Дело № 2-1885/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 29 сентября 2020 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Т.М.,
при секретаре Мартыновой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей /данные изъяты/, /данные изъяты/ к администрации городского округа Клин Московской области о признании незаконным отказа администрации городского округа Клин в приватизации квартиры, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действующая в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей /данные изъяты/., /данные изъяты/ обратилась в суд с иском к администрации городского округа Клин Московской области о признании незаконным отказа администрации городского округа Клин в приватизации квартиры, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.
В обоснование иска указывала на то, что вместе с двумя несовершеннолетними детьми она зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживает в двухкомнатной квартире, по адресу: /адрес/.
Имея намерение приватизировать данное жилое помещение (ранее в приватизации жилья участия не принимала, а иные жилые помещения поступили в собственность в порядке наследования и по возмездным сделкам), истец обратилась в администрацию городского округа Клин с заявлением о приватизации, но получила отказ от 05.06.2020 года /номер/ с обоснованием: жилое помещение имеет статус «служебное».
Обратившись с заявлением об аннулировании данного статуса жилья, истец также получила отказ. 27.09.2019 года администрация городского округа Клин изготовила ответ /номер/, в котором указала, что основания для исключения квартиры из числа служебных помещений отсутствуют.
Данное жилое помещение было предоставлено ее родителям, работавшим в совхозе «Динамо». Из архивной выписки следует, что Решением Исполкома Воронинского сельского Совета народных депутатов Клинского района Московской области от 28.07.1978 года «О распределении жилой площади рабочим и служащим совхоза «Динамо», рассмотрев протокол совместного заседания рабочего комитета и администрации совхоза «Динамо» о предоставлении жилой площади рабочим и служащим совхоза «Динамо», Исполком Воронинского сельского Совета решил: Протокол совместного заседания рабочего комитета и администрации совхоза «Динамо» за №12 от 23 июня 1978 года о предоставлении жилой площади рабочим и служащим совхоза «Динамо» утвердить. Просить отдел учета распределения жилой площади Клинского городского Совета народных депутатов выдать ордера ФИО2/адрес/. Решение подписано Председателем Исполкома Воронинского Сельсовета, секретарем исполкома Воронинского сельсовета, и скреплено гербовой печатью.
С присвоением ответчиком жилому помещению статуса «служебное» истец не согласна, ее статус - муниципальная, в связи с чем она с детьми имеет право на приобретение данной квартиры в собственность в порядке приватизации.
Муниципальный статус жилья подтверждается следующим.
Согласно выписке из домовой книги в квартире зарегистрированы и проживают: истец с 08.12.1994 года, и двое ее детей с момента их рождения: /данные изъяты/, /дата/ рождения, /данные изъяты/, /дата/ рождения. Срок регистрации - постоянно.
Ранее в данной квартире были зарегистрированы и проживали: ФИО2, дата регистрации 15.08.1978 года, ФИО3, дата регистрации с 15.08.1978 года, ФИО4, дата регистрации 06.12.1994 года, срок регистрации - постоянно. Сняты с регистрационного учета в связи со смертью: /дата/, /дата/ и /дата/ соответственно.
Согласно ЕПД Мособлеирц с 2017 года по 2019 год, управляющей компанией жилого дома, в котором расположена квартира /адрес/, общей площадью 47,70 кв.м., жилой площадью 29,90 кв.м., является ООО «Клинская Теплосеть», тип собственности: муниципальное, тип квартиры: квартира, лицевой счет /номер/, зарегистрировано три человека, проживает три человека, отметок о служебном характере не имеется.
В соответствии с выпиской ЕГРН от 20.11.2019 года, сведения об отнесении жилого помещения - квартиры /адрес/ к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования - отсутствуют, статус записи об объекте недвижимости: имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
В лицевом счете /номер/ на спорную квартиру истец указана ответственным квартиросъемщиком, тип жилья: муниципальное, отметок о служебном характере жилого помещения не имеется.
Какого-либо договора в отношении спорной квартиры между истцом и администрацией городского округа Клин, либо другими организациями не заключались, она не отнесена к специализированному жилищному фонду.
Сведения об отнесении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилого фонда в Едином государственном реестре отсутствуют.
