З А О Ч НО Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ефремовский районный суд Тульской области в составе:
судьи Шаталовой Л.В.,
при секретаре Киселевой А.С.,
с участием заместителя Ефремовского межрайонного прокурора Крутикова М.Ю., представителя третьего лица МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефремовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ефремовский район о возложении обязанности утвердить тарифы на услуги, предоставляемые муниципальным предприятием,
у с т а н о в и л:
Ефремовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования Ефремовский район о возложении обязанности утвердить тарифы на услуги, предоставляемые муниципальным предприятием.
В обоснование заявленных исковых требований указал, что Ефремовской межрайонной прокуратурой проведена общенадзорная проверка в части исполнения законодательства, регулирующего установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, в ходе которой установлены нарушения. Так, в силу Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (в редакции от 05.04.2013 года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией РФ устанавливаются общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. В рамках этих общих принципов им закрепляются и правовые основы компетенции муниципальных образований, включая определение содержания и состава вопросов местного значения, а также полномочий органов местного самоуправления по решению таких вопросов. Вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением или органами местного самоуправления. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. При этом определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, находятся в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Решением Собрания представителей муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок установления тарифов (цен) на услуги муниципальных предприятий и учреждений, согласно п. 1.1 которого - настоящий Порядок установления тарифов (цен) на услуги муниципальных предприятий и учреждений определяет основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) и порядок взаимодействия органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>, муниципальных предприятий и учреждений в процессе регулирования тарифов (цен). Регулированию в соответствии с настоящим Порядком подлежат тарифы (цены) на услуги муниципальных предприятий и учреждений, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления, а также в случаях, когда законодательством не предусмотрен иной (специальный) порядок установления тарифов (цен) на отдельные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями. Согласно п. 5.1 Порядка тарифы (цены) на услуги предприятий и учреждений устанавливаются администрацией муниципального образования <адрес>. Постановлением главы муниципального образования «<адрес> и <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Устав Муниципального унитарного предприятия «Гостиничный комплекс ФИО1» (<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №557-ЗТО муниципальное образование «<адрес> и <адрес>» переименовано в муниципальное образование «<адрес>»). В соответствии с Уставом МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» одним из видов деятельности предприятия является оказание гостиничных услуг. В нарушение положений вышеуказанного законодательства администрацией муниципального образования <адрес> полномочия по установлению тарифов на услуги МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» не реализованы. Стоимость проживания за сутки в МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» утверждена непосредственно директором данного предприятия ДД.ММ.ГГГГ года, что не соответствует требованиям указанного выше законодательства. Таким образом, учитывая, что основной целью местного самоуправления является решение вопросов местного значения, для чего могут создаваться муниципальные предприятия, экономически обоснованные тарифы на услуги данных предприятий во избежание нарушения интересов потребителей данных услуг, должны быть установлены органами местного самоуправления. Регулирование тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, созданными самими же органами местного самоуправления, предопределяется социально значимыми целями их деятельности и, соответственно, должно осуществляться с учетом необходимости достижения баланса между интересами потребителей данных услуг и обеспечением нормального (бесперебойного) функционирования и развития указанных муниципальных хозяйствующих субъектов, принимая во внимание экономическую обоснованность их доходности и расходов на оказание ими услуг. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой по факту отсутствия тарифов на услуги МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» внесено представление в администрацию муниципального образования <адрес> с требованием об устранении данных нарушений. Согласно представленного ответа от ДД.ММ.ГГГГ № № по результатам рассмотрения представления тарифы на услуги МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» будут приняты после ДД.ММ.ГГГГ года. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ тарифы не утверждены.
Просит обязать администрацию муниципального образования Ефремовский района утвердить тарифы МУП «Гостиничный комплекс ФИО1».
Представитель ответчика администрации муниципального образования Ефремовский район в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заместитель Ефремовского межрайонного прокурора Крутиков М.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил обязать администрацию муниципального образования Ефремовский района утвердить тарифы МУП «Гостиничный комплекс ФИО1».
