Дело № 2-818/2016
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 января 2016 года г.Набережные Челны
Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Дементьевой Н.Р.,
при секретаре Хакимуллиной Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Жилкомсервис» о признании незаконными действий по корректировке размера коммунальных платежей и возложении обязанности произвести перерасчет платы по коммунальным платежам,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Жилкомсервис» о признании незаконными действий по корректировке размера коммунальных платежей и возложении обязанности произвести перерасчет платы по коммунальным платежам. При этом в обоснование иска указано, что истец является собственником квартиры № ..., расположенной по адресу: г. Набережные Челны, .... В период с ... года по ... года ответчик - общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Жилкомсервис» произвело перерасчет платы за водоснабжение и водоотведение, в результате которого истцу были излишне начислены коммунальные платежи в размере ... руб. 66 коп. Указанные действия ответчика истец считает незаконными, противоречащими жилищному законодательству.
На основании изложенного истец просит признать незаконными действия по корректировке размера коммунальных платежей и возложить обязанность на общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Жилкомсервис» произвести перерасчет платы по коммунальным платежам за период с ... года по ... года.
Истец ФИО1 в судебном заседании исковое заявление поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Жилкомсервис» ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что начисление коммунальных платежей истцу производилось по нормативам, установленным жилищным законодательством, в связи с отсутствием индивидуальных приборов учета в жилом помещении. Изменение суммарного объема коммунальных ресурсов и соответственно корректировка начисления платы за коммунальные услуги связаны с передачей уточненных данных приборов учета остальными жильцами дома, в котором расположена квартира истца, а также уточненных данных о временном отсутствии жильцов. Кроме того, представитель ответчика полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 153, части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которыми установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, возможность проведения корректировки размера платы за коммунальные услуги (в том числе и отопление) в сторону увеличения или уменьшения.
Согласно подпункту «а» пункта 21 указных Правил, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при отсутствии индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, вступившие в силу 01 сентября 2012 года, в пункте 42 которых предусмотрено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно пункту 4.2.10 Распоряжения Руководителя Исполкома муниципального образования «г. Набережные Челны» от 04 июня 2007 года № 610 «Об утверждении примерной формы Договора управления многоквартирным домом» Управляющая организация имеет право в случае непредставления Собственником (нанимателем) до конца текущего месяца данных о показаниях приборов учета в помещениях, принадлежащих собственнику, производить расчет размера оплаты услуг с использованием утвержденных нормативов с последующим перерасчетом стоимости услуг после предоставления Собственником сведений о показаниях приборов учета.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, ФИО1 является собственником квартиры № ..., распложенной по адресу: г. Набережные Челны, ....
Согласно счет - квитанции за май 2011 года ответчиком произведен перерасчет и доначисление платы за коммунальные услуги в сумме ... руб. 14 коп., в том числе: за водоснабжение – ... руб. 01 коп., горячее водоснабжение – ... руб. 34 коп., водоотведение – ... руб. 79 коп. (л.д.7).
Согласно счет - квитанции за июнь 2011 года ответчиком произведен перерасчет и доначисление платы за коммунальные услуги в сумме ... руб. 40 коп., в том числе: за водоснабжение – ... руб. 16 коп., горячее водоснабжение – ... руб. 17 коп., водоотведение – ... руб. 07 коп. (л.д.8).
Согласно счет - квитанции за июль 2011 года ответчиком произведен перерасчет и доначисление платы за коммунальные услуги в сумме ... руб. 65 коп., в том числе: за водоснабжение – ... руб. 75 коп., горячее водоснабжение – ... руб. 59 коп., водоотведение – ... руб. 55 коп. (л.д.9).
При этом из содержания счет-квитанций следует, что индивидуальные приборы учета в квартире истца не установлены.На заявление истца по вопросу корректировки счет-квитанций за жилищно-коммунальные услуги начальником Расчетно-регистрационного центра № 1 был дан ответ, согласно которому начисления платы за коммунальные услуги производились ответчиком в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», согласно которому размер платы за холодное, горячее водоснабжение и электроснабжение определяется по показаниям индивидуальных приборов учета (при их отсутствии, либо отсутствии информации о показаниях индивидуальных приборов учета - по нормативам потребления) и затратам на общедомовые нужды (ОДН), распределенным пропорционально фактическому объему потребленных ресурсов в жилом помещении. Общий объем ОДН по многоквартирному дому, подлежащий распределению между жильцами, определяется как разница между объемом общедомового потребления и суммарного внутриквартирного потребления.
Ранее расходы по холодной воде на общедомовые нужды с индивидуальными приборами учета были рассчитаны исходя из 0,17 куб. метра на одного проживающего, по горячей воде - 0,003 куб.метра на одного проживающего в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 апреля 2010 года № 262. Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 26 июня 2012 года указанное Постановление признано недействительным.
