ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1887/10 от 29.04.2010 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29.04.2010 г Ленинский районный суд г. Самары в составе: председательствующего судьи Изосимова А.М.,

С участием помощника прокурора Советского района го Самары Минайленко О.В.

при секретаре Самодуровой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <адрес> в интересах Меркуловой Ю. А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары, о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в интересах Меркуловой Ю.А. к Департаменту управления имуществом городского округа Самары о предоставлении жилого помещения.

Исковые требования мотивирует тем, что Меркулова Ю.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

С момента рождения Меркулова Ю.А. г находилась в МОУ для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский <адрес> школа-интернат В настоящее время нигде не обучается, проживает по адресу <адрес> комната (общежитие).

Жилое помещение за Меркуловой Ю.А. не закреплялось, жилого помещения для проживания она не имеет.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара -р от 02.02.09г. утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по городскому округу Самара на 2009г. В данном списке по состоянию на 2010 год, Меркуловой Ю.А. значится под номером 234

До настоящего времени органами местного самоуправления городского округа Самара жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке Солдаткиной С.Ю. не предоставлено, чем нарушаются ее права.

На основании изложенного, прокурор <адрес> го Самары просил обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Меркуловой Ю.А. жилое помещение в черте городского округа Самара не ниже установленных социальных норм, благоустроенное применительно к данному населенному пункту, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

В дальнейшем прокурор <адрес> го Самары уточнил требования, согласно которым просил обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Меркуловой Ю.А. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения, признать соответчиком <адрес> и обязать Правительство Самарской Области выделить денежные средства в необходимом объеме для предоставления социальной выплаты.

Помощник прокурора <адрес>, Минайленко О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании Меркулова А.Ю. поддержала заявленные прокурором требования, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика Департамента управления имуществом г.о Самары Рузанова О.В., представитель третьего лица <адрес>, представитель министерства финансов <адрес>, представитль министерства экономического развития и торговли по <адрес>, представитель департамента семьи, опеки и попечительства Администрации г.о. Самара, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Суд с учетом мнения участников по делу считал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что Меркулова Ю.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

С момента рождения Меркулова Ю.А. г находилась в МОУ для детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детский <адрес> школа-интернат В настоящее время нигде не обучается, проживает по адресу <адрес> комната (общежитие).

Жилое помещение за Меркуловой Ю.А. не закреплялось, жилого помещения для проживания она не имеет.

Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара -р от 02.02.09г. утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, по городскому округу Самара на 2009г. В данном списке по состоянию на 2010 год, Меркуловой Ю.А. значится под номером 234

До настоящего времени органами местного самоуправления городского округа Самара жилое помещение по договору социального найма в установленном законом порядке Солдаткиной С.Ю. не предоставлено, чем нарушаются ее права.

Кроме того, согласно ответа ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Меркулова Ю.А. строений и жилья на территории го Самары и <адрес> не имеет, права на приватизацию не использовала.

На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных, учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На основании п. 3 статьи 52 Жилищного кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законом Самарской области от 05.03.05 г. №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара преданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).

Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005г. № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством самарской области.

В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанного Порядка учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

Согласно ст. 5,6,8 Закона № 77-ГД Органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Право на обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, появляется с момента приобретения им данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации и ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

В соответствии со ст. 45 Устава городского округа Самары от имени городского округа Самара права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара.

Полномочия органов местного самоуправления городского округа Самары в области управления и распоряжения муниципальным имуществом определены ст.ст. 45-47 Устава городского округа Самары.

Согласно ст. 8 Закона № 159 ФЗ дополнительные гарантии детей сирот на жилое помещение устанавливаются субъектом РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Составление проекта областного бюджета организация его исполнения, а также утверждение и доведение до главных распорядителей средств областного бюджета предельных объемов финансирования являются полномочиями министерства управления финансов Самарской области, которое также является главным финансовым органом Самарской области согласно Положения о министерстве управления финансами Самарской области утвержденном Постановлением Правительства Самарской области от 21.11.08г. № 447 Согласно указанного положения Министерство выступает от имени казны Самарской области в отношениях с органами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Согласно Закона Самарской области № 131 ГД « Об областном бюджете на 2009г. г. на плановый период 2010 и 2011 г.» и сведений, представленных ответчиками на исполнение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениям: рассматриваемой категории лиц по муниципальным образованиям и городским округам выделена субвенция <данные изъяты> - объем которой определяется исходя из общего размера средств по установленной Законом № 77 ГД методике.

Согласно Определения Верховного суда РФ № 46-Г08-27 от 28.01.2009 г. по предоставлению прокурора Самарской области указывающем на то, что размер бюджетных средств недостаточен и не позволит обеспечить жильем всех нуждающихся граждан, что ведет к нарушению их прав, в соответствии с принципами бюджетного права субъект РФ самостоятельно осуществляет принадлежащие ему бюджетные полномочия.

Ст. 19 Закона Самарской области от 29.11.2007г № 134-ГД «Об областном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (с последующими изменениями) утверждено распределение на 2008 год субвенций, формируемых за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита областного бюджета, по каждому городскому округу, муниципальному району и в виду указанных субвенций согласно приложению № 7 к настоящему Закону.

В таблице № 3 приложения № 7 к названному закону Самарской области предусмотрены субвенции на исполнение государствнных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях оциального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семецного типа, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российчской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и определен их размер – <данные изъяты>

В соответствии с принципами бюджетного права субъект РФ самостоятельно осуществляет принадлежащие ему бюджетные полномочия.

На основании изложенного суд полагает в удовлетворении требований истца в части признания соответчиком Правительство Самарской области и обязании Правительство Самарской Области выделить денежные средства в необходимом объеме для предоставления социальной выплаты, отказать

Таким образом, Департамент Управления имуществом и Министерство экономического развития осуществляют свои полномочия в рамках выделенных средств в соответствии с Законом Самарской области о бюджете на 2009г, 2010 г..

Согласно Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, разработанным в соответствии с Законами Самарской области № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей сирот.. .» и № 87 ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан.. .» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использовании я отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Департамент управления имуществом
городского округа Самары наделенный полномочиями в области управления и
распоряжения муниципальным имуществом, исполняя государственные полномочия,
обязан осуществить предоставление Меркуловой Ю. А. социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения за счет финансовых средств (субвенций) на осуществление подобных полномочий из средств областного бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Промышленного района г.о. Самары в интересах Меркуловой Ю. А. удовлетворить частично.

Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самары предоставить Меркуловой Ю. А. социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.

В удовлетворении остальной части требований - отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Самары со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.М. Изосимов