ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-188 от 01.03.2012 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

                                                                                    Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 марта 2012 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи: Щепкиной Т.Ю.,

при секретаре судебного заседания: Медведевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-188 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, Правительству Ямало-Ненецкого автономного округа о признании неправомерным отказа окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим в предоставлении жилищной субсидии и предоставлении жилищной субсидии,

У С Т А Н О В И Л:

Истица ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о признании неправомерным отказа окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим в предоставлении жилищной субсидии и предоставлении жилищной субсидии.

В обоснование заявленных требований указала, что в 2007 году она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья. По итогам заседания окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа истица была включена в список № 2 государственных гражданских служащих, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья под порядковым номером «34».

29 июля 2008 года истица приобрела в собственность незавершенный строительством объект, расположенный по адресу: ЯНАО, 

30 июля 2009 года ею был взят в Пуровском ОСБ ипотечный кредит в сумме 1500000 руб. на строительство индивидуального жилого дома.

12 октября 2011 года решением окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа истице было отказано в предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья. Причиной отказа в предоставлении жилищной субсидии явились утвержденные постановлением Правительства ЯНАО от 26 сентября 2011 года № 660-П изменения, внесенные в Положение о порядке предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья, утвержденное Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 мая 2006 года. Об этом ей стало известно по телефону от сотрудника Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО, а письменный отказ в предоставлении субсидии был мотивирован тем, что истица не предоставила документы, предусмотренные пунктом 4.7 Положения.

Полагает, что решение окружной комиссии по вопросам предоставления жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим ЯНАО от 12 октября 2011 года об отказе ей в предоставлении жилищной субсидии необоснованно, поскольку до внесения изменений в Положение она имела право на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья.

В иске, ссылаясь на ст. 4 Гражданского кодекса РФ, истица ФИО1 просит признать неправомерным отказ окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа в предоставлении ей жилищной субсидии, а также обязать ответчика предоставить ей жилищную субсидию в размере, установленном Положением.

Определением судьи Салехардского городского суда от 17 января 2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа.

В судебном заседании истица ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия не принимала, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчиков - Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО и Правительства ЯНАО ФИО2, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, суду пояснил, что ФИО3 состояла в Списке № 2 в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с поданным ею заявлением от 27 декабря 2006 года под номером «33». При рассмотрении материалов учётного дела ФИО3 решением окружной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в предоставлении жилищной субсидии на основании подп. 3 п. 4.8 Положения о порядке предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья - в связи с несоответствием цели использования жилищной субсидии п. 1. Положения. Поскольку истица просила предоставить ей жилищную субсидию на погашение ипотечного кредита, полученного на индивидуальное строительство жилого дома, что не предусмотрено Положением, настаивал, что ей было отказано правомерно.

Заслушав объяснения представителя ответчиков, исследовав документы дела, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует и не оспаривается участвующими в деле лицами, что истица ФИО3 является государственным гражданским служащим автономного округа, работает в Департаменте по взаимодействию с федеральными органами государственной власти и мировой юстиции Ямало-Ненецкого автономного округа с 03 октября 2005 года, замещает должность консультанта мирового судьи аппарата мирового судьи судебного участка № 2 Пуровского района, и по состоянию на 27 декабря 2011 года её стаж государственной гражданской службы составил 11 лет 1 месяц 8 дней.

27 декабря 2006 года Волынец (на дату подачи заявления имела фамилию ФИО4) А.Г. обратилась с заявлением к руководителю Агентства жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о включении её в список № 2 для предоставления в порядке очерёдности жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилья в пределах автономного округа в г. Тарко-Сале.

Однако решением окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа, протоколом № 1 от 10 октября 2011 года ФИО1 отказано в предоставлении жилищной субсидии на основании п.п. 3 п. 4.8, п. 2.1 Положения о порядке предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья, в связи с несоответствием цели использования жилищной субсидии пункту 1.3 Положения.

Статьями 44 и 45-1 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2005 года № 26-ЗАО «О государственной гражданской службе Ямало-Ненецкого автономного округа» определено, что государственным гражданским служащим автономного округа в порядке и на условиях, определенных нормативными правовыми актами автономного округа, предоставляются такие дополнительные государственные гарантии как предоставление единовременной жилищной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения один раз за весь период гражданской службы.

Учёт государственных гражданских служащих автономного округа, имеющих право на получение служебных жилых помещений, жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья, осуществляется исполнительными органами государственной власти автономного округа и ведется по следующим спискам: список № 1 - государственные гражданские служащие автономного округа, имеющие право на получение служебных жилых помещений; список № 2 - государственные гражданские служащие автономного округа, имеющие право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья на территории автономного округа либо за его пределами.

Государственный гражданский служащий автономного округа при наличии необходимых оснований вправе по своему выбору состоять в одном из списков либо в обоих списках. Порядок ведения учёта регулируется постановлением Правительства автономного округа.

Право на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья по месту жительства на территории автономного округа имеют государственные гражданские служащие автономного округа, состоящие на государственной гражданской службе автономного округа в органах государственной власти автономного округа и иных государственных органах автономного округа не менее 5 лет на дату подачи заявления, при наличии в частности, одного из следующих оснований:

1) не имеющие жилых помещений на территории автономного округа, то есть не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной на территории данного муниципального образования;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Предоставление единовременной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения осуществляется исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по реализации государственной жилищной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в жилищной сфере.

