ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1881/20 от 09.04.2012 Новотроицкого городского суда (Оренбургская область)

Дело № 2-7/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новотроицк 13 января 2021 года

Новотроицкий городской суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сухаревой О.А.,

при секретаре Коломасовой Т.С.,

с участием старшего помощника прокурора г. Новотроицка Оренбургской области Кирякова Д.В.,

представителей администрации МО г. Новотроицк Оренбургской области ФИО1, действующей на основании доверенности от 11.01.2021, ФИО2, действующей на основании доверенности от 11.01.2021,

ответчика ФИО3,

представителя третьего лица начальника управления финансового контроля администрации МО г. Новотроицк ФИО4, действующей на основании Положения об управлении финансового контроля администрации МО г. Новотроицк,

представителя третьего лица директора МКУ «МЦО МО г. Новотроицк» ФИО5, действующей на основании Устава МКУ «МЦО МО г. Новотроицк» от 09.04.2012 и постановления о назначении на должность директора от 27.08.2020 № 1214-п,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новотроицка, действующего в интересах муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области, к ФИО3, муниципальному общеобразовательному учреждению «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области» о взыскании причиненного ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Новотроицка Оренбургской области обратился в суд с иском к ФИО3 о взыскании ущерба, причиненного в результате нецелевого и неправомерного использования бюджетных денежных средств.

В обоснование требований указал на то, что управлением финансового контроля администрации МО г. Новотроицк в период с 20.08.2019 по 04.10.2019 в МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка» была проведена выездная проверка использования бюджетных средств, сохранности и эффективности использования закрепленного за учреждением имущества, а также полноты и достоверности отчетности о выполнении муниципального задания за 2018 год. По результатам проверки управлением финансового контроля 25.10.2019 составлен акт. 22.11.2019 по выявленным нарушениям Учреждению выдано предписание со сроком исполнения до 22.12.2019, которое до настоящего времени не исполнено. В ходе проверки выявлены неправомерные и нецелевые расходы Учреждения средств субсидии, предоставленных из бюджета МО г. Новотроицк Оренбургской области, тем самым, действиями должностных лиц Учреждения бюджету МО г. Новотроицк причинен прямой действительный ущерб. В соответствии с должностной инструкцией директора Учреждения он несет материальную ответственность за виновное причинение ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей в порядке и в пределах, установленных гражданским и трудовым законодательством, а также ответственность за ненадлежащее ведение финансово-хозяйственной деятельности. В 2018 году и до 2020 года директором Учреждения являлась ФИО3 Указывает, что по вине ФИО3, ненадлежащим образом осуществлявшей руководство и осуществление финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, а также расходование средств, предоставленных из бюджета, произошло причинение действительного прямого имущественного ущерба Учреждению, финансируемому за счет средств бюджета МО г. Новотроицк.

Просит взыскать с ФИО3 в пользу МО г. Новотроицк причиненный бюджету МО г. Новотроицк ущерб в сумме 3530311,40 рублей.

Определением от 09.12.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка», а в качестве третьего лица – Министерство образования Оренбургской области.

Старший помощник прокурора г. Новотроицка Оренбургской области Киряков Д.В. в судебном заседании требования искового заявления поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представители администрации ФИО1 и ФИО2 требования искового заявления просили удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ФИО3 с требованиями искового заявления не согласилась, указав на отсутствие законных оснований для их удовлетворения. Пояснила, что никаких неправомерных действий, повлекших причинение бюджету МО г. Новотроицк Оренбургской области ущерба, она не совершала.

Представитель ответчика МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка» в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Представитель третьего лица начальник Управления финансового контроля администрации МО г. Новотроицк Оренбургской области ФИО4 указала на обоснованность заявленных исковых требований.

Представитель третьего лица МКУ «МЦО МО г. Новотроицк» ФИО5 в судебном заседании указала на законность предъявленных истцом требований.

Представитель третьего лица управления образования администрации МО г. Новотроицк в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Представитель Финансового управления администрации МО г. Новотроицк, будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание также не явился, причину неявки не сообщил.

Представитель третьего лица Министерства образования Оренбургской области в судебное заседание также не явился, о дате рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статьи 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, субсидии некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, в том числе в соответствии с договорами (соглашениями) на оказание указанными организациями государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ физическим и (или) юридическим лицам, являются бюджетными ассигнованиями, то есть бюджетными средствами.

