ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1886/ от 03.07.2014 Коломенского городского суда (Московская область)

  Дело № 2-1886/№

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ г. Коломна

 Коломенский федеральный городской суд Московской области Российской Федерации в составе председательствующего судьи БЕССУДНОВОЙ Л.Н.,

 при секретаре судебного заседания ХАРИТОНОВОЙ Р.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению КОНДРАШИНОЙ Юлии Викторовны о признании неправомерным указание налоговым органом в справке о состоянии расчетов с бюджетом спорной задолженности и принятии решения о списании задолженности,

У С Т А Н О В И Л :

 Кондрашина Ю.В., уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ ранее заявленное требование (л.д.09-10), обратилась в суд с заявлением о признании неправомерным указание Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 7 по Московской области в справке о состоянии расчетов с бюджетом спорной задолженности в размере <данные изъяты> рублей 81 копеек и принятии решения о списании задолженности.

 Заявление мотивировано тем, что согласно справке о состоянии расчетов с бюджетом, выданной МРИ ФНС России № 7 по Московской области за № №, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года за Кондрашиной Ю.В. числится задолженность по налогам, пени и штрафам в общем размере <данные изъяты> рублей 81 копеек. Спорная задолженность образовалась в периоды, выходящие за пределы сроков давности для взыскания, а именно, в периоды ДД.ММ.ГГГГ годы. Срок исковой давности для взыскания данной задолженности в соответствии со ст. 196 ГК РФ истек. Поскольку, налоговый орган утратил право на взыскание задолженности в связи с истечением срока давности на обращение с соответствующим требованием в суд, указание в справке о состоянии расчетов данной задолженности является незаконным. На основании положений ст.ст. 45 Налогового кодекса РФ, ст. 196 ГК РФ заявитель просит суд заявление удовлетворить.

 В настоящем судебном заседании заявитель Кондрашина Ю.В. не присутствовала, направила в суд представителя по нотариально удостоверенной доверенности (л.д.12) Мурашову О.В..

 Суд рассматривает дело в отсутствие заявителя с участием представителя по доверенности в порядке ст. 48 ГПК РФ.

 В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Мурашова О.В. заявление доверителя в уточненном объеме поддержала; дополнительно пояснила, что заявитель в настоящее время не является индивидуальным предпринимателем. Задолженность по налогам образовалась в период ДД.ММ.ГГГГ годы; требование об уплате налогов налогоплательщику Кондрашиной Ю.В. в соответствии с требованиями положения ст. 70 НК РФ не направлялось. Полагает, что в связи с пропуском налоговым органом срока для выставления требования об уплате налога, сбора и пени, налоговый орган теряет право на бесспорное применение мер принудительного взыскания. Срок на принудительное взыскание подлежит восстановлению судом. Сроки уплаты налога предусмотрены законодательством о налогах и сборах, поэтому, не выполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога становится известным налоговому органу непосредственно по истечении этих сроков, если обязанность задекларирована, или по завершению налоговой проверки, если по ее результатам выявляется нарушение налогового законодательства. Полагает, что налоговый орган утратил возможность взыскания вышеуказанной задолженности, в связи с чем, указание данной задолженности в справке о расчетах с бюджетом незаконно. На основании положений ст.ст. 69, 70 НК РФ, ст. 196 ГК РФ, просит суд заявление доверителя удовлетворить.

 Представитель МРИ ФНС России № 7 по Московской области по доверенности (л.д.14) Морозова И.С. в судебном заседании доводы заявления не признала; в порядке возражений пояснила, что в соответствии и по смыслу положения статьи 44 Налогового кодекса РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика. Случаи, при которых задолженность по налогам может быть признана безнадежной, установлены ст. 59 НК РФ. Приказом ФНС России от 19.08. 2010 года № ЯК-7-8\393@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, согласно которому, решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимается руководством налогового органа только при наличии судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Иного нормативного акта, регулирующего основания и процедуру списания задолженности по налогу и пени, не имеется. Межрайонная ИФНС России № 7 по Московской области не оспаривает размер задолженности Кондрашиной и момент её образования, а также факта пропуска сроков установленных ст. 46 НК РФ и ст. 47 НК РФ, включая срок на применение мер принудительного взыскания задолженности. Просит суд в удовлетворении заявления Кондрашиной Ю.В. в изложенной формулировке отказать.

 Выслушав представителя заявителя и представителя МРИ ФНС России № 7 по Московской области, исследовав письменные доказательства в материалах гражданского дела, суд приходит к следующему.