Условия, порядок предоставления единовременной субсидии на приобретение (строительство) жилого помещения устанавливаются постановлением Правительства автономного округа.

Постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 мая 2006 года № 222-А было утверждено Положение о порядке предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья (далее Положение).

Так, пунктом 1.3 названного Положения (в редакции от 14 октября 2010 года № 302-П» было предусмотрено, что жилищная субсидия для приобретения (строительства) жилья (далее - жилищная субсидия) является единовременной, разовой выплатой за весь период государственной гражданской службы, носит целевой характер и используется государственным гражданским служащим, лицом, замещающим государственную должность, в том числе для приобретения (строительства) индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома) или квартиры в жилом многоквартирном доме на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) либо за его пределами на территории Российской Федерации (далее - за пределами автономного округа) (подпункт «а» пункта 1.3).

Однако, постановлением Правительства ЯНАО от 26 сентября 2011 г. № 660-П «О внесении изменений в Положение о порядке предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья» в пункте 1.3 в подпункте «а» слова «индивидуального жилого дома (части индивидуального жилого дома)» исключены.

Согласно пунктов 3.1. и 3.2. Положения, предельный размер предоставляемой жилищной субсидии ежегодно определяется распоряжением Правительства автономного округа в пределах объема ассигнований из окружного бюджета на текущий год, предусмотренных на предоставление жилищных субсидий государственным гражданским служащим, лицам, замещающим государственные должности. Размер жилищных субсидий не может превышать стоимость приобретаемого (строящегося) жилого помещения либо сумму остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование жилищным кредитом или займом.

Решение о предоставлении жилищной субсидии государственным гражданским служащим принимает комиссия - пункт 4.7 Положения.

Согласно п.п. 3 пункта 4.8 Положения государственным гражданским служащим, включенным в список № 2, отказывается в предоставлении жилищной субсидии в случае несоответствия требованиям, указанным в пунктах 1.3, 2.1 - 2.2, 2.3.1 настоящего Положения.

Как следует из материалов дела, истица ФИО3 на основании договора купли-продажи от 29 июля 2011 года приобрела незавершенный строительством объект, находящийся по адресу: ЯНАО,  общей площадью застройки  кв.м, степенью готовности 10%.

30 июня 2009 года по кредитному договору <***> ОАО «Сбербанк России» заёмщику ФИО3 предоставлен ипотечный кредит в сумме 1500 000 рублей под 14,25% годовых на индивидуальное строительство объекта недвижимости, расположенного по адресу:

По состоянию на 12 сентября 2011 года остаток задолженности истицы по кредитному договору <***> составил 1 339 017 рублей 77 копеек.

По результатам заседания 11 октября 2011 года, окружная комиссия по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа, рассмотрев документы по вопросу предоставления жилищной субсидии ФИО3, пришла к выводу об отказе последней в предоставлении жилищной субсидии на основании п.п. 3 п. 4.8. Положения - в связи с несоответствием цели использования жилищной субсидии пункту 1.3 Положения с изменениями, внесенными на основании Постановления Правительства ЯНАО от 26 сентября 2011 г. № 660-П и исключающими форму реализации жилищной субсидии «на индивидуальное строительство жилого дома».

Вместе с тем, из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиками, что ФИО3, обратилась в установленном порядке с заявлением о выдаче ей жилищной субсидии в декабре 2006 года, а затем в январе 2007 года, по итогам заседания окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительство) жилья государственным гражданским служащим ЯНАО была включена в список № 2 государственных гражданских служащих, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья.

Таким образом, право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья у истицы возникло в 2007 году в период действия прежней редакции Положения о порядке предоставления государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа и лицам, замещающим государственные должности в органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья, предусматривающей предоставление жилищной субсидии для приобретения (строительства) индивидуального жилого дома.

При разрешении возникшего спора применению подлежат положения ст. 4 Гражданского кодекса РФ, которые определяют, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространятся на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Между тем, постановление Правительства ЯНАО от 26 сентября 2011 г. № 660-П таких положений не содержит.

Учитывая, что право на предоставление жилищной субсидии для приобретения (строительства) индивидуального жилого дома возникло у ФИО3 в силу положений нормативного правового акта, не имеющего обратной силы, суд приходит к выводу, что отказ окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа на погашение задолженности по кредитному договору от 30 июня 2009 года, на строительство индивидуального жилого дома является неправомерным.

Судом установлено, что иных оснований для отказа истице в предоставлении жилищной субсидии не имелось.

При таких обстоятельствах, суд находит требования иска подлежащими удовлетворению в полном объёме.

Согласно пункта 2.84 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 8 июля 2010 года № 105-П «О Департаменте строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа», предоставление государственным гражданским служащим автономного округа жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилого помещения относится к государственным функциям Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным отказ от 11 октября 2011 года окружной комиссии по вопросам предоставления жилищных субсидий для приобретения (строительства) жилья государственным гражданским служащим Ямало-Ненецкого автономного округа в предоставлении ФИО3 жилищной субсидии на погашение задолженности по кредитному договору от 30 июня 2009 года, на индивидуальное строительство жилого дома.

Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа предоставить ФИО1 жилищную субсидию на индивидуальное строительство объекта недвижимости по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, <...> участок № 7, в размере, установленном законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 06 марта 2012 года.

Председательствующий Т.Ю. Щепкина