По смыслу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации любые действия, приводящие к направлению бюджетных средств на цели, не обозначенные при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

На основании статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с частью 1 статьи 233 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

По общему правилу, согласно статьи 241 Трудового кодекса Российской Федерации за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 242 Трудового кодекса Российской Федерации полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

В соответствии со статьей 277 Трудового кодекса Российской Федерации руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.

В соответствии с пунктами 9, 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», учитывая, что полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона (статья 277 ТК РФ), работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности.

В силу части второй статьи 243 ТК РФ материальная ответственность в полном размере может быть возложена на заместителя руководителя организации или на главного бухгалтера при условии, что это установлено трудовым договором. Если трудовым договором не предусмотрено, что указанные лица в случае причинения ущерба несут материальную ответственность в полном размере, то при отсутствии иных оснований, дающих право на привлечение этих лиц к такой ответственности, они могут нести ответственность лишь в пределах своего среднего месячного заработка.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 243 Трудового кодекса Российской Федерации материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба возлагается на работника, в том числе в случае причинения ущерба в результате административного правонарушения, если таковое установлено соответствующим государственным органом.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось, что в 2018 году и до июня 2020 года директором МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области» являлась ФИО3

В соответствии с п. 5.6 Устава МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области» директор Учреждения действует от имени Учреждения без доверенности, представляет его интересы в органах государственной власти, местного самоуправления, предприятиях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности и совершает сделки от его имени; несет ответственность за руководство образовательной, научной, воспитательной работой и организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации.

Должностной инструкцией директора муниципального общеобразовательного автономного учреждения муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области предусмотрено, что за виновное причинение ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей директор МОАУ несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Управлением образования администрации МО г. Новотроицк 29.12.2017 МОАУ «Лицей № 1 г.Новотроицка Оренбургской области» было утверждено муниципальное задание на 2018 год и плановый период 2019г. и 2020г.

Между Управлением образования и МОАУ «Лицей № 1 г.Новотроицка Оренбургской области» было заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг от 29.12.2017 № 9 (далее – Соглашение).

Предметом Соглашения являлось определение порядка и условий предоставления Учредителем Учреждению субсидии из бюджета муниципального образования город Новотроицк на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее – субсидия).

Согласно п.2.1.1., 2.1.2. Соглашения от 29.12.2017 № 9 Учредителем был определен размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания 2018 года в размере 55155400,00 рублей, перечисление которой осуществлялось в соответствии с графиком перечисления субсидии, являющимся неотъемлемой частью Соглашения.

Согласно п.2.3.1. Соглашения от 29.12.2017 № 9 Учреждение приняло обязательство осуществлять использование субсидии в целях оказания муниципальных услуг в соответствии с требованиями к качеству и объему (содержанию), порядку оказания муниципальных услуг, определенными в муниципальном задании.

Срок действия Соглашения от 29.12.2017 № 9 с 01.01.2018 по 31.12.2018.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указал на выявление факта нецелевого расходования МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области».

Из материалов дела следует, что в период с 20.08.2019 по 04.10.2019 управлением финансового контроля администрации МО г. Новотроицк на основании приказа начальника управления финансового контроля администрации МО г. Новотроицк от 14.08.2019 № 27-р в отношении МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области» была проведена выездная проверка использования бюджетных средств, сохранности и эффективности использования закрепленного за учреждением имущества, а также полноты и достоверности отчетности о выполнении муниципального задания за 2018 год.

По результатам проверки 25.10.2019 был составлен Акт о выявленных нарушениях, и 22.11.2019 в адрес учебного Учреждения по выявленным нарушениям было выдано предписание со сроком исполнения до 22.12.2019.

В соответствии с положениями части 4 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу постановления суда по делу об административном правонарушении обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого они вынесены, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данным лицом.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 г. Новотроицка Оренбургской области от 12.05.2020 МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области» было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, выразившееся в нецелевом использовании бюджетных денежных средств, и ему было назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме 32224,61 рублей.

Постановление вступило в законную силу 23.06.2020.

