ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1886/22 от 31.05.2022 Ново-савиновского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0049-01-2022-001808-19

дело № 2-1886/22

2.093

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Ново-Савиновский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Шамгунова А.И.,

секретаре судебного заседания Гурьяновой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зайнагутдинова А.А. и Зайнагутдинов С.Ф. к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о признании права на меры социальной поддержки, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Зайнагутдинова А.А. и Зайнагутдинов С.Ф. обратились в суд с иском к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о признании права на меры социальной поддержки в виде субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как многодетной семье.

В обоснование исковых требований указывается, что Зайнагутдинова А.А. является сотрудником полиции и её семье для временного проживания на основании договора найма предоставлено служебное жилье по адресу: ... ...В, ... ....

По указанному адресу проживают истцы и их трое несовершеннолетних ребенка.

Семье истцов присвоен статус многодетной.

С --.--.---- г. по --.--.---- г. семье истцов назначены меры социальной поддержки как многодетной семье.

В соответствии с действующим законодательством многодетной семье полагается мера социальной поддержки в виде субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

--.--.---- г.Зайнагутдинова А.А. обратилась в орган социальной защиты с заявлением, в котором просила назначить субсидию-льготу на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу проживания её семьи (... ...В, ... ...). Однако в этом было отказано со ссылкой на то, что предоставление мер социальной поддержки осуществляется по адресу постоянной регистрации, а предоставление мер социальной поддержки по месту фактического проживания законодательством не предусмотрено.

Полагая, что отказ является необоснованным, истцы просили:

признать право истцов на получение субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как многодетной семье по адресу проживания: ... ...В, ... ...;

обязать ответчика назначить истцам субсидию-льготу на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как многодетной семье по адресу их фактического проживания: ... ...В, ... ... января 2022 года по дату прекращения права пользования служебным жилым помещением по указанному адресу.

В ходе разбирательства дела истец Зайнагутдинова А.А. заявила также требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей, причиненного отказом в переоформлении субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 54).

В судебном заседании истцы поддержали исковые требования.

Представитель ответчика ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в судебном заседании исковые требования не признала.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришёл к следующему.

Зайнагутдинова А.А. и Зайнагутдинов С.Ф. состоят в браке, у них трое несовершеннолетних детей – Зайнагутдинова А.С., --.--.---- г. года рождения, Зайнагутдинов Ю.С., --.--.---- г., Зайнагутдинова С.С., --.--.---- г. года рождения

Семье Зайнагутдиновых присвоен статус многодетной, что подтверждается соответствующим удостоверением (л.д. 24).

Между Министерством внутренних дел по ... ... и Зайнагутдинова А.А. заключен договор найма служебного помещения от --.--.---- г.№--, по условиям которого министерство, являясь по договору наймодателем, передало семье Зайнагутдинова А.А. в лице её самой, супруга и их троих детей во временное владение и пользование квартиру по адресу: ... ...В, ... ....

Договор найма заключен на время прохождения Зайнагутдинова А.А. службы в органах внутренних дел, сроком на 2 года.

Зайнагутдинова А.А. и Зайнагутдинов С.Ф. имеют регистрацию по месту пребывания по адресу: ... ...В, ... ... (л.д. 21, 22).

Адрес постоянной регистрации Зайнагутдинова А.А. - ... ... (л.д. 31). Несовершеннолетние дети истцов зарегистрированы по этому же адресу (л.д. 16-18).

Адрес постоянной регистрации Зайнагутдинов С.Ф.... ..., пгт. Балтаси, ... ... (л.д. 35).

По пояснениям Зайнагутдинова А.А. с марта 2017 года она с семьей проживает по адресу: ... ...В, ... ..., квартира является служебной, предоставлена на семью как сотруднику полиции, договор найма перезаключается каждые два года. Также она пояснила, что в ... ... её семья не проживает, эта квартира принадлежит её сестре, она обращалась в МВД по ... ... по вопросу постоянной регистрации в ... ...В по проспекту Победы ... ..., однако в этом было отказано.

--.--.---- г. в орган социальной защиты поступило заявление Зайнагутдинова А.А. по вопросу назначения субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как многодетной семье по адресу проживания ... ...В, ... .... Дата обращения указана в возражениях представителя ответчика (л.д. 49 оборот).

В ответ орган социальной защиты в письме от --.--.---- г. сообщил Зайнагутдинова А.А., что назначить меры социальной поддержки как многодетной семье по месту фактического проживания по адресу: ... ...В, ... ... не представляется возможным в соответствии с действующим законодательством (л.д. 27-29).

В ходе разбирательства дела было установлено, что семья Зайнагутдиновых на постоянной основе проживает по адресу: ... ...В, ... ..., что подтверждается, в том числе, актом, составленным с участием представителей эксплуатирующей организации (л.д. 53).

