы теплоснабжения и подаче через присоединительную тепловую сеть теплоносителя (горячей воды), а по окончании указанного отопительного сезона, произвести закрытие и опломбирование задвижек на прямом и/или обратном трубопроводе, с составлением двустороннего акта об отключении теплоснабжения. /т.1 л.д. 25/
Ответчиком не представлены отдельные ответы на претензии от 22.10.2015 г. и 12.10.2018 г. о необходимости подключения теплоснабжения, предоставления информации о начислениях. В ранее вынесенных решениях судов требования истца по признанию незаконным отсутствие ответа именно на данные претензии, судами не рассматривались.
Однако ответчиком представлены ответы на аналогичные претензии за период с 2015 по 2018 г. /т.1 л.д. 107-126/. Учитывая, что по содержанию претензии, подаваемые в незначительный промежуток времени, и ответы на них фактически идентичны содержанию претензий от 22.10.2015 г., 12.10.2018 г. и в даваемых ответах ответчиком стороне истца неоднократно разъяснялось о необходимости предоставления сведений о соответствии системы отопления техническим требованиям и нормам, однако, в полном объеме потребитель исполнителю таких доказательств не представил, то повторное, неоднократное заявление претензий и требование истца о необходимости ответа на каждую такую претензию при том, что обстоятельства фактически не изменены, суд расценивает как злоупотребление истцом своим правом.
Кроме того, ответчиком проводятся обследования теплового узла истца /л.д.24, 203 т.1/, выявлено отсутствие пломбы, радиаторы холодные.
Истец просит признать его отказавшимся от исполнения договора теплоснабжения от 15.09.2011 г. в отопительных сезонах 2017-2918 и 2018-2019 г.г.
Разрешая данное требование, суд исходит из следующего.
Истец ФИО1, по договору теплоснабжения является потребителем, поскольку заключал договор в целях отопления жилого помещения, используемого для проживания.
Положениями ст. 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно ст.32 Закона о защите прав потребителей - Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Однако правоотношения по предоставлению потребителю услуг по теплоснабжению урегулированы специальным законом - ФЗ от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.07.2018)"О теплоснабжении".
Согласно ст.14- 1. Подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
2. Указанное в части 1 настоящей статьи подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании договора на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения (далее также - договор на подключение (технологическое присоединение), который является публичным для теплоснабжающей организации, теплосетевой организации. Правила выбора теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, к которой следует обращаться заинтересованным в подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения лицам и которая не вправе отказать им в услуге по такому подключению (технологическому присоединению) и в заключении соответствующего договора, устанавливаются правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно ст.15 – п.1. Потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. п. 10. Теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации
Согласно Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 г. N 808) П.20. По договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (далее - договор теплоснабжения).
П.29. В договоре теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией предусматривается право потребителя, не имеющего задолженности по договору, отказаться от исполнения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией и заключить договор теплоснабжения с иной теплоснабжающей организацией (иным владельцем источника тепловой энергии) в соответствующей системе теплоснабжения на весь объем или часть объема потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя.
П.30. При заключении договора теплоснабжения с иным владельцем источника тепловой энергии потребитель обязан возместить единой теплоснабжающей организации убытки, связанные с переходом от единой теплоснабжающей организации к теплоснабжению непосредственно от источника тепловой энергии, в размере, рассчитанном единой теплоснабжающей организацией и согласованном с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Размер убытков определяется в виде разницы между необходимой валовой выручкой единой теплоснабжающей организации, рассчитанной за период с даты расторжения договора до окончания текущего периода регулирования тарифов с учетом снижения затрат, связанных с обслуживанием такого потребителя, и выручкой единой теплоснабжающей организации от продажи тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в течение указанного периода без учета такого потребителя по установленным тарифам, но не выше суммы, необходимой для компенсации соответствующей части экономически обоснованных расходов единой теплоснабжающей организации по поставке тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя для нужд населения и иных категорий потребителей, которые не учтены в тарифах, установленных для этих категорий потребителей.
П.31. Отказ потребителя от исполнения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией и заключение договора теплоснабжения с иным владельцем источника тепловой энергии допускается в следующих случаях:
подключение теплопотребляющих установок потребителя к коллекторам источников тепловой энергии, принадлежащих иному владельцу источников тепловой энергии, с которым заключается договор теплоснабжения;
поставка тепловой энергии, теплоносителя в тепловые сети, к которым подключен потребитель, только с источников тепловой энергии, принадлежащих иному владельцу источника тепловой энергии;
поставка тепловой энергии, теплоносителя в тепловые сети, к которым подключен потребитель, с источников тепловой энергии, принадлежащих иным владельцам источников тепловой энергии, при обеспечении раздельного учета исполнения обязательств по поставке тепловой энергии, теплоносителя потребителям с источников тепловой энергии, принадлежащих разным лицам.