Из указанного постановления следует, что по данным бухгалтерского учета, согласно сведений по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769), в МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка» по средствам субсидии на выполнение муниципального задания по состоянию на 01.01.2018, кредиторская задолженность числилась в сумме 1034830,76 рубле, в том числе: ст.221 КОСГУ «Услуги связи» - 14 968,09 рублей; ст.223 КОСГУ «Коммунальные услуги» - 824 189,57 рублей; ст.225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» - 35 007,45 рублей; ст.226 КОСГУ «Прочие работы, услуги» - 101 295,97 рублей; ст.340 КОСГУ «Увеличение стоимости материальных запасов» - 59 369,68 рублей.

По сведениям об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779), остаток средств по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания на счете Учреждения на 01.01.2018 составил 6127,73 рублей.

В январе 2018 года Учредителем Учреждению была перечислена субсидия в сумме 5327469 рублей, что подтверждается реестрами платежных поручений от 12.01.2018, 26.01.2018, 30.01.2018 на сумму 1034830,76 рублей.

МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка» за период с 01.01.2018 по 18.01.2018 совершен расход денежных средств по субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в сумме 240255,35 рублей.

В нарушение ст.38, п.1 ст.78.1 БК РФ, п.2.1.1., п.2.1.2., п.2.3.1. Соглашения от 29.12.2017 № 9 Учреждением 31.01.2018 в сумме 257813,90 рублей и 14.02.2018 в сумме 6 750,00 рублей произведена оплата кредиторской задолженности за 2017 год за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания в 2018 году, следовательно, допущено нецелевое использование средств субсидии 2018 года, что подтверждается платежными поручениями от 31.01.2018 и 14.02.2018.

На основании протокола заседания комиссии по аренде объектов муниципальной собственности комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования город Новотроицк от 21.07.2017 № 6 МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка» заключен договор аренды части нежилого помещения от 17.08.2017 б с ИП.

В соответствии с указанным договором, в аренду передана часть нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, по <адрес>. Общая площадь помещения, переданного в аренду - 29,8 кв.м.

Согласно договору аренды, арендные платежи на 2018 год составили в сумме 62 621,16 рублей, в том числе платежи за коммунальные услуги в сумме 21 611,28 рублей.

По данным бухгалтерских регистров за 2018 год начислено арендной платы в сумме 62 621,16 рублей. Оплата арендатором произведена полностью. Начисление и возмещение коммунальных услуг, электроэнергии в регистрах бухгалтерского учета не производилось.

Согласно ст. 3.2.10 вышеуказанного договора аренды от 17.08.2017г., Арендатор ИП обязуется содержать за счет собственных средств, без дальнейшей их компенсации арендуемый объект.

В нарушение ст.38, п.1 ст.78.1 БК РФ, п.2.1.1, п.2.1.2., п.2.3.1. Соглашения от 29.12.2017 № 9 Учреждение осуществляло оплату услуг электроэнергии и коммунальных услуг по помещению, переданному в аренду, в сумме 8843,24 рублей за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания 2018 года, следовательно, допущено нецелевое использование средств субсидии 2018 года, что подтверждается расчетами с контрагентами: ОАО «ЭнергосбыТПлюс», ООО «УКХ», платежными поручениями от 16.02.2018, 28.02.2018, 20.03.2018, 29.03.2018, 16.04.2018, 25.04.2018, 14.05.2018, 22.05.2018, 14.06.2018, 20.06.2018, 11.07.2018, 27.07.2018, 14.08.2018, 29.08.2018, 13.09.2018, 28.09.2018, 15.10.2018, 19.10.2018, 16.11.2018, 30.11.2018, 14.12.2018, 18.12.2018, 27.12.2018.

На основании решения городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области от 29.03.2017 № 247 «О разрешении безвозмездного пользования Общественной организацией «ФИО6 Кекусинкай каратэ», в соответствии с договором безвозмездного пользования от 29.03.2017 б/н Общественной организации «ФИО6 Кекусинкай каратэ» МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка» передано в безвозмездное пользование муниципальное имущество - помещение - спортивный зал, расположенный на втором этаже, общей площадью 214,5 квадратных метров, адрес объекта: <адрес> сроком на 5 лет с понедельника по субботу включительно с 18.00 до 20.00 часов.

Начисление и возмещение коммунальных услуг, электроэнергии в регистрах бухгалтерского учета не производилось.

