Дело №2-1885/21
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Владикавказ 11 ноября 2021 года.
Советский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Тлатова К.А., при секретаре с/з Базаевой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО8 к войсковой части 47084 о взыскании заработной платы,
у с т а н о в и л:
ФИО8 обратилась в суд с иском к войсковой части 47084 о взыскании в её пользу заработной платы – денежных средств в размере 77944 рубля 19 копеек за счёт средств на лицевом счёте федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания».
В обоснование требований в исковом заявлении ФИО8 указано следующее.
Между ФИО8 и командиром войсковой части 47084 был заключён трудовой договор на время отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет ФИО12, по которому ФИО8 (работник) была принята на должность ведущего инженера отделения автоматизации с должностным окладом в размере 2252 рубля 16 копеек и ежемесячной надбавкой за сложность, напряжённость, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 70% от оклада. По состоянию на 15.01.2018г. ФИО8 был установлен должностной оклад в размере 2621 рубль, по состоянию на 01.11.2018г. ФИО8 была установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями и продолжительностью 40 часов, по состоянию на 05.08.2019г. ФИО8 в порядке перевода на другую работу была принята на должность ведущего инженера отделения (организации управления) в структурном подразделении: оперативный отдел штаба объединения с должностным окладом в размере 2621 рубль, по состоянию на 15.10.2019г. ей был установлен должностной оклад в размере 2734 рубля. Изложенные обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами: копия трудового договора от 16.05.2011г., заключённого между ФИО8 и командиром войсковой части 47084; копия выписки из приказа начальника штаба по управлению войсковой части 47084 от 16.05.2011г. №106; копия дополнительного соглашения к трудовому договору от .... № в связи с повышением должностных окладов (тарифных ставок) от 15.01.2018г.; копия дополнительного соглашения от 01.11.2018г. к трудовому договору от .... №; копия дополнительного соглашения к трудовому договору от .... № об изменении должности работника от 05.08.2019г.; копия дополнительного соглашения от 15.10.2019г. к трудовому договору от .... №. В процессе осуществления трудовой деятельности Григорьева Е.Ю. получала следующие выплаты: 1) должностной оклад (гарантированная выплата); предусмотрен приказом Министра обороны РФ от02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации”; 2) доплата до МРОТ (гарантированная выплата); предусмотрена ст.133 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ; 3) ежемесячная надбавка за сложность, напряжённость, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада (стимулирующая выплата); предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации”; 4) ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу (стимулирующая выплата); предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации”; 5) премия по результатам работы (стимулирующая выплата); предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации”; 6) ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада (стимулирующая выплата); предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации”; 7) материальная помощь (стимулирующая выплата); предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации”; 8) дополнительное материальное стимулирование (стимулирующая выплата); предусмотрено приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010г. №1010 “О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации”; 9) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (компенсационная выплата); Предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006г. №573 “О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны” и приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019г. №545 “О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации”. Обращение ФИО8 за судебной защитой нарушенных прав и законных интересов связано со следующими обстоятельствами: выплата ей заработной платы работодателем осуществлялась с включением компенсационных и стимулирующих выплат в минимальный размер оплаты труда (МРОТ), что подтверждается расчётными листками за период с сентября 2019г. по август 2020г., выданными ФИО8 Истец не согласна с включением компенсационных и стимулирующих выплат в МРОТ, так как, по её мнению, работодатель должен был производить начисление заработной платы до МРОТ путём выплаты должностного оклада с осуществлением доплаты до МРОТ и только после этого производить начисление стимулирующих и компенсационных выплат. При этом ФИО8 отмечает, что она не просит суд установить размер должностного оклада в размере МРОТ, поскольку это относится к прерогативе работодателя. Также она не просит суд о признании недействительным условия трудового договора, согласно которому размер должностного оклада установлен менее МРОТ, так как законодательство РФв настоящий момент допускает возможность установления должностного оклада в размере менее МРОТ. Однако, полагает истец, работодатель должен не только обеспечить выплату МРОТ, но и установить и поддерживать справедливую выплату заработной платы исходя из высокопроизводительного труда работника, который подтверждается получением им стимулирующих выплат, и его работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, что подтверждается получением им компенсационных выплат. То есть выплата заработной платы в размере МРОТ (в случае полной отработки нормы рабочего времени) в любом случае будет исполнена работодателем, если даже какой-либо работник не достоин выплаты стимулирующих выплат и работает в нормальных условиях труда, которые не требуют установления ему компенсационных выплат. В случае же иного толкования, по убеждению истца, возможна ситуация, при которой работодатель может установить должностной оклад своим работникам в размере одного рубля и на него начислять все стимулирующие и компенсационные выплаты, которые добросовестный работник заслужил и которые ему положены, и после полученного мизера довести выплату заработной платы до МРОТ, после чего утверждать, что он (работодатель) полностью выполняет требования законодательства РФ. То есть в указанной ситуации работодатель исполнит обязанность по выплате МРОТ в адрес каждого из своих работников, но не исполнит обязанность по справедливому установлению заработной платы, так как заработную плату в размере МРОТ в любом случае получат как добросовестный работник за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, так и недобросовестный работник в нормальных условиях труда. В целях правильного разрешения возникшего спора ФИО8 также полагает необходимым указать на следующие положения нормативно-правовых актов РФ и общеобязательные разъяснения, выраженные в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ: части 1, 4 ст.129, части 1, 3 ст.133 Трудового кодекса РФ, Постановление КС РФ от 07.12.2017г. №38-П, Определения КС РФ от 01.10.2009г. №1160-О-О, от 17.12.2009г. №1557-О-О, от 12.04.2019г. №869-О, и просит суд о взыскании в её пользу заработной платы в размере, указанном в представленном суду письменном расчёте требуемой к взысканию суммы денежных средств.