В соответствии с Решением Исполкома Воронинского сельского Совета народных депутатов Клинского района от 28.07.1978 года «О распределении жилой площади рабочим и служащим совхоза «Динамо», был утвержден Протокол совместного заседания рабочего комитета в администрации совхоза «Динамо» за №12 от 23 июня 1978 года о предоставлении жилой площади рабочим и служащим совхоза «Динамо». П.2 данного решения указано: выдать ордера следующим гражданам: под №4 указан ФИО2
Постановлением главы администрации Клинского района Московской области №1244 от 31.07.1997 года «О муниципальной собственности» с Приложением №1 был утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, принимаемых от АОЗТ «Динамо» в муниципальную собственность Клинского района, согласно которым жилой дом /адрес/ был передан в муниципальную собственность Клинского района и включен в Реестр муниципальной собственности.
Учитывая указанные обстоятельства, истец просила суд признать незаконным и необоснованным, нарушающим права истцов отказ администрации городского округа Клин от 05.06.2020 года /номер/ в приватизации квартиры по адресу: /адрес/. Признать право собственности за ФИО1, /данные изъяты/., /дата/ г.р., /данные изъяты/., /дата/ г.р. право долевой собственности, по 1/3 доле в праве за каждым, на жилое помещение - квартиру, по адресу: /адрес/.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена, ее представитель исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица – Управления Росреестра по Московской области (Клинский отдел) в судебное заседание не явился, извещен.
Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив представленные доказательства в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, заслушав объяснения представителя истца, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно ст. 62 ч. 1 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
В соответствии со ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04 июля 1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П часть вторая статьи 4 закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 1541-1 от 04.07.1991г. признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает издание субъектами РФ нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том, что такие решения лишаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому назначению.
Однако решения о приватизации служебного жилья должны быть определенными, обоснованными, исключающими произвольность и возможность злоупотреблений. Они не должны предполагать систематического и обязательного отчуждения жилых помещений специализированного жилищного Фонда в собственность граждан.
Так, согласно пункту 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Жилищное законодательство, действовавшее в период предоставления служебного жилого помещения, также не предусматривало судебного порядка изменения режима жилого помещения.
При этом, Закон Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", не содержит императивной правовой нормы, устанавливающей право лиц, занимающих служебное жилое помещение, приватизировать это помещение.
Напротив, в качестве общей нормы он устанавливает запрет на приватизацию служебных помещений (пункт 1 ст. 4). И только при определенных обстоятельствах, законодатель допускает передачу служебных жилых помещений в собственность граждан в порядке приватизации (пункт 2 ст. 4).
Судом установлено, что ФИО1 вместе с двумя несовершеннолетними детьми зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживает в двухкомнатной квартире, по адресу: /адрес/.
Имея намерение приватизировать данное жилое помещение (ранее в приватизации жилья участия не принимала, а иные жилые помещения поступили в собственность в порядке наследования и по возмездным сделкам), истец обратилась в администрацию городского округа Клин с заявлением о приватизации, но получила отказ от 05.06.2020 года /номер/ с обоснованием: жилое помещение имеет статус «служебное».
Обратившись с заявлением об аннулировании данного статуса жилья, истец также получила отказ. 27.09.2019 года администрация городского округа Клин изготовила ответ /номер/, в котором указала, что основания для исключения квартиры из числа служебных помещений отсутствуют.
Данное жилое помещение было предоставлено ее родителям, работавшим в совхозе «Динамо».
Из архивной выписки следует, что Решением Исполкома Воронинского сельского Совета народных депутатов Клинского района Московской области от 28.07.1978 года «О распределении жилой площади рабочим и служащим совхоза «Динамо», рассмотрев протокол совместного заседания рабочего комитета и администрации совхоза «Динамо» о предоставлении жилой площади рабочим и служащим совхоза «Динамо», Исполком Воронинского сельского Совета решил: Протокол совместного заседания рабочего комитета и администрации совхоза «Динамо» за №12 от 23 июня 1978 года о предоставлении жилой площади рабочим и служащим совхоза «Динамо» утвердить. Просить отдел учета распределения жилой площади Клинского городского Совета народных депутатов выдать ордера ФИО2/адрес/. Решение подписано Председателем Исполкома Воронинского Сельсовета, секретарем исполкома Воронинского сельсовета, и скреплено гербовой печатью.