Расчет коммунальных платежей за переданную, в безвозмездное пользование, площадь в 2018 году: Фактические расходы по коммунальным услугам по объекту: <адрес> за 2018 год составили в сумме 1 266 771,75 рублей (электроэнергия - 430 163,38 руб.; тепловая энергия - 757 657,84 руб.; холодная вода - 44 355,90 руб.; водоотведение - 34 594,63 руб.).

Стоимость 1 кв.м. площади составила в сумме 331,51 рублей (1 266 771,75 руб.: 3 821,2 кв.м (площадь помещения)).

Стоимость переданной в безвозмездное пользование площади для возмещения коммунальных услуг составила 4 740,59 рублей (331,51 рублей х 214,5 кв.м, 71 108,9 рублей/8760 ч. х 584 ч.): электроэнергия - 1 609,79 рублей; тепловая энергия - 2 835,37 рублей; холодная вода - 165,97 рублей; водоотведение - 129,46 рублей.

В нарушение ст.38, п.1 ст.78.1 БК РФ, п.2.1.1., п.2.1.2., п.2.3.1. Соглашения от 29.12.2017 № 9 Учреждение осуществляло оплату услуг электроэнергии и коммунальных услуг по помещению, переданному в безвозмездное пользование, в сумме 4740,59 рублей за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания 2018 года, следовательно, допущено нецелевое использование средств субсидии 2018 года, что подтверждается расчетами с контрагентами: ОАО «ЭнергосбыТПлюс», ООО «УКХ», платежными поручениями от 16.02.2018, 28.02.2018, 20.03.2018, 29.03.2018, 16.04.2018, 25.04.2018, 14.05.2018, 22.05.2018, 14.06.2018, 20.06.2018, 11.07.2018, 27.07.2018, 14.08.2018, 29.08.2018, 13.09.2018, 28.09.2018, 15.10.2018, 19.10.2018, 16.11.2018, 30.11.2018, 14.12.2018, 18.12.2018, 27.12.2018.

На основании решения городского Совета депутатов муниципального образования город Новотроицк Оренбургской области от 26.12.2013 № 474 «О передачи имущества, находящимся в оперативном управлении муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей № 1 города Новотроицка Оренбургской области», в безвозмездное пользование муниципальному образовательному бюджетному учреждению дополнительного образования детей «Станции юных техников города Новотроицка Оренбургской области», в соответствии с договором безвозмездного пользования от 09.01.2014 № 1/14 муниципального образовательного автономного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников города Новотроицка Оренбургской области» МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка» передано в безвозмездное пользование муниципальное имущество - помещения в здании мастерских, назначение: нежилое помещение (мастерские и подсобное помещение), 1-этаж, общей площадью 498 квадратных метров, 2 этаж двухэтажного здания мастерских общей площадью 1 089,50 квадратных метров. Адрес объекта: <адрес>

В 2018 году указанные помещения в рамках выполнения муниципального задания Учреждением также не использовались.

МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка» осуществлялась оплата услуг электроэнергии и коммунальных услуг помещений за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания 2018 года.

Расчет коммунальных платежей за переданную в безвозмездное пользование площадь в 2018 году: Фактические расходы по коммунальным услугам по объекту: <адрес> за 2018 год составили в сумме 2 113 312,13 рублей (электроэнергия - 647 490,84 рублей; тепловая энергия - 1 361 224,99 рублей; холодная вода - 57 683,52 рублей; водоотведение - 46 912,78 рублей).

Стоимость переданной в безвозмездное пользование площади для возмещения коммунальных услуг составила в сумме 471 076,18 рублей: (электроэнергия - 142 995,10 рублей (647 490,84 рублей/7 188,30 кв.м. х 1 587,50 кв.м.); тепловая энергия - 304 668,84 рублей (1 361 224,99 рублей/7 092,30 кв.м. х 1 587,50 кв.м.); холодная вода - 12 911,55 рублей (57 683,52 рублей/7 092,30 кв.м. х 1 587,50 кв.м.); водоотведение - 10 500,69 рублей (46 912,78 руб./7 092,3 кв.м. х 1 587,50 кв.м.).