Истец ФИО8 в судебное заседание не явилась, просила суд о рассмотрении дела в её отсутствие и удовлетворении предъявленных ею исковых требований.
Представитель ответчика - войсковой части 47084 в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду сообщено не было, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя ответчик не просил.
Вместе с тем ранее в суд поступили письменные возражения на иск ФИО8, подписанные представителем ответчика – ФИО24, в которых указано на несогласие ответчика с исковыми требованиями, приводятся положения ст.ст.129 и 133 Трудового кодекса РФ. Также в возражениях отмечено, что законодателем установлено, что месячная заработная плата работника, включающая в себя в том числе компенсационные и стимулирующие выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ). Следовательно, включение в состав месячной заработной платы работника компенсационных и стимулирующих выплат при определении минимального размера оплаты труда не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы истца, которому согласно представленным суду копиям расчётных листков выплата заработной платы производилась за отработанную норму рабочего времени, и её размер не был ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствующем периоде.
Кроме того, участвуя в судебном заседании по делу, состоявшемся 21.09.2021г., представитель ответчика – ФИО25 иск не признал по основаниям, приведённым в представленных суду письменных возражениях.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Федерального казённого учреждения “Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания” (ФКУ «УФО МО РФ по РСО-А») в судебное заседание не явился, не сообщив о причине неявки, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил.
При этом в суд ранее поступили письменные возражения ФКУ «УФО МО РФ по РСО-А» на иск ФИО8, в которых указано следующее.
В соответствии со ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Согласно ст.130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда в РФ. Согласно ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; при этом трудовым законодательством допускается установление окладов как составных частей заработной платы работников в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, однако, что общий размер заработной платы за месяц (включая доплаты и надбавки) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), будет не меньше минимального размера оплаты труда; минимальная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда независимо от стажа его работы; в том случае, когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (ст.149 Трудового кодекса РФ). Как отметил Конституционный Суд РФ в своём постановлении от 11.04.2019г. №17-П, выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы. Согласно «Докладу с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за третий квартал 2017г.», утверждённому Федеральной службой по труду и занятости, под условия, отклоняющиеся от нормальных, подпадают: 1) работа в ночное время; 2) выполнение работ различной квалификации; 3) при совмещении профессий (должностей); 4) сверхурочная работа; 5) работа в выходные и нерабочие праздничные дни; 6) при освоении новых производств (продукции), соответственно каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; в противном случае месячная заработная плата работников, привлечённых к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, то есть работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (то есть в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день; это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлечённых к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции РФ общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции РФ, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации. Таким образом, взаимосвязанные положения ст.129, части 1 и части 3 статьи 133, частей 1-4 и 11 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019г. №17-П конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений ст.129, частей 1 и 3 ст.133 и частей 1-4 и 11 ст.133.1 Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Законодательством не установлена обязанность работодателя увеличивать заработную плату, доведённую до размера минимального размера оплаты труда, на надбавку за сложность, напряжённость, высокие достижения в труде и специальный режим работы. Кроме того, пунктом 4 Приказа Министра обороны РФ от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации” предусмотрено, что основными критериями для установления надбавки за сложность, напряжённость, высокие достижения в труде и специальный режим работы являются: исполнение должностных обязанностей работниками в условиях, отклоняющихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, знание и применение компьютерной и другой техники, иностранных языков и др.); выполнение непредвиденных, особо важных и ответственных работ; компетентность работников в принятии соответствующих решений, ответственность в работе по поддержанию высокого качества обеспечения деятельности отдельных органов; наличие у работников государственных наград, учёных степеней и учёных званий, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в труде. Из системного анализа вышеизложенных норм следует, что надбавка за сложность, напряжённость, высокие достижения в труде и специальный режим работы не подпадает под компенсационные выплаты, которые не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы, поэтому, делает вывод представитель третьего лица, доводы истца о её работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, в связи с чем ей якобы и выплачиваются компенсационные выплаты, законодательно не обоснован и является результатом ошибочного толкования правовой нормы.