С присвоением ответчиком спорному жилому помещению статуса «служебное» истец не согласна, ее статус - муниципальная, в связи с чем она полагала, что имеет право на приобретение данной квартиры в собственность в порядке приватизации.
Муниципальный статус жилья подтверждается следующим.
Согласно выписке из домовой книги в квартире зарегистрированы и проживают: истец с 08.12.1994 года, и двое ее детей с момента их рождения: /данные изъяты/, /дата/ рождения, /данные изъяты/, /дата/ рождения. Срок регистрации - постоянно.
Ранее в данной квартире были зарегистрированы и проживали: ФИО2, дата регистрации /дата/, ФИО3, дата регистрации с /дата/, ФИО4, дата регистрации /дата/, срок регистрации - постоянно. Сняты с регистрационного учета в связи со смертью: /дата/, /дата/ и /дата/ соответственно.
Согласно ЕПД Мособлеирц с 2017 года по 2019 год, управляющей компанией жилого дома, в котором расположена квартира /адрес/, общей площадью 47,70 кв.м., жилой площадью 29,90 кв.м., является ООО «Клинская Теплосеть», тип собственности: муниципальное, тип квартиры: квартира, лицевой счет /номер/, зарегистрировано три человека, проживает три человека, отметок о служебном характере не имеется.
В соответствии с выпиской ЕГРН от 20.11.2019 года, сведения об отнесении жилого помещения - /адрес/ - к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования - отсутствуют, статус записи об объекте недвижимости: имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
В лицевом счете /номер/ на спорную квартиру истец указана ответственным квартиросъемщиком, тип жилья: муниципальное, отметок о служебном характере жилого помещения не имеется.
Какого-либо договора в отношении спорной квартиры между истцом и администрацией городского округа Клин, либо другими организациями не заключались, она не отнесена к специализированному жилищному фонду.
Сведения об отнесении жилых помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилого фонда в Едином государственном реестре отсутствуют.
В соответствии с Решением Исполкома Воронинского сельского Совета народных депутатов Клинского района от 28.07.1978 года «О распределении жилой площади рабочим и служащим совхоза «Динамо», был Утвержден Протокол совместного заседания рабочего комитета в администрации совхоза «Динамо» за №12 от 23 июня 1978 года о предоставлении жилой площади рабочим и служащим совхоза «Динамо». Пунктом 2 данного решения указано: выдать ордера следующим гражданам под №4 указан ФИО2
Постановлением главы администрации Клинского района Московской области №1244 от 31.07.1997 года «О муниципальной собственности» с Приложением №1 был утвержден перечень объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, принимаемых от АОЗТ «Динамо» в муниципальную собственность Клинского района, согласно которым жилой дом /адрес/ был передан в муниципальную собственность Клинского района и включен в Реестр муниципальной собственности.
Обращаясь в суд с иском, истец просила признать отказ администрации городского округа Клин об исключении занимаемого жилого помещения из числа служебных незаконным и необоснованным, поскольку данное жилое помещение в настоящее время является муниципальной собственностью, что влечет утрату им статуса служебного жилья в силу закона, поскольку факт принятия решения о передаче жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения, следовательно, при передаче в муниципальную собственность указанные жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применятся правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Кроме того, ссылалась на то, что в ордере не указано, что квартире присвоен статус служебного жилого помещения и сведений о том, что оно относится к специализированному жилому фонду, также нет.
Истец, действующая в том числе и в интересах несовершеннолетних детей, не относится к числу лиц, которым предоставляется служебное жилое помещение.
Занимаемая истцом и ее детьми квартира на момент заключения договора найма и принятия решения об отказе в исключении из числа служебных не была зарегистрирована в органах государственной регистрации как помещение специализированного жилищного фонда.
Соответственно, жилое помещение отнесено к служебному незаконно и независимо от того обстоятельства, что оно предоставлялось в связи с трудовой деятельностью, между сторонами сложились отношения социального найма жилого помещения.
Фактически между сторонами уже заключен договор социального найма, т.к. они исполняют все права и обязанности по такому договору и пользуются помещением, следят за его техническим состоянием, несут расходы по квартплате и коммунальным услугам.