В нарушение ст.38, п.1 ст.78.1 БК РФ, п.2.1.1., п.2.1.2., п.2.3.1 Соглашения от 29.12.2017 № 9 Учреждение осуществляло оплату услуг электроэнергии и коммунальных услуг помещений, переданных в безвозмездное пользование, в сумме 471076,18 рублей за счет средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания 2018 года, следовательно, допущено нецелевое использование средств субсидии 2018 года, что подтверждается расчетами с контрагентами: ОАО «ЭнергосбыТПлюс», ООО «УКХ», платежными поручениями от 16.02.2018, 28.02.2018, 20.03.2018, 29.03.2018, 16.04.2018, 25.04.2018, 14.05.2018, 22.05.2018, 14.06.2018, 20.06.2018, 11.07.2018, 27.07.2018, 14.08.2018, 29.08.2018, 13.09.2018, 28.09.2018, 15.10.2018, 19.10.2018, 16.11.2018, 30.11.2018, 14.12.2018, 18.12.2018, 27.12.2018.

Решения городского Совета депутатов о передаче помещений в безвозмездное пользование МОАУ ДОД «Станция юных техников города Новотроицка Оренбургской области» и ОО «ФИО6 Кукусинкай каратэ» являются правомерными. Безвозмездно передаются помещения, то есть без взимания арендной платы. Однако при этом обязанность по заключению договоров с выше указанными учреждениями (организациями) на возмещение коммунальных услуг лежит на МОАУ «Лицей № 1 г.Новотроицка», так как именно ему муниципальным образованием переданы помещения в оперативное управление. Включение данных расходов в расчет при определении суммы субсидии на выполнение муниципального задания не требуется, так как данные расходы обязано оплачивать учреждение (организация) фактически использующая помещение. Заключение контрактов с ресурсопоставляющими компаниями не снимает обязанности с МОАУ «Лицей № 1 г.Новотроицка» осуществлять возмещение данных расходов за счет средств оплаченных фактическим пользователем помещения.

Проведенной проверкой установлено, что в 2018 году указанные помещения МОАУ «Лицей № 1 г.Новотроицка» в рамках выполнения муниципального задания не использовались. Следовательно, коммунальные услуги не могли быть оплачены из средств субсидии на выполнение муниципального задания. Учреждением совершены расходы нацели, которые несоответствуют целям документа (соглашения), являющегося правовым основанием ихпредоставления.

Исходя из содержания договоров аренды и безвозмездного пользования не предполагалась оплата МОАУ «Лицей № 1 г.Новотроицка» коммунальных расходов за переданные помещения.

При таких обстоятельствах направление средств, выделенных из бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, на оплату расходов по содержанию помещения, не используемого для целей выполнения муниципального задания (оказания муниципальных услуг) является нецелевым использованием бюджетных средств.

Кроме того, Учредителем за счет средств муниципальной программы «Развитие системы образования на территории МО город Новотроицк на 2015-2020 годы» (основное мероприятие 2.6 «Организация питания учащихся в общеобразовательных учреждениях» подпрограммы № 2 «Обеспечение доступности и качества начального общего, основного общего и среднего общего образования»), в том числе местный бюджет (4 рубля в день на каждого ученика) и областной бюджет (8 рублей в день на каждого ученика) по Cоглашению от 09.01.2018 № 9/1 о предоставлении субсидии на иные цели предоставлялась субсидия на организацию питания учащихся в образовательном учреждении в сумме 1 915 824,00 рублей.

Дополнительным соглашением от 06.03.2018г. б/н установлена сумма субсидии 1 893 875,11 рублей. Дополнительным соглашением от 20.12.2018 установлена сумма субсидии 1 278 847,11 рублей. Дополнительным соглашением от 24.12.2018 установлена сумма субсидии 1 248 847,11 рублей.

За 2018 перечислена субсидия на организацию питания учащихся в сумме 1 201 620 рублей.

Согласно п. 2.1.1 Cоглашения от 09.01.2018 № 9/1 для перечисления субсидии Учреждение представляет Управлению образования договор с приложением необходимой документации (счета-фактуры и акта об оказании услуг).

Учреждением заключен договор с ООО «Торгово-производственное предприятие» на оказание услуг по организации питания учащихся в МОАУ «Лицей № 1 г.Новотроицка» на сумму 1 919 832 рублей и дополнительные соглашения к нему от 05.03.2018 № 1 на сумму 1 915 824 рублей, от 06.03.2018 № 1/а на сумму 1 893 875,11 рублей, от 18.10.2018 № 1/1 на сумму 1 773 847,11 рублей, от 27.12.2018 № 1/3 на сумму 1 248 847,11 рублей, от 27.12.2018 на сумму 1 278 847,11 рублей.