Изучив материалы рассматриваемого гражданского дела, доводы участвующих в деле лиц, заслушав заключение представителя государственного органа – государственной инспекции труда в РСО-Алания ФИО27, полагавшего, что исковые требования ФИО8 удовлетворению не подлежат, суд находит приходит к следующему.
Судом установлено, что между ФИО8 и командиром войсковой части 47084 был заключён трудовой договор на время отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет ФИО12, по которому ФИО8 (работник) была принята на должность ведущего инженера отделения автоматизации с должностным окладом в размере 2252 рубля 16 копеек и ежемесячной надбавкой за сложность, напряжённость, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере 70% от оклада.
По состоянию на 15.01.2018г. ФИО8 был установлен должностной оклад в размере 2621 рубль, по состоянию на 01.11.2018г. ФИО8 была установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями и продолжительностью 40 часов, по состоянию на 05.08.2019г. ФИО8 в порядке перевода на другую работу была принята на должность ведущего инженера отделения (организации управления) в структурном подразделении: оперативный отдел штаба объединения с должностным окладом в размере 2621 рубль, по состоянию на 15.10.2019г. ей был установлен должностной оклад в размере 2734 рубля.
Приведённые обстоятельства подтверждаются следующими представленными стороной истца документами: копия трудового договора от 16.05.2011г., заключённого между ФИО8 и командиром войсковой части 47084; копия выписки из приказа начальника штаба по управлению войсковой части 47084 от 16.05.2011г. №106; копия дополнительного соглашения к трудовому договору от .... № в связи с повышением должностных окладов (тарифных ставок) от 15.01.2018г.; копия дополнительного соглашения от 01.11.2018г. к трудовому договору от .... №; копия дополнительного соглашения к трудовому договору от .... № об изменении должности работника от 05.08.2019г.; копия дополнительного соглашения от 15.10.2019г. к трудовому договору от .... №.
Из имеющихся в деле материалов также следует, что в процессе осуществления трудовой деятельности Григорьева Е.Ю. получала следующие выплаты: 1) должностной оклад (гарантированная выплата); предусмотрен приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации”; 2) доплата до МРОТ (гарантированная выплата); предусмотрена ст.133 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001г. №197-ФЗ; 3) ежемесячная надбавка за сложность, напряжённость, высокие достижения в труде и специальный режим работы в размере от 50 до 100 процентов должностного оклада (стимулирующая выплата); предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации”; 4) ежемесячная надбавка за выслугу лет к должностному окладу (стимулирующая выплата); предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации”; 5) премия по результатам работы (стимулирующая выплата); предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации”; 6) ежемесячное денежное поощрение в размере 1 должностного оклада (стимулирующая выплата); предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации”; 7) материальная помощь (стимулирующая выплата); предусмотрена приказом Министра обороны РФ от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации”; 8) дополнительное материальное стимулирование (стимулирующая выплата); предусмотрено приказом Министра обороны РФ от 26.07.2010г. №1010 “О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации”; 9) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе (компенсационная выплата); Предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 18.09.2006г. №573 “О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны” и приказом Министра обороны РФ от 18.09.2019г. №545 “О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооружённых Сил Российской Федерации”.
Обращение ФИО8 в суд с иском к войсковой части 47084 с требованием о взыскании в её пользу денежных средств (заработной платы) в размере 77944 рубля 19 копеек основано на незаконном, по её убеждению, включении компенсационных и стимулирующих выплат в минимальный размер оплаты труда и необходимости начисления ей заработной платы в соответствии с законом следующим образом: выплата денежного оклада, доплата до соответствия минимальному размеру оплаты труда (ст.133 Трудового кодекса РФ), начисление положенных стимулирующих и компенсационных выплат.