С сентября 2012 года вступили в силу новые Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354. Согласно указанному Постановлению начисление платы за холодное, горячее водоснабжение и электроэнергию производится по показаниям индивидуального прибора учета (при отсутствии по нормативу потребления), а также расходам на общедомовые нужды. Объем расхода на общедомовые нужды (разница между общедомовым потреблением и потреблением в жилых и нежилых помещениях) распределяется между всеми потребителями, в том числе и между потребителями в нежилых помещениях, пропорционально площади занимаемого помещения.
При начислениях по вышеуказанным постановлениям возможны перерасчеты, поскольку любой перерасчет по отдельно взятой квартире влечет перерасчет в части общедомовых нужд по всем остальным квартирам. Основаниями для перерасчета платы за электроэнергию, холодное, горячее водоснабжение могут быть временное отсутствие потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, и факт передачи показаний индивидуальных приборов учета потребителями, передающими их нерегулярно.
Начисления платы за коммунальные услуги производилось истцу, исходя из регистрации двух человек в указанной квартире.
В счет-квитанциях за 2011 год в графе «перерасчет» указана сумма доначисления: за май в размере ... руб. 14 коп., за июнь в размере ... руб. 40 коп., за июль в размере ... руб. 65 коп., за август в размере ... руб. 44 коп., за сентябрь в размере ... руб. 12 коп., за октябрь в размере ... руб. 61 коп., за ноябрь в размере ... руб. 79 коп., за декабрь ... руб. 79 коп. Всего недоплата по графе «перерасчет» за 2011 год составила ... руб. 94 коп.
За октябрь 2011 года в счет-квитанции указана сумма начисления ... руб. 96 коп. Истцом оплачено за октябрь 2011 года ... руб. 48 коп., не оплачено ... руб. 78 коп. За октябрь 2012 года начислено ... руб. 01 коп.
Сумма задолженности по стоянию на 01 ноября 2012 года составляет ... руб. 26 коп., в которую вошли все начисления, не оплаченные истцом за период с 2011 года по 2012 год.
Согласно письму первого заместителя руководителя исполнительного комитета муниципального образования г. Набережные Челны ФИО3 задолженность по коммунальным платежам образовалась в результате неполной оплаты ежемесячных платежей за коммунальные услуги. Начисления произведены в соответствии с действующим законодательством.
Из ответа общества с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Жилкомсервис» № 533 от 21 августа 2015 года на обращение истца следует, что начисления платы за электрическую энергию, холодное и горячее водоснабжение в период с мая 2011 года по декабрь 2011 года производились в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, согласно которым размер платы за электроэнергию, горячее и холодное водоснабжение в многоквартирных домах, оснащенных общедомовыми приборами учета, определяется по показаниям индивидуального прибора учета, а при их отсутствии – по нормативу потребления и расходам на общедомовые нужды (ОДН), рассчитанный пропорционально расходу, потребленной воды и электрической энергии в помещении.
Графа «перерасчет» отражает сведения об изменениях размера платы за прошедший период. Изменение суммарного объема коммунальных ресурсов в связи с передачей уточненных данных квартирных счетчиков собственниками и нанимателями жилых помещений и информаций о временном отсутствии жителей данного дома влечет перерасчет размера платы услуги исходя из фактического потребления коммунальных услуг.
Жилой дом ... г. Набережные Челны, в котором расположена квартира истца, оснащен общедомовыми приборами учета электрической энергии, горячего и холодного водоснабжения.
С сентября 2012 года вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации № 354 от 6 мая 2011 года, согласно которому начисление за коммунальные услуги производится по фактическому потреблению, ОДН распределяется дифференцировано занимаемой площади.
Начисления по коммунальным услугам в период с мая по ноябрь 2011 года по квартире истца производились по нормативам в связи с отсутствием индивидуальных приборов учета. Начисление ОДН производилось по ОДПУ, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года.
На основании обращения истца Набережночелнинской зональной жилищной инспекцией проведена проверка правильности применения тарифов и порядка расчета платы за коммунальные услуги, в результате которой было установлено, что обществом с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Жилкомсервис» нарушение применения тарифов и порядка расчеты платы за коммунальные услуги не допущено.
Таким образом, из представленных материалов следует, что начисление коммунальных платежей истцу производилось обществом с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Жилкомсервис» с соответствии с действующим жилищным законодательством.
Кроме того, истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд, на что ссылался представитель ответчика в судебном заседании. В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
При этом положения пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
ФИО1 заявлены требования о перерасчете коммунальных платежей за период с 01 января 2011 года по 01 января 2012 года, однако о нарушении своего права истец узнала в период с мая по июнь 2011 года, то есть получив квитанции на оплату коммунальных услуг, однако обращение в суд с настоящими исковыми требованиями имело место только 26 ноября 2015 года, то есть спустя трехлетний срок, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
При таких обстоятельствах в иске ФИО1 надлежит отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «Жилкомсервис» о признании незаконными действий по корректировке размера коммунальных платежей и возложении обязанности произвести перерасчет платы по коммунальным платежам отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: подпись Дементьева Н.Р.
Копия верна.
Судья: Дементьева Н.Р.
Секретарь суда:
Решение суда на дату размещения на сайте в законную силу не вступило.
Судья: Дементьева Н.Р.