ООО «ТПП» услуги по организации питания учащихся оказало на сумму 1 201 620 руб., что подтверждается актами по оказанию услуг с приложенными к ним заявками на питание учащихся школы и накладными.

Согласно п.1.2, п.1.3.1, п.2.2 договора Исполнитель обязан организовать и приготовить горячее питание учащихся согласно примерному меню (Приложение № 2 к договору), а Заказчик принять и оплатить результат. Приложением № 2 к договору «Примерное недельное меню» предусмотрены завтраки - 12 рублей.

Фактически, согласно заявкам и накладным, подписанным директором Учреждения и заведующими производством в УО, на питание учащихся школы, в нарушение п.1.3.1 и п.2.2 договора, предоставлялась субсидия на организацию завтраков и обедов.

Во время проверки установлено, что за 2018г. сумма субсидии, предоставленной на организацию обедов учащихся в количестве 62 822 человек, составила 753 864 рублей.

В нарушение ст.38, ст.78.1 БК РФ, п. 2.1.1 Cоглашения от 09.01.2018 № 9/1, п.1.3.1 и п.2.2 договора от 17.11.2017г. № 31705664229, заключенного с ООО «Торгово-производственное предприятие» на оказание услуг по организации питания учащихся Учреждением осуществлялась оплата за организацию питания учащихся (обеды) в сумме 753 864 рублей за счет средств субсидии на иные цели, следовательно, допущено нецелевое использование субсидии на иные цели, что подтверждается реестрами платежных поручений от 29.03.2018, 18.04.2018, 21.05.2018, 30.05.2018, 15.06.2018, 16.11.2018, 04.12.2018, 19.12.2018, 28.12.2018, 29.12.2018 и платежными поручениями от 29.03.2018.

Факт оплаты МОАУ «Лицей № 1 г.Новотроицка» услуг по организации питания учащихся (обеды) является нецелевым использованием средств, так как цель предоставления средств – организация питания учащихся в соответствии с договором на организацию питания. Договор на организацию питания предусматривает, согласно приложения, только завтраки. Следовательно, произведены расходы нацели, которые несоответствуют целям документа, являющегося правовым основанием ихпредоставления.

В нарушение ст. 38 Бюджетного кодекса РФ, ст. 309 Гражданского кодекса РФ, п. 2.1.1 Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели от 09.01.2018 №9/1, п.1.3.1 и п.2.2 договора от 17.11.2017, заключенного с ООО «Торгово-производственное предприятие» на оказание услуг по организации питания учащихся Учреждением осуществлялась оплата за организацию питания (обеды) в сумме 753 864 рублей за счет средств субсидии на иные цели.

Денежные средства в размере 753 864 рублей, предназначенные для реализации муниципальной программы «Развитие системы образования на территории МО город Новотроицк на 2015-2020 годы» были израсходованы на оплату услуг по организации питания учащихся общеобразовательного учреждения, которые были оказаны ООО «ТПП» с нарушением условий договора от 17.11.2017 № 31705664229.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о доказанности факта нецелевого использования МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области» средств, предоставленных Учреждению из бюджета МО г. Новотроицк в форме субсидии на выполнение муниципального задания в общей сумме 2273354,77 рублей.

Кроме того, истец в исковом заявлении указывает также на неправомерное расходование МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области» денежных средств, поступивших из бюджета МО г. Новотроицк в форме субсидии на иные цели.

Из представленного суду Акта от 25.10.2019 следует, что проведенной проверкой были установлены нарушения при начислении заработной платы.

Так согласно штатному расписанию на 2018 год, составленному 01.09.2017 экономистом, подписанному главным бухгалтером и утвержденному руководителем учреждения – директором МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области» ФИО3, должности экономиста, тьютора и бухгалтера в Учреждении отсутствовали.

Вместе с тем, проверкой было установлено, что по трудовому договору от 11.09.2017 на должность тьютора была принята П. по трудовому договору от 01.11.2015 на должность бухгалтера была приняты Т. и при наличии в штатном расписании 2,5 штатных единиц лаборанта по трудовым договорам в Учреждении было принято 3 человека на 3 штатных должности. При этом, изменения в штатное расписание не вносились, а трудовая деятельность по указанным должностям была оплачена сверх штата в общей сумме 883844,45 рублей.

