Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 сентября 2020 года г.Смоленск
Ленинский районный суд города Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи): Иванова Д.Н.
при секретаре: Лабазовой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УМВД России по Смоленской области о включении периода службы в выслугу лет в льготном исчислении,
у с т а н о в и л :
ФИО2 обратился в суд с иском к УМВД Росси по Смоленской области о включении периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями оперативно-розыскной части уголовного розыска № н.п. УВД по Смоленской области для назначения пенсии за выслугу лет на льготных условиях. В обоснование требований сослался на то, что ответчиком необоснованно отказано во включении в выслугу лет в льготном исчислении из расчета выслуги лет один месяц службы за один и одну треть месяца указанного периода, несмотря на то, что он проходил службу в подразделении по борьбе с организованной преступностью. Просит обязать УМВД России по Смоленской области включить в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца – период его работы в должности старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями оперативно-розыскной части уголовного розыска № н.п. УВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ФИО2 и его представители ФИО3, ФИО4 требования поддержали.
Представитель УМВД Росси по Смоленской области ФИО5 требования не признала, поддержав письменные возражения. Ссылается на то, что исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях поставлено в зависимость не от характера или рода службы в органах внутренних дел, а от службы в конкретных должностях, определяемых МВД России. Перечень должностей, определенный приказом МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит наименование должности, которую замещал истец в спорный период.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, Федеральным законом "О полиции" от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
В силу подпункта "д" пункта 3 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации, период службы в подразделениях органов внутренних дел, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму, обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, - с ДД.ММ.ГГГГ по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации
Как следует из материалов дела, ФИО2 проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволен из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ по ст.58 п. «б» (по достижению предельного возраста) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно справке УМВД России по Смоленской области выслуга лет ФИО2 в календарном исчислении составляет 25 лет 3 месяца 20 дней, в льготном исчислении – 28 лет 2 месяца 22 дня.
В частности, период работы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями оперативно-розыскной части уголовного розыска № н.п. УВД по Смоленской области засчитан в выслугу лет без льготных условий.
В обоснование своих возражений ответчик ссылается на то, что указанная должность не поименована в Перечне должностей, определенный приказом МВД России № от ДД.ММ.ГГГГ.
В Приложении № к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, содержащему Перечень должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в подразделениях внутренних дел Российской Федерации, непосредственно осуществляющих борьбу с организованной преступностью и коррупцией, противодействие экстремизму, обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной защите, служба которых засчитывается в выслугу лет для назначении пенсии на льготных условиях, содержится указание на отделы (отделения, группы, направления) в составе оперативно-разыскных частей, непосредственно осуществляющих функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности.
Таким образом, исчисление выслуги лет для назначения пенсии на льготных условиях лицам рядового и начальствующего состава, проходившим службу в органах внутренних дел, поставлено в зависимость от службы в соответствующих специализированных подразделениях, осуществляющих функции по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 18 марта 2004 г. N 6-П, выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Из этого следует, что по содержанию и целевому назначению выслуга лет характеризует длительный период служебных отношений, в рамках которого служащим реально выполнялись возложенные на него публично значимые задачи. Включение в выслугу лет иных периодов трудовой (служебной) деятельности, как указывается в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2010 г. N 87-О-О, относится к сфере усмотрения федерального законодателя. Устанавливая исходя из особенностей прохождения службы в органах внутренней службы и в иных правоохранительных органов правила исчисления выслуги лет сотрудникам указанных органов, законодатель вправе учитывать значимость приобретаемых в процессе осуществления той или иной трудовой (служебной) деятельности граждан на должностях правоохранительной службы определенного вида, необходимость привлечения на эту службу лиц, имеющих требуемую квалификацию, формирования профессионального и стабильного ее кадрового состава.
Согласно Положению об оперативно-розыскной части уголовного розыска №, н.п. УВД по Смоленской области, утвержденному приказом УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, основными задачами ОРЧ, в том числе, являются сбор, систематизация, анализ и оценка сведений об организованных преступных формированиях (ОПФ); предотвращение, пресечение и раскрытие совершаемых ОПФ тяжких и особо тяжких преступлений общеуголовной направленности, а также выявление причин и условий, способствующих совершению указанных преступлений; документирование преступной деятельности и привлечение к уголовной ответственности лидеров и авторитетов ОПФ общеуголовной направленности, в том числе «воров в законе».