П.32.Заключение договора с иным владельцем источника тепловой энергии не должно приводить к снижению надежности теплоснабжения для других потребителей. Если по оценке единой теплоснабжающей организации происходит снижение надежности теплоснабжения для других потребителей, данный факт доводится до потребителя тепловой энергии в письменной форме и потребитель тепловой энергии не вправе отказаться от исполнения договора теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией.
В случае если потребитель заключил договор теплоснабжения с иным законным владельцем источника тепловой энергии в отношении всего объема тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, предусмотренного договором теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией, обязательства по договору теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией считаются прекращенными с даты вступления в силу договора теплоснабжения с иным законным владельцем источника тепловой энергии.
Таким образом, право на односторонний отказ потребителя от исполнения договора на отпуск и потребление тепловой энергии ограничен названными Правилами.
Учитывая, что квартира истца не является индивидуальным жилым помещением, а является квартирой в многоквартирном доме, что подтвердили стороны, то потребитель вправе отказаться от договора теплопотребления лишь при заключении иного договора теплопотребления не нарушающего интересы других потребителей, не иметь задолженности по договору.
Кроме того, согласно п.32 Правил - обязательства по договору теплоснабжения с единой теплоснабжающей организацией считаются прекращенными с даты вступления в силу договора теплоснабжения с иным законным владельцем источника тепловой энергиии.
Учитывая, что истцом не совершены вышеуказанные обязательные действия, направленные на односторонний отказ от исполнения договора на отпуск и потребление тепловой энергии, то требования истца о признании его отказавшимся от исполнения договора теплоснабжения в одностороннем порядке, при неисполнении вышеназванных Правил такого отказа, не могут быть удовлетворены судом, поскольку правовых оснований для одностороннего отказа нет.
Поскольку судом отказано в удовлетворении иска в части материальных требований, то и производные от них требования о взыскании денежной компенсации морального вреда надлежит оставить без удовлетворения.
При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований истцов в полном объеме следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «ЮКЭК» о признании, что ООО «ЮКЭК» нарушило ст. 22 «Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя» Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", подпункт «к» пункта 31 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 «вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа;...» не вело учёт сроков и не ответило в установленные сроки на претензию потребителей от 24 августа 2012г., заявление от 16 декабря 2013г., заявление от 17 декабря 2013г., претензию от 22 октября 2015г., претензию от 31 декабря 2017г., претензию от 15 февраля 2018г., претензию от 12 сентября 2018г., претензию от 12 октября 2018г., касающиеся теплоснабжения (отопления) жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>;
признании, что с 01 января 2008г. по 23 августа 2012г., с 24 августа 2012 года по 27 октября 2018г. ООО «ЮКЭК» не предоставляло потребителям для оплаты ежемесячные счета (платежные документы) с информацией о суммах оплаты за услуги подачи теплоснабжения (отопления) в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>;
признании, что ООО «ЮКЭК» отказалось выполнять обязанности по договору № на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды от 15.09.2011г.: в начале отопительных сезонов 2017-2018 годов, 2018-2019 годов, производить снятие пломб с задвижек на прямом и (или) обратном трубопроводах с составлением двухстороннего акта о подключении системы теплоснабжения и подаче через присоединенную тепловую сеть теплоносителя (горячей воды) в жилое помещение потребителей, расположенное по адресу: <адрес>; по окончании указанных отопительных сезонов, производить закрытие и опломбирование задвижек на прямом и (или) обратном трубопроводах с составлением двухстороннего акта об отключение теплоснабжения (отопления);
признании потребителей в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, отказавшимися от исполнения договора № с ООО «ЮКЭК» на отпуск и потребление тепловой энергии и горячей воды от 15.09.2011г. в отопительных сезонов 2017-2018 годов, 2018-2019 годов вследствие невыполнения обязанности ООО «ЮКЭК» производить обязанности снятия пломб с задвижек на прямом и (или) обратном трубопроводах с составлением двухстороннего акта о подключении системы теплоснабжения и подаче через присоединенную тепловую сеть теплоносителя (горячей воды) в жилое помещение;
взыскании с ООО «ЮКЭК» компенсации морального вреда за неподключение теплоснабжения (отопления) по адресу: <адрес> за 6 (месяцев) отопительного сезона 2018-2019 годов в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей в пользу ФИО2, в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей в пользу ФИО1, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 23.04.2019 года.
Председательствующий: Л.Н. Матвеева