 В соответствии со ст.ст. 31, 32 и 33 НК РФ налоговые органы осуществляют права и несут обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции.

 Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Налоговым кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

 Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать недоимки по налогам и задолженность по пени не подлежащими взысканию и списывать соответствующие суммы с лицевого счета налогоплательщика.

 По смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер к взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.

 Статьей 59 НК РФ установлены случаи, при которых задолженность может быть признана безнадежной к взысканию.

 Так, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания.

 Согласно п. 2 ст. 59 НК РФ органом, в компетенцию которого входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, является налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

 Пунктом 5 ст. 59 НК РФ установлено, что порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

 Приказом ФНС России от 19.08.2010 № Ж-7-8/393@ утвержден Порядок списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечень документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам.

 Порядок применяется в отношении задолженности, взыскание которой оказалось невозможным в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам (п. 2.4).

 В соответствии с п. 4 Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам при наличии основания, указанного в пункте 2.4 Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию налогоплательщик должен располагать копией вступившего в законную силу акта суда, содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе копия определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, заверенные гербовой печатью соответствующего суда; справкой налогового органа по месту учета организации (месту жительства физического лица) о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам.

 Иного нормативного акта, регулирующего основания и процедуру списания задолженности по налогу и пени, не имеется.

 В судебном заседании установлено и подтверждается письменными доказательствами по делу, что заявитель Кондрашина Ю.В. не является индивидуальным предпринимателем, (л.д.<данные изъяты>), в суд с настоящим заявлением заявитель обратилась в качестве физического лица. Задолженность в размере <данные изъяты> рублей 81 копеек образовалась за период ДД.ММ.ГГГГ годы, что не оспаривается МРИ ФНС России № 7 по Московской области.

 Межрайонная ИФНС России № 7 по Московской области, не оспаривая размер задолженности и момент ее образования, а также факт пропуска срока для взыскания вышеуказанной задолженности ссылается на то, что порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, установлен ст. 59 НК РФ, а также на отсутствие у инспекции оснований для списания недоимки ввиду отсутствия судебного акта.

 Налоговым органом не представлено доказательств возможности взыскания спорных сумм с учетом установленных ст.ст. 45-47 Налогового кодекса Российской Федерации сроков взыскания. Более того, факт пропуска срока для взыскания вышеуказанных недоимки и пеней налоговый орган не оспаривает, о чем в судебном заседании пояснено представителем налогового органа и изложено в письменном отзыве на заявление (л.д.17).

 В силу ч. 3.1 ст. 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

 На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Межрайонной ИФНС России № 7 по Московской области утрачена возможность взыскания спорной задолженности в вышеуказанной сумме.

 Вместе с тем, суд находит обоснованным довод налоговой инспекции, послуживший основанием отказа в списании данной задолженности, поскольку ст. 59 НК РФ, Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ не предусматривают возможность списания с лицевого счета налогоплательщика сумм налогов и пеней, порядок принудительного взыскания которых налоговым органом нарушен.

 Кроме того, лицевой счет, который ведется налоговым органом, является формой внутреннего контроля, осуществляемого налоговым органом во исполнение ведомственных документов. Поэтому неотражение (отражение) в лицевом счете налоговых платежей не ущемляет прав налогоплательщика.

 Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей, то есть не влечет за собой негативных последствий для налогоплательщика.

 Суду не представлено доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя действием Межрайонной ИФНС России № 7 по Московской области, выразившимся в отражении в справке № задолженности в размере <данные изъяты> рублей 81 копеек.

 Одновременно суд полагает необходимым разъяснить участвующим в деле лицам, что настоящее решение суда при наличии в нем вывода об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности в размере <данные изъяты> рублей 81 копеек, является судебным актом, указанным в подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ. Данная задолженность может быть признана безнадежной к взысканию и списана в порядке, установленном приказом Федеральной налоговой службы от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@.

 На основании изложенного, в удовлетворении заявления в изложенном заявителем объеме, суд отказывает.

 Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

 В удовлетворении заявления Кондрашиной Юлии Викторовны о признании неправомерным указание Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 7 по Московской области в справке о состоянии расчетов с бюджетом № спорной задолженности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года в общем размере <данные изъяты> рублей 81 копеек, и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Московской области принять решение о списании задолженности, отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Московский областной суд через Коломенский городской суд.

 Судья Л.Н. Бессуднова