Вместе с тем, судом установлено, что спорное жилое помещение, расположенное по адресу: /адрес/ было предоставлено на основании служебного ордера /номер/ от 01.08.1978 года ФИО2 с семьей для проживания на период работы в совхозе (л.д. 22).
Сведений о том, что истцы, либо ФИО2 на момент предоставления служебного жилого помещения в 1978 году имели право на предоставление жилья по договору социального найма, состояли на соответствующем учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, относились к числу лиц, имеющих право на получение жилого помещения в соответствии с действующим законодательством в материалах дела не имеется.
Решение собственником о предоставлении спорного жилого помещения на условиях договора социального найма также не принималось.
Спорное жилое помещение имеет статус служебного, в связи с чем, правоотношения сторон регулируются нормами закона о пользовании специализированным жилищным фондом.
Доводы о том, что спорное жилое помещение не относится к специализированному жилищному фонду, поскольку передано в муниципальную собственность, а колхоз, предоставивший семье ФИО2 данную квартиру, перестал существовать, являются несостоятельными.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
В соответствии с жилищным законодательством органы местного самоуправления с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", самостоятельно решают вопросы по отнесению находящихся в их собственности жилых помещений к категории служебных и по исключению таких помещений из специализированного жилищного фонда, а также по определению порядка их предоставления и установлению категорий граждан, которым они предоставляются (ч. 1 ст. 14, ч. 2 ст. 92, ч. 2 ст. 104 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании вышеприведенных норм, поскольку органы местного самоуправления самостоятельно формируют служебный жилищный фонд, орган местного самоуправления в лице администрации городского округа Клин в соответствии с предоставленными ему полномочиями обоснованно отказал истцам в заключении договора социального найма с целью приватизации спорной квартиры, принимая во внимание статус служебного.
Согласно Постановления Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42 (ред. от 18.07.2016 года) «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» решение об отнесении квартиры к служебному жилью должно быть направлено в отделение Росреестра в течение трех дней со дня его принятия (и. 14 Правил). Данное сообщение носит уведомительный характер и не является юридически значимым для целей придания или не придания квартире статуса служебной, поэтому отсутствие в ЕГРП сведений о присвоении квартире статуса служебного жилого помещения не может свидетельствовать о недействительности его присвоения.
Фактическое пользование жилым помещением при наличии ордера, который предоставляет лишь право пользования служебным жилым помещением, не может свидетельствовать о возникновении у истцов права на приватизацию вышеуказанного жилого помещения.
На момент разрешения заявленного спора спорная квартира статус служебного помещения не утратила, распоряжение об исключении данного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда не издавалось.
Закон не предусматривает заключение договора социального найма на служебное жилое помещение, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей о признании недействительным отказа администрации городского округа Клин Московской области в исключении жилого помещения из состава служебных, признании за истцами права пользования спорной комнатой по договору социального найма, поскольку спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, статус указанного жилого помещения не изменялся, решения об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось.
Доводы о пользовании спорным жилым помещением на условиях социального найма, оплате коммунальных услуг, поддержании жилого помещения в надлежащем состоянии, сводятся к неправильному толкованию закона.
Кроме того, суд полагает необходимым указать, что процедура предоставления жилого помещения по договору социального найма, предусмотренная действующим жилищным законодательством, истцами соблюдена не была, истцы на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма не состоят, малоимущими в целях предоставления такого жилого помещения не признавались, с заявлением о постановке на учет нуждающихся в администрацию городского округа Клин не обращались.
Данные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспаривались.
Для возникновения у истцов права пользования спорным помещением, находящимся в жилищном фонде социального использования, было необходимо, чтобы указанное лицо состояло на учете нуждающихся и в порядке очередности у него возникло право на предоставление жилого помещения на условиях социального найма.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1, действующей в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетних детей /данные изъяты/, /данные изъяты/ к администрации городского округа Клин Московской области о признании незаконным отказа администрации городского округа Клин в приватизации квартиры, признании права собственности на квартиру в порядке приватизации - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья Т.М. Воронова
Мотивированное решение составлено /дата/.
Судья Т.М. Воронова