В структуру ОРЧ входили: отдел по борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями, отдел по противодействию преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, отдел по борьбе с организованными группами и преступными сообществами, разработке лидеров преступных сообществ.
Истец в спорный период проходил службу в отделе по борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями.
В своих пояснениях в судебном заседании он указал, что в 2008 в связи с реорганизацией УБОП, где он проходил службу в отделе по борьбе с организованными группами, преступными сообществами, бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями, была образована ОРЧ №, в состав которой входил отдел по борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями, при этом, его должностные обязанности никаких изменений не претерпели.
Период работы ФИО2 в отделе по борьбе с организованными группами, преступными сообществами, бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями УБОП при УВД по Смоленской области был засчитан в его выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО12 пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ работал в должности начальника УБОП при УВД по Смоленской области. ФИО1 работал в УБОП старшим оперуполномоченным в отделе по борьбе с организованными группами, преступными сообществами, бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями. С сентября 2008 в связи с реорганизацией УБОП была образована ОРЧ №, в состав которой входил отдел по борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Должностные обязанности истца при этом не претерпели изменений, в них входило, в том числе, борьба с организованными преступными сообществами, разработка лидеров и лиц в составе ОПГ, направление по ним уголовных дел в суд. Отдел по борьбе с организованными группами и преступными сообществами занимался в большей степени аналитической работой, непосредственную разработку ОПГ осуществлял отдел по борьбе с бандитизмом.
Свидетель ФИО9 пояснил, что работал совместно с истцом ФИО13. Работал в должности старшего оперуполномоченного УБОП, а затем в ОРЧ № в отделе по борьбе с организованными группами и преступными сообществами. Должностные обязанности истца после реорганизации УБОП не изменились, в них входило выявление, раскрытие преступлений, совершенных организованными группами, бандами. Отдел по борьбе с организованными группами и преступными сообществами помимо отчетно-аналитической работы занимался переработкой должностных инструкций, в том числе истца. Должностные инструкции истца включали выявление, раскрытие, оперативное сопровождение лиц, совершающих преступления в составе ОПГ, разработка лиц, состоящих на учете ОПГ, в том числе, общеуголовной направленности. Работа свидетеля в составе ОРЧ в спорный период включена в льготном исчислении.
Свидетель ФИО10 пояснил, что с ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в ОВД, совместно с истцом проходил службу в УБОП. После реорганизации УБОП работал в должности оперуполномоченного отдела по борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями ОРЧ №. В полномочия их отдела входило выявление, документирование преступлений, совершенных преступными группами, сопровождение уголовных дел до суда.
Исследованные по делу доказательства позволяют прийти к выводу о том, что занимаемая истцом должность старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями оперативно-розыскной части уголовного розыска № н.п. УВД по Смоленской области предусматривала непосредственное осуществление функций по борьбе с организованной преступностью общеуголовной направленности.
Судом принимается во внимание и тот факт, что действующее уголовное законодательство (ст. 209 УК РФ) под бандитизмом понимает создание устойчивой вооруженной группы (банды) в целях нападения на граждан или организации, руководство такой группой (бандой), участие в устойчивой вооруженной группе (банде) или в совершаемых ею нападениях. При этом, под бандой понимается организованная устойчивая вооруженная группа из двух и более лиц, заранее объединившаяся для совершения нападений на граждан или организации. От иных организованных групп банда отличается своей вооруженностью и своими преступными целями - совершение нападений на граждан и организации (п.п.2,3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 января 1997 года N 1 "О практике применения судами законодательства об ответственности за бандитизм").
При таких обстоятельствах, требования истца о включении в выслугу лет периода работы в должности старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями оперативно-розыскной части уголовного розыска № н.п. УВД по <адрес> для назначения пенсии в льготном исчислении, подлежат удовлетворению.
По правилам ст.98 ГПК РФ в пользу ФИО2 подлежат взысканию понесенные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Обязать УМВД России по Смоленской области включить в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за один и одну треть месяца – период работы ФИО2 в должности старшего оперуполномоченного отдела по борьбе с бандитизмом и иными тяжкими и особо тяжкими преступлениями оперативно-розыскной части уголовного розыска № н.п. УВД по Смоленской области с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с УМВД России по Смоленской области в пользу ФИО2 300 руб. в возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Председательствующий Д.Н.Иванов
Решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2020г.
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2020-001351-52
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-1883/2020 ~ М-989/2020