Между тем такое толкование норм регулирующего сложившиеся между сторонами по делу правоотношения действующего законодательства, на которые указывает ФИО8 в поданном ею исковом заявлении, является неправильным в силу следующего.
В соответствии со ст.129 Трудового кодекса РФ заработная плата включает вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда в РФ.
Согласно ст.133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения; при этом трудовым законодательством допускается установление окладов как составных частей заработной платы работников в размере ниже минимального размера оплаты труда при условии, однако, что общий размер заработной платы за месяц (включая доплаты и надбавки) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), будет не меньше минимального размера оплаты труда; минимальная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда независимо от стажа его работы; в том случае когда трудовая деятельность осуществляется в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством (ст.149 Трудового кодекса РФ).
Конституционным Судом РФ в постановлении от 11 апреля 2019г. №17-П разъяснено, что выплаты, связанные со сверхурочной работой, работой в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, в отличие от компенсационных выплат иного характера не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы.
Согласно «Докладу с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за третий квартал 2017г.», утверждённому Федеральной службой по труду и занятости, под условия, отклоняющиеся от нормальных, подпадают: 1) работа в ночное время; 2) выполнение работ различной квалификации; 3) при совмещении профессий (должностей); 4) сверхурочная работа; 5) работа в выходные и нерабочие праздничные дни; 6) при освоении новых производств (продукции), соответственно каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, в том числе за сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; в противном случае месячная заработная плата работников, привлечённых к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, не отличалась бы от оплаты труда лиц, работающих в обычных условиях, то есть работники, выполнявшие сверхурочную работу, работу в ночное время, в выходной или нерабочий праздничный день (то есть в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказались бы в таком же положении, как и те, кто выполнял аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего дня (смены), в дневное время, в будний день; это приводило бы к несоразмерному ограничению трудовых прав работников, привлечённых к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступало бы в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции РФ общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, обусловливающими, помимо прочего, необходимость предусматривать обоснованную дифференциацию в отношении субъектов, находящихся в разном положении, и предполагающими обязанность государства установить правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает справедливую, основанную на объективных критериях заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Кроме того, это противоречило бы и статье 37 (часть 3) Конституции РФ, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Таким образом, взаимосвязанные положения ст.129, части 1 и части 3 статьи 133, частей 1-4 и 11 статьи 133.1 Трудового кодекса РФ по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, повышенной оплаты сверхурочной работы, работы в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
Выявленный в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2019г. №17-П конституционно-правовой смысл взаимосвязанных положений ст.129, частей 1 и 3 ст.133 и частей 1-4 и 11 ст.133.1 Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. Трудовым законодательством не установлена обязанность работодателя увеличивать заработную плату, доведённую до размера минимального размера оплаты труда, на надбавку за сложность, напряжённость, высокие достижения в труде и специальный режим работы.
Кроме того, пунктом 4 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2001г. №90 “Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации” предусмотрено, что основными критериями для установления надбавки за сложность, напряжённость, высокие достижения в труде и специальный режим работы являются: исполнение должностных обязанностей работниками в условиях, отклоняющихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, знание и применение компьютерной и другой техники, иностранных языков и др.); выполнение непредвиденных, особо важных и ответственных работ; компетентность работников в принятии соответствующих решений, ответственность в работе по поддержанию высокого качества обеспечения деятельности отдельных органов; наличие у работников государственных наград, учёных степеней и учёных званий, других знаков отличия, полученных за личный вклад и достижения в труде.
Из системного анализа названных положений следует, что надбавка за сложность, напряжённость, высокие достижения в труде и специальный режим работы не подпадает под компенсационные выплаты, которые не могут включаться в состав регулярно получаемой месячной заработной платы; довод истца о её работе в условиях, отклоняющихся от нормальных, что обусловливает начисление соответствующих компенсационных выплат, суд признаёт несостоятельным.
При таких установленных по делу обстоятельствах суд соглашается с заключением Государственной инспекции труда в РСО-Алания и находит иск ФИО8 к войсковой части 47084 о взыскании заработной платы не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска ФИО8 к войсковой части 47084 о взыскании заработной платы – денежных средств в размере 77944 (семьдесят семь тысяч девятьсот сорок четыре) рубля 19 копеек за счёт средств, находящихся на лицевом счёте федерального казённого учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания через Советский районный суд г.Владикавказа РСО-Алания в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Тлатов К.А.