Зайнагутдинова А.А. обратилась в МВД по ... ... по вопросу постоянной регистрации по месту жительства в служебной квартире по адресу: ... ...В, ... ....

В ответ на обращение заместителем Министра внутренних дел по ... ...Зайнагутдинова А.А. в письме от --.--.---- г. сообщено, что поскольку договор найма служебного жилого помещения имеет ограниченный срок действия, то регистрация сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи в служебном жилом помещении осуществляется по месту пребывания на срок действия договора найма.

Обращаясь в суд с рассматриваемым исковым заявлением, истцы исходили из того, что по адресу постоянной регистрации не проживают, проживают в служебном жилье по адресу: ... ...В, ... ..., зарегистрироваться на постоянной основе по адресу постоянного проживания не имеют возможности, поскольку жилье является служебным. Полагали, что в связи с тем, что постоянно проживают по адресу: ... ...В, ... ..., но не имеют возможности зарегистрироваться по этому адресу на постоянной основе, то отказ органа социальной защиты в назначении субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу фактического постоянного места жительства нарушает их права.

Оценив установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что доводы истцов заслуживают внимание в связи со следующим.

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации право на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений (часть 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.

Согласно части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации может быть установлено, что субсидии гражданам предоставляются путем перечисления средств лицу, которому в соответствии со статьей 155 настоящего Кодекса вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 N 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» семьям, имеющим трех и более детей в возрасте до 18 лет предоставляется субсидия в размере 30 процентов расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья, установленной законодательством Республики Татарстан. Субсидия предоставляется независимо от вида жилищного фонда на каждого члена семьи.

Во исполнение Закона Республики Татарстан от 08.12.2004 N 63-ЗРТ постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2006 года № 126 утверждено «Положение о порядке и условиях предоставления субсидий-льгот на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Татарстан» (далее – Положение).

Согласно пункту 1.2 Положения решения о предоставлении субсидий-льгот принимаются отделениями государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в пятидневный срок со дня поступления документов.

В пункте 2.1 Положения указано, что субсидии-льготы предоставляются отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, по месту постоянного жительства в соответствии с законодательством.

Таким образом, положения статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил связывают право на меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не с фактом регистрации заявителя в жилом помещении, а с его постоянным проживанием (местом жительства) в жилом помещении, в отношении которого он несет расходы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

При этом в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

Частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I установлено, что граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

С учетом приведенного суд пришёл к выводу о том, что отсутствие у истцов постоянной регистрации по месту постоянного жительства по адресу: ... ...В, ... ... не может служить основанием для отказа в предоставлении им субсиии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как многодетной семье по месту фактического жительства, поскольку отсутствие регистрации по месту фактического жительства не является обстоятельством, влияющим на право получения субсидии. Правовое значение при решении вопроса о праве на указанную субсидию имеет факт постоянного проживания и пользования жилым помещением.

Поскольку факт постоянного проживания и пользования семьей Зайнагутдиновых жилым помещением по адресу: ... ...В, ... ... был установлен в судебном заседании, представителем ответчика по существу не оспаривается факт проживания истцов по указанному адресу, по месту постоянного проживания истцы не могут оформить постоянную регистрацию, хотя по этому вопросу обращались в МВД по ... ..., то суд пришёл к выводу о том, что имеются основания для назначения истцам субсидии-льготу на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как многодетной семье по адресу их постоянного места жительства (... ...В, ... ...).

Учитывая, что письменное обращение Зайнагутдинова А.А. в орган социальной защиты по вопросу назначения субсидии-льготы по месту фактического проживания имело место быть в январе 2022 года, то суд находит заслуживающими внимание доводы истцов о наличии оснований для назначения этой меры социальной поддержки с января 2022 года.

Вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требования истцов в части назначения субсидии-льготы по месту фактического жительства сделан также с учётом правовой позиции, изложенной в определении Шестого кассационного суда общей юрисдикции от --.--.---- г. N №--.

В удовлетворении требования Зайнагутдинова А.А. о компенсации морального вреда следует отказать, поскольку её личные неимущественные права нарушены не были.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

исковые требования Зайнагутдинова А.А. и Зайнагутдинов С.Ф. к государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о признании права на меры социальной поддержки, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать право Зайнагутдинова А.А. и Зайнагутдинов С.Ф. на получение субсидии-льготы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как многодетной семье по адресу проживания: ... ...В, ... ....

Обязать государственное казенное учреждение «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» назначить Зайнагутдинова А.А. и Зайнагутдинов С.Ф. субсидию-льготу на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как многодетной семье по адресу их фактического проживания: ... ...В, ... ... января 2022 года по дату прекращения права пользования служебным жилым помещением по указанному адресу.

В удовлетворении требования Зайнагутдинова А.А. о взыскании компенсации морального вреда отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Ново-Савиновский районный суд ... ... в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.

Судья Шамгунов А.И.

Решение08.06.2022