ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1883/19 от 12.07.2019 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

№ 2-1883/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2019 года г. Пенза

Ленинский районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Лидина А.В.,

при секретаре Кротовой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы в интересах муниципального образования «город Пенза» к УМИ администрации г. Пензы о возложении обязанности постановки на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Ленинского района г. Пензы обратился в суд с иском, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Пензы при осуществлении в администрации г. Пензы проверки соблюдения законодательства о муниципальной собственности и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлено, что в реестре муниципальной собственности числится объект недвижимости – нежилое помещение, расположенное по адресу: Адрес , общей площадью 72,8 кв.м. 27 апреля 2007 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы и МУ «Информационно-библиотечный центр г. Пензы» заключен № 577 на передачу нежилого здания (части здания) в безвозмездное пользование, на основании которого МБУ Централизованная библиотечная система г. Пензы (правопреемник МУ «Информационно-библиотечный центр г. Пензы») безвозмездно пользуется указанным помещением, использование – под библиотеку. Ввиду возникновения у муниципального образования г. Пензы права собственности на объект недвижимости – нежилое помещение, расположенное по адресу: Адрес , общей площадью 72,8 кв.м., указанное право в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ подлежит обязательной регистрации в Управлении государственной регистрации, кадастра и картографии Пензенской области. Возникновение указанного права собственности подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности, договором от 27 апреля 2007 года № 577 на передачу нежилого здания (части здания) в безвозмездное пользование. Однако до настоящего времени право муниципального образования г. Пензы на вышеуказанный объект недвижимости не зарегистрировано, что подтверждается предоставленным ФГБУ «Федеральной кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Пензенской области уведомлением об отсутствии в ЕГРН запрашиваемых сведений. Отсутствие регистрации права собственности и, как следствие, отсутствие единственного доказательства существования зарегистрированного права, на указанный объект недвижимости существенно нарушает гарантированные действующим законодательством права муниципального образования г. Пензы на имущество, как экономическую основу местного самоуправления.

На основании изложенного, и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы просил суд обязать УМИ администрации г. Пензы поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на объект недвижимости – нежилое помещение, расположенное по адресу: Адрес , общей площадью 72,8 кв.м., путем обращения в территориальный орган Управления государственной регистрации, кадастра и картографии Пензенской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.

Представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила, просила обязать УМИ администрации г. Пензы в срок до 31 октября 2019 года поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на объект недвижимости – нежилое помещение, расположенное по адресу: Адрес , общей площадью 72,8 кв.м., путем обращения в территориальный орган Управления государственной регистрации, кадастра и картографии Пензенской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.

Представитель ответчика УМИ администрации г. Пензы ФИО2, действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представители заинтересованных лиц администрации г. Пензы, Управления государственной регистрации, кадастра и картографии Пензенской области, МБУ «Централизованная библиотечная система г. Пензы» в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения представителя ответчика, участвующего в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным Доказательством существования зарегистрированного права.

Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (п.п. 4,5 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ).

В силу ст. 4 Федерального закона № 218-ФЗ муниципальные образования, органы местного самоуправления являются участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст.ст. 130, 131, 132, 133.1 и 164 ГК РФ. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности, сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (п. 6 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ).

Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

Согласно п. 1 ст. 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Пензы при осуществлении в администрации г. Пензы проверки соблюдения законодательства о муниципальной собственности и законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество установлено, что в реестре муниципальной собственности числится объект недвижимости – нежилое помещение, расположенное по адресу: Адрес , общей площадью 72,8 кв.м.

27 апреля 2007 года между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы и МУ «Информационно-библиотечный центр г. Пензы» заключен № 577 на передачу нежилого здания (части здания) (Адрес ) в безвозмездное пользование, на основании которого МБУ Централизованная библиотечная система г. Пензы (правопреемник МУ «Информационно-библиотечный центр г. Пензы») безвозмездно пользуется указанным помещением, использование – под библиотеку.

Согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости, расположенному по адресу: Адрес .

Согласно сообщению администрации г. Пензы от 1 ноября 2017 года в реестре муниципальной собственности города Пензы помимо прочих значится – библиотека – Адрес , площадью 72,80 кв.м. (право собственности за муниципальным образованием «город Пенза не зарегистрировано).

В соответствии со ст.ст. 49–51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения и др.

В ст. 56 Устава г. Пензы, принятого решением Пензенской городской Думы от 30.06.2005 № 130-12/4, определено, что органы местного самоуправления города Пензы самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними решениями Пензенской городской Думы. Доходы от использования и приватизации муниципального имущества поступают в бюджет города Пензы.

На основании подп. 1.20 п. 1 ст. 33 Устава г. Пензы к компетенции администрации города Пензы относится осуществление полномочий, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Пензы, в соответствии с федеральными законами, законами Пензенской области и решениями городской Думы.

Согласно ст. 2 Положения «О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Пензы», утвержденного решением Пензенской городской Думы от 26.06.2009 № 78-7/5, в муниципальной собственности города Пензы в соответствии с законодательством о разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Федерации и муниципальную собственности может находится имущество, указанное в ст. 55 Устава города Пензы.

Основания приобретения и прекращения права собственности на имущество устанавливаются федеральным законодательством.

Учет муниципального имущества, входящего в состав муниципальной казны города Пензы, осуществляется Управлением муниципального имущества администрации города Пензы.

Данные полномочия закреплены также в Положении об Управлении муниципального имущества администрации города Пензы, принятом на основании решения Пензенской городской Думы от 29.05.2009 № 55-6/5, в соответствии с которым основной целью создания Управления муниципального имущества администрации г. Пензы декларируется организация работы по эффективному использованию и управлению муниципальной собственностью города Пензы.

В настоящее время право муниципального образования «город Пенза» на объект недвижимости, расположенный по адресу: Адрес , не зарегистрировано.

Не имея законных и правовых оснований владеть, пользоваться и распоряжаться недвижимостью орган местного самоуправления не может нести бремя содержания принадлежащего имущества, осуществлять ремонт, закладывать на указанные цели бюджетные средства, что в дальнейшем может привести к ухудшению технического состояния здания, обрушению, возникновению чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований, заявленных истцом.

Руководствуясь ст.ст. 194–198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск и.о. прокурора Ленинского района г. Пензы в интересах муниципального образования «город Пенза» к УМИ администрации г. Пензы о возложении обязанности постановки на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости удовлетворить.

Обязать УМИ администрации г. Пензы в срок до 31 октября 2019 года поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на объект недвижимости – нежилое помещение, расположенное по адресу: <...>, общей площадью 72,8 кв.м., путем обращения в территориальный орган Управления государственной регистрации, кадастра и картографии Пензенской области с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья А.В. Лидин