Кроме того, проверкой был установлен факт неправомерно произведенных расходов на выплату заработной платы в общей сумме 311547,92 рубля.

Из представленных материалов дела следует, что были установлены факты переплаты заработной платы по должности «библиотекарь» и «заведующий библиотекой», по должностям «секретаря-машинистки», «лаборанта», «водителя автомобиля», «уборщика служебных помещений», «дворника».

В нарушение установленных норм рабочего времени сотрудники, работавшие по шестидневной рабочей неделе в феврале 2018 года отработали 22 рабочих дня вместо установленных 23 рабочих дней, а в марте 2018 года они отработали 24 рабочих дня вместо установленных 26 рабочих дней, тогда как оплата труда осуществлялась за полные месяцы.

В отсутствие вакантных ставок согласно штатному расписанию, осуществлялась доплата за увеличенный объем работ, который являлся совмещением двух одинаковых должностей. Так, в течение 2018 года осуществлялась доплата за увеличенный объем работ заместителю главного бухгалтера К.., бухгалтеру Я.., делопроизводителю Ч.., кладовщику Щ. с января 2018 года по сентябрь 2018 года на общую сумму в размере 148514,75 рублей.

Кроме того, имело место необоснованное установление выплаты стимулирующего характера по должности «водитель автомобиля» в сумме 4600 рублей, тогда как согласно штатному расписанию в Учреждении имелась одна ставка водителя, что, как уже было указано выше, исключало выплату стимулирующего характера за увеличенный объем работы.

Также проверкой было установлено, что за отработанные водителем автомобиля половины месячной нормы рабочего времени, оплата ему осуществлялась за полную ставку.

Кроме того, в нарушение Положения об оплате труда работнику А,., у которого отсутствовало среднее профессиональное образование, неправомерно устанавливалась выплата стимулирующего характера в размере 3%, устанавливаемая при наличии среднего профессионального образования и стажа педагогической работы от 0 до 10 лет. Данное обстоятельство привело к возникновению переплаты в сумме 1367,22 рубля.

Также проверкой были установлены факты нарушения при начислении в 2018 году заработной платы учителю начальных классов А.О.., учителю истории Б.М.., учителю биологии Б.Н.., учителю русского языка Г.В. ., учителю начальных классов Е.Е. учителю начальных классов К.Т.., учителю английского языка Н.А.., учителю русского языка П.Т.., учителю математики П.Е. учителю английского языка М.А.., учителю русского языка В.А.

Актом проверки подтвержден также факт неправомерно произведенных расходов на оплату командировочных расходов в сумме 3300 рублей.

Так, в отсутствие документов, подтверждающих произведенные расходы, неправомерно были приняты к учету расходы на проезд по авансовому отчету от 29.01.2018 № 16 в сумме 400 рублей на основании справки перевозчика М. Также Учреждением неправомерно были возмещены расходы в общей сумме 2600 рублей, из которых 800 рублей было переплачено за питание учащихся <данные изъяты> и 1800 рублей – за проживание этих учащихся.

Также имела место переплата командировочных расходов в сумме 300 рублей, выразившаяся в том, что согласно приказу Управления образования от 14.08.2018 № 91-к «О направлении работника в командировку» директор Учреждения ФИО3 была направлена в г. Екатеринбург с 20.08.2018 по 24.08.2018. Дата билета 17.08.2018, время выезда 23:48. Поскольку к авансовому отчету директором Учреждения не были представлены документы, подтверждающие невозможность отправления в командировку 20.08.2018, то возникла переплата.

Кроме того, проверкой было установлено расхождение показаний расхода воды по <адрес> ООО «УКХ» с показаниями, отраженными в Журнале показаний водяного счетчика. В связи с этим ООО «УКХ» излишне предъявило Учреждению к оплате за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению за 1 полугодие 2018 года сумму в размере 5275,42 рубля и за 2 полугодие 2018 года – сумму в размере 1178,39 рублей. Таким образом, Учреждение неправомерно произвело оплату в общей сумме 7372,92 рубля по договорам, заключенным с ООО «УКХ» от 26.12.2017 № 285/17, от 28.05.2018 № 97/18.