Представитель третьего лица МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» ФИО2 в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что стоимость проживания за сутки в МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» утверждена непосредственно директором данного предприятия, но документы по утверждению данных тарифов находятся на рассмотрении в администрации муниципального образования Ефремовский район.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В силу ч. 1 ст. 2 указанного Федерального закона местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают, в частности, полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ч. 10 ст. 35 данного Федерального закона в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в частности, установление тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено, что Решением Собрания представителей муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок установления тарифов (цен) на услуги муниципальных предприятий и учреждений, согласно п. 1.1 которого - настоящий Порядок установления тарифов (цен) на услуги муниципальных предприятий и учреждений (далее - Порядок) определяет основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) и порядок взаимодействия органов местного самоуправления муниципального образования <адрес>, муниципальных предприятий и учреждений в процессе регулирования тарифов (цен). Регулированию в соответствии с настоящим Порядком подлежат тарифы (цены) на услуги муниципальных предприятий и учреждений, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления, а также в случаях, когда законодательством не предусмотрен иной (специальный) порядок установления тарифов (цен) на отдельные услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями. В силу п. 5.1 данного Порядка тарифы (цены) на услуги предприятий и учреждений устанавливаются администрацией муниципального образования <адрес>.
Однако, как установлено судом в нарушение положений вышеуказанного законодательства администрацией муниципального образования <адрес> полномочия по установлению тарифов на услуги МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» не реализованы, а именно стоимость проживания за сутки в МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» утверждена непосредственно директором данного предприятия, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
В связи с этим, учитывая, что основной целью местного самоуправления является решение вопросов местного значения, для чего могут создаваться муниципальные предприятия, экономически обоснованные тарифы на услуги данных предприятий во избежание нарушения интересов потребителей данных услуг, должны быть установлены органами местного самоуправления. Регулирование тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями, созданными самими же органами местного самоуправления, предопределяется социально значимыми целями их деятельности и, соответственно, должно осуществляться с учетом необходимости достижения баланса между интересами потребителей данных услуг и обеспечением нормального (бесперебойного) функционирования и развития указанных муниципальных хозяйствующих субъектов, принимая во внимание экономическую обоснованность их доходности и расходов на оказание ими услуг.
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ефремовским межрайонным прокурором первому заместителю главы администрации муниципального образования <адрес> и директору МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» ФИО4 были внесены представления об устранении вышеуказанных нарушений законодательства.
Согласно письменному ответу первого заместителя главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора было рассмотрено и указано, что тарифы на услуги МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» будут приняты после ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно письменному ответу директора МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» от ДД.ММ.ГГГГ представление прокурора было рассмотрено и указано, что тарифы по общежитию оказываются по установленным нормам, а по калькуляции на гостиничные тарифы получены рекомендации и на данный момент рассчитываются новые тарифы, которые будут предоставлены в администрацию муниципального образования <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Ефремовской межрайонной прокуратурой в адрес главы администрации муниципального образования <адрес> было направлено письмо с просьбой представить в прокуратуру в срок до ДД.ММ.ГГГГ сведения о разработке и утверждении тарифов для МУП «Гостиничный комплекс ФИО1». Однако письмом главы администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Ефремовскому межрайонному прокурору было сообщено, что в настоящее время документация по разработке и утверждению тарифов по оказанию платных услуг МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» находятся в стадии согласования.
Таким образом, до настоящего времени тарифы на услуги МУП «Гостиничный комплекс ФИО1» не утверждены, что никем из участников процесса не оспорено и является нарушением положений действующего законодательства.
В соответствии со ст. ст. 56-57 ГПК РФ ответчиком каких-либо достаточных доказательств, свидетельствующих в том, что администрация муниципального образования <адрес> предпринимаются действенные меры по утверждению тарифов на услуги МУП «Гостиничный комплекс ФИО1», не представлено, что свидетельствует об отсутствии таковых.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявление в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в целях предупреждения и пресечения нарушения прав неопределенного круга лиц и не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию органа местного самоуправления.
С учетом изложенного исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 233, 237 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Ефремовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Ефремовский район о возложении обязанности утвердить тарифы на услуги, предоставляемые муниципальным предприятием, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Ефремовский район утвердить тарифы на услуги, предоставляемые муниципальным предприятием «Гостиничный комплекс ФИО1».
Ответчик вправе подать в Ефремовский районный суд Тульской области, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда через Ефремовский районный суд Тульской области в течение месяца по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Л.В. Шаталова