Также проверкой был установлен факт излишне списанного бензина АИ-92 в сумме 16214,52 рубля, которая была определена расчетным методом с учетом имевшегося пробега автомобиля ГАЗ 2705-288, <данные изъяты>, и сведений, отраженных в оборотной ведомости Учреждения.

Проверкой также был установлен факт использования не по целевому назначению субвенции, предоставленной Учреждению по соглашению от 29.12.2017 № 9 на выполнение муниципального задания на 2018 год, на выплату заработной платы обслуживающему персоналу (сторожам) в сумме 34676,82 рубля.

Так, в январе 2018 года была произведена оплата труда сторожа К. в сумме 11725,80 рублей и сторожа Ш. в сумме 22951,02 рубля за счет средств субвенции на госстандарт общего образования.

Таким образом, анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что бюджету МО г. Новотроицк Оренбургской области в результате указанных неправомерных действий, связанных с нецелевым и неправомерным расходованием бюджетных средств, был причинен ущерб на общую сумму 3530311,40 рублей.

Доказательств факта возмещения причиненного ущерба в материалы дела не представлено, предписание органа контроля не оспорено.

Доводы допрошенной в качестве свидетеля бывшего главного бухгалтера Учреждения С. об отсутствии факта причинения ущерба не принимаются во внимание, поскольку опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Поскольку за виновное причинение ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей директор МОАУ несет материальную ответственность, то именно на руководителя Учреждения возлагается обязанность возместить причиненный ущерб.

Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии законных оснований для возмещения причиненного ущерба за счет средств МОАУ «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области».

Так как в 2018 году директором Учреждения являлась ФИО3, то именно с нее подлежит взысканию причиненный ущерб.

Определяя размер взыскиваемой суммы, суд принимает во внимание то обстоятельство, что ущерб бюджету МО г. Новотроицк Оренбургской области причинен ФИО3 при исполнении трудовых обязанностей и приходит к выводу о возможности применения к спорным правоотношениям положений статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которым орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащий взысканию с работника.

По смыслу статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений по ее применению, содержащихся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2006 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», правила этой нормы о снижении размера ущерба, подлежащего взысканию с работника, могут применяться судом при рассмотрении требований о взыскании с работника причиненного работодателю ущерба не только по заявлению работника, но и по инициативе суда.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, семейное и материальное положение ответчика ФИО3, с учетом положений статьи 250 Трудового кодекса Российской Федерации, суд считает, что с ФИО3 в пользу МО г. Новотроицк Оренбургской области подлежит взысканию ущерб, причиненный в результате нецелевого и неправомерного расходования бюджетных средств, в размере 500000 рублей.

Положениями ст. 103 ГПК РФ установлено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Принимая во внимание, что истец прокурор г. Новотроицка Оренбургской области освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с исковым заявлением, то с ответчика ФИО3 подлежит взысканию в доход государства государственная пошлина в размере 9200 рублей, установленном требованиями п.п. 4 п. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Новотроицка, действующего в интересах муниципального образования город Новотроицк, к ФИО3 о взыскании причиненного ущерба удовлетворить в части.

Взыскать с ФИО3 в пользу муниципального образования город Новотроицк ущерб в сумме 500000 рублей.

Взыскать с ФИО3 в доход муниципального бюджета государственную пошлину в размере 9200 рублей.

В удовлетворении требований прокурора города Новотроицка, действующего в интересах муниципального образования город Новотроицк, к ФИО3 в большем размере отказать.

В удовлетворении требований прокурора города Новотроицка, действующего в интересах муниципального образования город Новотроицк, к муниципальному общеобразовательному учреждению «Лицей № 1 г. Новотроицка Оренбургской области» о взыскании причиненного ущерба отказать.

Взысканная сумма ущерба подлежит перечислению по следующим банковским реквизитам: получатель Отделение Оренбург Банка России/УФК по Оренбургской области г. Оренбург, л/с <***>, ИНН <***>, КПП 560701001, ОКТМО 53720000, расчетный счет <***>, БИК 015354008, к/с 40102810545370000045, ОКПО 02112752, ОГРН <***>, КБК 07511302994040000130 Прочие доходы от компенсации затрат бюджетов городских округов.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято 20.01.2021

Судья